Методическая разработка НТМ Макет колледжа
DOC / 1.87 Мб
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Первомайский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по организации технического творчества обучающихся
ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж» осваивающих профессию «Мастер общестроительных работ»
Начальное техническое моделирование на примере
создания макета территории первомайского колледжа в масштабе 1:200
Разработал зам.директора по УПР Евков А.А.
2019
Актуальность и практическая значимость данной разработки обусловливается тем, что полученный на занятиях технического творчества опыт становится для учащихся необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, более глубоком понимании выбранной профессии. Овладев навыками начального технического творчества обучающиеся сумеют применить их с должным эффектом в своей учебной и трудовой деятельности.
Разработка направлена на раскрытие творческого потенциала учащегося, выявление его резервных возможностей, формирование стремления стать мастером своего дела, желание дальнейшего самосовершенствования в выбранной профессии.
Отличительная черта данной разработки – комбинация различных видов творческой деятельности и разнообразие применяемых средств.
Методическое пояснение
Любой процесс поиска и разработки начинается с анализа задачи, установления отношения к ней, выявления на основе этого отношения целей, представляющих интерес для конкретной разработки. При выборе какой-либо из них приоритетной, можно говорить о постановке проблемы или задачи – осмысленной необходимости поиска средств для ее достижения. То есть системы, реализующей некую совокупность функций и/или действий. Систему, описанную подобным образом, изобретатели относят к типу "черный ящик". Мы будем использовать данный принцип, как один из системных подходов к решению инженерных и иных задач. На этом этапе совершенно безразлично как необходимые требования реализуются – важно лишь то, что они обозначены и должны выполняться. Данная проблема будет решаться на подготовительном этапе создания макета.
Следующим этапом (подготовка и сборка) является переход от системы типа "черный ящик" к системе типа "прозрачный ящик", когда известны не только внешние параметры и характеристики, но и принципы действий, необходимые для их удовлетворения, состав элементов и общая структура работы, которую необходимо выполнить. Этот этап может быть разбит на две части: первая – выбор способа реализации необходимых параметров (требований к конечному результату) и вторая – формирование конкретного облика макета.
Крайне редко бывает, чтобы вновь созданная система (модель, макет) удовлетворяла бы всем предъявленным к ней требованиям (которые могли поменяться за время разработки и изготовления, а так же ввиду возможностей доступных применяемых материалов, инструментов и т.п.) – выявляются нежелательные эффекты, проявляющиеся в процессе разработки и сборки, не говоря уже о технологических ограничениях. В связи с этим завершающим этапом является доводка, характеризующаяся последовательным устранением возникающих нежелательных эффектов.
Учитывая изложенное определяются цели, задачи, тип и формы работы, доступное обеспечение для реализации проекта, минимальное обеспечение мотивации исполнителей, работающих по реализации проекта, а так же пределы времени на разработку и изготовление.
Задача:
Изготовление макета территории Первомайского колледжа с постройками в масштабе 1:200.
Цели:
1.приобретение учащимися навыков работы с информацией и файлами с опережением программы изучения общеобразовательных и специальных дисциплин (информатика и информационные технологии);
1.1.поиск и скачивание файлов по заданным требованиям в Internet;
1.2.работа с одним файлом в различных программных средах;
1.3.работа с текстовым редактором Microsoft Word;1.4.работа с графическим редактором Corel DRAW;
1.5.работа с многофункциональным графическим редактором Adobe Photoshop;
2. приобретение учащимися навыков работы со строительными чертежами;
2.1.чтение чертежей, планов, схем;
2.2.работа со строительными масштабами;
2.3.эскизирование элементов проекта;
2.4.оформление строительных чертежных документов;
3. приобретение учащимися навыков макетного моделирования;
3.1.ознакомление с основами бумажного моделирования;
3.2.работа с материалами, выбранными для создания модели;
3.3.самостоятельное создание физической объемной модели из разработанных двухмерных цифровых моделей;
4.развитие у учащихся объемно-пространственного мышления;
5.развитие интереса учащихся к выбранной профессии и желания самосовершенствоваться в направлении инженерного проектирования и комплексного строительства;
6.пробуждение у учащихся интереса к комплексному техническому творчеству;
7. дать осознать учащимся смысл общности труда и равнозначности ответственности за свой участок работы.
Тип работы: комбинированный.
Форма работы: деферинцированно-групповая.
Программное обеспечение:
текстовый редактор Microsoft Word;
графический редактор Corel DRAW Х4, Х6;
многофункциональный графический редактор Adobe Photoshop CS5.
Техническое обеспечение: компьютер, принтер струйный, принтер лазерный.
Материальное обеспечение: бумага офисная, ватман толщиной 0,2-0,22мм, картон толщиной 0,5мм и 1,0мм, бумага газетная независимо от толщины и плотности, пенопласт 1х1х0,05м, фольга алюминиевая на бумажной основе, клей ПВА, клей быстрокристализующийся, краски акварельные, поролон объемный, палочки деревянные толщиной 2-3мм, кисти художественные, ножницы, нож канцелярский, пинцет, линейка металлическая 0,3-1,0м., минимальный набор для черчения.
Наглядный рабочий материал: фотографии колледжа, планы построек колледжа (паспорт БТИ – сканированные копии).
Участники проекта: учащиеся группы 1-К (профессия – «Мастер общестроительных работ»).
Организационная часть
Учащимся необходимо объяснить задачу проекта и наметить алгоритм создания макета от замеров на территории колледжа и изучения чертежей до окончательной сборки макета.
Выяснить наличие у учащихся навыков моделирования, работы с текстовыми и графическими редакторами.
По обобщенной информации о навыках определить примерные пределы временного объема на каждый участок работы.
Определить приоритеты в интересах и желаниях учащихся к отдельным этапам создания макета, для частичного распределения обязанностей участников и перераспределения нагрузки при изготовлении макета, что позволит сократить сроки изготовления и привить навык командной работы импровизированного «конструкторского бюро». Донести до сознания учащихся смысл общности труда, результативность этого процесса и личную ответственность за качество какой-либо работы по ее завершении.
Ознакомить подростков с основами бумажного моделирования и макетирования, в том числе с готовыми моделями в М1:1 на примере ППШ-41 и «гладиуса» моделиста из г.Первомайск TotalWar (см.сайт бумажного моделирования Only-paper.ru) (приложение 1). Данные модели, не имеющие отношение к строительной тематике, взяты умышлено, с целью обозначить возможности объемного моделирования.
Определить рабочие места учащихся согласно выбранным этапам создания макета и временные промежутки обобщения наработок и анализа проделанной работы. При желании участников работы определить временные пределы по созданию макета в выходные дни, что обеспечит занятость подростков в свободное время и сократит граничные сроки создания макета, т.к. длительный процесс работы без видимого результата подавляет мотивацию к работе.
С учащимися определить необходимый набор инструментов и расходных материалов для работы по созданию макета. При этом дать возможность им самим, по обозначенному алгоритму, определить, что именно и в каком количестве понадобится для реализации проекта. По необходимости вносить коррективы, ввиду возможного отсутствия опыта работы с объемным моделированием и незнанием всех свойств выбираемых для работы материалов.
Процесс создания макета
Прийти к качественному и быстрому чтению чертежей невозможно без практических навыков создания их самостоятельно. При этом процесс изготовления чертежей и технологических карт целесообразно начинать осваивать с выполнения эскизов и черчения на бумаге и только при получении базовых знаний и навыков переходить к программным средствам конструирования.
В связи с этим все эскизное проектирование на начальном этапе будет осуществляться на бумаге с использованием минимального чертежного набора инструментов.
На бумаге произвольного формата без строгого масштабирования делается эскиз вида сверху территории колледжа с нанесением реальных размеров. При этом используются сканкопии планов паспорта БТИ колледжа и результаты замеров на местности, которые учащиеся осуществляют самостоятельно. Затем нанесенные размеры пересчитываются с учетом масштаба и определяются габариты макета.
При помощи разности высоты цокольной части учебного корпуса (как самый доступный способ не требующий специальных измерительных приборов) вычисляется угол наклона земельного участка колледжа с учетом реальной ориентации по сторонам света построек для реализации этого фактора в макете.
На данном этапе учащиеся знакомятся с основами строительного черчения, чтения чертежей, работой с масштабами.
После определения всех размеров и параметров, необходимых для дальнейшей работы над проектом, проводится ознакомление с графическим редактором Corel DRAW версий Х4, Х6. Даются навыки создания несложных фигур и объектов с заданными параметрами, как самих объектов, так и необходимых оснований (размеров листов и изображений). Практикуется сохранение созданных файлов для чтения в разных версиях одной программы и сохранения файлов с расширениями, необходимыми для их загрузки в другие приложения, программы и редакторы для последующей обработки в этих программных обеспечениях.
При помощи Corel DRAW создаются масштабные элементы, которые впоследствии будут распечатываться на принтерах и собираться (склеиваться) в макеты зданий и построек.
В виде ознакомления учащимся дается информация о программных средах «заточеных» на конструирование и создание чертежей из семейства CAD.
Параллельно работе по созданию элементов в Corel DRAW готовится основа для макета, имитирующая земельный участок соответствующей реалиям формы в М 1:200.
Для этого на листе пенопласта 1х1х0,05м наносятся граничные линии земельного участка и отсекаются лишние участки поверхности. Полученная основа оклеивается двумя слоями газетной бумаги. После просыхания заготовка прошивается обычными нитками клеткой со стороной около 10см для устранения отслаивания бумаги при дальнейшем монтаже. После просыхания основа оклеивается еще двумя-тремя слоями газетной бумаги и оставляется до полного высыхания.
Для реалистичности элементов макета, ввиду большой сложности нанесения в избранном масштабе отдельных элементов поверхности вручную, осуществляется составление перечня необходимых текстур, элементов построек, фоновых оснований. Затем осуществляется их поиск в Интернете с учетом достаточного качества изображений, требуемых форматов и расширений скачиваемых файлов. При этом в расчет берутся файлы, полностью отвечающие заданным требованиям, а так же файлы изображений, которые могут быть откорректированы до требуемых.
Отобранный материал корректируется в среде Adobe Photoshop CS5, а текстуры для оклеивания больших поверхностей (покрытия из травы, асфальта, бетона) «сшиваются» до достижения необходимого качества в Microsoft Word. При этом осваиваются минимальные навыки работы с вставками рисунков и их обработкой в среде Microsoft Word.
Более сложные элементы и текстуры обрабатываются до требуемых параметров качества, цвета, размера в Adobe Photoshop CS5 с последующим сохранением файлов с расширениями приемлемыми для дальнейшей работы с ними в Corel DRAW.
После подготовки отобранных фонов, текстур и отдельных элементов осуществляется наполнение созданных ранее при помощи Corel DRAW масштабных элементов. Заполнение текстурами и окончательное монтирование элементов осуществляется в Corel DRAW (приложение 2).
На следующем этапе распечатываются готовые для склейки элементы. При этом делается выбор бумаги учениками, путем опробирования разных ее видов, для удобства работы с ней и с учетом возможностей принтеров. По каждому элементу необходимо сделать выбор принтера, на котором будут печататься созданные в Corel DRAW и Microsoft Word файлы (струйный цветной или лазерный черно-белый).
По распечаткам делается порезка заготовок и склеивание их в объемные макеты зданий и построек. При склейке осуществляется усиление отдельных элементов картоном и готовых сборок пенопластом толщиной 2см, для исключения деформации формы. При сборке обеспечивается объемность отдельных элементов с максимальным масштабированием – проемы окон, дверей, колонн, пилястр, цоколя, бордюр и пр. Кровли с мягким покрытием и цокольная часть зданий окрашивается вручную красками. Для имитации металлических изделий используется фольга на бумажной основе. Для склейки используется клей ПВА и любой быстрокристализующийся клей с высокой остаточной жесткостью.
На подготовленной ранее основе, выставленной под расчетным углом наклона, наносятся линии (в соответствии с масштабом) по которым монтируются макеты построек и осуществляется поклейка текстур пешеходных и проезжих частей, травяного покрытия и пр. Деревья и кустарник изготавливаются из объемного поролона, деревянных палочек с приданием необходимой окраски вручную, при помощи художественной кисти и акварельных красок, с учетом выбранного для проекта масштаба. Постройки монтируются в прорези, сделанные в основании макета канцелярским ножом, с учетом углов наклона.
На этом этапе устраняются общие недостатки, допущенные при сборке и подготовке отдельных элементов.
Основание макета декорируется коробом из картона или гофрокартона и тонируется путем покраски или оклейки.
После завершения изготовления макета с учащимися проводится анализ проделанной работы, допущенных ошибок, в особенности неустранимых и выясняются причины, по которым они были допущены.
Заключение
В итоге работы по данной разработке обучающиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями начального технического моделирования:
научатся различным приемам работы с используемыми материалами;
организовывать рабочего места, подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;
понять принципы и технологию постройки плоских и объемных моделей, способы применения шаблонов;
закрепить знания терминологии строительных профессий;
самостоятельно построить модель из бумаги и других материалов по схемам и реально существующему обьекту;
работать чертежным инструментом.
Формирование личностных и учебных действий:
широкая мотивационная основа конструкторской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
основы проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-конструкторской деятельности;
умение работать в команде;
положительное отношение к труду вцелом;
осознание масштабности и значимости выбранной профессии.
Приложение 1
Работы моделиста TotalWar.
Ссылки на публикации работ:
http://only-paper.ru/forum/44-12904-1, http://only-paper.ru/forum/14-14533-1
Приложение 2
Предварительный отбор текстур и элементов.
Бетон Асфальт
Шифер Металлопрофиль
СТРОЕНИЯ (примеры)
Трансформаторный пункт:
Северная стена Западная стена
Учебный корпус:
Стена1
Мастерские (наименование по паспорту БТИ):
Южная стена
Парадный вход
Общежитие:
Западная, восточная стена
Приложение 3
Результат тестовой сборки макета территории Первомайского колледжа в масштабе 1:200
3
Худякова Светлана Викторовна