Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Экосистема озера»
Тема урока: Экосистема озера.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для осмысления и осознания обучающимися информации об экосистеме озера.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить обучающихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; называть, из чего состоит экосистема.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания; развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;
-развивать интеллектуальные и общеучебные умения; способствовать развитию коммуникативности;
-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий и действий одноклассников, контролировать себя, товарищей.
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе;
– уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
– приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
– называть, из чего состоит экосистема.
Планируемые результаты:
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Оборудование: картинки озёра, озёрных растений, животных – обитателей озера, жетоны, сухой корм для аквариумных рыб – дафнии или циклопы, карточки- задания группам, кластер, сигнальные светофоры, таблица рефлексии, презентация.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД
|
1.Самоопределение к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
|
- Начался урок, он ребятам будет впрок. Улыбнитесь друг другу. Всем плодотворного урока. - С какой важнейшей частью экосистемы вы познакомились на прошлом уроке?/почвой/ Блиц-турнир. / Руки поднимаем, отвечаем, за правильный ответ жетон получаем/ - Что такое почва?/поверхностный плодородный слой земли/ - В результате чего возникает почва? /в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов/ - Как называется верхний слой почвы, имеющий тёмный цвет? /перегной/ или ? /гумус/ - Какая «профессия» у мухомора, дождевого червя, клещей и ногохвосток, бактерий? /разрушители/ - Можно ли считать почву живой частью экосистемы?/почва состоит из неживой природы ( разрушенные горные породы, вода, остатки мёртвых организмов ) и живой природы (разрушители), поэтому назвать почву живой нельзя/. -Как называютя самые плодородные и богатые перегноем почвы? /чернозёмы/ - Почему нужно беречь почву? / Почва- основа плодородия / -Какие лозунги к плакату о бережном отношении почвы вы придумали? /зачитывают/ Сигнальными светофорами оцените свою работу по пройденной теме. – Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. В глубокой котловине лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. ( Открывается картинка озера) / Мы будем говорить об озере /. Давайте вспомним: − Что такое озеро? (Это скопление воды в природном углублении на суше.) − Какие бывают озера? (Пресные и соленые, проточные и бессточные.) Открыли учебник на с.46. -Итак, заполняем кластер. - Какова тема урока? /Тема урока: «Экосистема озера»/. -Определяем основной вопрос урока. Прочитаем и обсудим проблемную ситуацию. - О чём говорят ребята? Каков основной вопрос урока?/ Почему озеро зарастает и превращается в болото?/ – А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (Нужно узнать, есть ли в озере все части экосистемы.) - На какие вопросы по теме вы хотите найти ответы? /- Как образуется озеро? - Кто являются производителями в озере? -Кто относится к потребителям озера? - Кто относится к разрушителям озера? - Какой круговорот веществ в озере?/ - Что мы сейчас с вами составили и сделали? ( Мы составили план и спланировали нашу деятельность). - Что нужно сделать для реализации нашего плана? /Найти информацию по теме/. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
5. Реализация проекта
6.Обобщение затруднений во внешней речи.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8.Включение в систему знаний и повторение.
|
Работа с учебником, с.46. - Почему же озеро зарастает и превращается в болото? (Предположения детей.) Самостоятельно прочитайте учебник на стр.46. − Из чего образуется ил на дне озера? − Почему разрушители не справляются со своей работой?/ они перерабатывают отходы озёрной экосистемы и соседних с ней экосистем суши/ (Круговорот веществ не полностью замкнут ) − Изменятся ли условия в экосистеме, если круговорот замкнут не полностью? − Что может произойти с озером? (Превратиться в болото.) Сделайте вывод. - Зачитаем правило. Ваши ответы совпали.
Физминутка для глаз /тренажёр на слайде компьютера /
1.Работа в группах. Работа в учебнике. – Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов. Задания для групп: Группа 1. Прочитайте текст на с.48, расскажи классу о потребителях озера, пользуясь планом из вопросов. К озёрным потребителям относятся …./ мелкие рачки и озерные рыбы / 1. Как называются мелкие рачки из сухого корма для рыб? / Мелкие рачки из сухого корма – это дафния и циклоп / 2. В качестве чего их используют?/ Их используют в качестве корма для рыб/ 3. Чем питаются мелкие рачки? / Они питаются мелкими водорослями / 4. Что делают дафния и рачки в поисках мелких водорослей? /Рачки пропускают через себя воду «фильтруют» её. / 5. Каково размера рачки? / Рачков можно увидеть только в лупу/ 6. Сколько литров воды «обрабатывает» один рачок? /Один рачок обрабатывает до литра воды/ 7. К озёрным рыбам относится: Полосатые бока и клёв на червяка (…..). 8. Хищна, прожорлива, длинна, но поворотлива (……)./ К озерным рыбам относятся окунь и щука/ 9. Какие ещё рыбы живут в озере? / В озере ещё живут такие рыбы как ротан, уклейка, плотва, карась, ерш. /
Оценивание работы группы. Самооценка. -Ребята, оцените работу 1 группы. -Как вы думаете, они справились с заданием. -Получился у них рассказ? Вам было интересно?
Группа 2. Прочитайте текст на с.47, рассмотрите рисунки, расскажите классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов. К озёрным производителям относятся … /растения озера / 1.Какова экосистема озера? /Экосистема озера «двухэтажная». 2.Что составляет верхний этаж озера? / Верхний этаж озера составляют мелкие организмы, плавающие в толще воды/ 3.Как называют мелкие организмы, плавающие в толще воды? /Их называют планктоном /. 4.Что относится к планктону? /К планктону относсятся мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные. /. 5. Что растёт на дне озера? / На дне озера растёт элодея/ 6.Что растёт вблизи берегов озера? /Вблизи берегов озера видны кувшинка, рогоз и камыш/ 7. Где расположены листья и стебли у рогоза, камыша и кувшинки? /Листья, стебли у них расположены над водой /. 8.Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом./ Растение, которое часто неверно называют камышом - это рогоз/.
Оценивание работы группы. Самооценка.
- Послушайте сообщение о камыше . /Рассказ учащегося/ - Какую новую информацию вы узнали о камыше? Оценивание работы учащегося.
Группа 3. Прочитайте последний абзац на с.48 и текст на с. 49, рассмотрите рисунки, расскажи классу о производителях озера, пользуясь планом из вопросов. 1.Кто относится к озёрным разрушителям? /К озёрным разрушителям относятся многочисленные микробы, речной рак, прудовик, мотыль/. 2.Где живут разрушители? / Разрушители живут на дне водоемов/. 3.Кого называют небольшими красными червяками? / Небольшими красными червяками называют мотыля / 4.Что представляет из себя мотыль? / Это личинки комаров./ 5.Чем питаются разрушители? /Разрушители питаются остатками умерших огранизмов/ . 6.Как связаны организмы в экосистеме озера? /Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные /. 7.Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка? /На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне./ 8.Справляются ли со своей работой разрушители? / Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне /. Оценивание работы группы. Самооценка.
Физкультминутка «Рыбки резвые».
2. Составьте цепи питания, используя текст и рисунки на с. 48. (Водоросли – дафнии – плотва – щука.) / 3 человека у доски / - Оценивание свою работу. – Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.) – Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод. – Как мы ответим на вопрос урока? (Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.) - Красотой озёр восхищались поэты, писатели, художники. - Кто из вас побывал на озере? Как оно называлось? - Какие озера есть в Саратовской области? Это будет задание к следующему уроку.
3. Работа в рабочей тетради. Задание №2, с.23. Самопроверка по слайду в презентации. |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
9.Рефлексия учебной деятельности. |
Вернёмся к кластеру. Над какой темой вы работали? - Можно ли считать озеро экосистемой? /Да, озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ, он не полностью замкнут/ На все вопросы нашли ответ? /Да / Оцените свою работу: Зеленый цвет – я все понял и готов рассказать другим. Жёлтый – материал темы понял не до конца.Красный – ничего не понял по теме. Комментирование отметок за урок. |
|
10. Домашнее задание. |
Н. - чтение текста темы с.46- 49; отвечать на вопросы; П. – р.т. №4, с.24; подготовить сообщение об одном обитателе болота – по желанию. * - узнать, какие озёра есть в Саратовской области. |
|