Методическая разработка урока - экскурсии «Мой любимый город»
Министерство образования Пензенской области
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Методическая разработка урока - экскурсии «Мой любимый город»
Разработал: преподаватель спецдисциплин
ГОНЧАРОВА Светлана Борисовна
Пояснительная записка
Формирование гуманного отношения к исторической и современной среде Пензы начинается со знания архитектуры города. Методическая разработка «Мой любимый город» представляет собой познавательный рассказ о городской среде Пензы, в результате которого происходит знакомство с неактуализированной ранее информацией о значимых и важных постройках, архитекторах и стилях. Сделанный акцент на строительство архитектурных памятников Пензы, истории его домов поможет погрузиться в историю архитектуры и сопоставить прошлое и настоящее. Важнейшие события в отечественной истории, по понятным причинам, не останутся в стороне от внимания студентов , так как они неразрывно связаны с развитием нашего родного города. Надеюсь, многие из них найдут для себя в этом материале массу интересного, полезного и познавательного. У каждого города, как и у человека, своя судьба. Об истории Пензы написано немало статей и очерков, издано несколько краеведческих книг. Но все, же и сегодня страницы истории нашего города, для кого-то родного, кому-то ставшего родным, наверняка будут интересны и познавательны. Одним из направлений деятельности является культурно–просветительная работа, которая ориентирована на подрастающее поколение. В рамках существующей программы по МДК 01.01 «Проектирование зданий и сооружений», по теме «Архитектурные решения фасадов зданий, архитектурная композиция, архитектурные формы и стили» мною разработан урок-экскурсия «Мой любимый город», который раскрывает страницы летописи нашего города. Эта разработка содержит фактические сведения, посвященные городу, она знакомит с 650-летней историей, культурно историческими ценностями. Наш край впитал в себя историю многих поколений Пензяков, память о которых хранят его здания и храмы, музеи, архивные документы и книги.
Урок-экскурсия: технологическая карта
Название предмета: МДК 01.01. Проектирование зданий и сооружений |
Группы СПО 2-х курсов |
Урок № |
Дата: |
|||||
Тема: «Архитектурные решения фасадов зданий, архитектурная композиция, архитектурные формы и стили» урок-экскурсия «Мой любимый город» /data/files/m1478085414.docx (Маршрут экскурсии) |
||||||||
Образовательные цели: |
1.Приобщение студентов к архитектуре, культуре и истории Малой Родины. 2.Углубление и расширение знаний студентов об архитектуре родного края. 3. Закрепление и углубление знаний студентов и учащихся, полученных при изучении темы «Общие сведения об архитектуре и градостроительстве». 4. Предоставление студентам возможности получения практической информации по теме «Архитектурные решения фасадов зданий, архитектурная композиция, архитектурные формы и стили»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни и в архитектуре города. 5. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса |
|||||||
Развивающие цели: |
1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора студентов. 2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации. 3.Развитие личностных качеств- самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности. 4. Развитие интереса к культуре, архитектуре и строительству, чувства гордости за добрые дела своих земляков. 5.Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных. |
|||||||
Воспитательные цели: |
1.Формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. 2.Формирование знаний по архитектуре, культуре, и истории Малой Родины, уважения к достопримечательностям и к городу в целом. |
|||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: |
8 |
|||||||
Тип урока: |
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД |
|||||||
Основные термины и понятия: |
Архитектурная композиция, архитектурные формы и стили |
|||||||
Межпредметные связи: |
Связь с историей родного края |
|||||||
Познавательные УУД: |
1. Устанавливают причинно-следственные связи между прошлым и настоящим в области архитектуры. 2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
|||||||
Коммуникативные УУД: |
1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. 3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с преподавателем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия |
|||||||
Регулятивные УУД: |
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с преподавателем. 3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме |
|||||||
Личностные УУД:
|
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. 2. Учатся замечать и признавать расхождения с прошлым и настоящим, а также своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
|
|||||||
Ожидаемые результаты
Методы определения результативности урока |
Предполагается, что студенты: - проявят познавательный интерес к культуре и архитектуре своего микрорайона, района, города; - научатся работать с дополнительным историческим и современным материалом; - научатся использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития архитектуры города; - научатся давать свои обоснованные ответы, анализируя полученную информацию в процессе участия в экскурсии; - овладеют ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями, а также компетенцией личностного самосовершенствования. |
|||||||
Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы. анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения виртуальных экскурсий и экскурсий по городу. |
||||||||
№ |
Этап урока |
Форма/приемы |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов и учащихся |
Ресурс |
||
I |
Подготовительный |
Метод показа, демонстрации, рассказа, беседы, приемы сравнения зрительной реконструкции |
1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных архитектурных объектов. 2. Знакомится со специальной литературой. 3. Составляет подробный план экскурсии. 4. Проводит ознакомительные беседы, подготавливающие студентов к экскурсии: «Мой любимый город» 5. Беседа «Край мой родной -Пенза», с целью выяснения знаний. 6.Наблюдения, целевые прогулки по близлежащим улицам. 8. Лично проверяет маршрут на предмет личной безопасности студентов. |
На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии, рассматривают альбомы, иллюстраций, наборы открыток с видами Пензы, рассматривают карты Пензенской области..
|
1. Архитектура русского барокко Виппер Б.; 2. Архитектура эпохи модерна В.С.Горюнов, М. П. Тубли; 3. Научно-технический журнал "Региональная архитектура и строительство"; 4. Художественный язык архитектуры Иконников А. В.; 5. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»; 6.План экскурсии по родному городу. 7.Фотоаппарат 8.Старые фотографии 10.Буклеты, наборы открыток |
|||
II |
Организационный |
Коллективная/ фронтальная беседа |
10 мин. |
1. Сообщает обучающимся о цели мероприятия. 2. Настраивает на плодотворную работу. 3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности) |
Готовятся участвовать в мероприятии |
|||
III |
Центральный а) начало маршрута |
Вступительная беседа преподавателя
|
10мин |
Освещает особенности архитектуры строительных объектов: Сегодня на уроке-экскурсии нам предстоит познакомиться с архитектурой Пензы, её стилями и направлениями. Ваша задача определить к какому стилю принадлежат архитектурные сооружения Пензы. Мы будем рассматривать период развития архитектуры города, начиная с его возникновения и до начала 21 века. Вопрос к студентам: Что же такое «Архитектура» и для чего она нам нужна? Вопрос к студентам: существуют различные стили и направления, знаете ли вы о них? Вопрос к студентам: Какие стили и направления присуще архитектуре XVIII-XXI вв. Сейчас мы с вами узнаем, в каком стиле построены многие здания и сооружения нашего города. |
Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии
Отвечают на вопрос: Архитектура – это направление искусства, она очень многообразна … Архитектура - это строительство зданий, выполненное в некотором стиле, помогающее украсить здания и города. Архитектура – это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения , Отвечают на вопрос: Греческий стиль, Романский стиль, Ренессансный стиль, Барокко, Рококо, Классицизм, Неоклассицизм, Модерн, Модернизм, Конструктивизм и др. Отвечают на вопрос: более всего были распространены два стиля:. Русское барокко и классицизм в архитектуре |
|||
б) Вслед за экскурсоводом/ведущим... |
Монолог с элементами беседы |
30мин |
Контролирует ход экскурсии |
1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные. 2. Готовятся дать ответы на вопросы преподавателя полученные перед экскурсией |
||||
в) Спроси у меня… |
Фронтальная беседа |
25 мин |
Направляет поток вопросов в рациональное русло |
Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии |
||||
1V. |
Итоговый |
Фронтальное обсуждение |
15мин |
1. Напоминает студентам о необходимости в срок, назначенный преподавателем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала. 2. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала для упражнений, для изготовления стендов, схем, плакатов, для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров 3.Индивидуальное задание студентам: Определить к какому стилю относятся конкретные архитектурные сооружения. Дать развернутый ответ: - название архитектурного сооружения; - имя архитектора; - год создания; -стиль; -назначение здания при строительстве и как используется в настоящее время. |
1. Делятся впечатлениями. 2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала: а) коллекционный материал, б) схемы и/или плакаты, в) Делают фотоснимки |
Мингазова Татьяна