Методическая разработка классного часа «Плюсы и минусы виртуального общения»
Методическая разработка классного часа «Плюсы и минусы виртуального общения»
Классный час проводится в форме беседы с элементами тренинга и ролевой игры.
Цель: Научить подростков разграничивать реальное и виртуальное общение.
Задачи:
1. Рассмотреть виртуальное общение с позиции общения в целом
2. Выявить положительные и отрицательные стороны виртуального общения
3. Рассмотреть виртуальное общение с точки зрения формирования зависимости.
Расстановка мебели - полукруг из стульев, учитель – модератор – в центре.
Оборудование – бумага, ручки, раздаточный материал. Ведущий классного часа располагается по центру напротив класса.
Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Татьяна Ивановна.
У: Упражнение «Частичка сердца»- пожелания по кругу
Цель: формирование положительных эмоций
Участники, сидя в кругу, передают друг другу частичку своего тепла
У: Внимание — на экран. Вы любите смотреть рекламу? О чем эта реклама?
Ролик о 2 видах общения- реальном и виртульном.
— Что такое виртуальное общение?
Чтобы узнать истинное значение этого слова, заглянем в англо-русский словарь и прочитаем:
“virtual – виртуальный, возможный, по существу дающий тот же эффект в данных условиях, действительный, фактический, , уст. эффективный".
Хм..интересно... раньше я-то думала, что это слово обозначает что-то нереальное, призрачное, эфемерное, витающее в облаках. Но оказывается это слово имеет чуть ли не противоположное значение!
Мне особенно понравилось: «по существу дающий тот же эффект в данных условиях». Это можно так перефразировать: допустим, у нас есть какая-то цель: купить какой-нибудь диск.
Мы, по крайне мере, можем пойти двумя путями:
1. «В реале» пойти ножками в магазин и купить за бумажные деньги диск.
2. А можем зайти «в виртуале» на сайт интернет-магазина и заказать его за вэб-мани (виртуальные деньги) и получить его по почте или курьером.
Результат тот же, а пути разные.
Также обстоят дела с виртуальным и реальным общением – пути разные, но эффект тот же.
Можно сказать, что виртуальный мир – это просто альтернативная реальность, но… это реальная реальность.
Реальный и виртуальный мир тесно взаимосвязаны, они оказывают влияние друг на друга.
Одной из сторон виртуального мира является интернет.
Опрос учащихся?
Кто из вас зарегистрирован в социальных сетях? Кто зарегистрирован более чем в одной социальной сети? Какие социальные сети вы знаете? А где чаще сидите вы?
Какие плюсы Интернета??? Минусы общения в Интернете (у детей)
Ролик - хотите узнать -что думают по этому поводу взрослые?
Проследим вместе тенденции отношения современного общества к интернету.
Совсем недавно на интернет смотрели как на что-то диковинное, нечто далекое, но сегодня – виртуальные деньги, покупки через интернет, заказ авиа-, ж/д билетов, подписание договоров, дистанционное обучение с получением настоящего диплома, банковские операции, заказ такси и многое-многое другое о чем раньше и вообразить нельзя и все это можно сделать через интернет.
Доверие к интернету растет с каждым годом!
Реальный мир тесно внедряется в виртуальный и наоборот – виртуальный в реальный.
Покупаешь билеты виртуально, а ездишь реально! Здорово, не правда ли?! Многие вещи становится делать намного проще.
Виртуальное общение это одна из замечательных возможностей интернета, которая иногда бывает даже для кого-то судьбоносной.
Я знаю лично реальных людей, которые серьезно познакомились в интернете, заключили брак, нашли друзей по интересам .
Несомненно, интернет общение обладает многими плюсами.
Одно из важных достоинств интернет общения это ВОЗМОЖНОСТИ. Со скольким новыми людьми ты можешь реально познакомиться в обычной жизни за один день? 2-3 от силы. А если ты вдруг какой-нибудь “особенный”: делаешь танчики, любишь нырять с аквалангом, изучаешь углубленно иностранный язык, то найти друга по интересам бывает очень трудно в реальной жизни.
Виртуальное общение лишено этих недостатков.
Ребята, давайте подумаем, почему мы очень часто выбираем виртуальное общение?
Каковы цели подростков при общении в виртуальных сетях. Желательно, чтобы учащиеся сами сделали выводы с подачи учителя .
У: Давайте смоделируем ситуацию общения в сети, возьмите листочки и напишите на них свое виртуальное имя. Кто может объяснить, почему выбрали именно это имя? Что ,по-вашему, оно выражает? А почему вы не хотите назвать свое настоящее имя?
Выводы: под чужим именем легко говорить и делать все, что угодно и не нести за это никакой ответственности.
У-М: Давайте смоделируем ситуацию в виртуальной сети. Игра « Леопольд». Мне нужно шесть добровольцев.
По жребию определяется мышь, коты и Леопольд. Задача котов – убедить мышь дружить с ними, Задача мыши – угадать, кто из них Леопольд, все остальные коты – хищники. По окончании игры важно ответить, почему выбран тот или иной кот, зрители могут высказать свое мнение. В данном упражнении хорошо видны все стороны виртуального знакомства. При личном общении мы можем судить о намерениях человека по жестам, взглядам и т.д. В виртуальном пространстве такой возможности нет.
У: В сети происходит, примерно, то же самое, мы не знаем, кто скрывается под маской собеседника, и каковы будут последствия такого общения. В живом же общении у нас есть возможность оценить собеседника, составить представление о нем.
Радость.
Удивление.
Разочарование.
Подозрительность.
Грусть.
Холодное равнодушие.
Спокойствие.
Заинтересованность.
Уверенность.
Желание помочь.
Усталость.
Волнение.
Игра «Эмоция» Участники получают карточку с эмоцией, необходимо произнести слово «Здравствуйте» с нужной интонацией, остальные определяют, что это за эмоция.
Выводы: в результате данной игры учащиеся отмечают, что выразить «живую» эмоцию очень сложно, некоторые учащиеся отмечают, что за виртуальным общением разучились говорить, снизился словарный запас.
У: Сравним результаты, вывод достаточно однозначен, живое общение намного многограннее, смайликов, которые бы отразили все эмоции списка не хватает, тем не менее, выбирать вам, но помните, что если вы проводите слишком много времени в сети, постепенно вы перестаете замечать реальность, виртуальный мир вытесняет ее, формируется стойкая зависимость, избавиться от которой практически невозможно без помощи специалистов.
В заключении нашего классного часа, я попрошу вас заполнить анкеты.
АНКЕТА
1.Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?
2.Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
3.Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?
4.Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое?
5.Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе , так как Вы слишком много времени проводите в сети?
6.Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
7.Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
8.Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
9.Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
10.Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?
11.Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, если не имеете возможности выйти в сеть?
12. У Вас больше виртуальных друзей, чем реальных?
На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет», за каждый ответ «да» ставится один балл, за ответ «нет» - ноль баллов. Подсчитайте баллы и напишите крупно на своем листе их количество.
Посмотрите на полученный результат.
Если вы набрали от 0 до 4 баллов- вам пока ничего не угрожает, сеть один из способов времяпровождения.
От 5 – до 8 баллов – у вас практически сформировалась зависимость от виртуального общения, но еще не поздно остановиться.
Более 8 баллов - Виртуальное общение полностью заменило вам реальность .
Я думаю, что у каждого из вас сегодня появился повод для размышления, тем не менее, выбор за вами. Все хорошо в меру.
Всего доброго, спасибо за внимание.