12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Усманова Эльвира Асхатовна46
Каждый ребенок по-своему уникален многие обладают способностями. Нередко это скрыто от окружающих. Моя задача, ненавязчиво подталкивая детей к участию во внеклассных, школьных мероприятиях, региональных конкурсах и семинарах, достичь поставленной цели.
Россия, Татарстан респ., Альметьевск
1

Методическая разработка классного часа на тему «Поговорим о любви и о семье» из цикла «Семья и семейные ценности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №11" г.Альметьевска РТ

Методическая разработка классного часа

Тема: «Поговорим о любви и о семье»

из цикла

« Семья и семейные ценности»

Классный руководитель:

Усманова Эльвира Асхатовна

2018

Возраст детей: 14-16 лет

Предварительная работа заключается в подготовке необходимого оборудования: шкатулка с зеркалом, листы бумаги, ручки, планшеты, набор карточек с афоризмами о любви.

Содержание карточек:

«Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир» (Э. Фромм)

«Любовь есть склонность находить удовольствие во благе другого человека» (Г. Лейбниц)

«Любовь — это невидимая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет свой корабль своим собственным путем» (М. Пришвин)

«Сад цветет, и каждый наслаждается в нем ароматом. Так и человек бывает, как цветущей сад: любит всех, и каждый в любовь его входит» (М. Пришвин)

Цель: развитие нравственно-этической сферы подростков

Задачи:

пособствовать в определении сущности любви.

-Помочь в осмыслении значения чувства любви в жизни человека.

-Формировать понятие "счастливая семья".

-Развить уважение к представителям противоположного пола, чувство любви к окружающему миру и к себе.

Звучит «Баллада о любви» В Высоцкого.

Наверное, в жизни главное - семья.

Огонь свечи и уголок укромный,

Чтоб утром слышать "Я люблю тебя!"

А ночью растворятся в страсти томной.

Наверное, в жизни главное - уют.

И детский смех и ощущение счастья.

Когда ты знаешь, что тебя сегодня ждут!

Какие не были б вокруг ненастья!


 

ЛЮБОВЬ-СЕМЬЯ-СЧАСТЬЕ - неразрывны.

  В чем заключается семейное счастье? Человеку для счастья нужно так много и так мало. Чтобы быть по-настоящему счастливым, человеку необходимы дорогие, любимые люди рядом - семья. С ними он может разделить все горести и радости, на них он может положиться в трудную минуту. Для каждого из нас семейное счастье это практически одно и тоже: любящие родители, любимый муж (жена) и послушные, здоровые дети. Когда мы слышим словосочетание «семейное счастье», сразу представляется огромный дом, много детишек, зеленые клумбы с цветами, множество приятных хлопот и забот. 

Молодые люди часто спрашивают

«Как отличить настоящую любовь от простого увлечения?»

" Как избежать ошибки в любви и есть ли какие-то признаки по которым можно отличить ее?»


 

Звучит музыка из к/ф "Вам и не снилось"


 

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг —
все начинается с любви…

Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви

1. Упражнение «Ассоциации».

Кл.рук.: Сегодня мы с вами поговорим о любви. Что же такое любовь? Какие мысли и эмоции вызывает у вас, когда вы слышите это слово? Давайте по кругу поделимся своими ассоциациями.

(Любовь — это радость, печаль, счастье, слезы, боль, вдохновение, восторг, сердцебиение, чувство к родителям и т.д.)

2. Упражнение «Шкатулка»

Ведущий: Прежде чем мы начнем размышлять о любви, я хочу показать вам шкатулку. Там находится то, что является самым дорогим и ценным для каждого из нас. Как вы думаете, что там может быть? (Ребята высказывают свои предположения).

Кл.рук.: Предлагаю вам по очереди заглянуть в шкатулку. Подростки заглядывают в шкатулку, на дне которой лежит зеркало.

Что за ценность вы там увидели? Рената ответит стихотворением М.Лазарева:

Свет мой зеркальце, скажи,

Правды путь мне укажи.

Кто на свете всех дороже,

Кто милее и пригоже?

Вижу в зеркальце ответ:

«Пред тобою меркнет свет!

Каждый встречный и прохожий —

Для себя он всех дороже!»

Любим мы и пап и мам,

Но дороже всех я сам!

Кл.рук.:

Вопросы для обсуждения: Почему прежде всего нужно любить себя?

 Предлагаю Вам  притчу о любви к себе, которая наглядно демонстрирует, какой ( каким) можно стать, когда полюбим себя по -настоящему.

Звучит фонограмма (музыка Древних племен/ Суфийская музыка)

«Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
— Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
— Я хочу жениться именно на ней.
— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
— Как живёшь?
— Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
— Вот, познакомься. Это моя жена.
— Как? Ты что, женился ещё раз?
— Нет, это всё та же женщина.
— Но как это произошло, что она так изменилась?
— А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
— Просто однажды я поняла, что стою десяти коров».

Помните, знаменитую библейскую фразу: ” Возлюби ближнего своего, как Самого Себя”? Сначала возлюби Себя, только потом сможешь возлюбить ближнего.  Так и мы сначала учимся любить себя, чтобы потом в полной мере полюбить своих близких. Не наполнив Себя Самого, нам нечего будет отдавать другим.

Когда мы постоянно обращаем внимание на свои недостатки и переживаем по этому поводу, это делает нас слабыми. Если человек не любит себя таким, какой он есть, то ему очень сложно полюбить других людей. Любовь к другому человеку, к миру в целом начинается с любви и уважению к самому себе.

3. Упражнение «Хочу познакомиться»

Кл.рук.: Каждый юноша и каждая девушка мечтает встретить настоящую любовь, мечтают встретить человека, который был бы идеален для них. Но не всегда задумываются, кого же на самом деле хотят видеть рядом. Предлагаю сейчас вам, ребята, определиться в своих представлениях об идеальном парне или девушке. Что бы было легче это сделать, давайте представим, что мы даем объявление в рубрику знакомств. Напишите, пожалуйста, свое объявление, следуя плану

(Звучит музыка из передачи Телевизионное знакомство с...):

Краткий перечень своих особенностей внешности и достоинств (например, «веселая кареглазая брюнетка» или «обаятельный стройный блондин с голубыми газами»).

Цель знакомства (например, «для серьезных отношений» или «для приятного времяпрепровождения»).

Требования к внешности и характеру избранника («светловолосый, мускулистый, среднего роста, ответственный, добрый, внимательный, щедрый»).

Все желающие могут зачитать свои объявления группе.

Я предлагаю вам назвать качества, которые вы хотели бы видеть в человеке, любимом вами и любящем вас. Запишите эти качества на доске. (Пример: верность, честность, постоянство, заботливость, нежность, преданность и т.д.).

А теперь ещё раз просмотрите этот список и признайтесь, хотя бы перед самим собой, обладаете ли вы сами теми качествами, которых ждёте от других? То есть, по сути, способны ли вы любить по-настоящему? Если мы только ждём от любви привилегий и удовольствий для себя, то такая любовь не будет иметь успеха, и обречена на гибель.

Некоторые считают, что главное в любви – умение отдавать, забота не о себе, а о любимом, способность к самопожертвованию. Что же можно отдать любимому человеку, чем пожертвовать? (Учащиеся размышляют над поставленным вопросом).

Есть еще один очень важный момент. Нельзя в любви позволять себя унижать.

Прослушайте, пожалуйста стихотворение Р.Рождественского

Владислав

Отдать тебе любовь?

Отдай.

Она в грязи

Отдай в грязи

Я погадать хочу

Гадай

Еще спросить хочу

Спроси

Допустим , постучу

Впущу

Допустим, позову

Пойду

А если там беда?

В беду

А если обману?

Прощу

Спой! Прикажу

Спою

Запри для друга дверь!

Запру.

Скажу тебе: «Убей!»

Убью.

Скажу тебе: «Умри!»

Умру.

А если захлебнусь?

Спасу

А если будет боль?

Стерплю.

А если там стена?

Снесу.

А если узел?

Разрублю.

А если 100?

И 100.

Отдать тебе любовь?

Отдай.

Не будет этого!

За что?

За то, что не люблю рабов!

Желательно иметь определенные представления о человеке, с которым хотелось бы построить отношения, чтобы избежать ненужных разочарований, конфликтов и разрывов, не распыляться на тех, кто ни в чем не соответствует вашим пожеланиям. В то же время важно самим стараться «быть на высоте» в любовных отношениях. Гармоничные отношения — это всегда работа над собой, терпение и взаимное уважение.

 

4. Работа с афоризмами о любви.

Кл.рук.: Сейчас вы получите карточки с высказываниями известных людей о любви. Прочитайте, выберете то, которое больше понравилось, и объясните свой выбор.

Какое высказывание произвело на вас большое впечатление? Почему?

Предлагаю вам на обсуждение две ситуации:

-Вам нравится 2 человека. Один – скромный, добрый, интересный собеседник, но совершенно не компанейский парень (девушка). В компании чувствует себя неуверенно, предпочитает лучше пройтись вдвоем по парку, обсудить фильм, книгу.

Второй – яркий, веселый, остроумный. С ним вы всегда в центре внимания, вам завидуют друзья (подруги). Но иногда он может обсмеять или унизить кого-то, чтобы показать себя в лучшем свете.

Вам необходимо сделать выбор: кто из них вам нужнее?

-Вас любят 2 человека. Вам необходимо сделать выбор. Один говорит: «Я не могу без тебя жить. Я умру без тебя или со мной что-нибудь случится».

Второй говорит, что он любит вас, но хочет, чтобы вы были счастливы и поэтому выбор за вами.

Кого вы выбираете?

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка. Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки. Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч. Меч немедленно был принесен.  Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил: - Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.  Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась: - Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его! Другая же, напротив, согласилась с решением царя. - Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она. Тут же царь Соломон изрек: - Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать. 

Тот человек, который любит вас, никогда не сможет причинить вам вреда и не сделает вам больно.

Настоящая любовь - в отличии от увлечения - не мимолетное чувство, а устойчивая привязанность прошедшая испытания временем, расстояниями и жизненными трудностями, проверенная практикой преданных отношении. Настоящую любовь трудности усиливают, ненастоящую - ослабляют, охлаждают. Хочется вспомнить стихотворение Н.А.Некрасова

Но любя, свое сердце готовь
Выносить непрестанные грозы:
В нашем мире, дитя, где любовь,
Там и слезы.

Одним словом, любовь - это новое для вас сфера нравственной жизни и нельзя смотреть на нее односторонне - видеть в ней только радость и праздник.

Общие нравственные требования в любви относятся к чувству любви, как к большой нравственной ценности, возвышающей человека и являющейся показателем богатства человеческой личности; знать, что стремление любящих к браку - важное требование любви, которое по настоящему может проявиться только в браке:

Стремиться как можно лучше знать любимого человека, видеть в нем друга и помнить, что без душевной общности и дружбы не может быть настоящей любви;

Быть требовательным и искренним в любви, исключить какой бы то ни было обман, помнить, что без доверия нет любви; не давать своим поведением повода к сомнению в верности вашей любви.

5. Сочинение синквейна.

Классный руководитель: С давних времен любовь вдохновляла человека на творчество. Ей посвящены картины, книги, стихи. Сейчас мы сами попробуем сочинить стихотворение, которое называется синквейн. Это стихотворение, каждая строка которого пишется по определенным правилам.

Первая строчка – основная тема стихотворения, имя существительное. В нашем случае заголовок у всех будет одинаков – «Любовь».

Вторая строчка – два имени прилагательных, которые описывают слово любовь. Здесь уже можно проявить творчество.

Третья строчка содержит три глагола, которые относятся к чувству «любовь».

Четвертая строчка – высказывание о любви, его можно сочинить самим, использовать афоризм, пословицу и т.п.

Пятая строчка – вывод, имя существительное, одно слово.

По окончании работы ведущий предлагает подросткам зачитать свои произведения.

Любовь - это чувство избирательное, направленное на конкретного человека, как носителя каких то неповторимых личных достоинств: любить - значит выделить данного человека среди других, открыть в его внешнем и внутреннем облике что-то особенное, удивительное, такое чего нет у других, и чего другим людям, возможно, и не видно.

Любовь - это потребность прежде всего в духовном дружеском общении, покоящемся на единстве взглядов и убеждений. Настоящая любовь - это глубокое, многостороннее, межличностное общение между любящими в наилучшей форме духовной близости между которыми является совместная их деятельность.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Понравился вам классный час?

Что для вас было особенно интересным?

Изменилось ли ваше отношение к понятию «любовь»?

«Нравственный кодекс влюблённых»

- Любовь – самое хрупкое, самое ранимое из всего, что существует на свете. Она не сможет долго жить без доверия друг к другу, верности, умения понимать и прощать.

- Любовь – это тайна для двоих, она не должна стать достоянием многих.

- Никакие материальные блага не смогут заменить любовь.

- в любви важнее всего отдавать, а не брать. Для взаимной любви должны отдавать двое.

- Нет любви без веры в неё. Даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях надо жить, надо любить, надо верить.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.