Методическая разработка мероприятий по подготовке к ЕГЭ по физике в 11 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель МО __________Малых Ж.В. Протокол № от « 4 » сентября 2019г. | Согласовано заместитель директора по УВР ___________А.Г. Чудинова от « 5» сентября 2019г. | Утверждаю Директор МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» ______________Т.Л. Сушко от «6» сентября 2019 г. |
Методическая разработка мероприятий
по подготовке к ЕГЭ по физике
Составила: Мазырина Н. А.
учитель физики
с. Максимовщина, 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Мероприятия, разработанные и подготовленные для работы учителя по подготовке к государственной аттестации, направлены на повторение материала и закрепление знаний. Консультационные занятия следует проводить систематически и регулярно вести контроль знаний, чтобы обучающиеся могли следить за своим уровнем подготовки к экзамену.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, парная.
Методы обучения.
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Консультационные занятия проводятся 1 раз в неделю в течении всего года.
Цель мероприятий: повторить знания обучающихся по курсу физики в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ (базовый уровень)
Задачи:
Составить индивидуальный план самостоятельной подготовки обучающегося
Распределить темы для повторения в соответствии со спецификатором экзамена
Проводить регулярный контроль за знаниями обучающегося при подготовке к экзамену
Целевая аудитория: обучающиеся 11 класса
Методические советы для проведения мероприятий по подготовке к ЕГЭ.
Календарно-тематический план консультаций
№ | Дата | Тема | Примечание |
| | | |
1 | | Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности | |
2 | | Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения | |
3 | | Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии | |
4 | | Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук | |
5 | | Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) | |
6 | | Механика (изменение физических величин в процессах) | |
7 | | Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | |
8 | | Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева – Клапейрона, изопроцессы | |
9 | | Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины | |
10 | | Относительная влажность воздуха, количество теплоты | |
11 | | МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков | |
12 | | МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | |
13 | | Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления) | |
14 | | Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля Ленца | |
15 | | Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе | |
16 | | Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) | |
17 | | Электродинамика (изменение физических величин в процессах) | |
18 | | Электродинамика и основы СТО (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | |
19 | | Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции. | |
20 | | Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада | |
21 | | Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | |
22 | | Механика – квантовая физика (методы научного познания) | |
23 | | Механика – квантовая физика (методы научного познания) | |
24 | | Элементы астрофизики: Солнечная система, звезды, галактики | |
25 | | Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача) | Часть 2 |
26 | | Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) | |
27 | | Механика – квантовая физика (качественная задача) | |
28 | | Механика, молекулярная физика (расчетная задача) | |
29 | | Механика (расчетная задача) | |
30 | | Молекулярная физика (расчетная задача) | |
31 | | Электродинамика (расчетная задача) | |
32 | | Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) | |
Всего заданий – 32; из них по уровню сложности: Б – 21; П – 7; В – 4.
Максимальный первичный балл за работу – 53. Общее время выполнения работы – 235 мин. План консультаций составлен в соответствии со спецификатором экзамена.
При индивидуальной и групповой работе с обучающимися рекомендуется использовать карты исследований по подготовке к итоговой аттестации:
1. Индивидуальные маршрутные листы самостоятельной подготовки к ЕГЭ (приложение 1).
2. Групповые маршрутные листы подготовки к ЕГЭ (приложение 2).
При подготовке к экзамену необходимо разделить учащихся на 3 группы:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ среднего основного общего образования | Учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ среднего общего образования | Учащиеся-претенденты на получение высоких баллов. |
Дополнительные индивидуальные занятия по предмету (конкретная работа с каждым учеником) | Составление индивидуальных образовательных маршрутов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки (конкретная работа с каждым учеником) |
При проведении занятий необходимо строго отслеживать посещение занятий (приложение 5), отмечать даты и пройденные темы. Письменно информировать родителей учащихся (под роспись) о ходе подготовки к ЕГЭ их ребенка за определенный промежуток времени (приложение 3).
Для эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ необходимо использовать различные виды контроля. При этом контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Система контроля качества подготовки учащихся 11 класса
Виды контроля | Средства диагностики |
Входной | -Тестовые задания по предмету, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу. |
Тематический | -Тесты с выбором одного ответа. -проверочные работы по проверке знаний формул. - Тесты с выбором двух ответов. -Тесты повышенной сложности для самоконтроля. - Задачи расчетные |
Пробный ЕГЭ (несколько раз во 2 п/г) | - КИМы ЕГЭ по предмету за предыдущий год; |
Г ИА (внешняя) | КИМы ЕГЭ |
Данные виды контроля определяют деятельность учителя:
- по отработке и совершенствованию предметных и метапредметных компетенций.
-обсуждение результатов мониторинга с учащимися и составление индивидуальных планов коррекции.
-по проведению тематических, тренировочных консультаций по запросам учащихся.
Приложение 1
Индивидуальные маршрутные листы самостоятельной подготовки к ЕГЭ по физике
Вариант Задание | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант3 | Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
Часть 1. 1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | |
25 часть 2 | | | | | | | | | | |
26 | | | | | | | | | | |
27 | | | | | | | | | | |
28 | | | | | | | | | | |
29 | | | | | | | | | | |
30 | | | | | | | | | | |
31 | | | | | | | | | | |
32 | | | | | | | | | | |
Приложение 2
Групповые маршрутные листы подготовки к ЕГЭ по физике
(проверка знаний элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ)
По кодификатору ФИ ученика | Дата | 1 ученик | |
| | | |
1.1.Кинематика 1.1.1-1.1.9 | | | |
1.2 Динамика 1.2.1-1.2.10 | | | |
1.3 Статика 1.3.1-1.3.5 | | | |
1.4 Законы сохранения 1.4.1-1.4.8 | | | |
1.5 Механические колебания и волны 1.5.1 -1.5.4 | | | |
2.1 Молекулярная физика 2.1.1-2.1.17 | | | |
2.2 Термодинамика 2.2.1-2.2.11 | | | |
3.1 Электрическое поле 3.1.1-3.1.11 | | | |
3.2 Законы постоянного тока 3.2.1-3.2.10 | | | |
3.3 Магнитное поле 3.3.1 -3.3.4 | | | |
3.4 Электромагнитная индукция 3.4.1-3.4.7 | | | |
3.5 Электромагнит. колебания и волны 3.5.1 – 3.5.6 | | | |
3.6 Оптика 3.6.1 -3.6.12 | | | |
4 СТО | | | |
5.1 Корпускулярно-волновой дуализм 5.1.1 – 5.1.6 | | | |
5.2 Физика атома 5.2.1 -5.2.4 | | | |
5.3Физика атомного ядра 5.3.1-5.3.6 | | | |
5.4Элементы астрофизики5.4.1-5.4.5 | | | |
Приложение 3
Информация
Для родителей уч-ся 11-го класса МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»
_______________________________________
(Ф.И. уч-ся)
О подготовке к ЕГЭ по физике
учителем ______________ в период с ________ по ____________
Проведено дополнительных занятий по подготовке к ГИА:
По графику____________
Ваш ребенок посетил занятий ______
Причина пропусков _______________
На занятиях отрабатывается теоретический материал программы и задания по сборникам ГИА.
Необходимо отработать темы: ______________________________________
_______________________________________________________________
Проведена диагностическая работа в форме ЕГЭ __________(дата)
Ваш ребенок набрал ________баллов
Причины низкого результата _____________________________________
_______________________________________________________________
Проводится контроль знаний элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ
Проведено проверочных работ _________________
Выполнено вашим ребенком _______________
Полученные отметки _____________________________________________
Выдаются домашние задания для подготовки к ГИА:_________________
Ваш ребенок домашнее задание (выполнил или нет, оценка, рекомендации): ______________________________________________________________
С информацией ознакомлен: ________________(подпись/расшифровка)
Приложение 4
Диагностическая карта выполнения заданий по темам
Учащегося 11 класса ________________________________________
| Тема / Кол-во заданий | Уровен сложности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итог |
1 | Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности | Б | | | | | | | | | | | |
2 | Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения | Б | | | | | | | | | | | |
3 | Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии | Б | | | | | | | | | | | |
4 | Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук | Б | | | | | | | | | | | |
5 | Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) | П | | | | | | | | | | | |
6 | Механика (изменение физических величин в процессах) | Б | | | | | | | | | | | |
7 | Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | Б | | | | | | | | | | | |
8 | Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева – Клапейрона, изопроцессы | Б | | | | | | | | | | | |
9 | Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины | Б | | | | | | | | | | | |
10 | Относительная влажность воздуха, количество теплоты | Б | | | | | | | | | | | |
11 | МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков | П | | | | | | | | | | | |
12 | МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | Б | | | | | | | | | | | |
13 | Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления) | Б | | | | | | | | | | | |
14 | Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля Ленца | Б | | | | | | | | | | | |
15 | Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе | Б | | | | | | | | | | | |
16 | Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) | П | | | | | | | | | | | |
17 | Электродинамика (изменение физических величин в процессах) | Б | | | | | | | | | | | |
18 | Электродинамика и основы СТО (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | П | | | | | | | | | | | |
19 | Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции. | Б | | | | | | | | | | | |
20 | Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада | Б | | | | | | | | | | | |
21 | Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) | Б | | | | | | | | | | | |
22 | Механика – квантовая физика (методы научного познания) | Б | | | | | | | | | | | |
23 | Механика – квантовая физика (методы научного познания) | Б | | | | | | | | | | | |
24 | Элементы астрофизики: Солнечная система, звезды, галактики | П | | | | | | | | | | | |
25 | Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача) | П | | | | | | | | | | | |
26 | Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) | П | | | | | | | | | | | |
27 | Механика – квантовая физика (качественная задача) | П | | | | | | | | | | | |
28 | Механика, молекулярная физика (расчетная задача) | П | | | | | | | | | | | |
29 | Механика (расчетная задача) | В | | | | | | | | | | | |
30 | Молекулярная физика (расчетная задача) | В | | | | | | | | | | | |
31 | Электродинамика (расчетная задача) | В | | | | | | | | | | | |
32 | Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) | В | | | | | | | | | | | |
Приложение 5
Табель посещения консультаций учащихся 11 класса
2019-2020 учебный год
ФИ/ дата | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Наталия Александровна М