Конспект урок «"Гордость и гордыня"» в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"»
«Гордость и гордыня» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цели урока:
Расширить знания учащихся о творчестве М. Горького
Раскрыть понятия «гордость и гордыня»
Формировать понятие, каким должен и не должен быть человек
Задачи:
Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;
Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
Оборудование: доска для презентации, текст произведения.
Эпиграфы к уроку: «Человек – это звучит гордо»
(М. Горький)
Ход урока
Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.
Учитель. Здравствуйте! Я рада видеть Вас всех на нашем уроке. сегодня мы поговорим о двух легендах , и попробуем разобраться в таких понятия как гордость и гордыня
Однако, богатство и многозначность русского языка приводит к тому, что в сознании многих людей понятия «гордыня» и «гордость» тесно переплетаются друг с другом, а в результате одни люди полностью смешивают эти термины, а другие считают их совершенно противоположными по смыслу. От того, как мы будем к ним относиться, зависят наши мысли, настроение, жизненная позиция и успех в обществе.
Что есть гордость – необходимое качество самодостаточной личности или первый шаг к смертному греху – гордыне? Давайте попробуем в этом разобраться, а помажет нам сегодня М.Горький, которых во многих своих романтических произведениях использовал слово «гордый».
(рассказ о героях-гордецах: Буревестник, Сокол, Радда, Лойко Забар и др.)
Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.
Учитель. Кто является главным героям первой легенды?
Учащиеся. Гл герой первой легенды – Ларра.
Учитель.. Каким описывается Ларра в произведении, зачитайте пожалуйста.
Учащиеся читают текст, выписывают основные характеристики образа Ларры: (« Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе.» «А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого.» «он был красив,» «стоял один против всех, рядом с ней, и был горд,» «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.»
Учитель. Как Ларра относится к людям?
Учащиеся. Он считает себя выше их всех
Учитель. Понятны ли ему законы человеческого общества? Как он к ним относится?
Учащиеся. Он презирает, пренебрегает и отрицает их
Учитель. Какой проступок совершает Ларра?
Учащиеся. Он убивает девушку
Учитель. К чему это его привело?
Учащиеся. Его наказали
Учитель. Как наказали?
Учащиеся. Изгнали
Учитель. Почему отвергли другие варианты наказания?
Учащиеся. Хотели видеть его мучения
Учитель. Что принесло ему эти мучения?
Учащиеся. Одиночество
Учитель. К чему приводит одинокое существование?
Учащиеся. Он жаждет смерти
Учитель. Почему он хочет смерти?
Ученики. Потому что он ощущает тоску
Учитель. Отчего возникла эта тоска?
Учащиеся. Потому, что невозможно жить без любви, без дружбы , отсутствие всего этого привело к тоске
Учитель. Что есть в Ларре? Почему он так презирает людей?
Учащиеся. Гордость (Вот что может сделать бог с человеком за гордость!)
Учитель. А что вы понимаете под словом гордость?
Учащиеся.
Женский род
1.
Чувство собственного достоинства, самоуважения.
"Национальная г."
2.
Чувство удовлетворения от чего-н.
"Говорить с гордостью"
3.
Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
"Обвинять кого-н. в гордости"
Т. Е в Ларре есть гордость, да, высокомерие, высокое мнение
Учитель. А есть ли эти качества в Ларре? Какие?
Учащиеся. Да, есть и надменнеость и высокомерие и т.д
Учитель. Как сказалась гордость на судьбе героя?
Учащиеся. Он навеки отвержен
Учитель. Что с ним происходит дальше?
Учащиеся. Отрывок про жизнь одинокую
Чем заканчивается его судьба?
Учащиеся. Его гордыня приводит его к гибели
Учитель. Посмотрите, к каким последствиям привела жизнь Ларры вне общества, она погубила его. Так вот ребята, такая степень гордости, самонадеянность человека, вера в то, что он все может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью кого-то называется гордыней. Непризнание ни общества, ни Бога, все это порождение гордости, которая переходит в гордыню, в гипертрофированную форму гордости. Она порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть.Запишем итог жизни Ларры.
(схема)
Гордыня- одиночество- тоска- смерть
Учитель. Что происходит с людьми в легенде Данко?
Учащиеся. Их земли завоевывают и прогоняют из вглубь леса
Учитель. Как живут эти люди?
Учащиеся. Плохо в болотах
Учитель. Что они делают, чтобы помочь себе?
Учащиеся. Ничего, думают
Учитель. Кто вызывается им помочь?
Учащиеся. Данко
Учитель. Что он решает сделать?
Учащиеся. Вывести их
Учитель. Почему он решается на это? Что его толкает на этот подвиг?
Учащиеся. Любовь к людям
Учитель. А как ведут себя люди?
Учащиеся. Следуют за ним
Учитель. Что происходит в процессе этого путешествия?
Учащиеся. Они устают и начинают роптать на него
Учитель. Чего они хотят?( говорят мы умрешь, у него там светится начинает что то)
Учащиеся. Хотят смерти Данко
Учитель. Почему они озлоблены?
Учащиеся. Трудный путь утомил их
Учитель. Как реагирует Данко на недовольство людей?
Учащиеся. Упрекает, что они сами ничего не делали. У него начинает гореть сердце (отрывок)
Учитель. Почему оно загорается?
Учащиеся. Жалость к людям
Учитель. Чем она вызвана?
Учащиеся. Желанием помочь
Учитель. Что дальше он делает во имя их спасения?
Учащиеся. Вырывает сердце
Учитель. Что происходит дальше?
Учащиеся. Он помогает им выйти и умирает
Учитель. Не могли бы вы прочесть эпизод, как он умирает.
Учащиеся. Он засмеялся гордо и умер И потом, наступили на гордое сердце У Данко гордое сердце
Учитель. Что означает гордое сердце?
Учащиеся. Горд, но не поражен гордыней антипод Ларры – Данко. Этому герою гордость помогает стремиться к лучшей жизни. Он чувствует себя Человеком и не хочет видеть, как его соплеменники, достойные большего, влачат жалкое существование. Гордость толкает Данко на подвиг – он выводит своих соплеменников из темного леса. Как раз это качество помогает герою пожертвовать своей жизнью ради других - он рад умереть во имя лучшей жизни людей.
3. Заключительная часть урока. Вывод
Учитель. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. Поэтому вспомним эпиграф «человек звучит ГОРДО»! Понятие «гордыни» - одно из ведущих во всем комплексе семи смертный грехов.
Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть, гнев. Например, стремление к обогащению (алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных; он завидует (зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то лучше его, он раздражается и сердится (гнев), когда другой человек не признается его превосходства. Давайте запишем итог жизни Данко
(схема)
Гордость – любовь к людям – подвиг
Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Данко и Ларра – люди подвига» сопоставить и сравнить ( объем не менее 50-60 слов)