Методическая разработка «Методы и способы развития профориентации в современной школе»
Тема:
«Методы и способы развития
профориентации в современной школе»
И так, в ходе развития инновационных и современных систем обучения необходимым акцентом является профориентационная работа с учащимися. Цель данной задачи – это проявить способность к самостоятельному, свободному и ответственному выбору. Данная направленность для школьников необходима и полезна, так как активизирует учащегося, даёт возможность приобретать новый опыт и расширять свой профессиональный кругозор. Для развития направления профориентации необходимы индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.
Одними из важных методов решения проблемы в выборе профессии являются:
1. Раздача тестов, основанные на выявлении профориентированности и профпригодности.
2. Активизировать внимание на разнообразные профессии и их виды деятельности с помощью мероприятий.
3. Важным способом является организация экскурсий в места разносторонних профессий, для развития интереса учащихся не только с положительных сторон, но и указать на трудность любой профессии. На данном этапе можно увеличить кругозор сучащихся в сфере профессиональной деятельность, а так же продуктивность.
Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше.
Практика показала, что необходимо выработать единую систему информации и инструментов, которые бы действительно помогали учащимся выбрать свою профессию.
Профессиональное самоопределение это осознанный выбор определенной профессии или сферы трудовой деятельности с учетом своих интересов, склонностей и способностей. Это – окончательное определение ответа на вопрос «Кем быть?». Целесообразными факторами являются: Мотивы, Цели, Планы, Анализ принятия решения.
Профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений.
Методы развития в выборе профнаправленности должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий. Это также приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.
Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше.
В факторе трудоустройства сегодня важны не только способности, но и навыки, характер, настойчивость, способность справляться с неудачей, устанавливать связи и критически мыслить.
По мнению Владимира Путина: Не один раз заявлял ,что жизненно необходимо выстроить современную систему профориентации школьников, в которой активными участниками должны стать не только университеты и научные коллективы, но и успешные российские компании и предприятия.
Аргументированные методы :
Информационный.
Описания различных профессий. Трудно воспринимается учениками и требует поиска более увлекательного описания.
Реклама.
Такой метод может быть успешным в том случае, может помочь зародить интерес к определенному высшему учебному заведению, актуальность данной профессии, а также заняться самоанализом и саморазвитием с целью поступить туда, куда он задумал.
Экскурсии.
Это эффективный метод ознакомления с профессией . Здесь важным акцентом является опытный и грамотный экскурсовод, который сможет пояснить учащимся все нюансы того или иного производства.
Справочная литература и СМИ.
Литература также должна находиться в школе в достаточном количестве.
Использование СМИ. Это может быть достаточно эффективным методом, но с учетом конкретных средств массовой информации.
Дискуссионный.
Обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций. Обсуждение индивидуальных профессий и ее основные элементы.
Профессиональная психодиагностика.Состоит из специальных тестов, целью которых является определение профессиональных интересов , а также диагностика их личностных характеристик, способностей и мотивов.
К представленным методам относятся:
Интервью закрытого типа, предполагающие ответы на конкретные вопросы
Интервью открытого типа, предполагающие ответы на вопросы беседы на отвлечённые темы
Глубинные интервью, позволяющие максимально разобраться в личностных особенностях
Опросники на профессиональную мотивацию – считаются намного эффективнее, чем простое определение способностей
Опросники на профессиональные способности – применяются, как правило, при работе с профессиями с особенными трудовыми условиями.
Метод убеждения.
Убедить - значит привлечь внимание к идеям, положениям, сформировать интерес к ним, развить желание и потребность овладеть ими, осуществить соответствующие убеждающие действия.
Также является важной необходимостью:
1.Сделать упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии,
2.Приглашали на уроки представителей разных профессий,
3.Проводить тестирование на определение профориентации.
Важной необходимостью является для школ доступ к информации о рынке труда с оказанием на индивидуальность школьников и выборе их профессии.
Одними из важными факторами эффективности в профориентации являются:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии.
Осознание школьников своих возможностей и интересов.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии.
Индивидуальный характер профориентации.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности.
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Методики для профотбора и профориентации:"Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
"Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности.
Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).
"Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.
Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.
"Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.
Список литературы.
Дмитриева К.А. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 2017.
Тундалева В.С. Как выбирать профессию в 17 лет. – Ростов н /Д: Феникс, 2014.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2017.
Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству. – М.: Издательский Дом «Качество жизни», 2018.
И. Л. Соломин, М. А. Бендюков. Ступени карьеры. Азбука профориентации;
Е.А.Климов. Психология профессионального определения.
Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. Профориентация.
С. Минюрова. Психология саморазвития человека в профессии.
Э.Ф.Зеер. Психология профессий.
Л.Д.Столяренко. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.
Интернет ресурсы:
http://www.edu21.cap.ru
https://cposo.ru/
https://academy-prof.ru/
https://workking.ru/proforientats
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/
http://testoteka.narod.ru/
https://rosuchebnik.ru/
https://sh02-luga.ucoz.ru/
https://4brain.ru/blog/методы-профориентации/
https://hr-portal.ru/article/osnovnye-metody-proforientacionnoy-raboty