Методическая разработка интегрированного урока химии и истории по теме «Химия истории и история химии»
Министерство образования ставропольского края
Государственное Бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
«Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Методическая разработка
Интегрированного урока химии и истории
по теме:
«Химия истории и история химии»
с. Курсавка
2022 г.
Методическая разработка предназначена для проведения интегрированного урока по химии и истории в учреждениях СПО.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Разработчики: преподаватель Клочкова О.Е.
преподаватель Цвиркунова А.Ю.
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению в учебном процессе на заседании методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл».
Протокол № от « __ » _____________2022 г.
Председатель М.О. Шипицина
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Методика проведения урока | 5 |
План занятия | 8 |
Список используемой литературы и интернет ресурсов | 10 |
Приложение1. Сценарий урока | 11 |
Приложение 2. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Альберт Эйнштейн утверждал: «Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. И он воспринимает себя … как нечто отдельное от всего остального — своего рода «оптический обман» сознания. Этот обман, это заблуждение является тюрьмой… И наша задача как человеческих существ состоит в том, чтобы освободиться от этой тюрьмы, расширить круг своего понимания … настолько, чтобы в него вошли все живые существа и вся природа в целом, во всём её многообразии и великолепии.». В свое время известный психолог Леонтьев отметил, что у детей довольно рано возникает «образ мира». Поначалу он, конечно, лишен признаков научного знания о мире, этот образ аллегорический, идеальный, но целостный. После того как ребенок поступает учиться этот образ разваливается. Целостная картина мира распадается на учебные предметы, почти не связанные между собой. Давно уже замечено, что знания обучающихся обширны, многообразны, но мозаичны. Вспомним, как познают дети строение вещества. Об этом они узнают на уроках химии, физики, биологии. Но уроки разбросаны не только во времени, но и в пространстве. Таких примеров можно привести немало, ибо одна из характерных особенностей учебной программы - ее спиральное построение и существование научных знаний в рамках одного предмета независимо от других. Неслучайны поэтому сильные интегративные процессы, которые идут в содержании образования.
Межпредметная интеграция естественнонаучных дисциплин помогает объединить различные сведения из физики, физиологии, биологии, экологии, палеонтологии, географии, геологии, космологии и т.д. в единое понимание мира живой и неживой природы, то есть сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это способствует пониманию того, что без знания химии, например, и связей между отдельными предметами школьного курса эта картина будет разрозненной и неполной.
Еще один важный момент — это проведение параллелей между фактами из области химии с гуманитарными науками и отраслями: литературой, мировой художественной культурой, искусством, музейным делом, историей, криминалистикой, кинематографом, фотографией, музыкой, лингвистикой (этимологией) и пр. Это позволяет продемонстрировать роль химии в тех сферах человеческой деятельности, которые могут показаться далекими от неё на первый взгляд, но при более детальном рассмотрении оказываются связаны. Так, через взаимное влияние естественных и общественных наук и раскрывается одно из главных направлений развития современного образования – гуманизация и гуманитаризация, реализуется системный подход в обучении.
Межпредметные связи расширяют кругозор и способствуют преодолению инертности мышления, развитию его гибкости и глубины.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Такие уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, так и включать лишь отдельные составляющие. К использованию интегрированного урока преподаватели прибегают в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Преподавателям, решившим провести интегрированный урок, предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт обучающихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Преимущества интегрированного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
Для того чтобы решить проблему глубокого и прочного усвоения программы, необходимо отходить от традиционной структуры урока, строить его свободно, творчески. Обучать экологии можно эмоционально и интересно, используя богатейшие возможности, которыми располагает художественная литература, а применение нетрадиционных для изучения естественных дисциплин межпредметных связей химии и истории предполагает и многообразие методических приемов.
При проведении занятия большое значение имеет подготовительный этап, который включает в себя подбор произведений литературы, необходимых для иллюстрации данной темы. Подготовка к уроку предполагает заблаговременное (не менее, чем за неделю до планируемого мероприятия) распределение ролей среди обучающихся: 4 Химика и 4 Историка, которые участвуют в создании презентации, подбирая иллюстрации и изображения, работают с литературными и медиаисточниками, готовят сообщения, согласовывают тексты и формулировки с преподавателями.
Химики занимаются исследованиями эпох палеолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков с точки зрения химии, т.е. знаний о веществах и их превращениях.
Историки изучают те же периоды, но с точки зрения изменений в развитии человеческого общества.
Химикам и историкам предоставляется слово в порядке, соответствующем хронологии их тем.
Преподаватели истории и химии уточняют и комментируют их выступления, координируют работу остальных учащихся, способствуют активному вовлечению в обсуждение, участию в возможных дискуссиях, направляют ход рассуждений, оценивают работу, помогают сделать вывод.
Остальные обучающиеся делятся на 4 группы, каждая из которых будет в течение урока набирать баллы после короткого обсуждения задаваемых вопросов.
ПЛАН
Тема урока: «Химия истории и история химии»
Цель: установление взаимосвязи между естественнонаучными и химическими понятиями.
Задачи:
Образовательные:
достижение метапредметных результатов, осознанности и гибкости межпредметных связей у учащихся;
объяснить влияние химических открытий на развитие общества;
умение работать с литературными и другими информационными источниками, имея правильную установку на поиск достоверной информации, соответствующей заданной теме.
Развивающие:
развивать творческое мышление обучающихся, активизировать процесс познавательной деятельности, направленный на изучение природы и общества;
формирование целостной картины представлений об окружающем мире и месте науки в жизни общества;
помочь в преодолении инертности и шаблонности мышления, расширить кругозор;
развивать способности к публичному представлению полученных данных, ораторского искусства, чёткости и правильности речи.
Воспитательные:
работа над комплексным подходом к воспитанию;
способствовать становлению активной жизненной позиции;
умение работать в малых группах, координировать деятельность участников малой группы и взаимодействовать с ними для достижения поставленной цели;
Методическая: активизировать интерес к урокам химии и истории, формировать общекультурные и профессиональные компетенции у обучающихся.
Тип урока: интегрированный урок-повторение по химии, истории и обществознанию
Форма проведения: групповая.
Методы и приемы: развивающее интегрированное обучение, проблемно-поисковое обучение, мотивация учебно-познавательной деятельности
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, образцы веществ и материалов (коллекции «Каменный уголь», «Топливо», «Металлы», «Минералы и руды»), периодическая таблица химических элементов
Продолжительность урока: 90 минут.
Структура урока:
Организационный момент.
Мотивационное начало.
Актуализация знаний.
Работа в группах.
Выступление групп.
Обсуждение.
Рефлексия.
Домашнее задание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Габриелян, О. С. Химия : учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - 4-е изд. - М. : Академия, 2016. - 336 с. : ил. ; МО. - (Среднее профессиональное образование).
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 336с.
Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально – экономических профилей. Учебник часть 1. Изд. М.: Академия 2016 г. http://alleng.org/d/hist_vm/hist300.htm
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно – научного, гуманитарного профилей: учеб.для студ.учреждений сред.проф.образования. - 8-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 528 с.
Чернышева Л. А. Межпредметные связи на уроках химии. http://festival.1september.ru/articles/589235/ (дата обращения 12.01.2021
Приложение 1
Сценарий урока
Интегрированный урок «Химия – История – Обществознание»
На тему: «Развитие знаний о веществах и их влияние на становление древних цивилизаций»
Преподаватель химии: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас урок неординарный. Это интегрированный урок химии и истории, позволяющий показать целостность наших знаний о мире и понять, что история развития человеческого общества неотделима от развития наук.
Преподаватель истории: Помогать нам сегодня будут ваши товарищи, одни из которых взяли на себя роль исследователей истории цивилизации, а вторые – истории химических знаний…
Преподаватель химии:… и химических формул!
Преподаватель истории: История мира представлена нам великими датами и свершениями, но начиналось все с малого. И только после всех сложных ступеней развития первобытного общества, мог наступить следующий этап развития, называемый «Цивилизация». Для этого этапа развития были характерны локальные войны и междоусобицы. Не обходилось и без более интересных событий: развития архитектуры, религии и классов общества. Одна цивилизация всегда приходит на смену другой!
Преподаватель химии: развитие цивилизации невозможно представить без развития знаний о веществах. Проблема получения (веществ) с заданными свойствами в практическом плане возникла, видимо, одновременно с человеком, который на протяжении достаточно длительного с точки зрения эволюции времени не столько приспосабливается к окружающей среде, сколько приспосабливает окружающую среду к себе.
Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача ( В.И.Мичурин 1855-1935)
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник. (И.С. Тургенев)
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М.Горький)
Преподаватель истории:
Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:
1. Предалхимический период: до III в. н.э.
2. Алхимический период: III – XVII вв.
3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.
4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.
5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.*
6. Современный период: с начала XX века по настоящее время
Наша задача – рассмотреть становление цивилизаций в период до III в. н.э. , то есть развитие древних цивилизаций в связи с развитием технологий и знаний о веществах.
Преподаватель химии:
- Как вы думаете, к какому времени можно отнести зарождение представлений человека о веществе?
(Предполагаемые ответы: Примерно 250 тыс. лет назад, с появлением неандертальцев, хотя первые каменные орудия появляются около 1 млн лет назад)
Историк 1:
Вопрос: Какой период времени мы относим к палеолиту? (Ответ: более 150 тыс. лет до н.э.)
В древнем палеолите человек научился создавать орудия труда, охоты, а главное – добывать огонь!
Вопрос: Какое значение в истории человечества имеет получение огня? (Ответы: приготовление пищи, защита от зверей, подготовка участков для пашни, защита от холодов и др.)
Историк 1: Огонь как очаг способствовал консолидации членов группы первобытных людей (что часто приобретало религиозную окраску) и зарождению у них представления о собственности (фольклорные сюжеты с «похищением огня»). В этот же период человек создаёт наскальные рисунки при свете факелов (проявляет стремление к творчеству). Не менее интересны древние статуэтки. Зарождающиеся древние ритуалы требуют создания предметов культа.
Химик 1: А сейчас командам нужно записать, а после и назвать формулы веществ, которые будут упоминаться мной в следующем тексте. (Пауза). Орудия труда создавались в основном из кремня. С его же помощью добывали огонь. Для художественного творчества использовались красители разного происхождения: минерального происхождения (гематит, глина, окись марганца, древесный уголь, охра, мел), животного (кровь животных и даже гуано летучих мышей) и растительного происхождения. Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами или инструментами.
Вопросы: Каковы химические формулы перечисленных веществ?
Ответы:
кремень – оксид кремния (IV) SiO2,
мел – CaCO3,
гематит – Fe2O3 тёмно-красный ,
глина – Al2O3•2SiO2•2H2O ,
оксиды марганца – MnO зелёный,
Mn3O4 коричневый,
Mn2O3 тёмно-коричневый,
охра – гидрат окиси железа FeO•H2O, может состоять из смеси Fe2O3 и Fe(OH)3 ,ярко-жёлтый,
железный сурик – окись железа Fe2O3 ,красно-коричневый .
Историк 1: Кому известно, что такое неолит?
Предполагаемый ответ: Примерно 9,5 тыс. лет до нашей эры, новокаменный век, появление земледелия и скотоводства, появление городов и разделение труда, и т.д.
Историк 1:
Эпоха неолита характеризуется переходом к оседлому образу жизни, появлению керамики. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. Стали появляться армии и профессиональные воины, вооружённые копьями и луками. К концу эпохи неолита началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий, переход от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. неолитическая революция. Можно сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Человек активно осваивает ресурсы и приспосабливается к среде обитания, что позволяет заселять новые территории.
Химик 1: Вопрос: Что такое керамика?
(Ответ: изделия из глины разных сортов, получаемые в результате обжига)
Вопрос: А каким образом, по-вашему, человек раскрыл загадку создания керамических изделий?
(Ответ: наверное, заметили, что обожженная в костре глина становится гораздо крепче, чем просто высушенная на солнце, и догадались, что если обжечь в костре глиняные плошки, то они становятся красивее и долговечнее)
Верно! В эпоху неолита человек перешёл от использования готовых материалов к обработке и усовершенствованию их. Огонь стал широко использоваться для обжига глины, плавки металлов и очищения места под пашню (подсечно-огневое земледелие). Бытовое применение химии, по-видимому, началось с производства керамической посуды более трех тысяч лет до новой эры. В это же время начинаются поиски строительных материалов для постройки жилья. В строительстве жилищ стали использовать обмазку глиной.
Вопрос: Как в эпоху неолита человеку удавалось добывать металл?
(Ответ: иногда попадались метеоритные металлы, а также самородная медь. Возможно, кусочки руды в костре углём восстанавливались до металла.)
Вопрос: Какие реакции могли приводить к восстановлению металлов? Запишите реакции в виде схем.
Ответ:
MeO + C = Me + CO
2MeO + C = 2Me + CO2
MeO + CO = Me + CO2
CO2 + C = 2CO
Историк 2: В истории Древнего мира традиционно выделяются Медный, Бронзовый и Железный века, в которых основным материалом для изготовления орудий труда и оружия являлись соответственно медь, бронза и железо.
Химик 2: Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия. Однако начало зарождения ремесленной химии следует в первую очередь связывать, видимо, с появлением и развитием металлургии.
Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э. Это были украшения, выкованные из самородной меди (бусины, трубочки свернутые из расплющенных листков). Затем появляется металлургическая медь и сплавы меди с другими металлами (независимо от состава, историками именуются бронзы). Именно сплавы (мышьяковистая, оловянная и другие бронзы), благодаря большей твердости и износоустойчивости, заняли первое место как технологический металл (материал орудий). Они же стали основой зарождающейся металлургии сплавов.
Химик 2: Вопрос: какие руды мог использовать человек для получения меди и сплавов на основе меди? Приведите примеры соединений.
Ответ: окись меди – CuO, сульфид меди CuO
Вопрос: какие реакции позволяли восстановить медь из сульфида или оксида?
Ответ: CuS + O2 = CuO + SO2
CuO + C = Cu + CO
2CuO + C = 2Cu + CO2
CuO + CO = Cu + CO2
CO2 + C = 2CO
Историк 2:
Медный век приблизительно охватывает период IV-III тысячелетия до н. э
Несмотря на свою мягкость, медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново. Медный век положил начало новому витку расслоения в первобытном обществе по признаку благосостояния: чем больше меди было у человека, тем более высокий статус в обществе он имел. Именно медный век положил начало возникновению таких ремёсел, как добыча руды, металлообработка и металлургия. В это же время распространилось такое явление, как специализированное земледелие и животноводство. Гончарное производство в этот период также приобрело новые черты. Активно развивалась в этот период и торговля. При этом добывавшие медь и производившие из неё различные изделия племена могли вести обмен с теми, кто находится далеко за пределами их поселения. Об этом говорит тот факт, что на территории Европы найдены изделия из меди, добытой в переднеазиатском регионе и на Ближнем Востоке. Большим достижением является изобретение колёсного транспорта и письменности.
Химик 2: смешивать медь с другими металлами тогда ещё не пытались. А тем временем запасы самородной меди постепенно истощались…
Историк 3: Вопросы: Какие характерные черты Медного века вы можете перечислить? Что именно стало движущей силой в развитии человеческого общества?
Историк 3: Население эпохи энеолита было уже знакомо не только с медью, но и с золотом, серебром, оловом и свинцом, горным хрусталём и пемзой. В этот период были изобретены гончарная печь, колесо, парус, а некоторые племена в конце энеолита стали использовать и гончарный круг. Значительного расцвета достигли ремесла - керамическое производство и ткачество.
Химик 3: Почему в энеолите (Медном веке) не происходило открытия новых веществ и технологий, а лишь усовершенствование старых?
Историк 4:
Вопрос: Как называется период, сменивший энеолит? Ответ: Бронзовый век.
С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов
Химик 4: Вопрос: что такое бронза? Какие химические реакции использовались для изготовления бронзы?
Ответ: Сейчас бронзой обычно называют сплав меди с оловом. Есть бронзы с алюминием, кремнием, свинцом.
Вопрос: Чем бронза отличается от меди и олова?
Ответ: Бронзы прочнее меди, олова и кремния, хотя температура плавления обычно ниже. Бронза не подвергается коррозии, в отличие от меди и железа.
Слово «бронза» произошло, по-видимому, от греческого «бронтезион», что означает «сплав».
Вопрос: какие ещё сплавы на основе меди вам известны?
Ответ: латунь – сплав меди с цинком, мельхиор – сплав меди с никелем.
Историк 4: Бронзовый век отмечен крупными миграциями народов, расцветом мореходства, скотоводства, земледелия, архитектуры, торговли, письменности. В этот период происходит образование многочисленных государств, воинственно настроенных по отношению к соседям. Развиваются ремёсла. Особенного расцвета достигает металлургия.
Химик 4: Какие вещества, содержащие медь могли использоваться для получения бронзы? (Выдаёт обучающимся карточки Приложение 2.), Воспользуйтесь приведёнными данными, попробуйте дать названия указанным веществам и предложите способ получения бронзы различных видов из них. Какие из них требовали минимальной обработки. Какие ещё из известных в то время веществ могли добавляться к полученным соединениям меди?
Историк 4:
Катастрофа бронзового века или бронзовый коллапс — термин, которым археологи и историки обозначают переход от бронзового к железному веку на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. В этом регионе смена эпох была связана с катастрофическими изменениями в общественном укладе, утратой многих традиций, в том числе письменности, разрушением всех крупных государств и многих городов того времени. На большой территории наступает период «тёмных веков» (в Греции период известен как Греческие тёмные века). В период 1206—1150 гг. до н. э. нашествие «народов моря», крушение микенских царств, Хеттского царства в Анатолии и Сирии и конец доминирования Египетской империи в Сирии и Ханаане привели к угасанию торговых путей и снижению грамотности (в связи с чем исчезли микенская линейная и лувийская письменности). На первом этапе данного периода почти каждый город между Троей и Газой был разрушен и зачастую после этого больше не был населён: так, были заброшены Хаттуса, Микены, Угарит.
Вопрос: С чем, возможно, был связан бронзовый коллапс?
Ответ: Извержения вулканов, засухи, войны, истощение запасов руды, миграции народов… и др.
Вопрос: Постройте логическую цепочку, подтверждающую влияние технологий получения металлов на развитие цивилизаций и их упадок.
(Команды обсуждают поставленный вопрос. Затем обсуждаются результаты).
Историк4 Бронзовые орудия труда более долговечны, чем железные, и для их производства не требуется такая высокая температура, как для плавки железа. Поэтому большинство специалистов считает, что переход от бронзы к железу был связан не с преимуществами изготовленных из железа орудий, а прежде всего с тем, что массовое изготовление бронзовых орудий в конце эпохи бронзы быстро привело к истощению месторождений олова, необходимого для изготовления бронзы и распространённого в природе заметно меньше, чем медь.
Химик 4: какие вы знаете железные руды? Как из них можно получить железо? Какие вам известны сплавы на основе железа?
Ответы: FeO·TiO2 железо-титановые руды, FeO·Fe2O3 магнитный железняк, Fe2O3 красный железняк, FeCO3 сидерит, FeS – железный (серный) колчедан, FeS2 пирит
Получают сначала обжигом руды, а затем восстановлением с помощью углерода, водорода и угарного газа.
Сплавы на основе железа – сталь, чугун.
Химик 4: Самородное железо в природе встречается редко. Его выплавка из руды — достаточно трудоёмкое занятие, поскольку железо имеет более высокую температуру плавления, чем у бронзы, хуже и его литьевые качества. Кроме того, железо уступает бронзе в твёрдости и коррозионной стойкости. Это привело к тому, что достаточно долго железо использовалось очень мало.
Историк 4: Железный век, пришедший на смену бронзовому, знаменовался появлением новых технологий и новых веществ, распространением металлических денег, усовершенствовалось крашение тканей, дубление кож, письменность находит новые материалы (пергамент, бумага) Химик 4: что такое пергамент и как его изготавливали? (Заслушиваются варианты ответов команд)
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.
Историк 4. Развитие производства и распространение железа вполне логично привели к модернизации культуры и всей общественной жизни. Появились экономические предпосылки для рабочих взаимоотношений и распада племенного уклада. Древняя история отмечает накопление ценностей, рост имущественного неравенства и взаимовыгодный обмен сторон. Широко распространялись укрепления, началось становление классового общества и государства. Больше средств перешло в частную собственность избранного меньшинства, возникло рабовладение и прогрессировало расслоение общества.
Химик 4. Металлурги и ремесленники железного века достигли небывалых до этого высот. Получение железа из его соединений привело к расцвету государств. Метеоритное железо встречается крайне редко, поэтому в разных государствах были разработаны разные технологии получения железа и сплавов на его основе, а также чугун и сталь.
Преподаватель истории: Удалось ли нам с вами выявить взаимосвязь между уровнем развития знаний о веществах, уровнем развития технологий обработки материалов и основными тенденциями развития древних цивилизаций?(Заслушиваются варианты ответов)
Преподаватель химии: Можем ли мы утверждать, что развитие знаний о веществах, а также развитие технологий их получения и обработки является одной из движущих сил развития человеческого общества? (Заслушиваются варианты ответов)
Домашнее задание – написать небольшое сочинение на тему о том, что нового вы узнали во время сегодняшнего необычного урока, а также о тесной взаимосвязи истории и химии на тему «Химия истории и история химии»
Преподаватель химии: Благодарим вас за активное участие и хорошую подготовку к сегодняшнему уроку!
Приложение 2.
Соотнесите названия веществ и их формулы:
CuFeS2 Cu2S CuCO3•Cu(OH)2 2CuCO3•Cu(OH)2 | Азурит |