12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Казначеева Зинаида Анатольевна97
0

Урок с презентацией в 10 классе по теме «Химия и фармацевтика»



Урок на тему «Химия и фармацевтика»

/data/files/a1525123589.pptx (Презентация "Химия и фармацевтика")

Цель: раскрыть значение лекарств и фармацевтики для человечества.

Задачи:

Образовательные: расширение и углубление знаний о лекарствах, их значении, классификации, правилах их применения

Воспитательные: продолжить формирование интереса к предмету, положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью

Развивающие: развитие умений ставить цели, находить пути их достижения, анализировать свои знания и умения, самостоятельно работать над поиском новых знаний, заполнять таблицу, выделять главное, работать в группе.

УУД:

Личностные:

Самоопределение (мотивация учения).

Смыслообразования ( какое значение имеет учение, и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные:

Общеучебные:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

Логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Регулятивные:

Целеполагание (постановка учебной задачи).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Контроль

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план)

Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, образцы различных лекарств, пробирки, штатив для пробирок, вода, чернила, аспирин, активированный уголь.

Организационный момент.

Актуализация знаний. Создание кластера.

Целеполагание.

Мотивация.

Усвоение новых знаний.

Практическая работа.

Итог. Вывод. Синквейн.

Рефлексия.

Организационный момент. Подведение к теме урока.

- На протяжении нескольких уроков мы знакомились с вами с биологически активными соединениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека. Какие это соединения? (витамины, гормоны, ферменты).

- Что мы называем ферментами? Для чего они нужны?

- Какую роль играют гормоны?

- Что такое витамины?

Выполнение заданий по теме «Витамины».

У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной?

Почему тёртую морковь правильнее есть с майонезом или сметаной?

Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту?


 

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой биологически активных веществ.

Перед вами портреты знаменитых, талантливых людей и причина их смерти:

Шуберт (1797-1828) - умер от тифа в 31год

Вагнер (1747-1779) – умер в 32 года от туберкулеза

Вильгельм Гауф (1802-1827) – прожил всего 25лет, умер от тифа

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - умер от холеры в 53года

Рафаэль (1483-1520) – умер от сердечной недостаточности в 37лет

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, если бы они жили в наше время, их могли бы спасти?

А почему?

Итак, тема нашего занятия «Химия и фармацевтика».

Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Составление кластера «Лекарства»

Составление кластера «Лекарства» и на основе выдвижение целей.

- узнаем ….

- будем совершенствовать умения …

- проверим …

3. Открытие новых знаний.

1. Что такое лекарства?

Определение. Прочитать определение, выбрать наиболее полное.

Лекарства – это вещества или смеси веществ, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, а также для регуляции других состояний.

Лекарство – вещество, применяемое для лечения или предупреждения болезни; медикамент.

(Большой толковый словарь русского языка)

Лекарство - лечебное средство, составленное по рецепту врача, медикамент.

(Толковый словарь Д.Н. Ушакова)

Из истории развития фармакологии.

Работа с текстом. Прием ИНСЕРТ. (Приложение 1)

Обсуждение результатов работы с текстом.

 

Фармаци́я — комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств...

Фармаце́втика — часть фармации, связанная непосредственно с производственно-технологическими проблемами процесса изготовления лекарственных средств и субстанций.

Классификация лекарств. Работа с презентацией.

Существует достаточно много групп, объединяющих лекарственные средства.

В медицинской практике лекарственные вещества делятся на группы в зависимости от их действия на системы и органы.

Снотворные и успокаивающие(седативные);

Сердечно – сосудистые;

Анальгезирующие (болеутоляющие), жаропонижающие и противовоспалительные;

Противомикробные (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.);

Местно-анестезирующие;

Антисептические;

Диуретические;

Гормоны;

Витамины

Фронтальная работа.

Скажите, какие группы лекарственных препаратов встретились вам в тексте?

(Алкалоиды, антибиотики и обезболивающие препараты)

Давайте чуть более подробно поговорим о них.

Алкалоиды, их значение в медицине.

Алкалоиды являются органическими основаниями, что и определило название этой группы веществ (от лат. аlkali – щёлочь и греч. eidos – вид). В 1803 г. были открыты алкалоиды опия – высохшего млечного сока опийного мака. Из этой смеси алкалоидов в 1806 г. был выделен в чистом виде один из них – морфин, названный так по имени бога сна Морфея. По своему болеутоляющему и снотворному действию на организм он сходен с опием. Немногим позднее из листьев чайного дерева был выделен алкалоид, обладающий стимулирующим действием, - кофеин, который содержится в плодах (бобах) кофейного дерева и в семенах дерева кола, а в 1820 г. из коры хинного дерева был выделен алкалоид хинин – эффективное средство для борьбы с малярией. Из листьев дерева (куста) кока был получен кокаин, проявляющий анестезирующие свойства, а из корня красавки – атропин, прекращающий приступы бронхиальной астмы

Выделенные алкалоиды стали всё шире применяться в основном в качестве обезболивающих (анестезирующих) средств.

Обезболивающие (анестезирующие) средства. Анальгетики

- Анестезирующие вещества временно блокируют нервные окончания – рецепторы и поэтому применяются для обезболивания. К ним относятся новокаин (компонент внутримышечных инъекций), лидокаин (безболезненный визит к стоматологу).

Снять боль можно не только блокируя нервные окончания, но и воздействуя непосредственно на ЦНС. Такие препараты называются анальгетиками. К ним относятся хорошо известные вам аспирин, парацетамол, анальгин. Они являются не только обезболивающими, но и противовоспалительными средствами. Это ненаркотические анальгетики (ослабляют или снимают чувство боли). Наркотические анальгетики не только снимают чувство боли, но и вызывают приятное чувство эйфории (отсутствие неприятных ощущений, боли, недомогания, страха, тревоги) и состояние наркоза (утрата чувствительности и потеря сознания). Вызывая состояние наркоза, наркотические анальгетики создают уникальные возможности для хирургических операций, снимают болевые шоки, облегчают страдания безнадёжных больных.

Антибиотики.

Антибиотики относятся к группе противомикробных препаратов. Противомикробные средства делятся на 3 группы: дезинфицирующие, антисептические и химиотерапевтические.

К дезинфицирующим средствам относятся: хлорная известь, фенол, этанол, р-р аммиака, сулема (хлорид ртути) и др.

В 1928 году английский микробиолог Александер Флеминг отметил способность нитчатого гриба зеленой плесени пеницилла вызывать гибель стафилококков. Это привело к получению пенициллина, а затем стрептомицина, тетрациклинов, эритромицинов и пр.

В настоящее время в медицине используются несколько десятков антибиотиков разных групп:

Β – лактамы (пенициллины, цефалоспорины);

Макролиды (эритромицин, олеандомицин);

Аминогликозиды (гентамицин, амикацин);

Тетрациклины;

Линкосамиды (линкомицин);

Гликопептиды (ванкомицин);

Амфениколы (левомицетин);

Антигрибковые (нистатин) и др.

Антибиотики широко применяются в лечении различных заболеваний По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на бактерицидные (вызывающие уничтожение микроорганизмов) и бактериостатические (задерживающие их рост и развитие).

Нужно помнить, что антибиотики – мощное оружие, и, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, снижают уровень иммунитета. Поэтому нельзя заниматься самолечением антибиотиками!

«Мозговой штурм» - предлагаются учащимися любые правила использования лекарств, даже самые абсурдные.

Делается общий вывод: для того, чтобы лекарства не причинили вреда необходимо соблюдать следующие правила:

1) Принимать лекарства по назначению врача!

2) При приеме соблюдать дозировку.

3) Соблюдать правила приема.

4) Внимательно изучать инструкцию к препарату.

5) Соблюдать правила и сроки хранения лекарственных средств.

5. Первичное закрепление.

Практическая работа.

Изучение инструкций к препаратам.

Лабораторный опыт «Адсорбция чернил из раствора активированным углем»

6. Возвращение к кластеру. Дополнение его.

7. Подведение итогов.

Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия?

8.Рефлексия деятельности.

Лестница успеха

Синквейн.

Домашнее задание. Прочитать § 20, с. 155-160 учебника. Выполнить задание 5 к § 20, с. 132 в рабочей тетради Габриелян О.С., Сладков С.А. Рабочая тетрадь к ученику Химия. 10 класс. Базовый уровень.


 

Приложение 1

Из истории развития фармакологии.

При чтении текста на полях расставьте пометки:

V

если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+

если то, что вы читаете, является для вас новым;

?

если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Лекарства известны человеку с глубокой древности. Великий древнегреческий врач Гиппократ (460-356 гг. до н.э.) искал причины болезней в окружающей среде, климате, образе жизни, питании. Кроме того он описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления. Недаром его называют отцом медицины, а врачи дают клятву Гиппократа!

Древние медики утверждали о пользе лечения травами. Известно, что ученик Аристотеля – Феофраст занимался ботаникой и разводил целебные растения. Лечение вытяжками из растений и другими продуктами природного происхождения развивалось только путём опыта. Например, римский врач Клавдий Гален широко применял различные вытяжки из лекарственных растений, настаивая их на воде, уксусе, вине. Спиртовые вытяжки – экстракты и настойки находят применение и в современной медицине. До сих пор фармацевты их называют «галеновыми препаратами». Гален заложил основы современной науки – фармакологии.

Большое количество лекарственных препаратов описано в трудах великого ученого средневекового Востока Абу Али ибн Сины – в Европе его называли Авиценна. Именно его труды стали основой возникновения иатрохимии, основоположником которой стал швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493-1541) удивительным образом сочетал в себе талантливого врача и алхимика. Он использовал для лечения больных минеральную воду, многие химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца и др. Парацельс заложил основы медицинской химии, открыл новое направление в науке.

К ХIХ веку методы получения, очистки и анализа были усовершенствованы. Все новые факты подтверждали идеи Парацельса о химической природе биологических процессов. Так, Гэмфри Деви, изучая оксид азота (I) N2О, обнаружил, что вдыхание небольших количеств этого вещества вызывает беспричинное веселье и судорожный смех, а большие количества этого вещества вводят человека в состояние наркоза – полной потери чувствительности и сознания. Открытие Г. Деви анестезирующих свойств этого вещества позволило применить его в хирургической практике.

В начале ХIХ века были открыты первые алкалоиды – биологически активные азотсодержащие соединения растительного происхождения.

Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ (трихлорметан) СНСl3, нитроглицерин (тринитрат глицерина), применяемый при стенокардии, салициловая кислота (орто-гидроксибензойная кислота), обладающая противовоспалительным действием.

Во второй половине ХIХ века выдающийся французский ученый Луи Пастер предложил способ обеззараживания и сохранения пищевых продуктов, названный в его честь пастеризацией, разработал пути формирования иммунитета и создал необходимые для этого лекарственные средства – вакцины.

В 1909 году немецкий ученый Пауль Эрлих получил соединение мышьяка – сальварсан, первое эффективное средство против сифилиса. Работы Эрлиха заложили основы химиотерапии – лечение инфекционных, паразитарных и онкологических заболеваний лекарствами, подавляющими жизнедеятельность возбудителей болезни или опухолевых клеток. В отличие от фармакотерапии – лечения препаратами, влияющими на функции организма или симптомы болезней, химиотерапия является причинной терапией, т.е. воздействует на причину, возбудителя болезни.

Наш соотечественник, крупный химик-органик А.Е. Чичибабин во время Великой Отечественной войны разработал методы получения обезболивающих препаратов из отечественного сырья, создал технологии производства аспирина, фенацетина и салола.

Открытие А. Флемингом в 1928 году пенициллина из грибка пеницилла стало началом эры антибиотиков.

Заполните таблицу по прочитанному тексту, занося в неё краткие сведения из текста строго по колонкам

V

-

+

?

       
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.