12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Юрьевна Макина3432
педагог дополнительного образования
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ в средних общеобразовательных школах

 

Методическая разработка для проведения профориентации в средних образовательных школах

Автор: Макина Е.Ю.

Пояснительная записка.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях своей деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Не редки ситуации, когда родители настойчиво предлагают своему ребенку ту профессию или специальность, которую, по их мнению, легче получить, или она на сегодняшний день наиболее востребована, требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее престижность и материальные возможности.

Необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с ССУЗами и ВУЗами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.

Одна из актуальных задач работников школ и средних специальных учреждений образования - помощь молодежи в совершении обоснованного профессионального выбора, формировании чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути. Конечно, такие проблемы развития учащихся должны решаться в сотрудничестве с родителями и школьными психологами.

Содержательная часть

Большую помощь старшеклассникам в формировании личности в обучении, принятию жизненно важных решений, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная профориентационная работа.

Одна из актуальных задач учителя и классного руководителя - помощь своим воспитанникам в совершении обоснованного профессионального выбора, формировании чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути. Конечно, такие проблемы развития учащихся должны решаться в сотрудничестве с родителями и школьными психологами.

Большую помощь старшеклассникам в формировании личности в обучении, принятию жизненно важных решений, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная профориентационная работа.

Цель методических рекомендаций: оказание информационной поддержки учителям и классным руководителям в процессе выбора учащимися профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Предложенные методические рекомендации адаптированы для использования их учителями и классными руководителями.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи деятельности по профориентации учащихся:

- сформировать положительное отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основные методы профориентационной работы:

Индивидуальная работа с учащимися по основам выбора профессии.

Справочно-информационные групповые консультации.

Учебный курс по основам выбора профессии

Развивающие профориентационные консультации.

Дни открытых дверей.

Формирующие профориентационные консультации.

Экскурсии на предприятия и организации.

Индивидуальная работа по корректировке программы самоподготовки к избираемой профессии.

Основные формы профориентационной работы:

- профориентационные уроки;

- экскурсии;

- классный час по профориентации;

- встречи со специалистами;

- профессиографические исследования;

- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

 

ПАМЯТКА КООРДИНАТОРАМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основные обязанности координаторов профориентационной деятельности в школе:

Классный руководитель опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами Вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь в выборе профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;

осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;

проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Как оценивать эффективность профориентации школьников?

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Семь правил выбора профессии

Уважаемые выпускники школ!

У вас в руках «помощник выбора профессии». Выполнение семи несложных правил поможет вам определиться с выбором профессии.

Шаг 1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

Например:

А) повар, кондитер, официант, бармен...

Б) дизайнер одежды, модельер, швея, товаровед...

В) бухгалтер, экономист, финансист, налоговый специалист...

Шаг 2. Составить перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

- выбираемая профессия и будущий род занятий;

- выбираемая профессия и жизненные ценности;

- выбираемая профессия и жизненные цели;

- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

- желательный уровень профессиональной подготовки;

- выбираемая профессия и мои склонности и способности;

- желательные содержание, характер и условия работы.

Шаг 3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

Шаг 4. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

Шаг 5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

Шаг 6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Шаг 7. Подведение итогов. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКА

Типичные ошибки учащихся при выборе профессии.

1. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).

2. Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.

3. Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.

4. Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

6. Отождествление учебного предмета с профессией.

7. Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии

Что нужно знать будущим абитуриентам уже сейчас?

Большинство советов сводится к одному: «А кем ты сам хочешь стать? Я же не знаю, что тебе нравится, зачем я тебе буду что-то советовать?!»

Для начала необходимо определиться хотя бы с группой учебных заведений – с помощью периодической литературы типа «Справочник абитуриента», «Все вузы нашего региона» и т.д. Затем посетить сайты выбранных учебных заведений, поинтересоваться главными направлениями подготовки (обычно на них самый большой план приема), посмотреть конкурсы прошлых лет. Как правило, уже здесь круг предпочтений заметно сужается – одни направления имеют огромный конкурс, на другие необходимо сдавать ЕГЭ по предметам, которые вы не очень-то жалуете и т.д.

Далее - посетить группы этих ССУЗов или ВУЗов и выбранных направлений в социальных сетях – их очень легко найти, введя в поиске аббревиатуру колледжа (института). Здесь вы сможете пообщаться с реальными студентами, получить отзывы о действительном состоянии дел. Тут расскажут, насколько сложна учеба, какие преподаватели, даже об общежитиях упомянут – в общем, всё это поможет вам с выбором.

Можно зарегистрироваться на образовательном форуме вашего региона и просмотреть темы, связанные с вузами, – обычно здесь тоже обсуждаются их преимущества и недостатки. Если будет недостаточно и этой информации, вы сможете завести собственную тему по интересующим вас направлениям.

Итак, после этих шагов у вас должна сложиться более-менее ясная картина о перспективах предстоящего поступления. Тут же будет легко определиться и с выбором предметов на ГИА (ЕГЭ) – как правило, учебные заведения размещают информацию о необходимых экзаменах в разделе описания направлений подготовки.

В заключении хочется пожелать Вам всем скорейшего определения будущей специальности (профессии), достойную зарплату, терпеливого руководителя, и помните:

В современном обществе Вам никто и ничего не должен, в том числе и хорошую профессию, за ее получение надо бороться.

Чем больше времени Вы потратите на определение того, чем Вы желаете заниматься всю жизнь, тем выше Ваши шансы.

Со всей настойчивостью стремитесь к той работе, которую Вы больше всего хотите.

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.06.18 в 23:11 0Ответить Пожаловаться
Отличная разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.