Методическая разработка классного часа «Битва за Сталинград - непреклонность и мужество русского характера»

3
0
Материал опубликован 24 July 2022

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное автономное проФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

«Липецкий металлургический колледж»


t1658661973aa.png










Методическая разработка

классного часа



«Битва за Сталинград – непреклонность и мужество русского характера»






Липецк, 2021

Методическая разработка классного часа «Битва за Сталинград – непреклонность и мужество русского характера» для специальностей:


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

22.02.05 Обработка металлов давлением

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике




РАССМОТРЕНА

И.о. зам. директора по учебной

работе

от «____» ______________ 2021 г.

_____________ Л.Н. Красникова 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по воспитательной

работе

________________ О.Н. Токарева

«____» ______________ 2021 г.




Организация-разработчик:

Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий металлургический колледж»




Разработчик:

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж», преподаватель английского языка Ефимова А.С.


2021-2022 учебный год

Пояснительная записка


Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа на 1 и 2 курсе по профессиям технического профиля:


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

22.02.05 Обработка металлов давлением

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике 


Важнейшим требованием к реализации федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
является непрерывное методическое обновление форм и методов
образовательного процесса на основе современных исследований и достижений в области педагогики и социальной психологии.

Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный преподаватель, поэтому развитие педагогического и воспитательного потенциала является ведущим направлением деятельности каждого образовательного учреждения.

В современных условиях важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса является рациональное и творческое использование новых технологий, приемов и методик обучения не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности, в особенности, на классном часе.

Использование разнообразных форм проведения классных часов, приуроченных к памятным датам и государственным праздникам, дает возможность преподавателю обеспечить мотивацию к саморазвитию, реализацию собственного педагогического потенциала, подготовку студентов к инновационной и развивающей деятельности, воспитать у студентов чувства патриотизма, ответственности, уважения и т.д.

Воспитание студентов в современном учреждении системы СПО осуществляется в условиях непрерывно развивающегося образования.  Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Ключевая роль в формировании развитой и здоровой личности студента отводится классному руководителю, реализующему целенаправленную деятельность по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями; самосовершенствовании; формировании уважения к родному краю, российской истории; воспитании чувства патриотизма и уважения к ветеранам и Героям Советского союза.

В связи с этим, актуальность темы классного часа для 1 и 2 курса «Битва за Сталинград – непреклонность и мужество русского характера», заключается в том, что, воспитывая в студентах любовь к Родине и национальным традициям, уважение к подвигу, почтение к ветеранам Великой Отечественной войны, мы формируем в них активную гражданскую позицию и духовно-нравственные качества, развивающие полноценную личность.

Кроме того, знание мировой и отечественной истории, ключевых аспектов прошедших войн, является одним из важнейших факторов укрепления психики студента, так как осведомленность об ужасных последствиях войн и конфликтов помогает подрастающему поколению сделать правильный выбор в будущем и понять, как не допускать конфликтных ситуаций.

Таким образом, патриотическое воспитание несет в себе ключевые функции, основной из которых является развитие нравственных и моральных ценностей. Патриот никогда не предаст свой народ и страну, не подвергнет опасности свою семью, защитит свою Родину.




Положение о проведении классного часа для 1 и 2 курса

«Битва за Сталинград – непреклонность и мужество русского характера»


Общие положения


Классный час проводится с целью совершенствования внеурочной работы со студентами, формирования традиционных семейных ценностей, развитию духовно-нравственных и моральных ценностей, созданию развивающего пространства по нравственному воспитанию студентов, обеспечивающего формирование следующих общих компетенций в составе ФГОС:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, организовывать работу коллектива.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (описывать значимость своей специальности).

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (соблюдать нормы экологической безопасности, определять нормы ресурсосбережения, в рамках профессиональной деятельности по специальности).

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности).

Классный час «Битва за Сталинград – непреклонность и мужество русского характера» проводится согласно Положению о проведении классного часа в установленные учебной организацией сроки.

Количество участников определяется организаторами классного часа. В мероприятии могут принимать участие студенты 1 и 2 курса.


Цели и задачи классного часа


Цели классного часа:

формирование уважения к ветеранам и старшему поколению;

мотивация бережного отношения к памяти о подвигах русского народа;

формирование чувства ответственности за свои поступки;

воспитание уважительного отношения к отечественной истории и родине;

развитие духовно-нравственных, моральных ценностей.


Задачи классного часа:


Воспитательные:

воспитать интерес и любовь к изучению мировой и отечественной истории;

способствовать формированию чувства патриотизма;

воспитать уважение к родине, родному краю;

формировать активную гражданскую позицию.


Развивающие:

расширить кругозор, развить интерес к обучению;

раскрыть навыки работы в группе;

научить грамотно выражать свое мнение.


Образовательные:

расширение и углубление знаний студентов об истории Великой Отечественной войны;

мотивация к исследовательской деятельности.


Сроки проведения: 15 декабря 2021г.


Место проведения: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 91а, ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».


Организация и план проведения классного часа


Организацию работы по подготовке и проведению классного часа осуществляет преподаватель английского языкацикловой комиссии языковедческих дисциплин ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»: Ефимова А.С.

В функции организатора входят: разработка и утверждение методических рекомендаций по проведению классного часа, написание сценария мероприятия, установление сроков, времени и плана проведения мероприятия, подведение итогов.

Классный час проводится в форме лекции-беседы с элементами дискуссии.

Студенты принимают активное участие в проведении мероприятия – отвечают на вопросы преподавателя; демонстрируют свои знания о Сталинградской битве и Великой Отечественной войне; работают в группах; участвуют в дискуссии.

Время проведения – внеурочное. Продолжительность классного часа – 40 минут.

Педагогические технологии и приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;

наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;

практические методы: упражнения, рефлексия.


Обеспечение классного часа:

аппаратное обеспечение – мультимедийный проектор, компьютер;

методическое обеспечение – методические рекомендации, план проведения мероприятия, презентация, видеофайлы.


Ход мероприятия


Организационный момент. Вступление.

Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на очередном классном часе, посвященному Битве за Сталинград.

Сегодня мы поговорим о самых важных событиях Сталинградской битвы; о предпосылках и причинах сражения; проанализируем основные этапы битвы; подумаем о подвиге и великой жертве советского народа.

Основная часть.

Начать классный час я хочу с небольшого теста по главным событиям Великой Отечественной войны, чтобы понять, как хорошо вы знаете историю войны. На экране будут появляться вопросы по одному. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает. Итак, поехали!

В каком году началась Великая Отечественная война?

В каком году СССР вступил во Вторую Мировую войну?

Кто был главой генерального штаба на момент начала войны?

Укажите период обороны Брестской крепости.

Укажите период обороны Ленинграда.

Когда завершилась битва за Москву?

Какое сражение 1942 года является переломным моментов в войне?

В какой деревне состоялось крупнейшее танковое сражение?

Какая операция 1945 года стала последней в Великой Отечественной войне?

Что предусматривал план «Барбаросса»?


Преподаватель по очереди показывает вопросы на экране, студенты дают ответы. После задания преподаватель дает оценку знаниям студентов.


Молодцы! Я вижу, что вы неплохо знаете историю.

Теперь, я предлагаю перейти к непосредственной теме нашего урока – «Битва за Сталинград – непреклонность и мужество русского характера».

Я расскажу вам об основных событиях Сталинградской битвы. Обращайте внимание на экран: по ходу рассказа, я буду показывать различные фотографии.

Итак, начнем!


Преподаватель начинает рассказ. По ходу, задает студентам проверочные вопросы.


Сталинградская битва 1942-1943 года началась на правобережье Дона, в ней участвовало более 2 млн человек, в том числе армии Италии, Румынии, Венгрии и Хорватии, а погибло более миллиона. Она была отмечена самыми кровавыми уличными боями в разрушенном Сталинграде и невероятным героизмом советских солдат трех фронтов, который потряс немцев, уничтожил группу армий «В» и подорвал их боевой дух.

Началом Сталинградского сражения считается 17 июля 1942 года. Тогда авангарды 6-й армии Паулюса на реках Чир и Цимла вступили в бой с подразделениями 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта. Завершение – 2 февраля 1943-го, когда в плен сдалась гитлеровская группировка, основу которой составляли остатки 6-й армии вермахта, а также подразделения 8-й итальянской, 3-й и 4-й румынских и 2-й венгерских армий в Сталинградском котле.

К середине июля 1942-го на Сталинградском направлении превосходство противника над Красной армией в самолетах было более чем в два раза. В танках и артиллерии – в 1,3 раза. К концу июля – началу августа немцы выдавили подразделения 62-й и 64-й армий на левобережье Дона. Часть наших дивизий оказалась в окружении.

28 июля Сталин издал приказ №227 «Ни шагу назад!». К отступающим применялись самые жесткие меры, вплоть до расстрела. За три недели наступления немецкие танки 4-й армии Гота подошли к Сталинграду с юга, 14-й танковый корпус – с севера, шесть дивизий 6-й армии Паулюса – с запада.

23 августа город на Волге был уничтожен самой массовой суточной бомбардировкой в истории войны – 2 тысячи самолето-вылетов 4-го воздушного флота люфтваффе разрушили город, где до начала боев проживало около 400 тысяч человек, убив пятую часть горожан. Весь сентябрь немцы пытались сбросить наши войска в Волгу.

Тракторный завод под обстрелами продолжал выпускать танки, которые с проходной уходили в бой. Подкрепления шли с левого берега Волги катерами и баржами. Их подвергали постоянным бомбежкам люфтваффе.

14 октября пять немецких дивизий начали наступление при поддержке тысячи самолетов. К 11 ноября немцы вышли к Волге на участке в полкилометра. Но потеряли до половины личного состава.

19 ноября в рамках операции «Уран» началось контрнаступление Красной армии. 23 ноября в районе Калача-на-Дону огромная фашистская группировка, пытавшаяся захватить Сталинград, была окружена. В течение декабря были разгромлены итальянские, румынские и некоторые немецкие части. Мы отбили попытки танковых дивизий Манштейна пробить коридор к Паулюсу. В январе 1943-го 6-я армия советскими ударами была разделена на две части.

31 января была ликвидирована южная группировка фашистов, пленен фельдмаршал Паулюс с 24 генералами. 2 февраля капитулировала северная группировка немцев.

Итоги и значение битвы.

Капитуляция 20 немецких дивизий стала днем национального траура для Третьего рейха и сильным ударом по психике Гитлера. Победа СССР в Сталинграде переломила ход Второй мировой войны. Ни Турция, ни Япония, бывшие союзниками Германии, не рискнули начать боевые действия против Советского Союза. А США и Британия вынуждены были согласиться с главной ролью СССР в подавлении Германии – увеличились поставки в Союз вооружений, приблизилось открытие Второго фронта.

Кто командовал армиями во время битвы.

Сталинградский фронт сменил трех командующих: Гордов, Еременко, Тимошенко. Донским фронтом командовал Константин Рокоссовский. Юго-западным фронтом – Николай Ватутин. Отстояли Сталинград 62-я армия Василия Чуйкова и 64-я армия Михаила Шумилова. Будущий министр обороны СССР Родион Малиновский командовал 2-й гвардейской армией.

6-й армией вермахта командовал фельдмаршал Паулюс. 4-й танковой армией – генерал Гот. 8-й итальянской армией – генерал Гарибольди. 2-й венгерской армией – генерал Яни, 3-й и 4-й румынскими армиями – Думитреску и Константинеску соответственно. Хорватским 369-м полком командовал полковник Павичич.

Герои битвы.

Сержант Яков Павлов организовал оборону дома в центре Сталинграда против немцев, рвавшихся к Волге, и 58 дней не позволял им этого сделать – с тремя десятками солдат.

Командир пулеметной роты Рубен Ибарури в августе 1942-го остановил атаку гитлеровцев и поднял своих бойцов в контратаку, был смертельно ранен.

Бронебойщик Михаил Паникаха в октябре 1942-го у завода «Красный Октябрь» остановил головной танк фашистов, бросившись на него с бутылками с зажигательной смесью.

Снайпер Максим Пассар успел уничтожить более 200 фашистов и в январе 1943-го, обеспечивая атаку своего 117-го стрелкового полка, уничтожил расчеты двух пулеметов и погиб у хутора Песчанка.

Цели Гитлера в Сталинграде:

захватить город, который носит имя вождя СССР, и подавить дух врага;

совершить реванш после поражения под Москвой и поднять дух вермахта;

отсечь Кавказ от всего СССР;

лишить Сталина бакинских нефтепромыслов;

оставить Красную армию и советскую промышленность без топлива, зерна и иных жизненно важных ресурсов;

поставить под свой контроль весь аграрный юг Советского Союза;

в итоге, победив Сталина в городе его имени, вовлечь в войну «сомневающихся» на тот момент Турцию и Японию.


Заключительный этап.

Итак, сегодня мы рассмотрели наиболее значимые события, произошедшие в ходе Битвы за Сталинград; выяснили, что, несмотря на меньшее количество оружия и техники, русский народ смог одержать победу, благодаря своему стойкому и непреклонному характеру.

Война всегда несет лишь разрушение, разорение, страдание и смерть. Мы обязаны помнить о подвигах русского народа, чтобы в будущем не допустить повторения событий Великой Отечественной войны. Для этого нам необходимо развивать в себе сострадание, мужество и патриотизм. Мы не должны молчать, когда видим несправедливость, когда обижают детей и стариков. Наша задача – быть мудрыми и непреклонными, понять, что жизнь и добро – главные ценности человечества.

Я надеюсь, что вам понравилась наша беседа, и вы извлекли для себя важный урок.

На этом наш классный час закончен. До свидания!


Список использованной литературы

Райкова Л.А. Методические рекомендации по проведению читательской конференции / Выборг: МБУК «Библиотека Выборгского района», 2014.

Федоров В.Д., Семушина Л.Г. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях / М: НПЦ «Профессионал-Ф», 2005.


Интернет-источники:

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся. – http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library

Применение презентаций в педагогическом процессе. – http://reftrend.ru/395718.html

Сталинградская битва 1942-1943 года – https://www.kp.ru/putevoditel/istoriya/stalingradskaya-bitva-1942-1943-goda/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.