II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Наглядный: видеофрагмент | 4 мин | СЛАЙД №1.- Посмотрите на слайд. Что это? (Это Вселенная). - Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная - это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. - Что вы встречаете на своем пути? (планеты, Солнце). - Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. СЛАЙД №2. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете много интересного. - Отгадайте загадку: Девять братьев и сестер Вокруг мамы бродят, Отражая ее свет, Хороводы водят. - Правильно, это планеты и Солнце. | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать ответы одноклассников. Отгадывать загадку.
| К. Строить речевое высказывания П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал |
III.Постановка учебной задачи | 2 мин | - Кто догадался, какая тема нашего урока? (Солнечная система) СЛАЙД №3. - Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.) СЛАЙД №4. Ребята, чтобы достичь цели и получить новые знания, предлагаю составить план! Посмотрите на экран. Пункты плана перепутались, восстановите последовательность наших действий. СЛАЙД №5.
| Определять тему урока Ставить цели на урок; определять задачи. | Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя |
IV.Открытие нового знания
Наглядный: рассматривание иллюстрации
Словесный: беседа
Практический: упражнение, работа в группе.
Словесный: беседа | 7 мин | - Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему? (9 планет). Назовите их. Стр. 50 учебника вам в этом поможет. А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...? (зачитать из книги с.4)
- СЛАЙД №6. Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.) - Почему космонавты называют Землю голубой планетой? (На Земле много воды.) - Да, но она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на слайд «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля? СЛАЙД №7. (Земля – третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. По размеру это небольшая планета. Земля имеет естественный спутник, который называется Луна)
-Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое. -Как вы думаете, почему Землю называют «планета-сад?» (Потому что на ней растут растения. И еще потому, что на Земле есть жизнь.)
Работа с учебником, работа в группе -Чтобы продолжить путешествие, нам нужно объединиться в команды по 4 человека. Но прежде, чем начать задание, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете? СЛАЙД №8.
- Каждой команде выдан конверт с космическим заданием. В конверте вопросы, на которые вы должны ответить. Ответ вы можете найти на страницах учебника. - На выполнение задания вам 3 минуты. - Итак, 1 представитель от команды к доске. Зачитывай вопрос и ответ, а все остальные внимательно слушайте, правильно ли отвечает ученик.
- Давайте проверим ваши знания о космосе и солнечной системе. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно». СЛАЙД №9.
Земля – это одна из планет Солнечной системы. (+) Солнце – ближайшая к нам звезда. (+) Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (-) Земля движется вокруг Солнца. (+) Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. (-) Луна – планета Солнечной системы. (-) - Вы отлично справились с заданием. | Отвечать на вопросы. Перечислять планеты Солнечной системы. Рассматривают изображение Земли Отвечать на вопросы.
Объединиться в команды по 4 человека. Повторить правила работы в группе. Выслушать инструктаж перед выполнением работы. Отчет каждой команды у доски.
Выслушать высказывания. Сделать вывод и дать верный ответ. | П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт. высказывания П. Смысловое чтение учебника Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе |
Практический: показ фильма,
| 10 мин | Работа в группе - А сейчас я покажу вам познавательный фильм, из которого вы узнаете много нового о планетах Солнечной системы. Готовы ко взлету? Тогда полетели. Погружаемся в космический мир и запоминаем информацию. Показ фильма (до 5:00 мин). СЛАЙД №11. | Слушать задание.
Объединиться в группы. Выполняют задание.
| П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт. К. Построение речевого высказывания Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе |
V.Самостоятельная работа Практический: кроссворд | 7 мин | Кроссворд -А теперь давайте проверим ваши знания. Для этого мы разгадаем кроссворд. СЛАЙД №12. - Подпишите свои листочки в верхнем правом углу. (вопросы на слайде)
- Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками. - И проверьте ответы, если ответ верный ставите +. Поставьте оценку за работу. СЛАЙД №13. - Поднимите руку, кто получил 5? А кто получил 4? Молодцы. СЛАЙД №14.
| Выполнять задание. Взаимопроверка. | К. Осуществлять взаимопроверку |
VI. Подведение итогов урока
Практический: упражнение Словесный: рассуждение | 7 мин | Работа с учебником - Итак, ребята, что же такое Солнечная система? (Солнечная система — это Солнце и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система - порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.)
Подведение итогов - Вы согласны с таким утверждением? Почему? - Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? СЛАЙД №15. - Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее? СЛАЙД №16. | Отвечать на вопросы.
Выслушивать утверждение Кости.
Высказывать свое мнение.
Делать выводы. |
|
VI I. Рефлексия Практический
| 5 мин
|
- У вас на столах лежат квадратики, я прошу вас оценить свою работу на уроке, показав мне соответствующий квадратик. СЛАЙД №17. А также, ребята, продолжите фразу: - На сегодняшнем уроке я узнал... - Было интересно... - Хочу узнать больше о...
- Спасибо за урок! Домашнее задание – У с.49-53 читать, подготовить презентацию или доклад об одной планете Солнечной системы (1 ученик выбирает 1 планету и рассказывает о ней). Если у вас есть желание ознакомиться с книгой, которую я сегодня принесла на урок окружающего мира, можете полистать, почитать – я ее оставлю в нашем уголке. СЛАЙД №18.
| Поднять квадратик того цвета, который соответствует степени усвоения материала урока. | П: обобщать; классифицировать Р:Оценивать деятельность Л. Самоорганизация |