Методическая разработка классного часа «Международный день памяти Холокоста»

3
0
Материал опубликован 24 July 2022

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное автономное проФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

«Липецкий металлургический колледж»


t1658674457aa.png










Методическая разработка

классного часа



«Международный день памяти Холокоста»






Липецк, 2022

Методическая разработка классного часа «Международный день памяти холокоста» для специальностей:


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

22.02.05 Обработка металлов давлением

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике




РАССМОТРЕНА

И.о. зам. директора по учебной

работе

от «____» ______________ 2022 г.

_____________ Л.Н. Красникова 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по воспитательной

работе

________________ О.Н. Токарева

«____» ______________ 2022 г.




Организация-разработчик:

Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий металлургический колледж»




Разработчик:

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж», преподаватель английского языка Ефимова А.С.


2021-2022 учебный год

Пояснительная записка


Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа на 1 и 2 курсе по профессиям технического профиля:


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений

22.02.05 Обработка металлов давлением

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидроавтоматики

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике 


Важнейшим требованием к реализации федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
является непрерывное методическое обновление форм и методов
образовательного процесса на основе современных исследований и достижений в области педагогики и социальной психологии.

Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный преподаватель, поэтому развитие педагогического и воспитательного потенциала является ведущим направлением деятельности каждого образовательного учреждения.

В современных условиях важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса является рациональное и творческое использование новых технологий, приемов и методик обучения не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности, в особенности, на классном часе.

Использование разнообразных форм проведения классных часов, приуроченных к памятным датам и государственным праздникам, дает возможность преподавателю обеспечить мотивацию к саморазвитию, реализацию собственного педагогического потенциала, подготовку студентов к инновационной и развивающей деятельности, воспитать у студентов чувства патриотизма, ответственности, уважения и т.д.

Воспитание студентов в современном учреждении системы СПО осуществляется в условиях непрерывно развивающегося образования.  Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Ключевая роль в формировании развитой и здоровой личности студента отводится классному руководителю, реализующему целенаправленную деятельность по оказанию помощи в профессиональном самоопределении в соответствии с личными склонностями; самосовершенствовании; формировании уважения к родному краю, российской истории; воспитании чувства патриотизма и уважения к ветеранам и Героям Советского союза.

В связи с этим, актуальность темы классного часа для 1 и 2 курса «Международный день памяти холокоста», заключается в том, что, воспитывая в студентах любовь к Родине и национальным традициям, уважение к подвигу, почтение к ветеранам Великой Отечественной войны, формируя понятие таких терминов, как «нацизм», «Холокост», мы формируем в них активную гражданскую позицию и духовно-нравственные качества, развивающие полноценную личность.

Кроме того, знание мировой и отечественной истории, ключевых аспектов прошедших войн, последствия притеснения различных народов и наций, является одним из важнейших факторов укрепления психики студента, так как осведомленность об ужасных последствиях войн, конфликтов и Холокоста помогает подрастающему поколению сделать правильный выбор в будущем и понять, как не допустить повторения прошлых событий.

Таким образом, патриотическое воспитание несет в себе ключевые функции, основной из которых является развитие нравственных и моральных ценностей. Патриот никогда не предаст свой народ и страну, не подвергнет опасности свою семью, защитит свою Родину.




Положение о проведении классного часа для 1 и 2 курса

«Международный день памяти Холокоста»


Общие положения


Классный час проводится с целью совершенствования внеурочной работы со студентами, формирования традиционных семейных ценностей, развитию духовно-нравственных и моральных ценностей, созданию развивающего пространства по нравственному воспитанию студентов, обеспечивающего формирование следующих общих компетенций в составе ФГОС:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, организовывать работу коллектива.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (описывать значимость своей специальности).

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (соблюдать нормы экологической безопасности, определять нормы ресурсосбережения, в рамках профессиональной деятельности по специальности).

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности).

Классный час «Международный день памяти холокоста» проводится согласно Положению о проведении классного часа в установленные учебной организацией сроки.

Количество участников определяется организаторами классного часа. В мероприятии могут принимать участие студенты 1 и 2 курса.


Цели и задачи классного часа


Цели классного часа:

формирование уважения к ветеранам и жертвам Холокоста;

мотивация бережного отношения к памяти о подвигах погибших солдат;

формирование чувства ответственности за свои поступки;

воспитание уважительного отношения к людям, разным нациям;

развитие духовно-нравственных, моральных ценностей.


Задачи классного часа:


Воспитательные:

воспитать интерес и любовь к изучению мировой и отечественной истории;

способствовать формированию чувства патриотизма;

воспитать уважение ко всем народам;

сформировать активную гражданскую позицию.


Развивающие:

расширить кругозор, развить интерес к обучению;

раскрыть навыки работы в группе;

научить грамотно выражать свое мнение.


Образовательные:

расширение и углубление знаний студентов об истоках и последствиях Холокоста;

мотивация к исследовательской деятельности.


Сроки проведения: 27 января 2022г.


Место проведения: г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 91а, ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».


Организация и план проведения классного часа


Организацию работы по подготовке и проведению классного часа осуществляет преподаватель английского языкацикловой комиссии языковедческих дисциплин ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»: Ефимова А.С.

В функции организатора входят: разработка и утверждение методических рекомендаций по проведению классного часа, написание сценария мероприятия, установление сроков, времени и плана проведения мероприятия, подведение итогов.

Классный час проводится в форме лекции-беседы с элементами дискуссии.

Студенты принимают активное участие в проведении мероприятия – отвечают на вопросы преподавателя; демонстрируют свои знания о Великой Отечественной войне, нацизме и Холокосте; работают в группах; участвуют в дискуссии.

Время проведения – внеурочное. Продолжительность классного часа – 40 минут.

Педагогические технологии и приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;

наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;

практические методы: упражнения, рефлексия.


Обеспечение классного часа:

аппаратное обеспечение – мультимедийный проектор, компьютер;

методическое обеспечение – методические рекомендации, план проведения мероприятия, презентация, видеофайлы.


Ход мероприятия


Организационный момент. Вступление.

Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на очередном классном часе, посвященному Международному дню памяти холокоста.

Сегодня мы поговорим о самых важных событиях предпосылках и причинах притеснения различных народов нацистами; проанализируем основные аспекты термина «Холокост»; подумаем о подвиге и великой жертве погибших во второй Мировой войне.

Основная часть.

Начать классный час я хочу с вопроса – знаете ли вы что такое холокост? Когда появилось это понятие? Кто является основоположником идеи притеснения различных народов и наций? Какие народы пострадали от холокоста? Слышали ли вы когда-нибудь такое понятие, как «евгеника»? Что это такое?


Студенты отвечают на вопросы, преподаватель дает оценку их ответам.


Молодцы! Я вижу, что вы неплохо знаете историю.

Теперь, я предлагаю перейти к непосредственной теме нашего урока – «Международный день памяти Холокоста».

Я расскажу вам о предпосылках и последствиях Холокоста. Обращайте внимание на экран: по ходу рассказа, я буду показывать различные фотографии.

Итак, начнем!


Преподаватель начинает рассказ. По ходу, задает студентам проверочные вопросы.


27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Эта памятная дата призвана напомнить о наиболее последовательном геноциде в мировой истории, она была установлена Генассамблеей ООН и отсылает к событиям, произошедшим в этот день в 1945 г., когда войска Красной Армии освободили несколько тысяч узников Аушвица (Освенцима, если по-польски).

Необходимо пояснить, к чему отсылает эта памятная дата. Всего в годы Второй мировой войны в результате агрессии на оккупированных нацистской Германией территориях преднамеренно истреблено около 20 млн человек, в том числе примерно 7,4 млн советских граждан. Из этих 20 млн примерно 6 млн – евреи (2,8 млн советских евреев), которые ввиду этнической принадлежности подлежали уничтожению. В годы второй мировой о страданиях евреев знали многие, однако одни не верили в сообщаемые сведения, другие не подозревали масштаба, третьи считали уничтожение целого народа невозможным. Только после окончания войны стали закрепляться специальные термины, отсылающие к убийству евреев. Наиболее известный – американизм «холокост» (от греческого «всесожжение»). Другой термин – «шоа», в переводе с иврита – «катастрофа, бедствие». Оба понятия употребляются как синонимы, однако некоторые намеренно отказываются от употребления слова «холокост», т.к. оно содержит религиозный подтекст, связано с жертвоприношением. Но разве можно считать таковым бессмысленное убийство миллионов детей, женщин, стариков?

Существует множество попыток объяснить, почему истребительная политика нацизма стала возможной. Постараемся кратко перечислить причины. Во-первых, виной тому сама идеология нацизма, в основу которой была положена смесь представлений «органического» национализма и расизма. Такой национализм предполагает, что каждая нация есть единство не просто культурное, но и биологическое, органическое (как популяция собак). Тем самым культурные отличия (в языке, устоявшихся традициях, нормах и пр.) объяснялись через отсылку к «крови». Конкретный человек определяется не по его личным представлениям, убеждениям, воспринятым культурным нормам, а только в силу рождения «не таким». Расизм же восходит к эпохе колониальных империй и предполагает деление наций на «высших» и «низших». Нацисты просто сделали шаг вперед и перенесли ту логику, которую европейцы применяли в колониях, непосредственно на саму Европу. Если вы делите людей на замкнутые органические группы, если некоторые из этих групп считаются опасными, то становится логичным призыв эти группы победить, исключить и даже уничтожить.

Во-вторых, для того чтобы пройти путь от пропаганды к массовым казням, необходим аппарат насилия, причем собственно государственные структуры (армия, полиция) мало подходят для этого. Поэтому нацисты выстроили параллельную систему квазигосударственного насилия в виде СС, которая быстро развивалась и стала включать военизированные формирования, создавать концентрационные лагеря и другие учреждения.

В-третьих, необходимо не только заставить, но и убедить миллионы людей стать соучастниками преступлений. Для этого есть эффективная система пропаганды, которая создавала яркий образ врага и дегуманизировала противника. Каждый человек встраивался в систему нацистского террора: поддержка варьировалась от выражения согласия и выполнения канцелярских обязанностей до расстрелов на местах. И каждый мог при этом считать, что он только выполняет приказы и не несет за происходящее ответственности. Неготовность выносить собственное моральное суждение о своих поступках стала главным залогом ужасов нацистского режима.

Как можно предположить только на основе представленных выше цифр, стать жертвами нацистской политики и геноцида могли многие социальные группы, причем выделенные по разным основаниям. Например, когда в 1933 г. Гитлер пришел к власти, то по всей стране был развязан террор против левой (коммунисты и социал-демократы) оппозиции. Затем к числу жертв добавились те, кого считали преступниками и асоциальными элементами. Это могли быть и мелкие мошенники, и простые граждане, против которых имелись подозрения в совершении преступлений. Людей арестовывали без суда и следствия, кидали бессрочно в специально создаваемые концентрационные лагеря СС (наиболее известные, созданные до войны, – Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Маутхаузен, Равенсбрюк, Флоссенбюрг). Здесь людей мучали, над ними издевались, могли доводить до самоубийства.

Первые массовые убийства произошли в 1939-1941 гг., и их жертвами стали сами немцы. В рамках программы T-4 были хладнокровно убиты (инъекциями, в газовых камерах) 250 тыс. тех, кого считали «психическими больными», «с врожденными отклонениями», «неизлечимыми» и т.д. С началом Второй мировой войны истреблению подверглась польская интеллигенция, т.к. немцы считали, что, убив всех образованных людей, они сделают невозможным сопротивление оккупационной политике. Затем настал черед цыган, несколько сотен тысяч сгинули в газовых камерах.

Однако подлинный масштаб убийства приняли с нападением гитлеровской Германии и ее союзников на СССР. Целенаправленные репрессии были развязаны против партработников, коммунистов и вообще политического руководства. В отдельную группу нужно выделить советских военнопленных, которых задействовали на самых тяжелых работах и содержали в ужаснейших условиях. Около 3,3 млн советских людей погибли в лагерях для военнопленных (примерно 60% от их общего числа). Несомненно, это было актом геноцида, поскольку солдаты и офицеры других государств антигитлеровской коалиции содержались в условиях намного лучших.

С нападением на СССР на практике стала реализовываться политика «окончательного решения еврейского вопроса», т.е. уничтожения европейских евреев.

Притеснения евреев в самом Третьем Рейхе начались уже в 1933 г., т.е. вскоре после прихода нацистов к власти. Сначала им запрещали работать на госслужбе, в 1935 г. приняли Нюрнбергские законы. Теперь евреи не могли вступать в брак с арийцами, были лишены политических и ряда социальных прав. Затем давление лишь усилилось: произошел запрет на профессии (например, банкира, адвоката), на право обучать детей вместе с немцами, на возможность посещения культурных мероприятий, сама собственность подлежала обязательной регистрации.

Массовые расстрелы были осуществлены 29-30 сентября 1941 г. в Киеве – на окраине под названием Бабий Яр. Здесь за несколько дней убили около 33 тыс. евреев (в дальнейшем тут же расстреливали подпольщиков, партизан, военнопленных и других «врагов рейха»). На территории современной России самая крупная антиеврейская акция была осуществлена в августе 1942 г. в Ростове-на-Дону, вернее, на его окраине – в Змиевской балке. Здесь были убиты более 10 тыс. евреев, а если считать всех жителей, погибших тут за период оккупации, то общая цифра, по официальным оценкам, достигает 27 тыс. человек.

Далеко не всех евреев убивали сразу. Большинство сгоняли в специально созданные гетто (около 1 000 по всему СССР). Евреев лишали собственности, заставляли работать на наиболее тяжелых, опасных и малооплачиваемых работах. По сравнению с остальным населением, привлеченным к работам, они получали меньше денег, имели меньше прав, жили в худших условиях.

Разница между концлагерем и лагерем смерти состояла в том, что первый существовал для того, чтобы заставить узников сначала работать (массовая смертность и намеренное уничтожение людей становились «побочным эффектом»), вторые изначально создавались для уничтожения. Узники не жили более 2 часов. Именно столько времени занимал путь от станции до газовой камеры. Временно в живых оставляли лишь единицы (для поддержания функционирования лагерей смерти). Как правило, перед депортациями (из городов или гетто) людям говорили, что их везут на работы, в семейные лагеря. Эту иллюзию поддерживали до самого последнего. Людей просили написать открытки родным или знакомым домой. Затем направляли на дезинфекцию (в концлагерях она представляла собою душ и обработку специальным раствором). При этом женщинам остригали волосы (их потом использовали частные фирмы для производства канатов или тканей). И только потом жертвы попадали в «душевые», где их травили газом, а трупы сжигали. Если, например, в Аушвице и Майданеке использовали сильнодействующий газ «Циклон Б», то в Собиборе – угарный газ от дизельного мотора. В Хелмно применялись газенвагены-душегубки: людей сажали в кузова грузовиков, и по пути на место сожжения трупов в лесу все они погибали, т.к. выхлопные газы шли внутрь грузовика. Крематории могли существовать параллельно с другими методами уничтожения трупов, например, сожжения на специальных кострах. Так, в Собиборе, где за 1,5 года убили 250 тыс. евреев, крематория вообще не было.

Для того чтобы убийцы морально не страдали от участия в расстрелах детей и женщин (после войны некоторые преступники напрямую заявляли, что именно они были «главными жертвами», т.к.  испытывали мучения, убивая невинных), стали уже летом искать более «эффективные методы». Таковой нашелся в виде газа. «Инновацию» в виде газа «Циклон Б» впервые протестировали в Аушвице в конце августа 1941 г. Тогда погибли советские военнопленные. Методическая и рациональная организация убийств – вот, что больше всего поражало современников и потомков в этой истории. Для убийств тратились серьезные ресурсы. Даже летом 1944 г. нацистами были приложены большие усилия для того, чтобы сотни тысяч венгерских евреев отправились в газовые камеры Аушвица.

Только в последние годы стали уделять должное внимание подвигу в Собиборе. Именно здесь 14 октября 1943 г. состоялось единственное успешное восстание в лагерях смерти. Его поднял и возглавил советский военнопленный Александр Печерский. Да, в лагере, где около 600 заключенных временно были оставлены в живых для различных работ, существовало подполье во главе с Л. Фельдхендлером. Но оно не знало, как действовать. Прибытие в конце сентября 1943 г. советских евреев-военнопленных изменило ситуацию. На первый план выдвинулся А. А. Печерский, который принял принципиальное решение: восстание, а не побег. В случае выбора последнего мог бы спастись он с отдельными своими товарищами, однако остальные были обречены на смерть, которая незамедлительно бы последовала в качестве возмездия. Заговорщикам удалось убить значительное число эсэсовцев, а затем начать прорыв. Всего бежали около 300 человек. Немногим более 50 удалось дожить до конца войны. Остальных поймали или выдали местные жители. Однако удалось сделать главное: спасти человеческие жизни и отомстить (в ходе восстания убили 11 эсэсовцев и еще больше охранников из числа коллаборационистов). Более того, после восстания из Берлина пришел указ закрыть сам лагерь смерти Собибор и сровнять его с землей.

История восстания в Собиборе для нас сегодня важна и потому, что она позволяет подчеркнуть то, что очень часто остается за пределами дискуссий о Холокосте. Ведь помимо преступников и жертв была и третья сторона, та, которая несла освобождение. Холокост не был прекращен в один момент, эта машина остановилась не по желанию немцев, а после краха самой нацистской Германии. Краха, который был вызван не внутренними причинами, а внешними – давлением союзнических войск и прежде всего Красной Армии. Так, именно она начала счет освобожденным гетто (в декабре 1941 г. были выпущены узники гетто в Калуге). Именно ее боевой путь пролегал там, где находились все лагеря смерти. Например, в Майданеке последние расстрелы (несколько сотен человек) произошли летом 1944 г., за несколько дней до прихода Красной Армии. Когда 27 января 1945 г. был освобожден Аушвиц, туда были направлены сразу же два госпиталя для ухода за узниками. Этот список можно продолжать, ведь из 12 млн евреев, которых на совещании в Ванзее планировали уничтожить, успели убить только половину. Довольно легко представить, что могло произойти, если бы не было грандиозных побед под Сталинградом или Курском. Именно поэтому данная международная памятная дата имеет огромное значение для России. Холокост – это трагедия и российского народа (ведь почти половина всех уничтоженных евреев были советскими людьми), и одновременно одна из историй, подчеркивающая освободительный и спасительный для миллионов людей характер освободительной миссии Красной Армии.



Заключительный этап.

Итак, сегодня мы рассмотрели одно из наиболее жестоких явлений в истории – Холокост; выяснили, что, несмотря на усилия нацистов, Холокост был остановлен, а люди – спасены. Мы увидели, что разрушение и жестокость не может привести ни к чему хорошему. Разрушение всегда порождает только хаос и жестокость.

Война всегда несет лишь разрушение, разорение, страдание и смерть. Мы обязаны помнить о подвигах всех, кто сражался за жизнь без войны, чтобы в будущем не допустить повторения ужасных событий. Для этого нам необходимо развивать в себе сострадание, мужество и патриотизм. Мы не должны молчать, когда видим несправедливость, когда обижают детей и стариков, людей другой национальности. Мы должны уважать друг друга. Наша задача – быть мудрыми и непреклонными, понять, что жизнь и добро – главные ценности человечества.

Я надеюсь, что вам понравилась наша беседа, и вы извлекли для себя важный урок.

На этом наш классный час закончен. До свидания!


Список использованной литературы

Райкова Л.А. Методические рекомендации по проведению читательской конференции / Выборг: МБУК «Библиотека Выборгского района», 2014.

Федоров В.Д., Семушина Л.Г. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях / М: НПЦ «Профессионал-Ф», 2005.


Интернет-источники:

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся. – http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library

Применение презентаций в педагогическом процессе. – http://reftrend.ru/395718.html

Холокост – что это такое. – https://histrf.ru/read/articles/kholokost-chto-eto-takoie

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.