Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса «Мой родной край»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Игнатовская основная общеобразовательная школа»
Людиновского района Калужской области
Методическая разработка
«Мой родной край».
Автор:
учитель начальных классов
Юденко Татьяна Викторовна
Людиново
2020
Автор: Юденко Татьяна Викторовна учитель начальных классов
Аннотация к разработке урока
Данное мероприятие может проводиться с учениками по теме «Мой город – моя малая родина» в рамках программы по изучению окружающего мира. Данный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету. Систематизируются знания учащихся о крае, в котором они родились и живут. Расширяются понятия о Родине как о конкретном месте проживания, обогащаются эмоционально – чувственные сферы ребёнка. Формируются патриотические черты личности ребёнка. включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Пояснительная записка.
Проблема формирования российской гражданственности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна - Россия, гражданами которой мы являемся. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, школе, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств являются занятия и внеклассные мероприятия, которое помогают раскрыть связь родного города с Родиной в целом. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста.
Цель урока: формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
Задачи урока:
продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города;
воспитывать любовь к родному городу;
воспитывать чувство гордости за своих земляков;
развивать речь, обучая составлению рассказов;
познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.
Материалы и оборудование: физическая карта России, Калужской области
Ход занятия
1.Организационный момент.
Игра «Давайте поздороваемся»
Правило: 1 хлопок – здороваемся за руку
2 хлопка – за две руки
3 хлопка – спинами
- Дети, вы откуда?
2. Работа в группах.
Задание для групп:
Составьте слово из букв
Н И Р А Д О (РОДИНА)
Расшифруйте ребус
Р1А (Р ОДИН А)
Включается запись песни «С чего начинается Родина»
Мы знаем о Родине, о стране, в котором живём, а есть такое понятие «Малая родина». Как вы понимаете, что такое «Малая родина»? (рассуждения детей). Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали в который вы ходите, маленький кусочек огромной страны.
2.Беседа о родном городе.
(Педагог читает стихотворение «Мой край» И. Векшегоновой).
Мой край тополиный –
То пух, то снежок,
Мой город любимый,
Крутой бережок.
Тропинка как нитка,
Приметна едва.
Она через просо
Вилась до села
И в сердца без спроса
Навеки вошла.
Страна наша – Россия. А вот в каком крае мы живём? Как называется наша область? Город? (ответы детей). Посмотрите на карту страны. На ней много разных областей, больших и малых городов (педагог показывает на физической карте России области и города). Много на нашей планете городов. У каждого есть своё имя, как и у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (ответы детей; педагог показывает на карте местонахождение городов, которые называют дети).
А мы будем говорить о нашем городе, самом любимом, самом красивом (педагог показывает на карте местоположение г. Людиново).
Людиново — город в России, административный центр Людиновского района Калужской области. Территория района составляет 954.5 кв.км., территория г. Людиново занимает 43.4 кв.км. Муниципальный район "Город Людиново и Людиновский район" включает в себя Городское поселение "Город Людиново" и 5 сельских поселений: Город Людиново ; деревня Заболотье; деревня Игнатовка; деревня Манино; село Букань; село Заречный.
3.Просмотр презентации.
Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было? Давайте полюбуемся нашим городом. Несколько столетий назад на берегу реки Псурь была маленькая деревня Людиново, затерявшаяся среди дремучих лесов, состоящая из нескольких изб. Ее жители отвоевывали у леса клочки земли, занимались различными ремеслами, хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел, торговали мехом, пенькой, смолой, воском.
Впервые деревня Людиново Брянского уезда волости Ботоговской упоминается в «Писцовых (переписных) книгах» за 1626 год, в состав которой входило «5 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 4 двора пустых», обнесенных частоколом от нашествий лесных обитателей, водившихся здесь в изобилии. При императрице Екатерине II после того, как 17 октября 1777 года Жиздра стала уездным городом, Людиново, уже как село, входило в Жиздринский уезд Калужского наместничества. По одной из версий, название города происходит от древнерусского имени «Людин», что означает простолюдин — крестьянин-ремесленник, мастеровой человек. По другой версии, от словосочетания «Люди новые».
Город расположен на реке Неполоть (бассейн Десны), находится на расстоянии 170 км от областного центра Калужской области г. Калуги, в 80 км от областного центра Брянской области г. Брянска и на расстоянии 350 км от г. Москвы. Муниципальный район «Город Людиново и Людиновский район» расположен на юго – западе Калужской области и граничит с Куйбышевским, Кировским, Думиничским,
Физкультминутка.
Мой город.
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
А «Дом торговли» — два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
4.Рассказ о городе.
Представьте, что вы получили приглашение на телестудию, чтобы рассказать о своём городе. Расскажите, в каком городе мы живём.
- Как называется город?
- Какой этот город?
- Как выглядит город в разное время года?
- Расскажи о любимом месте в городе.
Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит. Много в народе об этом пословиц и поговорок.
1 Всякому мила родная сторона.
2 Где кто родился, там и пригодился.
3 Дома и стены помогают.
4 Своя земля и в горести мила.
5 Родная землица и в горести снится.
Загадка: «Зелена, а не лук,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос»
(береза)
- Береза составляет более 40% лесного массива области.
Работа в группах
- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах, а вот в каких, вам предстоит узнать.
Задание для групп: игра «Собери пословицу»
1 группа: Родина – мать, умей за неё постоять.
2 группа: Где кто родится, там и пригодился.
- А теперь объясните смысл своей пословицы, посовещайтесь в группах.
5 Итог урока.
Что же нас объединяет? ( Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции.)
О чём мы беседовали?
- Что такое «Малая родина»?
- Что вы сможете рассказать о нашем городе приезжему человеку?
А теперь ответьте на следующий вопрос:
- Почему нужно изучать историю
родного края?
- Что бы любить свой край.
- Что бы гордиться своей родиной, быть ответственными за
настоящее и будущее.
- Что бы избежать ошибок.
Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве» Тому, кто хотя бы раз окажется на калужской земле, она навсегда запомниться задушевной красотой среднерусской природы, обилием памятных мест, дорогих для нашей истории и культуры.
Надеюсь, что этот урок поможет вам стать патриотом своего края, позовет вас в походы, вызовет стремление своим трудом способствовать расцвету этого прекрасного уголка русской земли.
И пусть не скатертью дорога.
И ясных не достанет дней, -
Езжай, чудес увидишь много,
Глядишь – воротишься умней.
Рефлексия.
Что вам понравилось?
Что узнали нового?
Закончите предложения:
Я не ожидал, что…
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…