Интегрированный урок по МДК 02.01 на тему «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей» (1 курс)
Департамент образования Приморского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Приморский индустриальный колледж»
Методическая разработка интегрированного урока в производственное обучение по
МДК 02.01 «Технология металлообработки на металлорежущих станках»
Тема: Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей
Профессия 15.01.25 «Станочник (металлообработка)» 1 курс
Разработала:
преподаватель профессиональных дисциплин
Федорова Татьяна Валентиновна
г. Арсеньев
2020
Дисциплина: МДК 02.01 «Технология металлообработки на металлорежущих станках»
Тема: Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей
Профессия, группа, курс: 15.01.25 Станочник (металлообработка), 103, 1 курс.
Тип урока: интегрированный в производственное обучение, обобщающий, урок систематизации полученных знаний, лабораторно-практическое занятие, комбинированный.
Цель урока:
- обобщение, закрепление и совершенствование ранее полученных знаний,
- обучение учащихся применять полученные знания, умения и навыки при изготовлении деталей на токарном станке;
- развитие наблюдательности, любознательности и пространственных представлений у учащихся,
- убеждение учащихся в профессиональной значимости изучаемого предмета,
- воспитание мотивации к добросовестному, качественному труду, положительного отношения к знаниям.
Задачи:
Образовательные
- закрепление знаний о выполнении чертежей и оформлении технологической документации;
- обучение использованию приобретённых знаний для настройки станка на заданные режимы резания и обработки детали;
- обучение грамотному использованию контрольно-измерительных инструментов.
Развивающие
- развитие умения проведения токарной обработки с соблюдением правил техники безопасности;
- развитие умения проектирования последовательности обработки поверхностей детали;
- продолжение формирования научного мировоззрения,
- применение полученных знаний на практике.
Воспитательные
- воспитание чувства собственного достоинства;
- формирование логического и образного мышления;
- способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.
Элементы педагогических технологий: проблемного обучения, ИКТ, здоровье сберегающей, дифференцированной.
Метод обучения:
словесный: повторение материала, инструктирование
наглядный: показ мультимедийной презентации, алгоритм выполнения упражнений
практический: решение технологических задач, работа с инструкционно-технологическими картами и справочниками, выполнение трудовых приемов и операций.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Материально-техническое оснащение:
учебное оборудование: видеопроектор, чертежная бумага, набор чертежных инструментов, штангенциркули ШЦ-1, комплект образцов шероховатости.
дидактические материалы: справочники, инструкционно-технологические карты, таблицы.
Меж.предметные связи: техническая графика, технические измерения, материаловедение, общие основы технологии металлообработки.
Уровень усвоения: (2)-воспроизведение и применение полученных знаний.
Прогнозируемый результат:
Овладение профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.
ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.
ПК. 2.3. Проверять качество обработки деталей.
Развитие и овладение общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
План урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово преподавателя о целях и содержании урока
3.Выполнение чертежа детали «Ступенчатый вал»
4. Анализ учащимися последовательности составления технологического процесса
5. Изготовление деталей по чертежам на учебной практике
4. Контроль качества обработки деталей, составление сравнительной таблицы
5. Оценка выполненных работ
6. Формулирование выводов и подведение итогов урока
Ход урока.
Организационный момент
Построение группы, приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку
Вступительное слово преподавателя о целях и содержании урока
Преподаватель:
С древнейших времен человеческая мысль постоянно работает над проблемой: как облегчить ту или иную работу.
Вся история — цивилизации- это процесс уменьшения количества труда на изготовление каких-либо предметов.
Профессия «Станочник» - не исключение.
В ней очень хорошо видно, как от ручного труда мы пришли сначала к механизации его, а затем и к автоматизации.
Процесс эволюции всегда идет от простого к сложному. И всем очевидно: чтобы овладеть современными технологиями, надо начинать с «азов», с понимания сущности того, что ты делаешь, для чего и почему именно так?
Как рождается деталь?
Сначала мы должны знать для чего она, какую функцию выполняет. От этого зависит какую форму она будет иметь, какие нагрузки должна выдержать и каких размеров она будет.
Эти рассуждения и расчеты приведут нас к выбору заготовки: из чего мы будем делать деталь.
И наконец, самый главный вопрос: КАК мы будем ее делать, на каком оборудовании, каким инструментом, как быстро?
А изготовив деталь, должны еще проверить: встанет ли она на свое место в механизме, будет ли работать долго.
Наше занятие сегодня будет проходить в несколько этапов.
Цель сегодняшнего урока: собрать воедино в строгой последовательности уже полученные знания по профессиональным дисциплинам, разложить все по «технологическим полочкам». Применить их и все полученные умения на практике и в результате получить продукт труда, соответствующий вашей профессии - деталь «Ступенчатый вал».
Отправной документ, с которого все начинается в металлообработке: чертеж детали. (На экране проектора - чертеж)
Предлагаю вам сделать эскиз этой детали, он вам потребуется в мастерских для ее изготовления.
Все учащиеся выполняют эскиз детали
Преподаватель:
А теперь давайте прочитаем чертеж и сначала проанализируем форму детали.
Учащийся 1:
Деталь представляет собой сочетание торцовых и цилиндрических поверхностей разного диаметра, на обоих торцах имеются короткие конические поверхности-фаски, на ступени диаметром d2. мм проточена канавка с размерами…….
Учащийся 2:
Определим габаритные размеры детали, назначим припуски для того, чтобы выбрать заготовку.
Заготовка- круглый прокат диаметром …… мм. Прокат изготавливают достаточно точным, длина обработки не большая, поэтому припуск на сторону- 1 мм будет достаточным.
Учащийся 3.
Теперь необходимо проанализировать точность размеров по чертежу, параметры шероховатости. Выбрать оборудование.
Точность по чертежу не превышает 14 квалитета, допуск на размеры согласно таблицам ЕСДП составит: ….. (см. ГОСТ 25347-82 )
Шероховатость по чертежу Rz 20, этот параметр возможно выдержать, обрабатывая деталь с получистовой подачей.
Обработку можно вести на универсальном оборудовании, токарно-винторезном станке 1К62.
Учащийся 4.
Необходимо выбрать режущий инструмент, способ закрепления заготовки на станке, т.е. произвести наладку станка.
Закрепление заготовки будем производить в трех кулачковом самоцентрирующемся патроне. Длина и диаметр заготовки позволяют произвести обработку всех поверхностей, с одной стороны. Т.к. для обеспечения жесткости при обработке детали наружу из кулачков должно выступать не более 2-3 диаметров. В нашем случае диаметр-…… мм, длина детали- ……. мм.
Деталь изготавливается из стали 35. Это конструкционная сталь. Для обработки всех поверхностей нам понадобятся резцы с пластинками из твердого сплава ВК:
- проходной отогнутый ВК-8
- проходной упорный ВК-8
- прорезной ВК-8
- отрезной ВК-8
Учащийся 5.
Перед обработкой необходимо настроить станок на режимы резания.
Глубину резания рассчитываем на каждом переходе (при обработке цилиндрических поверхностей по формуле ,
при обработке торцов - исходя из припуска).
Подачу выбираем по справочнику, в зависимости от шероховатости, указанной на чертеже. ( см. Справочник)
В зависимости от материала режущей части резцов по справочнику выбираем скорость резания и рассчитываем число оборотов шпинделя по формуле
nрасч =
Фактическое число оборотов шпинделя n назначаем ближайшее меньшее к расчетному, соответствующее паспорту станка.
Учащийся 6.
Определяем последовательность обработки поверхностей.
- Установка заготовки
- Подрезание торца
- Обтачивание 1 ступени
- Обтачивание 2 ступени
- Обтачивание 3 ступени
- Протачивание канавки
- Обтачивание фаски
- Отрезание
- Переустановка
- Подрезание торца
- Обтачивание фаски
Преподаватель:
Все полученные сведения вы должны оформить в операционную карту токарной обработки (это будет вашим домашним заданием) и по ней на занятии учебной практики изготовить деталь. Каждый свою деталь заклеймит и запомнит свой номер. Все детали приносите на следующий урок.
2 ЭТАП проходит в учебно-производственных мастерских
3 ЭТАП. Преподаватель:
В соответствии с нашими расчетами и технологией вы изготовили на занятии по производственному обучению детали. Все они имеют номер от 1 до 20
А сейчас вы все поработаете контролерами ОТК.
Вы возьмете необходимый контрольно-измерительный инструмент и определите качество изготовления деталей (соответствие всех параметров требованиям чертежа). Детали берете не свои.
По результатам измерений заполните таблицу выполнения элементов и таблицу с действительными размерами.
Пример таблицы 1 - Выполнение элементов детали:
№ п/п |
Элемент |
Выполнен/нет
|
Шероховатость Rz20,есть/нет |
1 |
Ød1 |
|
|
2 |
Ød2 |
|
|
3 |
Ød3 |
|
|
4 |
Канавка |
|
|
5 |
Фаска 1,5х45° |
|
|
|
|
|
|
Пример таблицы 2 - Выполнение размеров:
№ п/п |
Размер |
Допуск |
Действительный размер |
Выполнен/нет
|
|
Ød1 |
±0,1 мм |
|
|
|
Ød2 |
±0,1 мм |
|
|
|
Ød3 |
±0,1 мм |
|
|
|
l1 |
-0,2 мм |
|
|
|
l2 |
-0,2 мм |
|
|
|
L |
-0,3 мм |
|
|
|
h |
±0,1 мм |
|
|
|
Ødк |
±0,1 мм |
|
|
|
1,5*450 |
+ |
|
|
Учащиеся выполняют измерения при помощи штангенциркулей, заполняют таблицы.
Преподаватель:
У нас остался еще параметр, который мы не оценили: шероховатость.
Проведите сравнительный визуальный анализ с образцами шероховатости и заполните последнюю графу таблицы 1.
Учащиеся выполняют задание.
Преподаватель:
Подводя итоги вашей работы в мастерских, мы можем убедиться, что не все у вас получилось. Предлагаю вам проанализировать причины брака и установить меры по его недопущению или исправлению.
Учащиеся анализируют свои ошибки.
Преподаватель:
Итоговые таблицы передаем нашим экспертам, где они выставят оценки. (в качестве экспертов присутствуют: мастер п/о, старший мастер и т.д.)
В ходе освоения профессионального модуля «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа» вы должны овладеть тремя профессиональными компетенциями:
- производить наладку и настройку станка;
- обрабатывать детали;
- проверять качество изготовления деталей.
Мы сегодня проверили все эти компетенции по результатам работы на токарных станках.
Для того чтобы освоить эти компетенции вам потребовались знания по дисциплинам:
- техническая графика
- технические измерения
- общие основы технологии металлообработки
- материаловедение
Есть хорошее модное слово «интеграция» -от латинского «соединение»-процесс объединения частей в целое.
Вся наша жизнь - это сплошная интеграция и учеба в том числе: предметы, которые вы изучали в школе и продолжаете изучать здесь: математика, геометрия, химия, физика- помогли вам в освоении профессиональных дисциплин и практики. Вы приобрели необходимые знания и умения.
А из всего из этого складывается единое целое - квалифицированный рабочий.
Поэтому в нашей профессии ненужных знаний не бывает. Я надеюсь, что вы это сегодня поняли.
Объявление итогов экспертами.
Пример итоговой таблицы
№ детали |
Ød1 |
Ød2 |
Ød3 |
l1 |
l2 |
L |
h |
Ødк |
1,5*450 |
Rz20 |
|
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Данная методическая разработка имеет универсальный характер: меняя чертежи и средства контроля, можно проводить обобщающие уроки по любой теме металлообработки («Обработка отверстий на токарных станках», «Обработка пазов на фрезерных станках», «Нарезание резьб» и т.д.)
Справочная литература
1.Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки, ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75)
2. Б.Г.Зайцев, С.Б. Рыцев Справочник молодого токаря. Москва «Высшая школа» 1988 г.