Методическая разработка урока литературы для 5 класса средней школы
Е.В. Козлова, учитель русского языка и литературы.
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 4
Г. Балабаново Калужской области.
Методическая разработка урока литературы в 5 классе.
Тема: «Русские народные сказки».
Цели урока: развивать представления об особенностях жанра сказки; познакомить с систематизацией и классификацией сказок.
Оборудование: сборники русских народных сказок, репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, ПК, проектор, учебник: Литература 5 кл. под редакцией В.Я Коровиной и др.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся со структурой сказки; формировать знания детей о малых жанрах фольклора; активировать словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей; развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение)
Воспитательные: воспитание отзывчивости, внимания к людям, взаимопомощи ,сострадания. Указать роль культурного наследия народа на примере русского народного творчества.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос:
- любите ли вы сказки?
- назовите ваши любимые русские народные сказки.
- как вы думаете, что отличает сказку от других прозаических произведений?
- какие герои сказок вам особенно нравятся и почему?
3. Работа с репродукциями картин.
- Рассмотрите репродукции картин к различным сказкам В.М. Васнецова и И.Я. Билибина ( Репродукции имеются в цветных вклейках учебника и выведены на экран проектора.)
- Каких сказочных героев вы видите на представленных репродукциях? ( дети перечисляют героев: Василиса Прекрасная, Иван – царевич, серый волк, сестрица Аленушка, братец Иванушка и др.)
- Ребята, по каким признакам вам становится понятно, что герои сказочные? Перечислите эти признаки ( дети перечисляют признаки: волшебные приключения, необычные герои).
- сможете ли вы вспомнить и пересказать эпизоды сказок, изображенные на картинах? ( дети пересказывают эпизоды, 2-3 человека)
4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки». Записываем определение сказки, литературоведческие термины: присказка, зачин, завязка, развитие событий, кульминация, концовка.
5. Слово учителя.
Ребята, наверняка каждый из вас не раз слышал выражение: «Вырасти на сказках». Сказка знакома нам с раннего детства. Сегодня мы с вами вместе выясним, что же такое сказка как жанр устного народного творчества.
Сказка- это один из основных жанров фольклора, в основе которого лежит вымысел. Это занимательная история о необыкновенных событиях или приключениях. Вымысел отличает сказку от других прозаических жанров устного народного творчества (легенда, предания), которые передаются как достоверные повествования. Так в сказках звери и птицы умеют говорить и даже поступают как люди, рассуждают, обманывают, дружат, ссорятся. В этом и кроется неугасающий интерес к сказкам людей разных возрастов.
Главное в сказке – занимательность, игра творческого воображения. Ведь за вымыслом всегда скрывается глубокий смысл: мы видим представление народа о добре и зле, о справедливости и дружбе, любви. Люди, передавая сказки из уст в уста, часто изменяли и дополняли ее. Поэтому сказка становилась интереснее и занимательнее.
Сказочные герои четко делятся на положительных и отрицательных. Добро, любовь, дружба всегда побеждают, а зло, вражда, ложь, несправедливость терпят поражение.
Сказки делятся на виды:
Волшебные. Здесь действуют фантастические герои: говорящие животные, Баба- Яга, Кащей, Царевна – лягушка. Имеются в таких сказках и волшебные предметы- помощники: меч-кладенец, волшебный клубочек, ковер- самолет и др. В волшебных сказках мы следим за фантастическими приключениями героев, необычными происшествиями, превращениями.
Бытовые. В таких сказках герои проявляют необычные личные качества и способности: ум, ловкость, смекалку, чувство юмора. При этом герой обходится без помощи волшебных предметов, рассчитывая только на свой ум, находчивость и смекалку.
Сказки о животных. Здесь человек чаще всего не появляется. Основными героями являются животные. Они разговаривают, совершают добрые и плохие поступки, то есть, ведут себя как люди. В сказках о животных высмеиваются людские пороки. Например: заяц-трус, волк-злой, медведь-сильный, но глупый и неуклюжий.
6. Рефлексия. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы.
Название сказки | Вид сказки | Почему (привести аргументы) |
«Царевна- лягушка» | волшебная | Волшебные события, превращения, необычные приключения героев. |
«Журавль и цапля» | О животных | Отсутствие людей. Жизнь Журавля и цапли становится предметом высмеивания. |
«Солдатская шинель» | бытовая | Главные герои отличаются личными способностями. Солдат – находчивый и смелый, барин –глупый. Хвалится ум, доброта, смекалка солдата и высмеивается жадность барина. |
| | |
7. Домашнее задание.
1) закончить заполнение таблицы;
2) прочитать сказку «Царевна- лягушка»;
3) сделать иллюстрацию к любой сказке (по желанию).