Занятие «Игры на развитие памяти и внимания для детей 3–4 лет»
Методическая разработка
«Игры на развитие памяти и внимания для детей 3–4 лет»
Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель: развивать внимание, память, координацию движений.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч.
Ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое – неживое.
Игра «Хлопни-Топни»
Цель: развитие внимания.
1 вариант (легкий) -Взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет например, животное (обувь, одежду) или топнуть ногой, если услышит слово «сыр».
2 вариант (сложный)- ребенок должен проделать определенное действие (на усмотрение взрослого, (например предметы красного, зеленого, синего, желтого цвета; что бывает круглой формы, квадратной, треугольной).
Игра «Что изменилось».
Цель: развивать внимание, зрительную память, наблюдательность.
1 вариант -Положить на столе 3-4 предмета, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т. п.).
2 вариант – положить перед ребенком 3 предмета (далее можно увеличивать количество предметов) рассмотреть их, а затем накрыть каждый предмет разноцветными стаканчиками на глазах у ребенка. Затем спросить, где спрятался такой-то предмет, а где другой? Следующий этап, попросить ребенка закрыть глаза и поменять стаканчики местами.
Послушай и запомни»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.
Попросите ребенка повторить названия предметов, которые вы назовете. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели, животных и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.
Повтори за мной
Цель: развивать внимание.
Можно показать различные движения, начиная с простых и усложнять.
Например: Возьми погремушку, вытяни руку в право, вытяни руку в лево, подними над головой, спрячь за спину и тд.
Методическая разработка
Игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет
Массаж ладоней и пальцев рук
Оборудование: любые колючие шарики
Положить мячик между ладоней рук ребенка, прижать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.
Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.
Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.
Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.
Какой формы предмет
Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Оборудование: игрушки, платок, пустые ящики или коробки
Завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый ящик, при неправильном — в левый. В конце игры рассмотрите количество правильных и неудачных ответов.
"Сухой бассейн "
• "Горох или фасоль" Опустить кисти рук в «емкость», «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску сыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
• «Прятки». На дне «емкости» спрятать различные маленькие игрушки. Опустить кисти рук в «емкость», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
• "Пресыпки « Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Набрать крупу в кулачок и медленно высыпать. Сначала каждой рукой по отдельности, а затем двумя одновременно.
• " Перебрать горох Смешать горох и темную фасоль. Разобрать крупу в две разные миски.
• «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
• "Напрягаем пальцы " Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель игры: упражнять детей определять, что это за предмет,
по характерным внешним признакам, то есть по форме.
Оборудование: мешочек, различные предметы
Предлагают определить наощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.
Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана
Игры с прищепками
Оборудование: прищепки разного цвета
Для развития пальцев и кисти рук является обычная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.
— Цеплять прищепки к натянутой веревке;
— Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику, ветки к ёлочке и т. д.)
— Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».
Выложи узор
Цель: формирование сенсорного эталона – цвет и форма.
Оборудование: разного размера и цвета: пуговицы, пробки, нарезанные трубочки
Можно предложите ребенку выложить рисунок по вашему образцу, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.
После того, как ребенок научится выполнять задание без помощи взрослого, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем
Быстро найди фигуру
Цель: развивать восприятие формы; развивать произвольное внимание; развивать быстроту движений.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.
Взрослый знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях помещения, и объясняет правила игры. По сигналу
ребенок произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как ведущий называет одну из фигур, например «Квадрат», ребенок должен быстро найти данную фигуру в помещении.