12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соболева Наталья Анатольевна752
Педстаж - 8 лет
Россия, Башкирская респ., Дуван
Материал размещён в группе «Информатика - это интересно!»

Методическая разработка
проведения открытого классного часа

"Безопасность в сети Интернет"


Аннотация

Данная публикация – это сценарий классного часа (занятия), посвящённого безопасности детей и подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия - воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.

В методической разработке представлена методика проведения классного часа по теме «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

Методическая разработка содержит:

содержание,

введение,

план проведения,

сценарий,

заключение,

список литературы,

приложения.

Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.





Содержание

Введение ………………………………………………………………… 4

Подготовительный этап …………………………………………….. 5

План проведения мероприятия ……………………………………… 6

Сценарий проведения …………………………………………………… 8

Заключение ………………………………………………………….. 13

Литература ………………………………………………………….. 14

Приложения ………………………………………………………….. 15




Введение

Современный мир совершает переход из XX, «энергетического», века в XXI век, который со всей определенностью называют «информационным». Сегодня на смену индустриальному этапу общественного развития приходит информационный, при котором эффективное и динамичное развитие всех социально-экономических структур и общества в целом возможно только на основе максимально полного использования имеющихся информационных ресурсов.

Современные информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, формируя информационное единство всей человеческой цивилизации. С помощью глобальной сети Интернет объединяются и перемещаются на любые расстояния гигантские объемы информации, обеспечивается доступ многочисленных пользователей, расположенных на практически неограниченной территории, к информационным ресурсам всего мирового сообщества.

В связи с тем, что информация превратилась из абстрактного понятия в едва ли не самый ценный объект во Вселенной, и ход всех значимых событий в науке, коммерции, социуме связан с процессами производства и владения информацией, возникла необходимость развития такой области информационных технологий (ИТ) как информационная безопасность (ИБ).

Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. парламентской комиссией академика Ю.А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами. В 1996 г. был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции по национальной безопасности, утвержденные 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.

Исходя из того, что информационная безопасность в начале третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, приоритетным становится формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере.

В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России 30 октября 2017 года прошел Единый урок по безопасности в сети «Интернет».

Проведение Единого урока ежегодно включается Министерством образования и науки Российской Федерации в календарь образовательных событий, рекомендованных общеобразовательным организациям к проведению, с 2014 года.

Таким образом, Единый урок стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.

Впервые в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении был проведен классный час в форме урока-акции для студентов 1 курса.





Подготовительный этап

Для проведения открытого классного часа была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.

Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников акции, подобраны стихи, создано слайдовое сопровождение мероприятия.




План проведения открытого классного часа

Дата проведения: 31 октября 2017 г.

Преподаватель: Соболева Н.А.

Тема: Безопасность в сети Интернет

Цели:

Систематизация знаний в области использования сети Интернет.

Формирование навыков безопасного использования Интернета.

Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Задачи:

Систематизирование знаний студентов в области интернет-безопасности по направлениям:

раскрытие персональных данных;

мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

общение в сети;

общая компьютерная грамотность.

Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у студентов навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.

Повышение уровня осведомленности студентов о наиболее актуальных интернет-угрозах.

Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

Формируемые компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Форма проведения: урок-акция

Место проведения: актовый зал колледжа

Участники: студенты 1-го курса

Сфера: «Я-сфера», «Я-общество», «Я-коллектив»

Социальная роль: коммуникативная, самовоспитательная, саморазвивающая.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение мероприятия

Раздаточный материал: карточки с заданиями для игроков, ручки, жетоны разного цвета

Ход мероприятия

Организационный момент

Вступительное слово ведущих.

Мотивация

Сообщение темы мероприятия

Основная часть.

Просмотр видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Задание 1. Регистрация аккаунта

Задание 2. Интернет-мошенничество

Задание 3. Игра «Вирусы»

Задание 4. Фишинг, фейк

Заключительное слово ведущих.





Сценарий мероприятия

1t1610467592ab.jpg ведущий. Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться и играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно, Интернет
!

2 ведущий. Где найти подругу Олю?

Прочитать, что было с Колей?

И узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

1 ведущий. Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в XXI веке. Оглянемся вокруг: телевидение, телефоны, компьютеры, Интернет, все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в тоже время, сеть таит в себе много опасностей. Об этих опасностях мы сегодня и поговорим.

2 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.

1 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.

Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год 30 октября проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».

2t1610467592ac.jpg ведущий. Мы получили видеообращение к участникам акции от Боковой Людмилы Николаевны - заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.

Демонстрация видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете.

- Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете? (Ответы участников акции)

- Вернемся к Интернету и посмотрим, как вы ведете себя здесь. Я попрошу выйти из зала на сцену двух человек. (Выходят два студента)

- Для вас следующее задание 1: в Интернете вам попался интересный форум и вы хотите на нем общаться. Для этого надо зарегистрироваться и заполнить профиль. Как это правильно сделать? (Ответы участников)

Ведущие раздают карточки с заданием, участники заполняют

Преподаватель: Пока ребята выполняют задание, мне бы хотелось пригласить на сцену еще одного студента. (Выходит один студент)

-t1610467592ad.jpg Следующее задание 2: тебе пришло в ВК сообщение от друга: «Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на QIWI 890623658923. Плиз». Твои действия?

Участник высказывает свое мнение

Преподаватель: С какой интернет-угрозой ты столкнулся? Какие последствия могут быть? Почему от друга пришло такое сообщение? (взлом, рассылка). Спасибо участнику.

Преподаватель: Участники готовы, давайте посмотрим, что у них получилось. Зачитайте ваши профили. Правильно ли они заполнили?

t1610467592ae.jpg t1610467592af.jpg

Рассматривают слайд с правильно заполненным профилем

Преподаватель: Спасибо участникам. После регистрации на форуме любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Чтобы избежать распространения информации о вас в Интернете, следуйте следующим советам:

При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник)

Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.

Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.

Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.

Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.

Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома.

Преподаватель: (Проводит игру «Вирусы»). При входе в актовый зал вам раздали жетоны. Встаньте те, у кого жетоны красного цвета. Вы получили сообщение со ссылкой на сторонний сайт в социальной сети. Оно показалось вам интересным, и вы разослали это сообщение своим друзьям, у которых на руках жетоны голубого цвета. Встаньте, пожалуйста, те, у кого жетоны голубого цвета. Вы тоже сделали рассылку сообщения своим друзьям с желтыми жетонами. Пt1610467592ag.jpg рошу встать тех, у кого жетоны желтого цвета. И вы тоже отправили сообщение друзьям и одногруппникам, у которых белые жетоны. Встаньте те, у кого жетоны белого цвета.

Внимание, вопрос! Что в таком количестве и с такой скоростью распространяется в Сети, помимо вашего сообщения? (Ответы студентов). Как защититься от вирусов?

Преподаватель: Спасибо всем, присаживайтесь. Это была модель, представляющая процесс распространения компьютерного вируса. А теперь обратите внимание на экран. Что-то необычное вам бросилось в глаза на этой странице? (Ответы студентов). Какой адрес настоящий? Какую интернет-угрозу мы с вами видим? (Ответы студентов)

- Фишинг – подмена сайта с целью хищения информации пользователей (логинов, паролей, реквизитов банковских карточек и т.п.), фейк - ненастоящая страница. Вместо настоящего сайта vk.com вы попадаете на vkk.ru, а после того, как логин и пароль введены, все Ваши данные отправляются злоумышленнику. Может быть сразу, а может и через день, но вы точно будете взломаны и от вашего лица начнется рассылка спама. Сталкивался ли кто-либо из вас с подобной ситуацией? (Ответы студентов)

Преподаватель: Давайте вспомним и выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.

1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать пять правил этих –

Смело плавай в интернете!

2 ведущий. 1. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Их условия не сложны:

Смс отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь.

1 ведущий. 2. Вдруг из щели между строк

Вылезает червячок.

Безобидный он на вид,

Но в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус – мастер маскировки!

Не хочу попасть в беду,

Антивирус заведу!

2 ведущий. 3. В интернете злые «тролли»

Появляются порой.

Эти злюки-задаваки

Могут довести до драки.

Им дразнить людей прикольно,

Несмотря, что это больно.

Только полный их «игнор»

«Тролля» охладит задор.

1 ведущий. 4. Как и всюду на планете,

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

2 ведущий. 5. В Интернете, как и в мире,

Есть и добрые, и злые.

Полон разных он людей,

Есть и гений, и злодей.

По портрету не поймёшь

От кого слезу прольёшь.

Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И чужим не сообщай.

Преподаватель: Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.

Пt1610467592ah.jpg реподаватель: В случае, если вас оскорбляют и преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.

1 ведущий. Когда наводишь ты курсор,

Заходишь в Интернет,

Пусть ум твой будет тверд и скор –

Вот наш тебе совет.

2 ведущий. Ведь лезть беспечно по Сети –

Не ведая угроз –

Как в джунглях Африки идти –

Средь тигров, змей и гроз.

Преподаватель: Надеюсь, мероприятие для вас было интересным и полезным. Желаю всем приятного и безопасного общения! Спасибо!



Заключение

Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике и информационно-коммуникационным технологиям могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, вечера, КВН, конференции, турниры смекалистых и т.д.

31 октября в рамках Единого урока безопасности в Интернете 2017, организованного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества при поддержке Минобрнауки России, впервые в нашем колледже был проведен классный час – урок-акция «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

В легкой и доступной форме преподнесена студентам важная информация, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научиться анализировать правдивость и достоверность информации в Интернете, как противостоять кибербуллингу (преследованиям и оскорблениям) и троллям (интернет-хулиганам) в социальных сетях. Был продемонстрирован видеоролик «Единый урок кибербезопасности – 2017», рекомендованный Минобрнауки России.

 Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В заключении преподаватель сообщила студентам о существовании специальной службы - Линия помощи «Дети онлайн», в которую можно обратиться при столкновении с угрозами разного рода, и пожелала им счастливого и безопасного путешествия по бескрайним просторам Интернета.




Список литературы:

Видео урок для Единого урока безопасности в сети "Интернет" 2017 - https://www.youtube.com/watch?v=yTCcfc3i5NQ (Дата обращения: 27.10.2017)

Википедия. Фишинг - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения 27.10.2017)

Дети России Онлайн - http://detionline.com (Дата обращения: 30.10.2017)

Единый урок. Календарь, методики, материалы. - https://www.единыйурок.рф/index.php/kalendar-edinykh-urokov/item/7-edinyj-urok (Дата обращения: 27.10.2017)

Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования / Ерофеева А.О., Кульков А.А., Мурылева Г.А. и др. - ГАОУДПО ВИПКРО имени Л.И. Новиковой , 2013.

Найденова Л. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm???history=8&sample=4&ref=0 (Дата обращения 27.10.2017).

Ресурсный центр образования - http://center-edu.ssti.ru/bezopasnost.php (Дата обращения: 29.10.2017)

Сайт Единого урока для детей и подростков - www.Единыйурок.дети (Дата обращения: 30.10.2017)

Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» - www.Единыйурок.рф (Дата обращения: 28.10.2017)

Стандарты Образования. Педагогический интернет-журнал. - http://www.edustandart.ru/ (Дата обращения 29.10.2017)

Трошин С. Современные киберугрозы: [Электронный ресурс]. - http://sergeytroshin.ru/articles/modern-cyber-threats/ (Дата обращения 28.10.2017)



Приложение 1

Карточка № 1.

Задание. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Ваше имя (ник)*


Ваш адрес


Ваш телефон


Ваш электронный адрес*


Ваше фото


Пароль*



Карточка № 2.

Задание. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Ваше имя (ник)*


Ваш адрес*


Ваш телефон*


Ваш электронный адрес*


Ваше фото*


Пароль*




Карточка № 3


Тебе пришло в ВК сообщение от друга:


«Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на QIWI 890623658923. Плиз»



Твои действия?




Приложение 2

Слайды с методическим материалом

t1610467592ai.png t1610467592aj.png

Слайд 1 Слайд 2

t1610467592ak.png t1610467592al.png

Слайд 3 Слайд 4

t1610467592am.png t1610467592an.png

Слайд 5 Слайд 6

t1610467592ao.png t1610467592ap.png

Слайд 7 Слайд 8

Продолжение приложения 2

t1610467592aq.png t1610467592ar.png

Слайд 9 Слайд 10

t1610467592as.png t1610467592at.png

Слайд 11 Слайд 12

t1610467592au.png t1610467592av.png

Слайд 13 Слайд 14

t1610467592aw.png t1610467592ax.png

Слайд 15 Слайд 16



Продолжение приложения 2

t1610467592ay.png t1610467592az.png

Слайд 17 Слайд 18

t1610467592ba.png t1610467592bb.png

Слайд 19 Слайд 20

t1610467592bc.png

Слайд 21





Дата проведения: с 21 декабря по 26 марта
Опубликовано в группе «Информатика - это интересно!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.