Методическая разработка логопедического занятия «Числа от 1 до 10»
Конкурсная работа на Всероссийский дистанционный конкурс педагогических идей на лучший конспект занятия по развитию функциональной грамотности в дошкольном возрасте.
Индивидуальное логопедическое занятие: «Числа от 1 до 10»
Пояснительная записка.
Занятие по функциональной грамотности было разработано для коррекционной работы логопеда по постановке звуков для детей средней дошкольной группы. Этот методический материал можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. При разработке данного занятия была использована технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений.
Цель: Развитие артикуляционной моторики, выработка воздушной струи.
Задачи:
1.Закрепление знаний чисел, графическое обозначение чисел, порядок и количественный счет.
2.Автоматизация звуков. Уточнение и расширение лексического и грамматического строя речи.
Ход урока(занятия):
1.Оргмомент.Приветствие.
Сегодня у нас необычное занятие. Почему оно необычное? Потому, что построено на загадках!!!
Итак, угадаем, какая сегодня тема занятия?
Загадка 1:» Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Числа)
Да, тема занятия сегодня: «Числа от 1 до 10»
Возьми чистый листок и обведи свои ладошки карандашом (пальчиковая гимнастика). Посчитай пальчики. Сколько их на каждой руке? Покажи, где правая рука? А где левая?
1.Проведи мячиком между пальчиками.
2. Проведи мячиком по ладошкам.
3.Прокатай мячик из одной руки в другую.
Проектная технология:
А теперь новая загадка! Тебе необходимо придумать небольшой проект. Что можно нарисовать с помощью ладошек? Животных. Например, голубя, рыбку, краба. (рис.1)
Какую ты поставишь цель? (нарисовать рыбку)
Какие поставишь перед собой задачи? (нарисовать красиво, стараться)
Какие ты будешь использовать материалы? (альбомный лист, краски)
Где ты разместишь свой рисунок? (дома, на стенде и т.д.)
Будешь ли ты дальше искать информацию о рыбах? (да, это интересно)
Что будет продуктом(итогом) твоего проекта- это рисунок.
А теперь посмтори на эту иллюстрацию.. Кто изображен на картинке? (дельфины,чайки). Посчитай, сколько дельфинов на картинке? Сколько чаек? Определи. Кто(что) движется в одну сторону, а кто в разные стороны?
Далее ребенку предлагается подуть на паруса, дельфинов и чаек (развитие речевого дыхания). Живые картинки оживают и перемещаются с помощью воздушной струи. (укреплены на нитях)
Мета предметная интеграция:
Что мы знаем о дельфинах?Эти существа являются млекопитающими..Ближними родственниками дельфинов можно считать китов и морских коров,а чуть более отдаленными-бегемотов.В отличие от рыб у дельфинов нет чешуи,а все тело покрыто кожей. Дельфины в длину достигают 2-2.5 метров., вес составляет-100-140 кг.Окраска, как у рыб, защитная-сверху темная, снизу-белая. Дельфины считаются умными существами, они легко обучаются. Питаются они моллюсками на морском дне и рыбой, которую ловят острыми зубами. Ныряет дельфин на глубину до 175 метров, задерживая дыхание на 15 минут. Из воды может выпрыгнуть на несколько метров.
Какие числа изображены на парусах? (1,2.3) Какого цвета парус с числом1? С числом 2? С числом 3? Давай вспомним артикуляционную гимнастику и выполним упражнение «Парус».
А теперь давай посчитаем от 1 до 10. Назови, в каких числах при произношении есть «Р»? В каких есть «С»? (Три, четыре). «Р» стоит в начале, в середине или в конце? А «С» в словах: шесть, семь, восемь стоит в начале, в середине, или в конце?
Задание:
1.Посчитай, сколько букв в слове «один»? (4)
Два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять? (посчитай сколько букв )
2.Выдели гласные и согласные. (обведи синим, зелёным и красным цветом)
3.Посчитай, сколько слогов в каждом слове.
Задание
Попробуй отгадать загадки.
Как только утром я проснусь
Присяду, встану и нагнусь
Все упражнения по порядку!
Поможет вырасти……
Ответ: зарядка
Здоровье сберегающие технологии:
Составь рассказ, с числами от 1 до 10, используя опорные слова: зарядка, утро, обед, сон, режим дня. (использование дидактического наглядного материала ).Как ты думаешь, какое значение имеет соблюдение режима дня для здоровья?
Задание: перед тобой ромашка. Расположи числа в таком порядке, чтобы счет можно было вести от большего к меньшему. (рис.2)
А теперь, от меньшего к большему.
Подведение итогов.
Итак, о чем мы говорили сегодня на занятии?
Попробуй отгадать загадки:
1.Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей
Только так, когда
вы вместе
Называть вас будут…(десять).
2.Цифра эта так хитра,
Ты ее переверни
И начнутся чудеса-
Цифру шесть увидишь ты! (девять).
3.Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру…(восемь).
Домашнее задание: предлагаю тебе творческое задание! Выбери любое число и придумай, в какую бы одежду ты его одел.
Приложения
Рисунок 1.
Рисунок 2