Методическая разработка урока по теме: Социально - экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года

1
0
Материал опубликован 3 March 2018

Методическая разработка урока по теме:
«Социально – экономическое развитие после Отечественной войны
1812 года»

Цель урока: охарактеризовать социально – экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года
Задачи урока:
1. Изучить основные причины экономического кризиса в России
2. Охарактеризовать проекты А.А. Аракчеева
3. Выявить особенности развития отечественной промышленности и торговли

Планируемые результаты
Предметные

1. Продолжить формирование умений по составлению таблиц, схем
2. Продолжить формирование умений работать с текстом, дополнительными источниками информации

Познавательные
1. Определять плюсы и минусы проектов А.А. Аракчеева
2. Характеризовать причины отставания отечественной промышленности от европейской
3. Находить необходимую информацию в различных источниках информации при решении учебной задачи

Коммуникативные
1. Осуществлять взаимодействие при проведении парной работы
2. Вступать в диалог со сверстниками и учителями
3. Продолжить формирование умений находить общие цели в процессе решения учебной задачи

Регулятивные
1. Умение ставить учебную задачу, цели
2. Определять качество усвоения знаний

Личностные
1. Личностная оценка вклада государственных деятелей в развитие России
2. Осознание нравственного поведения в ходе совместной работы








 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова (мотивация к учебной деятельности)

Организует проверку домашнего задания
(Приложение №1)

 

Вспомните и назовите ключевой событие российской истории первой четверти XIX века.
Чем сопровождалось это событие?
Какие проблемы спровоцировало данное событие?
В ходе объяснения подводит к теме и главной проблеме урока.

Выполняют самостоятельную работу по проверке качества подготовки домашнего задания

Участвуют в обсуждении, формулируют цели и задачи урока, фиксируют план урока.
1. Экономический кризис 1812 – 1815 гг
2. Проект А.А. Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.
3. Развитие торговли и промышленности

Индивидуальная работа

Стадия осмысления
(изучение нового материала)

Экономический кризис 1812 – 1815 гг.
учитель объясняет основные причины экономического кризиса.
1. Расходы в ходе Заграничных походов
2. Разорение западных районов России
3. Расходы на восстановление городов
4. Потери от участия в Континентальной блокаде
Главное препятствие – крепостное право.
Для рассмотрения отмены крепостного права в Прибалтике учитель предлагает прочесть пункт №2 ст. 46 и выполнить задания.





 

Отмена крепостного права в Прибалтике.
Учитель по итогам чтения пункта предлагает ответить на вопросы:
1. Чем отличался крепостной крестьянин от государственного?
2. При каких условиях происходила отмена крепостного права в Прибалтике?
3. Отвечала ли отмена крепостного права на проводимых условиях интересам крестьян? Ответ аргументируйте


Проект А.А. Аракчеева об отмены крепостного права. Военные поселения.
Учитель обращает внимание на роль личности в истории. Предлагает познакомиться с биографией графа А.А. Аракчеева ст. 47.
Какие качества личности могли привлечь в нем Александра
I?

Учитель предлагает работу в парах. На основе чтения текста ст.47 (деятельность А.А. Аракчеева).

Учитель предлагает разбиться на две мини – группы и подготовить ответы для заполнения таблицы.
Проекты А.А. Аракчеева

 

Линии сравнения

Отмена крепостного права

Военные поселения

Дата

1818

1818

Цель

Решение крестьянского вопроса

Сокращение расходов на содержание армии

Содержание

Выделение 5 миллионов рублей на выкуп имений у помещиков, распределение земель по 2 десятины среди крестьян

Совмещение военной службы солдат с хозяйственной деятельностью. Размещение только на государственных землях.

Предлагает ознакомиться с историческим документом об отношении к военным поселениям.
Развитие промышленности и торговли
Учитель обращает внимание на возрастание численности фабрик и заводов, на основные промышленные центры. Делает акцент на том, что главная инициатива принадлежала государству. Для развития внутренней торговли строились каналы сообщения, развивалась ярмарочная торговля.

Участвуют в обсуждении, фиксируют причины в тетрадь.

Самостоятельно работают с текстом, фиксируют даты:
1. 1816 г – отмена крепостного права в Эстляндии
2. 1818 – 1819 г – отмена крепостного права в Курляндии и Лифляндии

 

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении биографии глава, отмечают качества его личности

Работая в парах, отвечают на вопросы:
1. Кому принадлежала инициатива отмены крепостного права?
2. При каких условиях разрабатывался проект?
3. Какие преимущества получали крестьяне на землях А.А. Аракчеева?
4. Какие методы использовал А.А. Аракчеев в своих владениях в отношении крестьян?
5. Главное условие Александра
I при разработке проекта? В чью пользу разрабатывался проект?

Работая в группах, презентуют ответы для таблицы и заполняют её. Организуют презентацию работы

Читают текст, формулируют ответы на вопросы.
 

Фиксируют в тетради особенности промышленного развития:
1. Появление новой отрасли – легкая промышленность
2. Строительство каналов
3. Расширение внутреннего рынка
Наличие крепостного права ограничивало рынок свободной рабочей силы

 

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Работают в парах

Работа в группах

Индивидуальная работа

Стадия рефлексии

Организует подведение итогов урока.

Участвуют в обсуждении итогов урока, определяют качество усвоенных знаний, фиксируют домашнее задание.

 


 

Приложение №1
Вариант №1
1. Установите правильную последовательность событий.
А) 1. Уставная грамота Н.н. Новосильцева 2. Венский конгресс 3. Указ о вольных хлебопашцах
Б) 1. Бородинская битва 2. Гюлистанский мир 3. Тильзитский мир
2. Укажите, о ком идёт речь:
Государственный деятель, участник Негласного комитета, президент Императорской Академии Наук, председатель Комитета министров. С 1813 года служил на различных должностях в Царстве Польском. Разработал проект первой в истории России Конституции.
3. Укажите пропущенный термин.
Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось ______________
4. Установите соответствие между датой и событием:
1. 1802 2. 1805 3. 1807 4. 1813 5. 1830
А) Июльская монархия во Франции Б) Аустерлицкое сражение В) битва при Лейпциге Г) Тильзитский мир
Вариант 2
1. Установите правильную последовательность событий.
А) 1. Битва при Ватерлоо 2. Бородинская битва 3. Битва за Малоярославец
Б) 1. Фридрихсгамский договор 2. Тарутинский марш – манёвр 3. Тильзитский мир
2. Укажите, о ком идёт речь:
Государственный деятель, реформатор. Происходил из семьи священника. В 1807 году стал статс – секретарем императора Александра
I, с 1808 года заместитель министра юстиции. Автор проекта «Введение к уложению государственных законов». В 1812 году был сослан в Нижний город под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. В 1816 году был назначен пензенским губернатором, в 1819 году генерал – губернатором Сибири.

3. Укажите пропущенный термин.
В начале
XIX века учреждаются __________ - органы центрального управления, в основе деятельности которой лежал принцип единоначалия.
4. Установите соответствие между датой и событием:
1. 1803 2. 1814 3. 1812 4. 1820 5. 1871
А) Уставная грамота Российской империи Б) начало работы Венского конгресса В) Указ о вольных хлебопашцах
Г) Отечественная война Д) образование Германской империи

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.