Интегрированный урок литературы и психологии «Я и другие» по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Задачи:
1. Формирование навыков рефлексии, положительной самооценки на основе анализа персонажей художественного произведения.
2. Развитие у учащихся устной монологической речи.
3. Воспитание у учащихся чувства коллективизма, товарищества, ответственности.
4. Работа с понятиями «эгоизм», «альтруизм», «индивидуальность», «личность», «психологический портрет».
5. Отличие понятий «суицид» и «подвиг».
Оборудование и материалы: слайдовая презентация
- изображение понятий в виде людей (эгоизм, альтруизм, потребитель, романтик);
- таблица, различающая людей по способу и направлению их жизни (Н. Козлов);
Педагог. Тема нашего урока «Я и другие». Мы хотим, чтобы вы научились анализировать себя, свои поступки, закрепили способности в умении общаться с другими людьми.
Психолог. (1 слад, изображение человечка). Ребенок появился на свет. Он индивидуален, неповторим. В психологии понятие «Индивидуальность» означает конкретного человека во всем его своеобразии физических, психологических качеств.
Рождается ли человек сразу личностью, как вы думаете?
Как вы думаете, что может повлиять на то, каким будет наш маленький человечек? (его психологические особенности, окружающие люди, семья, школа и др.)
Психолог. (2 слайд, таблица) Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:
Забота (в первую очередь) |
За свой счет |
За счет других |
О себе |
Потребитель |
паразит (эгоист) |
О людях и жизни |
творец (альтруист) |
романтик |
(названия прикрыты).
4. Педагог: как мы называем людей, которые заботятся только о себе?
(3 слайд понятие «эгоизм») Зачитывается.
Давайте обратимся к художественной литературе. Вы читали произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Какого героя мы можем назвать эгоистом? (Ларру.) Охарактеризуйте этого героя. Здесь можно вспомнить, как выглядит этот герой, какие поступки его характеризуют, как окружающие к нему относились. Т.е., попробуем нарисовать его портрет. (Это был красивый и сильный юноша., ничем не лучше других. Глаза его были вечно холодны.) Во имя самоутверждения он хочет показать, что он особенный. (Эпизод с девушкой.) Но окружающие не признали его, он стал отверженным, выкинутым вон. Люди за его преступление придумали самое страшное наказание для него – вечное одиночество. Вот как человек был наказан за гордыню. От него осталась лишь тень.)
5. Психолог. Работа по таблице, открывается окошко «паразит».
Психологи выделяют следующие характеристики эгоизма.
Я в центре всего.
Пренебрежение интересами, чувствами, достоинством, значимостью других людей.
Свобода от каких-либо обязательств перед другими.
Стремление к обладанию.
Целеустремленность эгоизма.
Конфликтность эгоизма.
Несправедливость эгоизма.
Разрушительность эгоизма.
(Слайд 8.)
6. Педагог. Как вы думаете, каково отношение к таким людям? Встречались ли в вашей жизни эгоисты? В чем проявлялся их эгоизм? В каких литературных произведениях есть герои-эгоисты? Есть ли черты эгоизма в вас?
7. Педагог. Ребята. Как вы считаете, что лежит в основе построения рассказа? (Антитеза, противопоставление.) Как же называется понятие, противоположное понятию «эгоизм»? (Альтруизм.) (Слайд 9.)
8. Психолог. Работа таблицей. Открывается окошко «Творец». Есть люди, для которых естественным образом понятно, что люди вокруг него – тоже живые люди, они тоже хотят есть и пользоваться удобными вещами, встречаться с любимыми людьми и заниматься любимым делом, что они тоже мечтают и грустят. Надеются и верят. Такой человек воспринимает себя не только как уникальную единицу в космической пустоте. Он знает, что он продолжение человеческой истории, что его жизнь сделали такой многие люди до него и, возможно, он сам может внести в жизнь нужный вклад.
9. Педагог. Давайте составим психологический портрет персонажа, (6 слайд) который отвечает всем перечисленным выше требованиям. Кто это? (Данко.) (Это был молодой красавец. Он был лучший из всех, в очах его светилось много силы и живого огня. Он совершил подвиг во имя людей, пожертвовав собой ради их спасения. А его сердце превратилось в искры, которые и теперь можно увидеть в степи перед грозой.) (Слайд 11.)
Выразительное чтение отрывка.
10. Психолог. Чем отличается поступок Данко от суицида? (В основе суицида лежат эгоистические потребности человека, не думающего о близких людях. Данко совершил подвиг во имя и для людей. Здесь можно вспомнить подвиги людей, совершаемые им для защиты своей страны, народа.)
11. Психолог. Работа с таблицей. Раскрытие окошек «потребитель» и «романтик». Каких людей в нашей жизни больше? Кем бы вы хотели быть? (Слайд 12.)
Результаты тестирования класса «Выявление эгоистической-альтруистической направленности личности». (Слайд 13, 14.)
12. Психолог. Предлагаю вам в конце урока ответить на вопросы, помещённые на слайде. (Слайд 15). Они помогут ещё раз повторить знания, полученные на сегодняшнем уроке, обратить внимание на важность полученной информации, а также оценить своё участие в уроке. (Выборочно учащиеся зачитывают свои ответы.)
13. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Я и другие».
Презентация к уроку
PPTX / 286.94 Кб