12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белкина Лидия Константиновна1097
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Доклад на педсовете.

Задача основной школы предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, профильное обучение в 10-11-х классах.

Предпрофильная подготовка — это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и формы продолжения образования.

Учащимся 9-х классов необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению. Но подросток этого возраста, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

О неблагополучии в системе профессиональной ориентации учащейся молодежи говорит такой факт (его приводит в своей статье академик РАО А.М. Новиков): общеобразовательная школа с 1-го по 11-й класс «теряет по дороге» 4,7 млн человек. Из них примерно 700 тысяч поступают в учреждения начального профессионального образования, 800 тысяч — среднего профессионального, но более 3 млн человек уходят из школы «в никуда», становясь люмпенами, маргиналами, пополняя ряды преступников, наркоманов и т.п

Для эффективного личностного становления учащимся 9-х классов необходима психолого-педагогическая помощь.

Для воспитания подростков наиболее актуальными являются следующие направления психолого-педагогической работы:

• предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;

• усвоение подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных);

формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;

Следовательно, психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.

профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результат этого развития;

• в полной мере учитываются актуальные возрастные (и психологические, и социальные) потребности подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;

психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению подростков строится на основе личностного подхода: учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);

• предметом психолого-педагогического воздействия является целостное становление личности, которое разбивается на следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-нравственный, мотивационно—волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;

 

В 5-7 классах тему профориентации мы проходим вскользь, лишь по касательной в рамках изучаемых модулей. «Черчение и графика» – мы рассматриваем профессии использующие черчение в своей деятельности, «Кулинария» – перечисляем профессии имеющие хоть какое – то отношение к приготовлению пищи, «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» - знакомимся с профессиями участвующими в производстве текстильных волокон, ткани и других материалов, необходимых для создания изделия, «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно - прикладного творчества» - изучаем профессии которые уже устарели и практически исчезли из нашей жизни, «Виды изделий из конструктивных материалов» - рассматриваем в основном рабочие специальности которые задействованы при обработке конструктивных материалов(древесина- лесоруб, плотник, столяр и др. металл – токарь, сталевар и т. п.) Лишь в 8 классе у нас есть 2 часа модуля «Современное производство и профессиональное образование», где мы слегка раскрываем типы и виды профессий. В этом году мы с восьмиклассниками посетили выставку профессий, где были представлены колледжи обучающие рабочим специальностям – парикмахер, кондитер, швея, столяр, также, в начале учебного года был проведен урок технологии, где мы пытались определить с учащимися, какое профессиональное направление кому больше подходит по личностным параметрам.

У каждого из нас есть способности к чему – либо.

Способности – это потенциал, который при соответствующем одинаковом обучении дает более высокий результат. Бесталанных людей нет. Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талантливо выполняющих любую работу. Каждый из нас оказывается более способным в одном деле и менее способным, в каком то другом. Важно просто определить те области деятельности, в которых мы более способны, что и должна сделать основная школа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.