Методическая разработка конспекта урока окружающего мира на тему «Солнечная система» (2 класс)
Тема: «Солнечная система»
Цель: способствовать формированию целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе, её составе.
Задачи:
дать представление о планетах Солнечной системы, их форме и размерах;
развивать интеллектуальные умения (память, внимание, логическое мышление);
развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор;
воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу, бережное отношение к нашей планете.
УУД:
Предметные: ввести новые понятия: «солнечная система, планета», дать первоначальные сведения о солнечной системе, познакомить с планетами.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников и свою работу, работать в соответствии с поставленными задачами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: формировать умение ставить познавательную цель урока, давать определение понятиям «солнечная система», «планета», «звезда»; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; делать анализ и отбор информации.
Коммуникативные: принимать участие в парной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации: урок – путешествие.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное учебное пособие, презентация «Космос», учебник, карточки со словами, раздаточный материал, клей.
Ход урока
1.Организационно-мотивационный этап.
(Звучит космическая музыка)
Встали все у парт красиво,
Со всеми поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем
Наш урок сейчас начнем!
- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей Галактике на ракете под названием “Восток”. А кто знает, почему именно на корабле с таким названием мы отправляемся?
- Верно, именно на корабле под названием «Восток» наш космонавт Ю.А. Гагарин был первым человеком в космосе.
2. Актуализация знаний. Постановка учебных задач.
- Ребята, с какой планеты будет стартовать наш космический корабль?
- Наша Земля – это моря, горы, реки, озёра, равнины, низменности. Наша Земля – бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это и планета Солнечной системы.
Тема нашего урока «Солнечная система».
Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Сформулируйте задачи.
- Мы сегодня узнаем, что такое Солнечная система, какие планеты, кроме Земли существуют в нашей Галактике и чем они похожи и отличаются, а также постараемся запомнить расположение планет в Солнечной системе.
А теперь приготовились мы отправляемся….Начинаем обратный отсчёт 3, 2, 1, Поехали!
3. Изучение нового материала.
а) Знакомство с понятиями «Планета» и «Солнечная система».
- Итак, космонавты, посмотрите в иллюминатор. К какому небесному телу мы приблизились?
-А что же такое-солнце?
Правильно, Солнце - раскалённый газовый шар. Это ближайшая к нам звезда средней величины. Поэтому оно светит и греет.
-А скажите можем ли мы без него жить? А почему?
-И правда, огонь, имя которому Солнце, действительно, дал нам свет, чтобы мы жили, дал нам тепло, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Все вокруг возникло благодаря ему. А еще Солнце обладает достаточной гравитационной силой.
- Может кто-то ответить, что такое гравитация? (Сила притяжения)
-Так вот, солнце обладая гравитационной силой, может удержать вблизи не только нашу Землю, но и еще что, как вы думаете? (восемь планет и пояс астероидов).
Периодически пролетают кометы, также движимые солнечной гравитацией.
Все вместе: Солнце , 8 планет, а также астероиды (каменные глыбы), и кометы (замёрзший газ, при таянии которого образуется хвост кометы) - в совокупности образует Солнечную систему.
Итак, давайте сделаем вывод, что же такое солнечная система.
Мы с вами совершаем путешествие по нашей Солнечной системе, или как её ещё называют Галактика «Млечный путь».
И прежде, чем мы приземлимся на одной из планет, давайте узнаем, что такое планета. Как вы думаете?
- Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий».
Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за небесными светилами, заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.
Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они светятся, потому что отражают солнечный свет.
Итак, что же такое планета?
- Мы с вами выполнили первую задачу. Приступим к следующей.
б)Знакомство с моделью Солнечной системы.
- Посмотрите, перед вами модель Солнечной системы. Сколько же планет притягивает солнце? Назовите их по порядку расположения от Солнца.
А как называется путь, по которому движутся планеты? (Орбита)
Вот они четко видны на изображении.
Как запомнить названия всех этих планет, нам сейчас расскажет наш бортпроводник Таня. (Рифмовка про планеты).
Физминутка Чтобы наш полёт проходил, хорошо, давайте проведём зарядку космонавта.
в) Знакомство с планетами Солнечной системы.
- А наш корабль «Восток» продолжает своё путешествие и вот перед нами первая планета - Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. Меркурий относят к планетам земной группы. (твёрдые планеты).
Кажется, Меркурий хочет нам что-то рассказать. (Мини-сообщение ученика)
-Спасибо, Меркурий, а нам пора лететь дальше.
- И следующая планета – Венера, иногда её ещё называют сестрой земли из-за почти одинакового размера. ( Сообщение ученика)
- Мы пролетаем над нашей планетой Земля, Давайте полюбуемся на неё из космоса, какая она красивая! ( Сообщение ученика)
Спасибо, родная Земля! Мы с ребятами обещаем тебя беречь!
- А теперь мы пролетаем над четвертой по счёту планетой - Марс. ( Сообщение ученика)
- Дальше лететь опасно, как вы думаете, почему?
- Что-такое астероиды?
- Верно. Это космические тела или малые планеты, которые состоят из камня и металла. Они небольшого размера. Форма их разнообразна. Пояс астероидов находится между орбитами Марса и Юпитера.
-А как называются осколки астероидов? Метеориты.- Молодцы!
- Назовите планеты, которые находятся за поясом астероидов. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Это планеты-гиганты, в отличии от планет земной группы они не имеют твёрдой поверхности и состоят из газов. Фильм об этих планетах мы посмотрим на внеурочном занятии.
А мы возвращаемся домой на нашу любимую планету Земля, чтобы продолжить нашу работу по изучению космоса.
4. Первичная проверка понимания.
А теперь узнаем, как вы запомнили расположение планет?
Кто может выйти к доске и показать их. (1 ученик с проверкой. (ЭУ). Кто расскажет рифмовку про планеты? Итак, запомните расположения планет, эти знания вам пригодятся при выполнении следующего задания.
5. Закрепление полученных знаний
а) Работа в тетради. Стр.33 упр.39 -40
- До каких планет Солнечной системы мы долетели? Назовите их. Откройте т.с. 33. Сейчас вы будите работать в парах. Итак, запишите название этих планет. А потом проверьте друг друга.
- Итак, проверяем, какие планеты записали? Молодцы!
б) Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
- До каких планет мы не долетели из-за пояса астероидов? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
- А сейчас, мои маленькие космонавты, я предлагаю вам сконструировать свою солнечную систему, выполнить следующее задание в рабочей тетради на стр.33. У вас в тетрадках конверты с планетами. Аккуратно достаньте, их всего 4. Ваша задача, наклеить планеты-гиганты на свои орбиты. Внимательно прочитайте задание №40 и выполните его самостоятельно, а затем проверим. Кто понял, приступайте к работе.
- А теперь, сверьте с образцом.
Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок.
Молодцы!
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак наш урок - путешествия подходит к концу.
- Какие задачи поставили перед собой на уроке?
- Чему мы научились?
- Оцените свою работу на уроке.
Если, все получилось, всё было понятно , то прицепляем прищепку со своим именем на зелёный смайлик.
- Всё было понятно, но были небольшие затруднения – жёлтый смайлик.
- Ничего не получилось, ничего не понял – красный смайлик.
- Молодцы! Я, рада, что на уроке вы достигли хороших результатов.
6. Домашнее задание: Раскрасьте свою Солнечную систему с её планетами в т.с.33. И прочитайте в учебнике на с.48-49 о Солнечной системе.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо!