Внеклассное мероприятие «Мой край родной, моя история живая» (4–7 классы)

3
0
Материал опубликован 18 April 2023 в группе

«Мой край родной, моя история живая» Фольклорные посиделки

Для учащихся 4-7 класса

Подготовила:

Заведующая методическим кабинетом МБУК «Базарно – Карабулакская межпоселенческая центральная библиотека» Шкурина И. Н.

Познавательная цель: - Расширить представление учащихся о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.

Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру.

Оформление:

Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с бубликами .

Разная домашняя утварь, атрибуты к сказке.

Оборудование: - Компьютер, Музыкальное оформление: музыкальная запись песен с клипом: -«Во горнице»,Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь»клип.


                                              Ход мероприятия:


Звучит песня «В горнице моей светло».

Библиотекарь:

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. (кланяется)


Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

Втеплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, не складушки петь,

Веселые потешки-прибаутки сказывать,

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.


Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни был. И у каждого она одна.

любить Родину — значит жить с нею одной жизнью. Сегодня мы будем говорить про одно из сел нашего района – село Алексеевка. Оно появилось очень давно, место, где расположено наше село было глухое и болотистое, окружённое лесом, богатое ключевой водой. У подножия холмов бьют родники, давая начало притокам реки Алексеевки. Здесь водилось много дичи. Почвы плодородные: чернозёмы, серые лесные и подзолистые. Эти богатые и красивые края постепенно заселяли переселенцы из центральных районов России и Среднего Поволжья.

Как же возникло наше село? Существует несколько версий. По одной из версий, оно было основано беглыми солдатами Петра I, они скрывались в наших лесах от тяжелой продолжительной службы — вдоль реки северо-западной части основал поселение Дорофей, а в центральной части Алексей. Их имена до сих пор сохранились в названиях частей села. По другой версии, Петр I сам пожаловал эти земли солдатам Алексею и Дорофею за хорошую службу.

Третья версия гласит, что имя селу было дано в честь отца царя Петра I – Алексея Михайловича. Согласно следующей, сторожевая слобода Алексеевка была основана в 1701 году в правобережье Волги для защиты юго-восточных земель Русского царства от набегов разбойничьих отрядов и татар со стороны неспокойных регионов на рубеже XVII и XVIII веков. Сюда были переведены отряды пахотных солдат, приписанные к новообразованным сторожевым поселениям и близлежащим помещичьим владениям.

Современная Алексеевка включает в себя также казённую деревню Дорофеевку. В составе Саратовского уезда Саратовской губернии эти два поселения образовывали Алексеевскую волость.

Но, как бы то ни было, ясно одно — богатства нашего края привлекали людей со всей России, в том числе и крестьян, скрывавшихся от крепостного гнета. Так часть территории заселили крепостные крестьяне, бежавшие от хозяина-крепостника Чудова монастыря – эта часть до сих пор называется Монастырщина. Но не только крестьяне заселяли наши земли, сюда тянулись и помещики. Они получали лучшие земли и закрепощали крестьян. Части села Ховрищина, Неелова носят названия от фамилии помещиков. Все они отличались жестокостью по отношению к крепостным. Барыня Хоприна владела землей по течению речки Алексеевки, к Разливу, а предки нынешних жителей Ховрищины были крепостными. Барыня ненавидела крепостных, издевалась над ними. Ее излюбленным методом наказания крестьян был такой зверский и бесчеловечный метод, как бросание их в уборную, где они тонули в ужасных муках. А барин Неелов своих крестьян частью выменивал на собак, а частью выиграл в карты у одного помещика в Тамбовской губернии и пересели их в наше село. В районе школы 2 находилось поместье барина Грачева, и его сад площадью 40 га.

Самым богатым был князь Львов, его замок «Орлиное гнездо» возвышался в западной части села. Князь владел большой частью земли и лесом. Лес князь продавал, а землю сдавал в аренду крестьянам по очень высокой цене. Судя по сохранившимся воспоминаниям и документам, князь отличался властным характером, представлял собой наглядный пример своенравного помещика эпохи крепостничества, которому были чужды всякие угрызения совести. Жителям запрещалось ходить в лес за ягодами и грибами. А тех кто не слушался травили собаками. Был такой случай: у князя был батрак Потапов Сергей Фёдорович, он обучал княжеского сына стрельбе из ружья, сыну нужна была живая мишень, и он заставил Сергея Фёдоровича бежать, и он метким выстрелом убил его наповал. Никто его за это не наказал. Интересен и другой факт, племянница Потапова Сергея Федоровича, Евдокия Гавриловна, несколько лет работала на кухне князя, где готовили пищу для собак. Животным готовили изысканные блюда 3-4 раза в сутки. На кухне была и посуда, в которой разносили пищу собакам. Вот такой был беспредел: собачье отношение к человеку и человечье отношение к собакам. Однако этот дворец был разгромлен восставшими крепостными крестьянами. От него сохранилась только часть основания, а это место назвали «графские развалины».

Все поселения — Дорофеевка, Алексеевка, Солдатчина, Монастырщина, Ховрищина, Неелова, Дьядковка, Мыза, Песчанка, Ямочка, по-началу были разобщены и только гораздо позднее соединились в одно село. И по большей части стало называться Алексеевкой. В дореволюционных церковных источниках Дорофеевка и Алексеевка упоминаются раздельно, однако в переписных документах 1911 года фигурирует уже одно село — Алексеевка.

В 1837-39гг. проводилась очередная перепись. Она показала значительный прирост населения, особенно в Алексеевке. В ней насчитывалось 965 дворов и 6019 жителей. Причём, в Алексеевке преобладали государственные крестьяне, и лишь третья часть — помещичьи (2022 человека у шести владельцев). Из них свыше 1500 – у госпожи Ярославцевой.

В связи с переписью 1839 года прошла реформа. Саратовский уезд разделили на две административно-территориальные единицы – станы. Северная часть уезда с населением 54 жителей вошла во второй стан, а центром его стал Алексеевка. В ней учреждалось полицейское управление во главе со становым приставом, которому подчинялись волостные правления (в том числе и Карабулак), сельские старосты. Здесь же находился суд по крестьянским делам -сельская расправа.

В XIX веке в Алексеевке было 5 земельных обществ и 3 сельских управы. Земельные общества сохранились вплоть до коллективизации.

Отмена крепостного права не увеличила земельные наделы крестьян — было сплошное малоземелье.

До революции владели землёй помещики и кулаки: Львов; помещики: Ховрина, Неёлов, Грачёв; кулаки: Кузнецов, Коновалов, Гаглов. Все они угнетали крестьян и ремесленников.

Малоземелие вынуждало крестьян прибегать к подсобным промыслам. С давних времён в Алексеевке было развито сапожное ремесло. Крестьяне разорялись и сдавали землю в аренду или продавали кулакам, а сами становились сапожниками-кустарями. Но это не улучшало их положение. Их стали угнетать владельцы сапожных мастерских и перекупщики обуви.

Кулак Кузнецов разбогател воровским путём, приняв участие в ограблении богача за Волгой. Бывший кузнец — он делал лопатки, мотыги, ухваты, кочерги и решил их продавать, по городам и селам.

Однажды, когда он поехал в Торонск (теперь Маркс) торговать своими изделиями, остановился он на квартире одного зажиточного семейства, жил у них несколько дней и приметил, что богатства свои они хранят в шкатулке. И вдруг случился у них пожар, шкатулку выбросили на улицу через окно, а Кузнецов ее подобрал и был таков. Вернувшись домой, он затаился, а через год построил мельницу и дома себе и своим сыновьям (здание музея Пограничников, больницы, маслобойни, пекарни).

На награбленное он построил паровую мельницу, открыл магазин, купил у князя Львова участок земли и леса и тоже обманным путём: ходатайствовал от имени общества, а документы оформлял на себя, оставив общество без земли и леса. В 1934-1935 г. был раскулачен, мельницу передали государству.

Всего в селе было около 300 кулацких хозяйств и 8 крупных купцов. Галанин именовался купцом первой гильдии (в селе сохранился его дом, лавка, его имя носит железнодорожный разъезд в 3-х километров северо-запада от села). Этот купец сбежал за границу. В селе сохранилось несколько его кирпичных домов, отличающихся прочностью и оригинальной архитектурой.

Коробов имел механическую мельницу на Тугане. Владельцы валяльных и сапожных мастерских имели наемных рабочих по 10 и более человек.

Начали развиваться торговля и промыслы. В 1849 году в Алексеевке и Карабулаке было по 9 кожзаводов, которые по казенному подряду поставляли в Саратов готовую продукцию на общую сумму около 55,7 тыс. рублей. Росло население Алексеевки и Карабулака. Этому содействовала свободная торговля на ярмарках и базарах.

Однако малоземелье, утеснения властей, да и просто естественное желание жить лучше пробуждают карабулакцев и алексеевцев, особенно в начале XX века, искать заработки в кустарных промыслах: выделке кож, изготовлении сапог и валенок, шитье одежды и т.д. Отхожий промысел был особенно развит в Алексеевке. После весеннего сева сотни сапожников шли под Астрахань. Впрочем, и не только сапожники…

В первую мировую войну сапоги для армий изготовляли алексеевцы, а в гражданскую – карабулакцы.

В 1861 году, после отмены крепостного права, обедневшие крестьяне стали ходить из сельских общин в города, промышленные посёлки. В Алексеевке росло число кустарей, рабочих в промышленности, обслуживании, извозе. Возрастал и объём рыночной торговли на базарах и ярмарках.

В поселении Дорофеевка имелась церковь, при которой функционировали две церковно-приходских школы (одноклассная и двухклассная). Храм в Алексеевке (третий в истории двух сёл) был построен в 1906 году тщаниями прихожан и вольского мещанина В. Рыжова. Деревянное здание было тёплым, с колокольней и престолом во имя Рождества Христова. Вместе с новым храмом была построена церковно-приходская школа. В обоих сёлах также имелись земские училища, врачебный пункт, организовывались базары и ярмарки. С 1857 года функционировал водопровод с родниковой водой (один из первых в губернии). К началу Первой мировой войны население объединённой Алексеевки составляло 9009 приписанных и 92 посторонних жителя.

В настоящее время Алексеевка является административным центром одноимённого муниципального образования. В селе проживают 2165 человек. Имеются детский сад и средняя общеобразовательная школа, дом культуры, больница, отделения Сбербанка и почты, рынок, семь магазинов, кафе, фермерское хозяйство, лесничество, воскресная школа и основанный в 2007 году женский монастырь. При музее пограничников, которым в настоящее время заведует Алексей Никулин, с момента его основания существует детско-подростковый клуб, в работе которого активно участвуют ученики местной школы. В 2001 году здание музея было отреставрировано. Кроме того в алексеевской школе организован краеведческий музей.


Библиотекарь: Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете приз.

1.Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).


2 В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

3. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

4 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

5 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

6.Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё прячет сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)


Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.


Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.


Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ: Её делали мастера из Палеха.


А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская …. (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник С.В.Малютин . . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек и подобную куклу, только одетую по японски. Кукла так понравилась ему, что представил её в русском костюме. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам спросил: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.


Ведущая: А сейчас СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»


В состязании принимают участие 2 команды по 5 человек.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

( Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа.

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.


Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – приз получили.


1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)


Ведущий: А сейчас мы поиграем


Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую.

Вьетнамская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду».

Финская: «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку».

«Много шуму из ничего»

Африканская: «Сын леопарда тоже леопард».

- «Яблоко от яблони недалеко падает».

Ведущая


Жива традиция. Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

К мероприятию оформлена  выставка «Мой край родной», где представлена одна из самых значимых книг  «Эхо души», автором которой является  земляк Ивана Гусева. Библиотекарь коротко рассказывает о книге, с целью привлечения внимание ребят на чтение и обращение к произведению заниматься краеведнием.  Книга посвященна самому дорогому – любви к родной земле. Книга уникальна и примечательна во многих отношениях. В ней показана жизнь села, накопленный краеведческий материал о прошлом и будущем нашей Малой родины, страницы которой отражают героические подвиги и трудовые будни наших предков, где каждый житель внес свою лепту в историю родного края.

Знать историю родного края, знать о людях, живших и живущих здесь – это интересно, это правильно, необходимо и важно.

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Комментарии
Комментариев пока нет.