12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Архипова Алена Анатольевна1433
Я – преподаватель. Мне доверили родители самое дорогое – своих детей. Нет труднее, ответственнее и почётнее этой миссии - обучать и воспитывать детей, одним словом – образовывать. И это делать с душой, радостью и взаимопониманием.
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»

(ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии)


t1604336715aa.png




Методическая разработка

классного часа

«Безопасность в сети интернет»
























Чебоксары, 2020



Составитель:

А.А. Архипова

- преподаватель математики и информатики

Методическая разработка классного часа «Безопасность в сети интернет»

посвящен проблеме безопасности при использовании обучающимися сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз, о проблеме интернет - зависимости, о правилах поведения в социальных сетях.

Сегодня все больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на учебе, так и дома. Все большее количество людей получает возможность работать в Интернет. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности вас и ваших компьютеров. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной.































Цель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;


Задачи:

образовательные:

познакомиться с понятием «Интернет», «Вирус»;

изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;

развивающие:

развитие интереса к предмету, информационной культуры;

формирование приёмов логического мышления;

развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы;

воспитательные:

воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;

здоровьесберегающая:

соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;


Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, звездочки трех цветов.



План урока:

Организационный момент (1-2 мин.);

Введение в тему (3-5 мин.);

Изучение нового материала (30-35 мин.);

Самостоятельная работа (7-10 мин.);

Рефлексия. Подведение итогов урока (2-3 мин.);

Используемая литература и Интернет-ресурсы:


Ход урока:

Организационный момент, 1-2 мин.:

сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задач;

краткий план деятельности.

Введение в тему, 3-5 мин.:

подготовить обучающихся к восприятию темы;

нацелить на продуктивную работу. 

Преподаватель. Сегодня наш урок посвящен теме «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)

Преподаватель. (Слайд 2) Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.

Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей?

1-й обучающийся: Угрозы, связанные с общениями в сети Интернет. Сейчас у каждого из нас есть своя страничка в социальных сетях, в которых мы не только общаемся со своими друзьями, но и знакомимся с новыми людьми, находим друзей по переписке. Опасность Интернет-общения заключается в том, что большинство людей придумывают себе любой образ: представляют себя известной личностью, выставляют чужие фотографии, то есть ведут переписку от имени другого человека. Часто такими уловками пользуются преступники, маньяки и сектанты, чтобы завлечь свою жертву, они под именем подростка (мальчика или девочки) некоторое время общаются с вами, втираются в доверие, выясняют ваш адрес, номер телефона или техникум, в котором вы учимся. Затем предлагают встретиться.

2-й обучающийся: Мошенничество в сети. Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные методы. Например, могут заманчивыми предложениями, выигрышами, викторинами приглашать нас принять участие в играх, где мы должны будем заплатить небольшую сумму денег за это или отправить платное смс на указанный номер. Естественно, ничего мы не выиграем, а только потеряем свои деньги. Мошенники также могут подбирать пароли к нашим страничкам в соц. сетях, чтоб от нашего имени заходить туда и рассылать рекламу (спам). После чего, нашу страницу могут заблокировать.

3-й обучающийся: Угроза вирусов и заражения ПК. Еще одна опасность в сети Интернет - это «Вирус». Вирусы в виртуальном мире распространяются с помощью вложенных файлов и ссылок в электронные письма, в сообщениях в социальных сетях, через зараженные сайты, через рекламы (баннеры), через зараженные носители (флешка или диск). При этом сообщение в сети с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника сети.

4-й обучающийся: Угроза Интернет - зависимости. Интернет-зависимость – это психическое заболевание, при котором у человека возникает потребность в постоянном использовании Интернета (у кого-то для общения, у кого-то для игр).

В наше время Интернет-зависимость возникает у большого количества пользователей, особенно у детей. Играя в игры, многие пользователи отказываются от сна, теряют аппетит и начинают думать, что виртуальная реальность эта реальная жизнь.

Преподаватель. Молодцы!

Изучение нового материала (27-30 мин.):

Преподаватель. А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом (Слайд 3):

Вредоносные программы

Кража информации

Халатность сотрудников

Хакерские атаки

Финансовое мошенничество

Спам

Аппаратные и программные сбои

Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.

Преподаватель. Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают. (Слайд 4)

Компью́терный ви́рус — разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация).

Классификация (Слайд 5)

В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на группы.

Послушаем обучающихся, которые подготовили доклады, по каким признакам делят вирусы на группы.

1-й обучающийся. По поражаемым объектам

Файловые вирусы. Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)

Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера.

Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.

Макровирусы. Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.

Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.

По поражаемым операционным системам и платформам

DOS

Microsoft Windows

Unix

Linux

2-й обучающийся. По технологиям, используемым вирусом

Полиморфные вирусы. Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.

Стелс-вирусы. Вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. д.)

Руткит. Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.

По языку, на котором написан вирус

ассемблер

высокоуровневый язык программирования

скриптовый язык

и др.

По дополнительной вредоносной функциональности

Бэкдоры. Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе

Шпионы. Spyware — программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.

Ботнеты. Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании.

Преподаватель. Каждый день появляются все новые и новые вирусы. Вам необходимо знать, что создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно Уголовному кодексу РФ (глава 28, статья 273).

Преподаватель. Также в нашей стране существует доктрина информационной безопасности РФ, согласно которой в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.

Преподаватель. Поэтому сегодня я расскажу вам о том, как обезопасить себя, свих друзей, свой личный или рабочий компьютер, чтобы не стать жертвой сетевых угроз.

Итак, как же бороться с сетевыми угрозами? Послушаем обучающихся.

Установите комплексную систему защиты.

Установка обычного антивируса – вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», включающие в себя антивирус, файрволл, антиспам-фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются ежедневно, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше всего настроить программу на автоматическое обновление.

Будьте осторожны с электронной почтой.

Не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту. Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.

Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari.

Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатоков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.

Обновляйте операционную систему Windows.

Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.

Не отправляйте SMS-сообщения.

Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.

При отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.

Поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.

Пользуйтесь лицензионным ПО.

Если вы скачиваете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждение антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность.

Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!

Используйте брандмауэр.

Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.

Используйте сложные пароли.

Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.

Делайте резервные копии.

При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.

Функция «Родительский контроль» обезопасит вас.

Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.

Не стремитесь утаивать от родителей круг тем, которые вы обсуждает в сети, и новых Интернет-знакомых, это поможет вам реально оценивать информацию, которую вы видите в сети и не стать жертвой обмана.

Преподаватель. Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.

Самостоятельная работа (7-10 мин.);

Закрепление материала - компьютерное тестирование.

Преподаватель. А теперь, давайте проверим, насколько внимательно вы сегодня слушали данный материал. Тест содержит 10 вопросов, в каждом вопросе есть только один правильный ответ.

Тест:

Закончите предложение: Создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно…

Административному кодексу

Трудовому кодексу

Уголовному кодексу

Гражданскому кодексу

Какой классификации вирусов на сегодняшний день не существует?

По поражаемым объектам

По поражаемым операционным системам и платформам

По количеству поражаемых файлов

По дополнительной вредоносной функциональности

Какой из приведенных паролей является более надежным

123456789

qwerty

annaivanova

13u91A_Ivanova

Для того, чтобы антивирусные программы обеспечивали наилучшую безопасность вашего ПК, необходимо:

Установить несколько антивирусных программ

Удалить все файлы, загруженные из сети Интернет

Своевременно обновлять антивирусные базы

Отключить компьютер от сети Интернет

Какой из браузеров считается менее безопасным, чем остальные:

Mozilla Firefox

Internet Explorer

Google Chrome

Opera

Какие действия не рекомендуется делать при работе с электронной почтой?

Отправлять электронные письма

Добавлять в свои электронные письма фотографии

Открывать вложения неизвестной электронной почты

Оставлять электронные письма в папке Отправленные

Что необходимо сделать, если на экране появилось окно с просьбой отправить SMS для дальнейшей работы?

Отправить SMS сообщение

Выполнить форматирование жесткого диска

Перезагрузить компьютер

Не отправлять SMS сообщение

Согласно какому документу в России проводится правой ликбез по вопросам защиты информации в ЭВМ?

Трудовому кодексу РФ

Доктрине информационной безопасности РФ

Стратегии развития информационного общества РФ

Конвенции о правах ребенка

Зачем необходимо делать резервные копии?

Чтобы информация могла быть доступна всем желающим

Чтобы не потерять важную информацию

Чтобы можно было выполнить операцию восстановления системы

Чтобы была возможность распечатать документы

Что необходимо сделать, если на сайте в Интернет, вдруг появилось сообщение о быстрой проверке ПК с просьбой перезагрузки компьютера?

Перезагрузить компьютер

Отформатировать жесткий диск

Закрыть сайт и выполнить проверку ПК

Выключить компьютер.


4. Рефлексия. Подведение итогов работы (2-3 мин.). Обучающиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

Оценка обучающимися занятия (на доску крепятся звездочки. Красная – занятие понравилось; зеленая – занятие оставило равнодушным; синяя – занятие не понравилось).

5. Используемая литература и Интернет-ресурсы:

В.П.Леонтьев Компьютерная энциклопедия. М., 2016.

Интернет-ресурсы. Википедия.

Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. 5-11 классы. М «ВАКО», 2015.

Сайт «Азбука безопасности». ( http://azbez.com/node/2017)

http://baby-consultant.ru/2012/10/bezopasnost-detey-v-internete.html


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.