12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дьякова Светлана Александровна75
Работаю учителем начальных классов уже 31 год. Свою профессию люблю.Вместе с детьми открываю каждый день новое.
Россия, Саратовская обл., г. Ртищево
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема урока: Экосистема озера. 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для осмысления и осознания обучающимися информации об экосистеме озера.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить обучающихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; называть, из чего состоит экосистема.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания; развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;

-развивать интеллектуальные и общеучебные умения; способствовать развитию коммуникативности;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий и действий одноклассников, контролировать себя, товарищей.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе;

– уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

– приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

– называть, из чего состоит экосистема.

Планируемые результаты:

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оборудование: картинки озёра, озёрных растений, животных – обитателей озера, жетоны, сухой корм для аквариумных рыб – дафнии или циклопы, карточки- задания группам, кластер, сигнальные светофоры, таблица рефлексии, презентация.

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 

1.Самоопределение к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

- Начался урок, он ребятам будет впрок. Улыбнитесь друг другу. Всем плодотворного урока.

- С какой важнейшей частью экосистемы вы познакомились на прошлом уроке?/почвой/

Блиц-турнир. / Руки поднимаем, отвечаем, за правильный ответ жетон получаем/

- Что такое почва?/поверхностный плодородный слой земли/

- В результате чего возникает почва? /в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов/

- Как называется верхний слой почвы, имеющий тёмный цвет? /перегной/ или ? /гумус/

- Какая «профессия» у мухомора, дождевого червя, клещей и ногохвосток, бактерий? /разрушители/

- Можно ли считать почву живой частью экосистемы?/почва состоит из неживой природы ( разрушенные горные породы, вода, остатки мёртвых организмов ) и живой природы (разрушители), поэтому назвать почву живой нельзя/.

-Как называютя самые плодородные и богатые перегноем почвы?

/чернозёмы/

- Почему нужно беречь почву? / Почва- основа плодородия /

-Какие лозунги к плакату о бережном отношении почвы вы придумали? /зачитывают/ Сигнальными светофорами оцените свою работу по пройденной теме.

– Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

В глубокой котловине лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. ( Открывается картинка озера)

/ Мы будем говорить об озере /.

Давайте вспомним:

− Что такое озеро? (Это скопление воды в природном углублении на суше.)

− Какие бывают озера? (Пресные и соленые, проточные и бессточные.)

Открыли учебник на с.46.

-Итак, заполняем кластер.

- Какова тема урока?

/Тема урока: «Экосистема озера»/.

-Определяем основной вопрос урока. Прочитаем и обсудим проблемную ситуацию.

- О чём говорят ребята? Каков основной вопрос урока?/ Почему озеро зарастает и превращается в болото?/

– А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (Нужно узнать, есть ли в озере все части экосистемы.)

- На какие вопросы по теме вы хотите найти ответы?

/- Как образуется озеро?

- Кто являются производителями в озере?

-Кто относится к потребителям озера?

- Кто относится к разрушителям озера?

- Какой круговорот веществ в озере?/

- Что мы сейчас с вами составили и сделали? ( Мы составили план и спланировали нашу деятельность).

- Что нужно сделать для реализации нашего плана? /Найти информацию по теме/.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5. Реализация проекта


 

6.Обобщение затруднений во внешней речи.


 


 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


 


 


 

8.Включение в систему знаний и повторение.


 

 

Работа с учебником, с.46.

- Почему же озеро зарастает и превращается в болото? (Предположения детей.)

Самостоятельно прочитайте учебник на стр.46.

− Из чего образуется ил на дне озера?

− Почему разрушители не справляются со своей работой?/ они перерабатывают отходы озёрной экосистемы и соседних с ней экосистем суши/

(Круговорот веществ не полностью замкнут )

− Изменятся ли условия в экосистеме, если круговорот замкнут не полностью?

− Что может произойти с озером? (Превратиться в болото.) Сделайте вывод.

- Зачитаем правило. Ваши ответы совпали.

 

Физминутка для глаз /тренажёр на слайде компьютера /

 

1.Работа в группах. Работа в учебнике.

– Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов.

Задания для групп:

Группа 1.

Прочитайте текст на с.48, расскажи классу о потребителях озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным потребителям относятся …./ мелкие рачки и озерные рыбы /

1. Как называются мелкие рачки из сухого корма для рыб? / Мелкие рачки из сухого корма – это дафния и циклоп /

2. В качестве чего их используют?/ Их используют в качестве корма для рыб/

3. Чем питаются мелкие рачки? / Они питаются мелкими водорослями /

4. Что делают дафния и рачки в поисках мелких водорослей? /Рачки пропускают через себя воду «фильтруют» её. /

5. Каково размера рачки? / Рачков можно увидеть только в лупу/

6. Сколько литров воды «обрабатывает» один рачок? /Один рачок обрабатывает до литра воды/

7. К озёрным рыбам относится:

Полосатые бока и клёв на червяка (…..).

8. Хищна, прожорлива, длинна, но поворотлива (……)./ К озерным рыбам относятся окунь и щука/

9. Какие ещё рыбы живут в озере? / В озере ещё живут такие рыбы как ротан, уклейка, плотва, карась, ерш. /

 

Оценивание работы группы. Самооценка.

-Ребята, оцените работу 1 группы.

-Как вы думаете, они справились с заданием.

-Получился у них рассказ? Вам было интересно?

 

Группа 2.

Прочитайте текст на с.47, рассмотрите рисунки, расскажите классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным производителям относятся … /растения озера /

1.Какова экосистема озера? /Экосистема озера «двухэтажная».

2.Что составляет верхний этаж озера? / Верхний этаж озера составляют мелкие организмы, плавающие в толще воды/

3.Как называют мелкие организмы, плавающие в толще воды? /Их называют планктоном /.

4.Что относится к планктону? /К планктону относсятся мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные. /.

5. Что растёт на дне озера? / На дне озера растёт элодея/

6.Что растёт вблизи берегов озера? /Вблизи берегов озера видны кувшинка, рогоз и камыш/

7. Где расположены листья и стебли у рогоза, камыша и кувшинки? /Листья, стебли у них расположены над водой /.

8.Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом./ Растение, которое часто неверно называют камышом - это рогоз/.

 

Оценивание работы группы. Самооценка.

 

- Послушайте сообщение о камыше . /Рассказ учащегося/

- Какую новую информацию вы узнали о камыше?

Оценивание работы учащегося.

 

Группа 3.

Прочитайте последний абзац на с.48 и текст на с. 49, рассмотрите рисунки, расскажи классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов.

1.Кто относится к озёрным разрушителям? /К озёрным разрушителям относятся многочисленные микробы, речной рак, прудовик, мотыль/.

2.Где живут разрушители? / Разрушители живут на дне водоемов/.

3.Кого называют небольшими красными червяками? / Небольшими красными червяками называют мотыля /

4.Что представляет из себя мотыль? / Это личинки комаров./

5.Чем питаются разрушители? /Разрушители питаются остатками умерших огранизмов/ .

6.Как связаны организмы в экосистеме озера? /Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные /.

7.Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка?

/На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне./

8.Справляются ли со своей работой разрушители? / Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне /.

Оценивание работы группы. Самооценка.

 

Физкультминутка «Рыбки резвые».

 

2. Составьте цепи питания, используя текст и рисунки на с. 48. (Водоросли – дафнии – плотва – щука.) / 3 человека у доски /

- Оценивание свою работу.

– Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.)

– Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод.

– Как мы ответим на вопрос урока? (Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.)

- Красотой озёр восхищались поэты, писатели, художники.

- Кто из вас побывал на озере? Как оно называлось?

- Какие озера есть в Саратовской области? Это будет задание к следующему уроку.

 

3. Работа в рабочей тетради.

Задание №2, с.23.

Самопроверка по слайду в презентации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9.Рефлексия учебной деятельности.

Вернёмся к кластеру. Над какой темой вы работали?

- Можно ли считать озеро экосистемой? /Да, озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ, он не полностью замкнут/

На все вопросы нашли ответ? /Да /

Оцените свою работу: Зеленый цвет – я все понял и готов рассказать другим.

Жёлтый – материал темы понял не до конца.Красный – ничего не понял по теме.

Комментирование отметок за урок.

 

10. Домашнее задание.

Н. - чтение текста темы с.46- 49; отвечать на вопросы;

П. – р.т. №4, с.24; подготовить сообщение об одном обитателе болота – по желанию.

* - узнать, какие озёра есть в Саратовской области.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.