12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лысакова Маргарита Викторовна136
Я работаю в КГБПОУ "Таймырский колледж" 18 лет. Основные дисциплины - Русский язык и литература, но еще преподаю Русский язык и культуру речи, Речевую культуру. готова поделиться опытом работы, особенно в методическом направлении.
Россия, Красноярский край, Дудинка
1

Методическая разработка (конспект урока) по рассказу М. Горького "Макар Чудра"


КГБПОУ «Таймырский колледж»

Преподаватель литературы Лысакова М.В.


Тема: М. Горький. Ранние произведения. Рассказ «Макар Чудра»

Цели:

1.Познакомить обучающихся с рассказом М. Горького; содействовать развитию умения анализировать произведение в единстве формы и содержания.

2.Способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

3. Содействовать нравственному воспитанию обучающихся.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят, как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей. Это Алексей Максимович Горький.

Раннее творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской культуре на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его первые рассказы представляют собой нечто уникальное, чего не было в русской литературе ни до, ни после него. Один из его ранних рассказов «Макар Чудра» позволяет нам во всей полноте увидеть внутренний мир Горького ещё на заре его литературной деятельности. Понять, что волновало его в молодые годы, и какие идеи владели его мыслями.

Мотивация на изучение рассказа

1.Жанровое своеобразие

Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Писатель использует литературный прием «Рассказ в рассказе» (объяснить суть жанра) Одним из героев является рассказчик, который говорит с Макаром Чудрой и слушает его рассказ

«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.

2.История создания рассказа

Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем. Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.

В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.


Актуализация знаний

1.Работа с текстом рассказа: краткий рассказ содержания с составлением кластера

Макар Чудра

                                        Лойко Зобар - свобода Радда - гордость

ЛЮБОВЬ (противостояние) СВОБОДА


Необдуманные поступки → СМЕРТЬ

                                  _______________________________________

Нравы цыган


t1592205901aa.jpgt1592205901ab.jpgt1592205901ac.jpg

На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.

В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.


2.Тематика рассказа «Макар Чудра»

Любовь – Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.

Свобода – свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям.

Природа – на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора. 

Нравы и быт цыган. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.


3.Проблематика рассказа «Макар Чудра»

Как выдумаете, какие проблемы привели героев к такой развязке событий?

Гордыня – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.

Жестокость – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными.

Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором,

жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку,

жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину.

По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.

Эгоизм. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга. 


4.Чтение рассказа обучающимися с выполнением задания.

- Составление рассказа на тему «Как показана любовь в рассказе «Макар Чудра»

Чтение сопровождается показом фрагментов из к/ф «Табор уходит в небо».

-Зобар – конокрад

- Встреча с Раддой

- Зобар и Радда разговаривают об условиях, при которых она выйдет за него замуж

t1592205901ad.jpg

5.Рефлексия

Чему нас, читателей, учит рассказ «Макар Чудра»?

Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами и поступками, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».


6.Домащнее задание

Закончить составление рассказа на тему «Как показана любовь в рассказе «Макар Чудра»


7.Выставление оценок. Итог.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.