Выполнила: Замедлина Д.В., учитель начальных классов МАОУ «Лицей №62», г.Саратов
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Солнечная система»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе.
Задачи:
- формировать умения определять отличительные особенности планет;
- углубить знания детей о составе Солнечной системы;
- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- научаться составлять модель Солнечной системы;
- закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.
Личностные:
- развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.
- формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник (ПНШ: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова; 4 класс, 1 часть, 2016), презентация к уроку, раздаточный материал.
Этап урока
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Этап самоопределения к деятельности
1 мин
Добрый день, ребята! Чудесная погода сегодня и от этого отличное настроение. Самое время окунуться в волшебный мир нашего урока.
Приветствовать учителя
Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа
Наглядный: видеофрагмент
4 мин
СЛАЙД №1.- Посмотрите на слайд. Что это? (Это Вселенная).
- Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная - это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами.
- Что вы встречаете на своем пути? (планеты, Солнце).
- Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями.
СЛАЙД №2. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете много интересного.
- Отгадайте загадку:
Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят.
- Правильно, это планеты и Солнце.
Отвечать на вопросы учителя.
Анализировать ответы одноклассников.
Отгадывать загадку.
К. Строить речевое высказывания
П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал
III.Постановка учебной задачи
2 мин
- Кто догадался, какая тема нашего урока?(Солнечная система) СЛАЙД №3.
- Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.) СЛАЙД №4.
Ребята, чтобы достичь цели и получить новые знания, предлагаю составить план! Посмотрите на экран.
Пункты плана перепутались, восстановите последовательность наших действий. СЛАЙД №5.
Определять тему урока
Ставить цели на урок; определять задачи.
Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
IV.Открытие нового знания
Наглядный: рассматривание иллюстрации
Словесный: беседа
Практический: упражнение, работа в группе.
Словесный: беседа
7 мин
- Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему? (9 планет). Назовите их. Стр. 50 учебника вам в этом поможет.
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...? (зачитать из книги с.4)
- СЛАЙД №6. Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)
-Почему космонавты называют Землю голубой планетой? (На Земле много воды.)
- Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на слайд «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?СЛАЙД №7. (Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна)
-Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.
-Как вы думаете, почему Землю называют «планета-сад?» (Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.)
Работа с учебником, работа в группе
-Чтобы продолжить путешествие, нам нужно объединиться в команды по 4 человека. Но прежде, чем начать задание, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете? СЛАЙД №8.
- Каждой команде выдан конверт с космическим заданием. В конверте вопросы, на которые вы должны ответить. Ответ вы можете найти на страницах учебника.
- На выполнение задания вам 3 минуты.
- Итак, 1 представитель от команды к доске. Зачитывай вопрос и ответ, а все остальные внимательно слушайте, правильно ли отвечает ученик.
- Давайте проверим ваши знания о космосе и солнечной системе. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно». СЛАЙД №9.
Земля – это одна из планет Солнечной системы. (+)
Солнце – ближайшая к нам звезда. (+)
Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (-)
Земля движется вокруг Солнца. (+)
Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (-)
Луна – планета Солнечной системы. (-)
- Вы отлично справились с заданием.
Отвечать на вопросы.
Перечислять планеты Солнечной системы.
Рассматривают изображение Земли
Отвечать на вопросы.
Объединиться в команды по 4 человека.
Повторить правила работы в группе.
Выслушать инструктаж перед выполнением работы.
Отчет каждой команды у доски.
Выслушать высказывания. Сделать вывод и дать верный ответ.
П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.
высказывания
П. Смысловое чтение учебника
Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе
Динамическая пауза
2 мин
- Давайте теперь все встанем и немного разомнемся.
Физминутка на слайде. СЛАЙД №10.
Выполнять упражнения
Л. установка на ЗОЖ
Практический: показ фильма,
10 мин
Работа в группе
- А сейчас я покажу вам познавательный фильм, из которого вы узнаете много нового о планетах Солнечной системы. Готовы ко взлету? Тогда полетели. Погружаемся в космический мир и запоминаем информацию.
Показ фильма (до 5:00 мин).
СЛАЙД №11.
Слушать задание.
Объединиться в группы.
Выполняют задание.
П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.
К. Построение речевого высказывания
Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе
V.Самостоятельная работа
Практический: кроссворд
7 мин
Кроссворд
-А теперь давайте проверим ваши знания. Для этого мы разгадаем кроссворд. СЛАЙД №12.
- Подпишите свои листочки в верхнем правом углу. (вопросы на слайде)
- Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками.
- И проверьте ответы, если ответ верный ставите +. Поставьте оценку за работу. СЛАЙД №13.
- Поднимите руку, кто получил 5? А кто получил 4? Молодцы. СЛАЙД №14.
Выполнять задание.
Взаимопроверка.
К. Осуществлять взаимопроверку
VI. Подведение итогов урока
Практический: упражнение
Словесный: рассуждение
7 мин
Работа с учебником
- Итак, ребята, что же такое Солнечная система? (Солнечная система — это Солнце и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система - порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.)
Подведение итогов
- Вы согласны с таким утверждением? Почему?
- Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? СЛАЙД №15.
- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее? СЛАЙД №16.
Отвечать на вопросы.
Выслушивать утверждение Кости.
Высказывать свое мнение.
Делать выводы.
VII. Рефлексия
Практический
5 мин
- У вас на столах лежат квадратики, я прошу вас оценить свою работу на уроке, показав мне соответствующий квадратик. СЛАЙД №17.
А также, ребята, продолжите фразу:
- На сегодняшнем уроке я узнал...
- Было интересно...
- Хочу узнать больше о...
- Спасибо за урок! Домашнее задание – У с.49-53 читать, подготовить презентацию или доклад об одной планете Солнечной системы (1 ученик выбирает 1 планету и рассказывает о ней). Если у вас есть желание ознакомиться с книгой, которую я сегодня принесла на урок окружающего мира, можете полистать, почитать – я ее оставлю в нашем уголке. СЛАЙД №18.
Поднять квадратик того цвета, который соответствует степени усвоения материала урока.