12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ильюта Наталья Владимировна1005
Я - учитель... и для меня - это уже не профессия, это моя жизнь...
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
5

Методическая разработка урока «Виртуальная экскурсия» + презентация «Родной город»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор-составитель: Ильюта Наталья Владимировна

Место работы, должность: ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», учитель начальных классов, город Кемерово
Предмет: Окружающий мир
 Класс: 2 класс
 Название материала: Методическая разработка урока «Виртуальная экскурсия»
 Вид урока: урок-экскурсия
 УМК: «Школа России»
 Краткое описание, методические рекомендации по использованию:
 Сказочная форма этого урока позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы найден путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Сказки и через уроки продолжает воспитывать детей. А также игра и виртуальная экскурсия только ещё больше способствовали усвоению нового и пройденного материала. В качестве примера приведу данный урок окружающего мира по сказке В. Берестова «Как найти дорожку». На мой взгляд, таким образом можно поступить не только с предметом окружающий мир, а и с русским языком, и математикой, подогнав учебный материал под сценарий.
 Тема: «Город и село». Проект «Родной город».
 Цели: уточнить представления учащихся о характерных особенностях городских и сельских поселений; развивать умения рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы; развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор ребёнка; мотивировать учащихся к выполнению проекта «Родной город»; воспитывать любовь к природе, к животным, к родному краю.
 Планируемые результаты:
 предметные:
 знать отличительные признаки города и села;

рассказывать о своём городе по плану;

 метапредметные:
 понимать учебную задачу и стараться её выполнить;

определять сходство и различие объектов, объяснять их, выделяя существенные признаки;

определять истинность или ложность высказываний;

рассказывать по предложенному плану;

работать в парах и совместно, выполнять взаимопроверку;

делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

 личностные:
 проявлять чувство гордости за свою малую Родину;

проявлять уважительное отношение к другим людям, их национальной принадлежности, образу жизни, традициям;

определять личностный смысл учения (в проектной деятельности).

 Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тесты, презентация города Кемерово, иллюстрации с изображением города и села, картинки-отгадки, карточки для рефлексии, наклейки с изображением смайликов.
 Оборудование для презентации: компьютер, проектор.
 Ход урока.
 1. Организационный момент.
 Учитель:
 - Сегодня у нас необычный урок, а урок-игра с виртуальной экскурсией. Ребята, из сказки В.Берестова «Как найти дорожку», пошли в гости к дедушке-леснику. Пошли и заблудились. Поможем им найти дорожку?
 2. Актуализация необходимых знаний.
 Учитель:
 - Ребята, на прошлом уроке вы получили творческое задание №4 и №5 в рабочей тетради на с.7.
- Ответьте на вопрос: «Представители, каких народов населяют наш кузбасский край»
 Ученики:
 - Наиболее многочисленными среди малых коренных народов в Кузбассе считаются калмаки и шорцы, татары сибирские и телеуты.
 Учитель:
 - О каких традициях этих народов вы знаете?
 Ученики:
 - Занимались они разным животноводством, продавали рыбу, мясо, сено, промышляли конным извозом близ Томска на московском тракте. Часть калмаков приняла православие, часть стала мусульманами. Быстро строились деревни, возводились мечети, лавки и хозяйственные постройки. Постепенно сложилась этническая и территориальная группа так называемых, татар-калмаков на Искитиме. А также изготавливали туеса из бересты.
 Учитель:
 - Ребята, вы подготовили интересный познавательный материал о коренных народах нашего края. Этот материал обязательно пригодится нам в дальнейшей работе.
 - А теперь ответьте на вопрос: «Почему народы России называют братскими?
 Ученик: «Народы в России живут дружно, словно братья».
 Учитель: «Назовите государственные символы нашей страны».
 Ученик: «Герб, флаг, гимн».
 Учитель:
 - Угадайте, куда мы направляемся вместе с ребятами из сказки.
 

Весной веселит,

 Летом холодит,
 Осенью питает,
 Зимой согревает.
 

(Лес.) (картинка)

 - Отгадайте, кого они увидели?
 

Кто по ёлкам ловко скачет

 И взлетает на дубы?
 Кто в дупле орехи прячет,
 Сушит на зиму грибы?
 

(Белка.) (картинка)

 Видят, над ними белка прыгает с дерева на дерево. Маленькая белочка готовилась к зиме. В дупле она устроила кладовую. Угадайте, что она заготовила?
 

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
 

(картинка гриба)

 Дети решили помочь белке.
 Учитель:
 - Но надо вспомнить правила сбора грибов.
 Ученики:
 - Грибы срезать ножом (выдёргивать нельзя); старые грибы не брать; если не знаком гриб, пройди мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям или животным.
 3. Мотивация познавательной деятельности.
 На доске иллюстрации с изображением города и села.
 Учитель: «Рассмотрите внимательно эти картинки. Попробуйте определить, о чём сегодня пойдёт разговор?»
Ученик: « Думаю, мы будем говорить о городе и селе».
 Учитель: « Почему вы так решили?»
 Ученик: «Потому что мы видим городскую и сельскую местность».
 Учитель: «Сформулируйте сами учебные задачи урока. Чему мы будем учиться сегодня на уроке?»
 Ученик: «Сравним, чем отличается город от села».
 Учитель: «Правильно. А ещё мы сравним, чем похожи город и село, чем занимаются люди в городе и в селе».
 - Откройте учебник на с.8. Проверьте себя, прочитайте задачи урока.
 4. Организация познавательной деятельности.
Учитель: «Рассмотрите фотографии на с.8 учебника. Определите, на какой фотографии показан город, на какой село. Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ»
 Ученик: «На первой фотографии изображён город, потому что много машин. Я вижу многоэтажные дома. Улицы покрыты асфальтом».
 Ученик: «На второй фотографии – село. Дома деревянные, одноэтажные. На берегу реки лодки, рыбак собирается выйти из лодки на берег».
 Учитель: «Ребята, а мы с вами живём в городе или в селе?
 Ученик: «Мы живём в городе».
 Учитель: «Чтобы вам было легче отличать город от села, научиться понимать, какой населённый пункт называют городом, а какой селом, предлагаю вам игру».

Условия игры.

 Класс делится на три команды: 1-я команда — «семья»; 2-я команда — «сельские» жители; 3-я команда — «городские» жители. Учитель - ведущий.
 По условию игры каждая команда (2-я и 3-я) должна убедить 1-ю команду переехать на постоянное местожительство в их населённый пункт (город или село).
 Агитировать за переезд в свою местность следует убедительно, аргументированно, но без негативных высказываний в адрес «противника».
 

Учитель начинает игру: «Эта семья (1-я команда) решила поселиться на новом месте, только они никак не могут решить, где поселиться: в городе или в селе. Убедите их, что ваш город (село) – самое лучшее место жительства».

 

3-я команда — «городские» жители: «В городе есть многоэтажные дома и в них множество квартир. В квартирах не надо топить печь, есть отопление, газовая плита. Это очень удобно».

 

2-я команда — «сельские» жители: «У нас в селе в каждый дом проведён газ, и мы тоже не топим печки. Мы тоже готовим на газовой плите. Зато в селе живёт не так много людей. Все друг друга знают, здороваются, ходят в гости, помогают соседям. А в городе люди почти незнакомы. В городе много заводов и фабрик, которые загрязняют воздух, а у нас много деревьев, дышится легко, красивая река. Мы часто ходим купаться».

 

3-я команда — «городские» жители: «У нас в городе тоже есть река, и мы тоже ходим купаться. У нас много разных автобусов, трамваев, троллейбусов. Можно быстро съездить в любой край города. В селе транспорта нет. Приходится ходить пешком. Это долго и утомительно».

 «Семья» подсчитывает доводы обеих сторон. Обсуждает условия жизни, красоту природы, наличие культурных заведений, транспорта, экологическую обстановку, то есть всё, что может привлечь и является особенностью городской и сельской жизни. В итоге «семья» не может решить, где им хочется поселиться.

Учитель, посовещавшись с «семьёй», подводит итог:
 - Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Но зато на уроке услышали много интересного. Теперь можно по-другому взглянуть на любимый город, любимое село.
 

Учитель:

 - Ребята помогли белочке заготовить грибы и просят её:
 

Белка, белка, расскажи,

 Белка, белка, покажи,
 Как найти дорожку
 К дедушке в сторожку?
 

- Очень просто, - отвечает Белка.

 - Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той – на берёзку. С берёзки – на большой дуб. С верхушки видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте!
 

- Спасибо, Белка, – говорят ребята.

 - Только мы не умеем прыгать по деревьям. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
 

Ребята пошли дальше и увидели … кого?

 

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.
 

(Заяц.) (картинка)

 - Куда же торопится заяц, что ищет?
 

Сидит девица в темнице,

 А коса на улице.
 

(Морковь) (картинка)

 Учитель: «Давайте подведём итог нашей беседы, заполним таблицу. Признаки города запишем в левый столбец, признаки села - в правый».

Таблица заранее начерчена на доске. Заполняют.

 Учитель:
 - Зайчик был очень рад, что не останется голодным и пустился в пляс. И все заплясали.
 

5. Физкультминутка «Заинька». (Дети выполняют те движения, о которых говорится в тексте).

 Заинька, выходи!
 Заинька, выходи!
 Серенький, выходи!
 Вот так, этак выходи!
 Вот так, этак выходи!
 Заинька, повернись!
 Серенький, повернись!
 Вот так, этак повернись! (2 раза)
 Заинька, поскачи!
 Серенькй, поскачи!
 Вот так, этак поскачи! (2 раза)
 Заинька, попляши!
 Серенький, попляши!
 Вот так, этак попляши! (2 раза)
 

Ребята попросили зайчика:

 

Зайка, зайка, расскажи,

 Зайка, зайка, покажи,
 Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
 

- В сторожку? – переспросил Заяц.

 

- Нет ничего проще. Сначала будет пахнет грибами. Потом – морковкой. Потом запахнет лисьей норой. Обскачите этот запах справа или слева. Когда он останется позади, понюхайте и учуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

 

- Спасибо, Зайка, – говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

 

Видят – ползёт…

 

Не то стойло, не то хата,

 В ней скотинушка рогата,
 Рожки высунуть боится,
 Не мычит и не доится,
 Не корова, не коза…
 Непонятно, где глаза.
 Для неё прогулка – пытка!
 А зовут её…(улитка).
 

(Картинка.)

 

Эй, Улитка, расскажи,

 Эй, Улитка, покажи,
 Как найти дорожку
 К дедушке в сторожку?
 

- Рассказывать до-о-о-лго, – вздохнула Улитка. – Лучше я вас туда провожу-у… Ползите за мной.

 - Спасибо, Улитка, – говорят ребята.
 - Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
 На цветке сидит Пчела. (Картинка)
 Ребята к ней.
 

Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

 Пчёлка, Пчёлка, покажи,
 Как найти дорожку
 К дедушке в сторожку?
 

-Ж- ж- ж, – говорит Пчела. – Покаж-жу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они – туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд несём. Ну, до свидания. Я уж-жасно тороплюсь… Ж-ж-ж… и улетела.

 

Ребята не успели ей даже спасибо сказать.

 

6. Применение знаний.

 а) Просмотр презентации.
 

1-й слайд

 Учитель: «Информацию о любом населённом пункте можно разделить на три категории: первая – изображение природы; вторая – важные объекты населённого пункта; третья – достопримечательности. Предлагаю совершить виртуальную экскурсию по нашему городу Кемерово и попытаться понять, к какой категории отнести увиденные в презентации объекты».
 

2-й слайд

 Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна, площадь которой составляет семнадцать миллионов квадратных километров, с населением свыше ста пятидесяти миллионов человек. Самая большая страна в мире! Это – Россия.
 

3-й слайд

 Чтобы указать на карте, что где находится в нашей стране, её делят на части.
 Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) находится в Сибири.
 Родной край! По форме немного напоминает сердце.
 
4-й слайд
 
Наш город довольно молодой, ему сто лет. Да, по меркам города это совсем небольшой возраст.
 

Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир, здесь находится наша маленькая гимназия.

 

5-й слайд

 Флаг города Кемерово представляет собой полотнище красного цвета с вертикальной полосой синего цвета с двухсторонним изображением в центре герба города Кемерово, к которому прикреплена ветка зеленого цвета. Используемые цвета подобраны не просто так, каждый имеет свое значение. Красный – мужество, слава, энергия, сила. Синий – честь, верность, постоянство, правда. Зеленый – символ надежды, радости, изобилия, природы.
Герб города Кемерово представляет собой щит. Он разделен на два поля красного и черного цветов. В центре щита - изображение химической реторты, перекрывающей части шестерни и колосьев. Реторта – это специальный прибор, изображение которого похоже на запятую, он используется в промышленности; шестерня – деталь в машинах.
 

Символы на гербе указывают, что наш город – промышленный центр, столица шахтерского края. Шахтерским же наш край стал, благодаря открытию здесь запасов угля.

6-й слайд

Наш город стоит на реке Томь. В 1721 году Михайло Волков обнаружил залежи угля на берегу Томи на Горелой Горе, находящейся в черте современного города Кемерово. Сейчас там находится музей «Красная Горка». Именно это открытие дало начало заселению и развитию нашего края.

 

7-й слайд

 Город образован в 1918 году из сёл Щеглово и Кемерово и назывался сначала Щегловск. В 1932 году переименован в Кемерово.
 

8-й слайд

Название «Кемерово», вероятно, произошло от киргизского слова «кемер» — ремень, пояс, склон горы, берег, обрыв, холм, гора.
 

9-й слайд

 В нашем городе много интересных мест: набережная с многочисленным количеством памятников и скульптур.
 

10-й слайд

 Памятник русскому хоккею с мячом. Находится рядом со стадионом «Химик». Диаметр большого мяча на памятнике 2,5 метра и состоит он из 7000 настоящих мячей.
 

11-й слайд

 Чемпионат мира по хоккею с мячом 2007 года проходил в городе Кемерово.
 

12-й слайд

 Парки Кемерово: парк «Имени Жукова», парк «Лесная сказка», парк «Имени Веры Волошиной», парк «Чудес».
 

13-й слайд

 В краеведческом музее Кемерово интересно побывать на выставке динозавров и на научной выставке «Галилео».
 

14-й слайд

 Церкви и храмы: Знаменский Кафедральный собор, Мечеть Мунира, Церковь иконы Божьей матери, Католический храм.
 

15-й слайд

 Театры: Театр Драмы, Музыкальный театр Кузбасса, Театр Кукол, Филармония.
 

Учитель:

 «Попробуем определить, к какой категории отнести фотографии на слайдах.»
 

Ученик: "Фото с картой России и символикой города – важные объекты».

 Ученик: "Два фото с видом набережной реки Томи – природа». 

Ученик: "Остальные фото - достопримечательности города". 

 

б) Работа в парах.

 Учитель: «Откройте учебник на с.9. Рассмотрите внимательно фотографии. Посоветуйтесь с товарищем и выполните задание вместе. Накройте красными фишками то, что можно встретить в городе и жёлтыми фишками то, что можно встретить в селе».
 

Проверка выполненного задания.

 

в) Работа с учебником.

 Учитель: «Рассмотрите в учебнике на с. 10 изображение городского и сельского домов. В чём различие?»
 

Ученики: «В городском доме на первом этаже расположены магазины, парикмахерские, мастерские. В домах центральное отопление. В сельском доме подвальное помещение – хранилище для овощей. Есть чердак, в доме печь».

 Учитель: «Сегодня мы не говорим о том, где лучше жить – в городе, или в селе. Однозначного ответа нет. Сельские жители всегда стремились в город, их влекла работа на заводах и фабриках. А вот городские жители, наоборот, стремятся в сельскую местность, где природа, чистый воздух, спокойная жизнь.
 

7. Работа над будущим проектом.

Учитель: Расскажите о своём городе по плану, записанному в рабочей тетради на с.9, задание №1.
 

Рассказы детей. Запись в рабочую тетрадь название города, реки, достопримечательности.

 

Учитель: «На дом вы получаете задание: подготовить проект «Родной город» в рабочей тетради на с. 12-13. Для выполнения проекта разделимся на группы. Первая группа находит материал и фотографии о природе города; вторая группа – о важных объектах города; третья группа – о достопримечательностях города.

 

8. Итог урока.

 Учитель: «В начале урока перед нами стояла задача: научиться различать город и село.
 Вопрос 1.: Что такое город?
 Ученик: «Город - это крупный населённый пункт, в котором проживает не менее 12000 человек»
 Вопрос 2: «Что такое село?»
 Ученик: «Село – небольшой населённый пункт, в котором проживает небольшое количество жителей».
 

9. Рефлексия.

 Учитель: «Предлагаю небольшой блиц-опрос. Я произношу фразу, а вы ответьте, верно, или нет. Свой ответ обязательно аргументировать».
 

Вопрос учителя:

 - Если в населённом пункте не ходят трамваи, то это – село.
 

Ответы ребят:

 - Не всегда так. Трамваев может не быть и в городе. Например, в городе Белове.
 

Вопрос учителя:

 - Если в населённом пункте есть магазины, то это – город.
 

Ответы ребят:

 - Не всегда так. В селе тоже есть магазины.
 

Вопрос учителя:

 - Если в населённом пункте больше 12000 жителей, то это – город.
 

Ответы ребят:

 - Да, это верно. Город – это крупный населённый пункт.
 

Вопрос учителя:

 - Если в населённом пункте есть асфальтированные дороги, то это – город.
 

Ответы ребят:

 - Не всегда так. В селе Раздолье тоже есть асфальтированная дорога, но это не город.
 

Вопрос учителя:

 - Если в населённом пункте есть одноэтажные деревянные дома, то это – село.
 

Ответы ребят:

 - Нет, это не верно. В городе тоже есть одноэтажные дома.
 

Учитель: «А теперь оцените свои достижения. У каждого из вас есть карточка с вопросами. Читайте вопросы. Оцените свои знания. Выберите нужные смайлики из трёх: «Отлично», «Хорошо» или «Старайся».

 Вопросы.
 Смайлики.
 

1.Какой населённый пункт называют городом?

 2. Какой населённый пункт называют селом?
 
3.Оцените сами урок, поставьте оценку.
 

Учитель: «Поднимите руку, кто поставил 3 смайлика «Отлично». Кто поставил смайлики «Хорошо».

 А есть такие ученики, кто поставил смайлик «Старайся»?
 

Если есть такие ребята, выясняем, почему поставил грустный смайлик.

 Учитель:
 

- Ребята не успели пчёлке даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы и быстро нашли сторожку. (Картинка домика) Вот была радость. А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

 Дети сами помогли белке, зайцу. Их никто об этом не просил. Это очень хорошо – увидеть и исполнить желание другого.
 

Список литературы:

 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. и тетр. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение 2017. – 144 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-046484-0.
 2. Арзютов, Д. В. История Кузбасса. [Текст] / Д. В. Арзютов – Кемерово: Скиф, 2006.- 360 с.
 3. Герасимов, А. Н. История Кемеровской области: книга для чтения. [Текст] / А. Н. Герасимов – Кемерово: Скиф, 2007. - 224 с.
 4. Ежемесячный научно-методический журнал Министерства Образования Российской Федерации «Начальная школа», № 3, 1995. 


Родной город
PPT / 9.8 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Осина Светлана Николаевна, 21.07.18 в 07:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за проект! Красивый трудовой город!
Ильюта Наталья Владимировна, 21.07.18 в 17:05 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Светлана Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.