Методическая разработка межпредметного урока географии профориентационной направленности для детей с ОВЗ «Природные парки и памятники природы Волгоградской области»
Методическая разработка межпредметного урока географии профориентационной направленности для детей с ОВЗ
«Природные парки и памятники природы Волгоградской области»
(предметы: география, биология, экология, информатика)
Автор разработки: Прокопенко Светлана Георгиевна, учитель географии МОУ «Средняя школа №5 Краснооктябрьского района Волгограда»
Пояснительная записка
В условиях модернизации образования и в связи с переходом на обновленные ФГОС перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность. В связи с этим обучение детей с ОВЗ очень актуально в настоящее время, так как в связи с требованиями новых стандартов, указывающих на реальные виды деятельности обучающихся, школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве, социализируя их. При этом программа по географии построена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Школьники овладевают более упрощенным материалом, доступным для их восприятия, понимания и осознания.
Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память. Используются специальные приемы работы, направленные на коррекцию недостатков и дальнейшее развитие этих процессов: составление характеристик изучаемых объектов и местностей, условные «путешествия» по карте, заполнение таблиц, схем, контурных карт, упражнения на воспроизведение информации в фрагментарно-выборочной и целостной формах и т. п. Особое значение для решения коррекционно-развивающих задач на уроках географии имеет работа по развитию логического мышления. Постепенный переход от конкретно-образной и натуральной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты, глобус) развивает абстрактное мышление; формирование у учащихся географических понятий и связей между ними, решение географических задач требует активной умственной деятельности школьника.
Из всех картографических пособий на уроках географии в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья чаще других применяется карта. Она является обязательным элементом географии, без которого обучение данному предмету не имеет смысла. Однако при организации работы с картой должны учитываться не только познавательные возможности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, но и специфика карты как символического пособия: реальные объекты на ней передаются посредством условных обозначений. Это своего рода азбука, не овладев которой нельзя рассмотреть изображенную на карте местность, равно как и без знания букв невозможно читать книгу.
Реализация поставленных задач перед учителем возможна только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи, чему способствуют ФГОС. Работа на интегрированном уроке в условиях индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья строится на основе разнообразных методов и приемов, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.
На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Методические рекомендации:
При проведении интегрированных уроков для детей с ОВЗ рекомендуется применять технологии, позволяющие правильно и эффективно организовывать работу: технология опорных сигналов, технология коррекционно-развивающих упражнений, игровая технология, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, ориентированные на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС.
Учитывая, что эти учащиеся отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока. Материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно часто переключают учащихся с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.
Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема, любая технология должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся. Учебная деятельность обучающихся при такой организации учебного труда ориентирована на самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих для них жизненно важный, а учение становится системой видов учебной деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям.
При проведении любой работы обязательно учитываю особенности физического здоровья. На любом уроке имеет место моменты оздоровления, например, глаза отдохнут если просто сменить на время обстановку или посмотреть в окно или быстрое моргание в течение двух минут улучшит кровоснабжение глазного яблока. Так для детей с гиперактивностью и быстрой утомляемостью планируют смену видов деятельности через 10 минут учебного труда, вводят физические упражнения. Например, встать и показать стороны горизонта или направление параллелей и меридианов. Мимика и жесты без голосового сопровождения способствуют анализу отличительных черт того или иного географического явления.
Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.
Применение разнообразных форм и методов работы, при индивидуальном обучении детей с ОВЗ в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся. А принятие ФГОС для обучающихся с ОВЗ гарантирует каждому ребенку реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, дифференцируя при этом не только сами уровни образования, но и оценивание результатов обучения.
Технологическая карта интегрированного урока для учащихся с ОВЗ
Класс: 9 класс | ||||
Тема урока – «Природные парки и памятники природы Волгоградской области» | ||||
Тип урока – применение знаний на практике Вид урока – урок – деловая игра Форма организации обучения: индивидуальная, групповая. | ||||
Межпредметные связи: география, информатика, математика | ||||
Цели урока: применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с географическими картами, источниками информации. Задачи урока: - систематизировать, обобщить и закрепить знания о разнообразии природных ресурсов Волгоградской области. - совершенствовать практические умения и навыки в работе с учебником, картами различного содержания, дополнительной литературой, мультимедийными средствами. - актуализировать учащихся на мотивированный выбор профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей; - содействовать личностному и профессиональному самоопределению. | ||||
Методы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (практические, репродуктивные и проблемные, самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации учения (развитие интереса, создание ситуации успеха); методы развития ответственности, методы контроля и самоконтроля (репродуктивные и творческие, синхронные). | ||||
Формы организации учебной деятельности: онлайн-экскурсия, практикум. | ||||
Образовательные ресурсы и оборудование: презентация «Волгоградская область» для совместной работы Природные парки Волгоградской области.pptx - Google Презентации; интерактивное онлайн-задание «Ресурсы Волгоградской области», физическая карта Волгоградской области, атлас Волгоградской области; Профориентация Профессии, связанные с географией (profguide.io),Профессии, связанные с географией: в каких профессиях нужна география (zaochnik.ru) ; компьютер, планшет или смартфон; рабочий лист «Создание туристического маршрута». | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: иметь научные представления по теме «Природные парки и памятники природы Волгоградской области», использование научной терминологии, ключевых понятий, методов и приемов; уметь выполнять работу, согласно рабочему листу; знать основы безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете; уметь выделять существенные признаки, лежащие в основе выбора будущей профессии. | Метапредметные: познавательные- работать с различными источниками информации; проводить анализ информации, на основании которого формулируют познавательные вопросы; уметь извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее и создавать собственную; уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; регулятивные – принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; приходить к согласованному мнению в совместной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. коммуникативные – устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и донести свою позицию до других, оформлять свою мысль и умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Личностные: развивать настойчивость в достижении поставленной цели; осознавать уровень собственных достижений при освоении темы, личного вклада в совместную деятельность; проявлять готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и технологии; уметь связывать учебное содержание с жизненным опытом. | ||
Организационная структура урока | ||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Организационный Цель –создать условия для мотивации включения в учебный процесс. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Включение в деловой ритм. | Подготовка класса к работе. Контролируют готовность к уроку. | ||
Мотивоционно-целевой Актуализация опорных знаний и жизненного опыта Цель – организовать актуализацию изученных способов действий, для самостоятельного извлечения знаний, предъявить задания, близкие жизненному опыту. Целеполагание Цель – зафиксировать причину затруднения у учащихся сформулировать и согласовывать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления трудностей при постановке целей урока. | У нас сегодня необычный урок. Урок – деловая игра, туристическая компания «Волгоград». В настоящее время имеется множество туристических фирм, все они имеют разные названия, предлагают людям различные варианты отдыха, разнообразные туристические маршруты по странам и континентам. Цель нашей работы определит следующее письмо учащихся школы № 5 города Саратова: «Здравствуйте! Нам стало известно об открытии в вашей школе туристического агентства «Волгосвет», которое разрабатывает маршруты для школьников по изучению Волгоградской области. Просим вас разработать для нашей группы экскурсию «Природные парки и памятники природы Волгоградской области». Нам выделили на поездку 4 дня, хотелось бы увидеть, как можно больше». Для начала необходимо обозначить задачи урока. Обобщает предположения и конкретизирует цель и задачи урока. Нацеливает на изучение новой темы. | Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Рассуждают, высказывают предположения. Формулируют собственное мнение, предположения, обозначают цель и задачи урока. | ||
Поисково-исследовательский Изучение нового материала Цель – зафиксировать алгоритм выполнения работы в группах по самостоятельному извлечению новых знаний, организовать усвоение учащимися нового материала по предложенным источникам информации, тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умения учащихся работать по алгоритму, организовать самостоятельную работу учащихся, организовать выявление и исправление допущенных ошибок. | Предлагает разработать план составления туристического маршрута, рассмотреть выбор маршрута с точки зрения тур менеджера (наиболее посещаемые природные парки Волгоградской области Природные парки, заказники, памятники природы Волгоградской области часть2 - YouTube ) Конечно, для того чтобы определить маршрут, необходимо проложить его по карте. Предлагает изучить виды маршрутов: линейный, кольцевой и комбинированный. Разработка «нитки» маршрута, мест посещения. Ниткой у туристов называется путь маршрут, все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты «Волгоградская область», можно с помощью компьютера, воспользовавшись услугами IT-специалиста и программами sasplanet http://www.sasgis.org/, google earth, или построит путь вручную при помощи приложения «Это место» Нарисовать маршрут на карте онлайн. Создать трек. (etomesto.ru) В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку). Знакомит с «Рабочим листом», объясняет последовательность выполнения задания №1 «Разработка «нити» маршрута» с использованием Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест (yandex.ru) Работа с картами для детей ОВЗ, интерактивной картой Волгоградской области Волгоградская область (autotravel.ru) В процессе работы мы сможем осуществить профессиональные пробы профессий: менеджера, географа, тур-агента, экскурсовода, IT-специалиста. Проводит беседу по профессиональному самоопределению, возможностях связать свою будущую профессию с географией. Рассказывает об особенностях профессий. Предлагает изучить профессиограммы профессий Профессии, связанные с географией: в каких профессиях нужна география (zaochnik.ru) Информирует, где можно получить специальность. Знакомит с профессиями будущего. Предлагает отдохнуть. Динамическая пауза: гимнастика для тела, для глаз (отдых от компьютера). Отдых детей с ОВЗ рекомендуется каждые 10 -15 минут. Предлагает определить по карте Волгоградской области «нить» маршрута. Выявляет уровень знаний, фиксирует индивидуальные затруднения, создает условия для активизации мыслительных процессов. Объясняет последовательность выполнения задания № 2 «Разработка рекламного проспекта маршрута» с использованием туристических паспортов муниципальных Муниципальные образования (turizm-volgograd.ru) Форма презентации туристического маршрута: _____________________ Памятка «Как разработать туристический маршрут» Составить краткое описание маршрута, учитывая, что маршрут должен: -показать природные условия -включать не более 5 объектов или достопримечательностей. По возможности рассчитать примерную протяженность маршрута, расстояние между пунктами, указать время года, средство передвижения. Составить специальное руководство для туристов, правила, определяющие поведение в пути. Не упустить из внимания опасности, которые могут ожидать туристов по пути следования маршрута! Придумать рекламный слоган для своего маршрута. Предлагает оценить свой уровень знаний и умений. Выполнение мини-тестов GEO. Мини-тест: География Волгоградской области (koltyrin.ru) Находит вместе с учащимися способы коррекции. | Смотрят видео «Природные парки Волгоградской области» Природные парки, заказники, памятники природы Волгоградской области часть2 - YouTube Менеджер определяет возможные маршруты. Изучают виды маршрута. Знакомятся со способами разработки «нитки» маршрута в роли географа, IT-специалиста.
Слушают, анализируют, рассуждают, высказывают предположения Слушают, сравнивают, обсуждают знакомятся с рабочим листом, определяют последовательность работы с заданием № 1, используя географическую карту, интерактивную карту Волгоградской области Волгоградская область (autotravel.ru) Работа учащихся с умственной отсталостью требует постоянного контроля каждого шага деятельности, с частичным повторением основной задачи задания, работают под контролем учителя с использованием «Туристической карты» (Приложение 1) и карточек с достопримечательностями (Приложение 4). Учащиеся с задержкой психического развития работают только в группе по определенному алгоритму (Приложение 2, 4). Слабовидящие учащиеся работают с картой формата А3 или со специальными приложениями для слабовидящих (Приложение 3, 4). Учащиеся с нарушением речи работают на компьютере по ссылке Достопримечательности и интересные места Волгоградской области (vetert.ru) выбирают, копируют картинку и вставляют на шаблон карты «Волгоградской области» Переходят по ссылке, знакомятся с будущими профессиями, высказывают свои предположение по выбору будущей профессии, знакомятся с профессиями будущего. Слабовидящие учащиеся получают карточки с профессиями (крупный шрифт, Приложение 5). Учащиеся с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением речи работают с карточками под контролем учителя (Приложение 6). Выполняют упражнения «Как деревья шумят», гимнастику для глаз «Круговорот воды в природе», отдыхают. Разрабатывают «нить» маршрута «Природные парки и памятники природы Волгоградской области», используя рабочий лист. Проявляют активность, самостоятельность при выполнении заданий. Разрабатывают рекламный проспект маршрута «Природные парки и памятники природы Волгоградской области», используя рабочий лист. Выполняют задание № 2. Осуществляют самоконтроль, взаимопроверку, выявляют и исправляют ошибки Выполняют мини-тесты GEO. Мини-тест: География Волгоградской области (koltyrin.ru) Фиксируют ошибки. | ||
Рефлексивно-оценочный этап: Контроль, проверка, самопроверка знаний Цель - организовать фиксацию нового содержания. Рефлексия достижения цели Цель - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели Диагностика результатов урока Цель - организовать проведение самооценки, взаимооценки деятельности. | Рефлексивная карта специалиста туристической компании «Волгоград» «Во время работы над заданиями я _____________________(фамилия, имя) - выдвигал(а) идеи, гипотезы, версии - рассуждал(а) - делал(а) выводы - работал с источниками в сети Интернет - работал(а) с картами - принимал участие в создании рекламного МОЯ ОЦЕНКА: « __________» Оценивает работу обучающихся. Фиксирует ошибки. Находит вместе с обучающимися способы коррекции. Определяет домашнее задание: Познакомиться с профессиями будущего, связанные с программированием, информатикой и технологией; Наметить пути получения профессии Профессии, связанные с географией (profguide.io), Профессии, связанные с географией: в каких профессиях нужна география (zaochnik.ru) | Оценивают свой уровень знаний и умений в процессе работы. Самооценка деятельности на уроке Оценка деятельности учащихся. Записывают домашнее задание, фиксируют правила его выполнения | ||
Источники информации: | ||||
Бороздина, Т.А. Уроки географии в 9 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Планирование и конспекты уроков /— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. Вершинин, С.И., Сурудина, Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. – М., 2001. Лифанова, Т.М., Соломина, Е.Н. География. 9 класс. Учебник для спец. (коррекц.) образоват.учрежденийVIII вида с приложением. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2016г. Скрипкин, А.С., Луночкин, А.В., Курилла И.И. Учебное пособие «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности» - 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2013. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. https://www.youtube.com/watch?v=pSnMYfKgDGY https://zaochnik.ru/blog/professii-svjazannye-s-geografiej-spisok-opisanie/ |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Профессии, связанные с географией
Спелеолог
Одна из самых экзотичных и загадочных современных профессий, родственных географии, – это спелеолог. Такой специалист в первую очередь ассоциируется с исследованием и картографированием пещер, причем далеко не всегда это имеет отношение к туризму и экстремальных походам – можно быть сотрудником археологических, гидрологических и биологических экспедиций, а то и работать на стройке, помогая с возведением подземных помещений.
Учитель географии
Должен разбираться в истории формирования планеты, геологических процессах, биологии, картографии и даже экономике. Однако главная его задача – не просто поделиться с детьми своим впечатляющим багажом знаний, а приучить их любить свой дом, потому что в противном случае нам нечего будет оставить потомкам.
Геоморфолог
В основе многих построенных человеком сооружений лежит план, расчерченный с четким пониманием того, что за фундамент создан природой под будущим городом или трассой. Геоморфолог – именно тот человек, который способен отвечать на подобные вопросы, он готов рассказать, когда и как образовались скалы, грунты и другие тектонические структуры, предсказать, будут ли они двигаться в ближайшее время и выдержат ли определенную нагрузку.
Биогеограф
Биогеография – это отрасль знаний на стыке собственно географии и биологии, то есть занимающаяся вопросом изучения живых популяций с четкой привязкой к определенной местности. Такой специалист как бы описывает местность, но в стремлении показать, какая живность здесь водится, как меняется ее численность со временем. Биогеограф определяет, какой должна быть тактика человечества, чтобы получать пользу от естественных угодий, не разрушая природную среду.
Метеоролог
Поскольку география – это комплекс наук обо всей планете в целом, одной из сфер соответствующих познаний является также понимание атмосферных процессов и умение их предсказывать. Как бы мы ни критиковали повседневные прогнозы погоды за их сомнительную точность, на самом деле эта работа куда важнее, чем простое предсказание дождя по телевизору – для сельского хозяйства и транспорта «неугаданная» погода может означать многомиллионные убытки и даже человеческие жертвы.
Ландшафтовед
Ландшафтоведческие обязанности частично напоминают то, чем занимаются биогеограф и геоморфолог – вам дается определенный участок земли, чаще всего заметно ограниченный в пространстве, а вы должны понять законы его формирования и функционирования. Дальше надо либо сохранить его в первоначальном виде, либо преобразовать в прекрасный парк или сад, создав новую, прекрасно отлаженную экосистему.
Океанолог
Океанолог – это, в принципе, тот же биогеограф, но с прицелом не на наземные экосистемы, а на подводные. Такой человек понимает принципы взаимодействия морских видов живности между собой, способен объяснить, почему отдельные популяции сокращаются и как этому препятствовать, может рассчитать адекватные объемы заготовления биоресурсов. Косвенно этот человек имеет отношение и к добыче полезных ископаемых с морского дна, прогнозированию погоды и даже разработке мореходных технологий.
Геолог
Если большинство географов в широком смысле слова интересуются тем, что на поверхности, то геолог сосредоточен на том, что находится под землей.
Картограф
Поверхность планеты постоянно изменяется, в том числе и человечество перекраивает границы, строит новые города и дороги, открывает новые месторождения. Для решения различных инженерных задач, в конце концов, может потребоваться подробное картографирование определенного региона с прицелом, допустим, на рельеф или какой-то другой нетипичный для большинства карт параметр.
Почвовед
Как становится очевидным из названия специальности, главная сфера интереса такого специалиста – это, собственно, почвы. Интерес в изучении их свойств правильнее всего приписать сельскохозяйственным предприятиям, но работа не привязана к полевым условиям намертво – обязанностей хватает и в лаборатории.
Геодезист
Если картограф все же создает карты масштаба обзора из космоса, то геодезист занимается составлением подробных трехмерных планов той местности, которую можно обозреть невооруженным взглядом с определенной точки на земле. Без такого профессионала не получится адекватно построить ни одно крупное здание – просто потому, что для правильного проектирования нужно четкое представление о рельефе и перепадах высоты.
Археолог
Археологию обычно считают в большей степени привязанной к истории, но и без географии здесь не обойтись. Ведь нужно знать, в каком именно месте проводить раскопки. При этом не всегда археолог – это именно тот сотрудник, кто ездит в многомесячные экспедиции, ведь многие из них большую часть времени проводят если не в лаборатории, то в музее, который и является основным рабочим местом.
Менеджер туризма
Данный специалист должен помочь клиенту определиться с будущим путешествием и предоставить необходимую информацию так, чтобы не осталось никаких вопросов. Заинтересовать человека и вдохновить на то или иное путешествие тоже нужно уметь.
Лесопатолог
По сути, это еще одно название для той профессии, которая широким кругам известна как лесник. В обязанности специалиста входят сбор разносторонней информации о текущем состоянии лесных хозяйств, выявление различных проблем и тенденций, поиск методов решения поставленных задач и сохранения изначального состояния леса даже вопреки его интенсивному использованию человеком.
Вулканолог
У природы припасено не так уж много испытаний для человечества, по степени опасности сравнимых с извержением вулкана. По сути, мы никак не можем защититься от этого природного явления – разве что предсказать его заранее и организовать своевременную эвакуацию местных жителей. Вулканолог, который составляет своеобразные «прогнозы погоды» и попутно разбирается в том, стоит ли затевать какую-то долгосрочную деятельность вблизи «дымящейся горы».