Методическая разработка «Обрядовые праздники»
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
| Введение | 4 |
1. | Свадебный обряд | 6 |
2. | Этапы свадебного обряда | 8 |
3. | Специфика постановки свадебного обряда | 13 |
4. | Сценарий мероприятия «Свадьба на Руси» | 15 |
5. | Заключение | 25 |
| Список литературы | 26 |
| | |
| | |
| | |
| | |
Введение
Воспитание обучающихся на традициях русской культуры, ознакомление с народными песнями и танцами, промыслами; возрождение, сохранение и проведение народных праздников, обрядов которые являются памятниками нематериального культурного наследия народа одно из важнейших направлений кружковой работы.
Народные праздники входят в быт русского человека, они являются частью его образа жизни и одной из важнейшей составляющей русской национальности. Масленица и Святки, Иван Купала и Троица, Ярмарочные представления и свадебные обряды - вот те праздники, которые мы сохраняем и проводим.
На мероприятии «Свадьба на Руси» у обучающихся была возможность познакомится с историей праздника, с её традициями, обычаями, с исполнением свадебных песен – величальных, причетов, хореографии, а также были представлены видеослайды.
Методическая разработка соответствующей обрядовой тематики даёт более полное представление о русском фольклоре и помогут в постановке спектакля.
В постановке обрядовых сцен особое внимание уделяется мизансценированию каждого номера, его обрядовой последовательности, с соблюдением основ драматургии -завязка, развитие, кульминация, финал. Световое оформление, как выразительное средство сценического искусства, усилит зрительское восприятие.
Расположение на сцене исполнителей зависит от количества участников и условий сценического пространства.
Однако не стоит забывать о том, что главное действующее лицо-это песня. Только через мелодику, смысловую и образную интонацию возможно донесение характера, настроения народной песни, общей эмоциональной и сюжетной канвы.
Постановка мероприятия «Свадьба на Руси» требует серьезной предварительной подготовки, как участников коллектива, так и зрителей (рекомендуется использовать форму концерт -лекция с комментариями, иллюстрирующими происходящее действо). Солистка, исполняющая роль невесты должна владеть вокальным и актерским мастерством. Только при наличии такой исполнительницы восприятие свадебной лирики, причетов и импровизационных речитативов будет наиболее правдиво и эмоционально.
Также следует уделить репетиционное время для работы над сценической речью, которая отличается от разговорной большей выразительностью, четкостью, более яркой динамикой, распевностью, продолжительной фонацией (умение говорить долго на одном дыхании), единой темпо-ритмикой, обусловленной жанром. В работе над произведением необходимо выработать у исполнителей навык настройки без дачи тона в песнях, исполняемых а сарреllа. Тоновая настройка определяется характером, произносимого текста, а соответствующая интонация перехода от слова к песне и наоборот подбирается методом распевной речи, воспитывая тем самым музыкальный слух и вокальную координацию исполнителя.
Все предлагаемые практические рекомендации были использованы в данной постановке на открытом мероприятии воспитательно – познавательного направления обучающимися кружка народного хорового искусства.
1. Свадебный обряд
Вступление в брак всегда считалось главным событием в жизни человека. Переход к новому социальному статусу мужа/жены в крестьянском сообществе осуществлялся путем совершения свадебного ритуала - одного из самых длительных и многосоставных в русской культурной традиции.
Центральное место свадебного ритуала в обрядах жизненного цикла определяет некоторые его символические соответствия всуточном (полдень) и годовом (летнее солнцестояние) циклах. Важнейшая роль свадьбы в традиционной культуре подтверждается тем, что связанные с ней мифологические представления и основные обрядовые смыслы многократно кодируются на всех «языках», задействованных в ритуале.
Посредством свадебного обряда оформляется прежде всего переход девушки и юноши в следующую социовозрастную группу, завершающий линию инициационной (вступление человека в фазу зрелости) обрядности. В научной литературе такой переход получил название инициационногоили вертикального (так как он связан с перемещением на следующую ступень социальной лестницы). Перемена статуса находит свое отражение в облике молодоженов, в частности в смене прически, одежды и головного убора; в изменении имени, к которому с этого момента добавляется отчество; в новых обязанностях в хозяйственно-трудовой и ритуальной жизни сельского сообщества. Инициационный переход воплощает оппозицию смерть /возрождение, так как в традиционной культуре для обретения нового социовозрастного статуса человеку необходимо пройти через символическую смерть в ритуале.Свадебный обряд имеет большое значение не только для вступающих в брак, но и для всего традиционного социума, поскольку породнение двух семей ведет к его переструктурированию. Этим объясняется активное участие в свадьбе всех жителей села. Особенно значима свадьба для невесты, которая кроме инициационного совершает еще и территориальный (горизонтальный) переход в дом мужа. Те случаи, когда этот переход совершает жених (становится примаком), считаются отклонением от нормы, поэтому примаки нередко становятся объектом насмешек со стороны своих односельчан. Свадебный ритуал в этом случае как бы выворачивается наизнанку: о женихе говорят, что его «берут замуж», по отношению к нему производят некоторые действия, обычно адресованные невесте.
Поскольку невеста в ходе свадьбы совершает оба перехода, то весь ритуал организован от ее лица, и оппозиция свой/чужой предстает в нем как противопоставление ее рода роду жениха, которого в поэтических текстах свадебных песен нередко именуют «чужим чуженином». С каждым этапом свадебного действа жизненное пространство невесты сужается, все более заметными становятся ограничения на ее самостоятельные передвижения (выражение «сидеть в невестах»). Просватанная девушка отстраняется от домашних дел, в ее одежде появляются черты приниженности, характерной для человека, проходящего инициацию: она носит старую одежду, не расчесывает волос, низко повязывает платок. Одним из главных свойств невесты является ее бессловесность, ритуальное молчание: от ее лица говорят другие участники обряда. Единственно возможным для невесты остается язык причитаний - жанра, оформляющего переходные ситуации жизненного цикла.
Хотя свадьба в русской народной культуре предстает в чрезвычайном многообразии форм, сложившихся в локальных традициях, есть целый ряд черт, общих для всех ее местных разновидностей. Для всех версий свадьбы характерно наличие одного или нескольких предметных символов, воплощающих прежний, девичий, статус невесты. На определенном этапе ритуала эти предметы уничтожаются или передаются девушкам - представительницам той социовозрастной группы, с которой расстается невеста. Главными из таких обрядовых символов являются ее коса, расплетаемая (одна из форм уничтожения) участницами ритуала, а также какой-либо другой предмет, напрямую или символически связанный с волосами. Это может быть лента, вплетаемая в косу, головная повязка или венок, кудель.
Другой ряд предметов, воплощающих девичество, связан с растительной (деревце, ветка, ягоды калины) или животной (курица) символикой. Свадебное деревце и курица обычно украшаются разноцветными ленточками и лоскутками, куделью, косой, сплетенной из пряжи, что связывает их с первой группой символических предметов.
Практически повсеместно в состав свадебного ритуала входят действия с обрядовым хлебом — одним из универсальных знаков преобразования природного в культурное. Свадебный хлеб (каравай, калач, курник, шишки), выпекаемый в доме невесты и/или жениха, служит и символом общинной доли, которую необходимо перераспределить в связи с изменением структуры социума. С этой же целью в свадебном ритуале неоднократно происходит обмен дарами между представителями двух родов и устраиваются застолья с обильным угощением.
В свадьбе принимает участие много людей, за каждым из которых строго закреплены определенные обязанности в ритуале. Подруги невесты именуются подневестницами, дружками; друзья жениха - поджанишниками, дружками, а вся его «партия» - боярами или сваребьянами. В мужской и женской молодежных группах обычно выделяются старшие: настоящая, или святная (потому что сидит вместе с невестой в святом углу), подружка, старший дружок. Отдельную группу образуют ритуальные специалисты, которые ведут обряд и отвечают за его правильный ход: свашки, дядя или тысяцкий (пожилой родственник жениха) и др. Все они должны быть «парными», то есть состоять в браке. Большая роль в обряде отводится крестным родителям молодоженов, чье место в свадьбе нередко оказывается более значимым, нежели позиция родителей.
Свадьба насыщена обрядовыми практиками (действиями). Их распределение во времени и пространстве определяет индивидуальный облик свадебного «сценария» в каждой локальной традиции. Тем не менее в любой свадьбе обязательно присутствуют следующие этапы:
сватовство, обычно состоящее из двух частей: предварительного прихода сватов и окончательного договора сторон,который в различных традициях может называться рукобитьем, пропоем (запоем), сговорами, заручинамии т. д.;
период подготовки двух родов (в первую очередь - рода невесты) к основной части ритуала: шитье приданого, заготовка продуктов, приглашение гостей. Этот этап во многих традициях совпадает с первой стадией инициационного перехода невесты, началом ее отчуждения от своего рода и социовозрастной группы незамужних девушек;
прощальный вечер, проводимый в доме невесты: вечер, девишник, большие смотры. Этот этап, представляющий собой кульминацию инициационной линии обряда, может распространяться и на утро свадебного дня (утреннее сидение невесты с подругами иногда называется посадом). Обычно на девишнике присутствуют только подруги невесты и представители ее рода. Однако нередко девишник совмещается с вечеринкой (веселым вечером) — последним предсвадебным собранием холостой молодежи, которое проходит по обычному сценарию зимних вечёрок. В этом случае в нем принимает участие жених со своими друзьями;
приезд свадебного поезда и выкуп невесты (ее косы, места за столом). Обычно после выкупа устраивается небольшое застолье для поезжан;
благословение молодых родителями невесты и увоз ее из родного дома;
венчание в церкви;
встреча молодых в доме жениха его родителями, также благословляющими молодых хлебом, солью и иконами;
перемена прически и головного убора (повивание, закручивание) молодой, служащая знаком обретения ею нового статуса замужней женщины;
одаривание невестой родственников жениха (дары);
привоз приданого (сундука, постели);
свадебный пир (большой, красный, княжий, приводный стол);
обрядовые действия следующего дня (перёзва, отводины, блины, окорок, распущение, курицу драть, овес молотить – гуляние по очереди у родных).
Носители традиционной культуры собственно свадьбой считают только ее центральную часть, которая занимает три дня: канун с девишником, венчальный день и следующий за ним.
Все многообразие локальных форм русской свадьбы сводится к двум основным типам обряда, в научной литературе они получили названия свадьба-веселье и свадьба-похороны (автор счел необходимым познакомить читателей с первым типом обряда, распространенном на Руси, фрагмент которого и представлен в сценарии «Свадьба на Руси»).
2. Этапы свадебного обряда
Смотрины – первый шаг к замужеству
Сватовство – сближение будущих родственников
Благословение – путь к счастью в браке
Свадебный поезд или испытания для жениха
Венчание как важный этап замужества
Хлебины – завершающий этап обрядов
Старинные русские свадьбы, конечно же, отличались от современных, в них заключался особый смысл. Соединение двух людей в семью сопровождалось различными обрядами, которые были предназначены сделать семейную жизнь счастливой. Традиции русской свадьбы строго соблюдались. Каждый этап торжества включал в себя ряд мероприятий, которые подчинялись своему сценарию.
Смотрины – первый шаг к замужеству
Со смотрин всегда начиналась подготовка к будущему замужеству. Невесту или жениха выбирали родители, поэтому они старались найти для своего ребенка наиболее подходящую пару. Здесь больше всего учитывались физические данные. Важно, чтобы будущие супруги обладали крепким здоровьем, от чего зависит возможность прокормить семью и достойно хранить свой семейный очаг. Девушка должна была быть трудолюбивой и сильна духом. На благосостояние мало обращали внимание. Считалось, что молодые наживут свое богатство сами.
Родители молодоженов находили подходящую пару. И если девушка и парень одобряли этот выбор, то начиналась подготовка к следующему действию. Но, конечно, мнение девушки учитывалось редко, часто ее выдавали замуж без согласия. В маленьких селах, где все люди знали друг друга, смотрины можно было не проводить.
Прежде чем начать процесс сватовства в доме устраивался семейный совет, где все представители семейства высказывали свое за и против. Жених и невеста в данном совете не участвовали, их оповещали после этого. Довольно часто молодым о предстоящей свадьбе сообщали лишь накануне, и они могли не видеть до этого друг друга вовсе.
Сватовство – сближение будущих родственников
Представители двух членов семейства должны были познакомиться друг с другом, так как родственные связи имели огромное значение. Родители жениха шли в дом невесты. В качестве представителей выбирали людей разговорчивых и с достатком, чтобы преподнести свой род в выгодном свете. Придя в дом, сваты крестились на иконы и спрашивали разрешение сесть на стул.
Родители невесты накрывали стол всякими угощениями и приглашали сватов к столу как требовали того русские свадебные традиции и обычаи. Считалось, что сватов надо хорошо накормить, так как это принесет в дом удачу, даже если жених не очень нравился. И только в конце ужина они говорили, что у них «товар еще не поспел» и невеста не готова к будущей свадьбе. Также они могли попросить подождать, если совсем не знали жениха. Родители говорили, что отдать невесту замуж - это не так быстро, как испечь пирог. Ведь растить дите - это долгий процесс и вот так сразу отдать замуж довольно тяжело.
Сватовство должно было происходить при свечах, после сумерек, чтобы все члены семьи были дома. Свататься можно было только по определенным дням - вторник, четверг, суббота, так как они считались наиболее легкими. Невесте необходимо было выйти к сватам и преподнести им какое-либо угощение, а жених - принести кольцо. Во время сватовства не обсуждалась будущая жизнь молодоженов, для этого существовал другой обряд.
Сговор – нет пути обратно
Родители жениха и невесты вновь собирались, чтобы обсудить все материально-бытовой вопросы будущего празднества и жизни молодых. Они должны были все обговорить. И если все заканчивалось положительно, то родители пировали и выпивали чарку водки в честь удачного сговора.
Во время сговора разговаривали также о приданом невесты, в зажиточных семьях этот договор скрепляли подписью на бумаге. После того, как все вопросы были обсуждены, отцы били друг друга по рукам. Этот обряд назывался рукобитье. Затем жених и невеста брались за руки - таким образом, показывая, что между ними заключен союз. После сговора нельзя было отказываться от предстоящей свадьбы ни под каким предлогом. Отказ означал смертный грех и тот, кто отказался должен был выплатить компенсацию второй стороне. После нарушения сговора нужно было носить траурную одежду.
После проведения данного обряда невесте было не положено до самой свадьбы заниматься хозяйственными работами. Она должна была ходить по деревне и причитать. Считалось, что чем больше она причитала, тем счастливее будет складываться ее семейная жизнь. Жених, напротив, до свадьбы должен был весело гулять с друзьями, чтобы попрощаться со своей молодецкой жизнью. Каждый вечер ему полагалось давать своей будущей жене и ее подругам какое-либо угощение.
Девичник и мальчишник
Девичник невесты длился до дня свадьбы. Она с подругами пела грустные песни где-нибудь на лавке у дома. Подруги заплетали ей косу, вплетая в нее цветы, украшали ее голову венками. Затем коса расплеталась. Коса считалась символом девичества и когда она расплеталась, то это означало, что невеста готова стать женой. Перед свадьбой невеста шла с подругами в баню, чтобы попрощаться со своей прежней жизнью. Но прежде ей необходимо было одеть венок из цветов, который ей сплетали подружки.
В бане невесте помогали мыться подружки, ее должны были долго парить березовым веником. Считалось, что та подружка, которая парилась этим веником после невесты, также вскоре выйдет замуж. Жених перед свадьбой должен был собрать в своем доме пир, куда приходили родственники и друзья.
Благословение – путь к счастью в браке
Всегда свадебные традиции в России включали благословение родителей, без него молодые не могли пожениться. Они должны были получить согласие своих родителей на брак. Обряд благословения проводился в церкви, родители невесты держали в руках хлеб, соль с рушником. Считалось, что без этого молодые не могли быть счастливы в браке.
Для благословения выпекался специальный хлеб с узорами. Огромное значение уделялось его приготовлению. Такой хлеб могла готовить только счастливая в браке плодовитая женщина, чтобы передать свой счастливый опыт в браке. Перед тем, как замешивать тесто, она мылась, надевала чистое платье и с молитвой принималась за дело.
Хлеб ставил в печь ее муж, также с молитвой. Невесту и жениха всегда встречали таким караваем, им необходимо было первыми откусить от него, а потом хлеб раздавался гостям по кусочкам. Пару встречали словами поздравления, которые должен был произносить самый уважаемый человек в семье
Убранство молодоженов
Невеста всегда соблюдала русские свадебные обряды, которые требовали того, чтобы она встала ранним утром и надела траурное платье. Это означало, что ее девичество закончено. Подружки должны были заплести ей косу в последний раз. Затем невеста переодевалась в праздничную одежду. Наряд невесты тех времен состоял из сарафана и рубахи, которая могла быть белой, но чаще всего красной. Сарафан по этому поводу вышивался золотыми нитями и украшался мехами, драгоценностями. Часто подвенечные платья передавались по наследству от матери к дочери. Их бережно хранили всю жизнь. Под сарафан одевались нижние юбки, чтобы придать пышность наряду.
На голову надевали венок и оставляли волосы распущенным, при этом их могли украшать драгоценностями. После свадьбы волосы заплетали в косу и косы оборачивали вокруг головы. Женщина должна была после этого надеть кокошник или платок невесты. Рубаха жениха и невесты обязательно должны были быть с длинными руками, чтобы они до венчания не касались друг друга. Жених одевал шапку, где был прикреплен цветок. Одежда подпоясывалась рушником. Белое платье с фатой невесты стали одевать лишь в 19 веке.
Свадебный поезд или испытания для жениха
Перед началом торжества русские свадебные обычаи требовали, чтобы жених выкупил невесту. Это древний обряд, которому следовали неукоснительно. Жених и несколько его друзей шли в дом невесты. По дороге к своей будущей жене ему всячески преграждали путь. Жених и его друзья должны были перепрыгнуть через мостик, пройти сквозь костер и показать свою храбрость.
Подружки невесты не пускали его в дом, прося у него деньги или требуя отгадать загадку. Молодой человек также должен был откупаться от подружек конфетами, пряниками, деньгами. Существовало поверье, чем больше препятствий у жениха будет на пути к невесте в дом, тем крепче будет их союз. Когда жених все-таки прорывался к своей возлюбленной, он надевал ей кольцо и целовал ее. Их осыпали зерном и хмелем. Считалось, что так брак будет счастливым. Для друзей накрывался стол, но жених и невеста не ели, так как перед венчанием нужно было очиститься от всего земного.
Венчание как важный этап замужества
После испытания жениха молодожены должны были идти в церковь, чтобы повенчаться. Ехали они в разных повозках. Повозки украшались бубенчиками и колокольчиками, дабы возвещать о том, что они направляются в церковь на венчание. Лошади должны были быть хорошо вычищены, сани застелены мягкими подушками и коврами.
Венчание в те времена имело юридическую силу, поэтому проведение обряда фиксировалось в книге священника. Обряд сопровождался чтением молитв. Над женихом и невестой на протяжении всей церемонии должны были держать венцы. Священник давал молодым наставления о будущей супружеской жизни. На венчании обычно не присутствовали родители, они должны были оставаться дома, чтобы готовить праздничные блюда и накрывать столы.
Жених и невеста брали с собой свидетелей, которые обязаны были быть духовными наставниками их брака. Во время обряда они помогали священнику, подавали различные вещи и держали венцы на головами молодой пары.
Княжий стол молодоженов
И после обряда венчания свадебный поезд направлялся на брачный пир - княжий стол, который проводился в доме родителей жениха. Жениха и невесту сажали в передний угол дома, около них - ближайших родственников. Столы расставлялись в форме буквы «Г». Жениха величали как князь молодой, а невесту - княгиня молодая.
На свадебный пир могли прийти любые знакомые жениха и невесты. Подавалось множество блюд и напитков, нельзя было подавать нечетное количество блюд на свадебное пиршество. Столы покрывались белыми скатертями. Жених и невеста опять ничего не должны были есть из того, что стоит на праздничном столе. Им подавали ужин в конце свадебного пира в специальном помещении.
После того, как они поели там, начиналась вторая часть под названием «горний стол». В это время было принято дарить подарки. Каждый дарил им что-то - это мог быть пряник или деньги. После окончания пиршества молодые уходили под веселые песни гостей, чтобы провести свою первую брачную ночь.
Брачная ночь
Свою первую ночь молодожены проводили в доме жениха. Им стелили ложе в холодном помещении - к примеру, чулане, а иногда даже в овчарне. Невеста должна была принести из своего приданного красивую, выглаженную простынь и одеяло. На то место, где будут спать молодые, клали перину.
Процесс стеления брачного одра любви был особым обрядом. Под него необходимо было положить кочергу, мешки с мукой и поленья. Мешки с мукой означали достаток, а поленья - будущих детей. Важно, чтобы в помещении была ветка рябины или можжевельника, которые втыкалась в стену, дабы оградить молодых от нечистых духов.
Снаружи молодых охраняли друзья жениха, чтобы им не помешали пьяные гости. Невеста должна была снять с жениха сапоги, чем показывала свое смирение, а жених попросить, можно ли лечь в постель с ней.
Наутро к молодым стучались гости, дабы проверить, невинна ли была невеста. И если нет, то родителям на шею надевали тяжелый хомут. В те давние времена считалось, что девушка может потерять свою девственность только после совершения обрядов и став женой.
Хлебины – завершающий этап обрядов
На второй день свадьбы происходило завершение обрядов. В доме невесты опять устраивали застолье. Теща для зятя должна была приготовить блины, яичницу и угостить его. Если зять ел то, что она приготовила, значит, невеста была невинной, а если отказывался, то нет. Таким образом, он выказывал претензию родителя, что они не доглядели за своей дочерью.
Современные свадьбы значительно отличаются от старинных, но многие пары хотели бы соблюсти некоторые русские свадебные традиции. Ведь многие из них таят в себе мудрость наших предков и делают свадебное торжество красивым и душевным.
3. Специфика постановки свадебного обряда
Одной из наиболее распространенных разновидностей фольклорного театра, показываемой со сцены, является свадебный обряд. Несмотря на наличие единого сюжета, он чрезвычайно разнообразен, поскольку невозможно найти два села или деревни, где свадьба игралась бы одинаково. Вместе с тем свадебный обряд является частью сложившихся традиционных стилей и обладает всеми особенностями и чертами данной исполнительской культуры. Другими словами, северная свадьба элементами действа, вокальной и хореографической манерой резко отличается от южнорусской, и это надо знать и учитывать, если руководитель стремится к сохранности подлинника.
В естественных условиях свадьба играется несколько дней и дословное ее перенесение на сцену целиком, конечно, невозможно. Поэтому создается такой вариант сценария, который компактно включает в себя основные этапы свадебного обряда или часть их, например, сватовство, девишник накануне свадьбы и свадебный пир. В таком виде постановка приобретает завершенный вид.
При работе над сценарием необходимо помнить, что обилие деталей, которыми насыщено свадебное действо, дословно перенесенное на сцену, затягивает развитие сюжета и заслоняет основной смысл всей постановки. Например, в настоящей жизни на свадебном пиру исполняется много величальных песен: жениху, невесте, родителям, гостям и т.д. Исполнение со сцены всех этих песен отнимает много времени, а к раскрытию драматургии ничего не прибавит. Целесообразней ограничиться песнями, величающими жениха и невесту. Далее корильные - свату или свахе, плясовые – вместе с гостями. Сконцентрироваться на дальнейшем развитии сюжета.
Особое внимание следует обратить на весьма сложный для исполнения элемент обряда – плач невесты, если он, разумеется, включается в спектакль. В бытовых условиях невесту обычно покрывали платком или шалью, и она причитала, сокрытая от зрителей. В сценической интерпретации целесообразней лицо невесты оставить открытым, поскольку восприятие причета происходит не только на слух, но и визуально. Если же невеста сама не плачет, а поют окружающие ее девушки, то ее можно накрыть, так как поющие передают эмоциональный настрой невесты.
Существуют две разновидности плача: музыкально-оформленный, то есть, с фиксированной звуковысотностью, и речитативно-импровизационный, не имеющий определенной музыкальной высоты. Нередко встречается плач комбинированный, т.е. включающий в себя элементы обоих разновидностей.
С особой осторожностью следует относиться ко второму виду плача, наиболее сложному и для исполнения и для восприятия. Практика показывает, что певица, исполняющая речитативно-импровизационный плач, должна обладать незаурядной актерской одаренностью. В противном случае зритель не только не сочувствует ее переживаниям, но и не понимает их, испытывая от этого чувство неловкости. Хуже того, начинает просто смеяться над происходящим, поскольку из современной жизни такого рода переживания исчезли.
Думается, что предпочтительней остановиться на музыкально-оформленном плаче, который ограничивает исполнение определенными рамками и воздействует на аудиторию, если не эмоциональностью, то средствами музыкальной образности.
Как и какой материал отбирать в свадебный обряд или другие сценические действа? Музыкальные образцы выбираются в зависимости от задач, которые поставил себе руководитель. Если сценарий задуман как обязательный показ интересной и разной музыки, то в него включаются песни многих стилевых традиций. Если отдается предпочтение одному региону, то выбор падает на наиболее яркие и характерные образцы данной области, например, вариант свадебного обряда может быть взят из одного села, а песни, исполняемые в нем, измногих других деревень того же края.
Следует обратить внимание на подбор и количество предметов реквизита (имитацию стола в свадебном пире могут заменить длинные по размеру рушники), участвующих в постановке. Их не должно быть много. Чрезмерность реквизита на сцене отвлекает зрителя от развития сюжета, мешает сконцентрировать внимание на музыкальном материале.
Необходимо помнить о том, что в бытовых естественных условиях народные действа, обряды не являются спектаклем в нашем понимании этого слова. Они - часть жизненного уклада, поэтому их сюжет всегда традиционен и хорошо известен участникам и зрителям. Сценический же вариант должен быть разработан таким образом, чтобы публике было понятно, почему именно так, а не иначе разворачивается действие.
4. Сценарий мероприятия «Свадьба на Руси»
СЦЕНА «Вечёрки»
ВЕДУЩИЙ1: Добрый день гости званные, гости желанные!
Слайд №1
Нет ничего в мире более сложного и монументального, чем обычаи настоящей русской свадьбы, уходящие корнями глубоко в славянские традиции и обряды.
Старинные русские свадьбы, конечно же, отличались от современных, в них заключался особый смысл. Соединение двух людей в семью сопровождалось различными обрядами, которые были предназначены сделать семейную жизнь счастливой. Традиции русской свадьбы строго соблюдались. Каждый этап торжества включал в себя ряд мероприятий, которые подчинялись своему сценарию. Это конечно же смотрины, сватовство, сговор, рукобитие, девишник, выкуп невесты и конечно свадебный пир.
Слайд №2
ВЕДУЩИЙ2:
Со смотрин всегда начиналась подготовка к будущему замужеству. Невесту или жениха выбирали родители, поэтому они старались найти для своего ребенка наиболее подходящую пару. Здесь больше всего учитывались физические данные. Важно, чтобы будущие супруги обладали крепким здоровьем, от чего зависит возможность прокормить семью и достойно хранить свой семейный очаг. Девушка должна была быть трудолюбивой и сильна духом. На благосостояние мало обращали внимание. Считалось, что молодые наживут свое богатство сами.
ВЕДУЩИЙ1:
Родители молодоженов находили подходящую пару. И если девушка и парень одобряли этот выбор, то начиналась подготовка к следующему действию. Но, конечно, мнение девушки учитывалось редко, часто ее выдавали замуж без согласия. В маленьких селах, где все люди знали друг друга, смотрины можно было не проводить.
ВЕДУЩИЙ2:
Представить себе русскую свадебную церемонию без народных, таких разных, как по характеру, так и по настроению, песен и плясок не просто сложно, но и невозможно. Они бывают грустными и скорбными, трогательными и жалостливыми, а также веселыми и заводными, задорными и даже ироничными.
Слайд№3
ВЕДУЩИЙ1:
Все свадьбы начинались с выбора невесты, со знакомства молодых. И раньше такие знакомства проходили на вечёрках, где парни даже из другой деревни приезжали с дружками и выбирали себе невесту.
(В исполнении ансамбля народной песни «Берегиня» звучит песня «Вдоль деревни»)
ДЕВУШКА: Что такую грустную песню завели,а давайте что нибудь повеселей споём?
ДЕВУШКИ: Давайте.
(в исполнении ансамбля звучит песня «Возле моста трава росла»)
(В исполнении парней звучат частушки «Все мы парни холостые»)
ПАРЕНЬ 1: Какие туфельки та, а земляничные.
ПАРЕНЬ 2: Какие девочки та, а симпатичные.
ДЕВУШКА: А вы кто такие то?
ПАРЕНЬ1: Мы кто?
ПАРЕНЬ 2: Сейчас покажем, кто такие ,а ну ка?
(в исполнении парней звучат частушки «Заиграй баян гармошка»)
(в исполнении парней и девушек звучат лирические частушки)
ПАРЕНЬ 1: А хватит девочки скучать, а не пора ли поиграть?
( исполняется игровая песня «Я жениться хочу»)
ПАРЕНЬ 1: Платок подарен, значит выбор сделан. Пора и сватов засылать.
( В исполнении ансамбля звучит песня «Милый пойдём ка до дому уже светает»)
СЦЕНА «Сватовство»
Слайд №4
ВЕДУЩИЙ1:
Прежде чем начать процесс сватовства в доме устраивался семейный совет, где все представители семейства высказывали свое за и против. Жених и невеста в данном совете не участвовали, их оповещали после этого. Довольно часто молодым о предстоящей свадьбе сообщали лишь накануне, и они могли не видеть до этого друг друга вовсе.
ВЕДУЩИЙ2:
Представители двух членов семейства должны были познакомиться друг с другом, так как родственные связи имели огромное значение. Родители жениха шли в дом невесты. В качестве представителей выбирали людей разговорчивых и с достатком, чтобы преподнести свой род в выгодном свете. Придя в дом, сваты крестились на иконы и спрашивали разрешение сесть на стул.
ВЕДУЩИЙ1:
Родители невесты накрывали стол всякими угощениями и приглашали сватов к столу как требовали того русские свадебные традиции и обычаи. Считалось, что сватов надо хорошо накормить, так как это принесет в дом удачу, даже если жених не очень нравился. И только в конце ужина они говорили, что у них «товар еще не поспел» и невеста не готова к будущей свадьбе. Также они могли попросить подождать, если совсем не знали жениха. Родители говорили, что отдать невесту замуж - это не так быстро, как испечь пирог. Ведь растить дитя - это долгий процесс и вот так сразу отдать замуж довольно тяжело.
ВЕДУЩИЙ2:
Сватовство должно было происходить при свечах, после сумерек, чтобы все члены семьи были дома. Свататься можно было только по определенным дням - вторник, четверг, суббота, так как они считались наиболее легкими. Невесте необходимо было выйти к сватам и преподнести им какое-либо угощение, а жених - принести кольцо. Во время сватовства не обсуждалась будущая жизнь молодоженов, для этого существовал другой обряд.
ВЕДУЩИЙ1:
Родители жениха и невесты вновь собирались, чтобы обсудить все материально-бытовой вопросы будущего празднества и жизни молодых. Они должны были все обговорить. И если все заканчивалось положительно, то родители пировали и выпивали чарку водки в честь удачного сговора.
ВЕДУЩИЙ2:
Во время сговора разговаривали также о приданом невесты, в зажиточных семьях этот договор скрепляли подписью на бумаге. После того, как все вопросы были обсуждены, отцы били друг друга по рукам. Этот обряд назывался рукобитье. Затем жених и невеста брались за руки - таким образом, показывая, что между ними заключен союз.
ВЕДУЩИЙ1: После сговора нельзя было отказываться от предстоящей свадьбы ни под каким предлогом. Отказ означал смертный грех и тот, кто отказался должен был выплатить компенсацию второй стороне. После нарушения сговора нужно было носить траурную одежду.
ВЕДУЩИЙ2:
После проведения данного обряда невесте было не положено до самой свадьбы заниматься хозяйственными работами. Она должна была ходить по деревне и причитать. Считалось, что чем больше она причитала, тем счастливее будет складываться ее семейная жизнь.
ВЕДУЩИЙ1:
Жених, напротив, до свадьбы должен был весело гулять с друзьями, чтобы попрощаться со своей молодецкой жизнью. Каждый вечер ему полагалось давать своей будущей жене и ее подругам какое-либо угощение.
ВЕДУЩИЙ2:
Невеста своим подарком, задатком дала согласие на брак и теперь в ожидании сватов она проводит время с подругами и готовит приданное.
( в исполнении ансамбля звучит песня «Ты река моя реченька»)
( стук в дверь)
ВЕДУЩИЙ1: Не было ветру, да навеяло.
Не было гостей да наехало.
( Появляются сваты вместе со всеми)
ОТЕЦ НЕВЕСТЫ: Здравствуйте гости дорогие!
МАТЬ НЕВЕСТЫ: С чем пожаловали?
СВАХА: У вас товар, у нас купец
Иван добрый молодец.
Дошла до нас вестица,
что подросла у вас девица –
Марья раскрасавица
По всей деревне славится
ОТЕЦ ЖЕНИХА: Да вы невесту не таите
МАТЬ ЖЕНИХА: Нам и жениху покажите.
РОДИТЕЛИ НЕВЕСТЫ: Вот она наша лебёдушка.
( Девушки выводят невесту)
ДЕВУШКА: У ворот сосна зеленая
Наша Марьюшка молодая.
Сама белая, да румяная,
Шея длинная, лебединная.
Платьице, да на ней нарядное,
Да как ягодка она сладкая.
( в исполнении ансамбля звучит песня «Земляниченька»)
ОТЕЦ ЖЕНИХА: Да невеста хороша.
МАТЬ ЖЕНИХА: Да и наш жених неплох, а ну ка покажись.
СВАХА: Не всё ли так. Не ягодка, а наливной сладкий яблочек. Он по блюдечку катается сахаром рассыпается Иваном добрым молодцем называется.
ПАРЕНЬ 1: А как наш Иван то молодец пригожий……
ПАРЕНЬ 2: А как у нашего Ивана то плечи могучие.
СВАХА: Брови соболинные, щёки алые, аллее мака алого.
(в исполнении ансамбля звучит песня «Да по речушке утёнушка»)
ОТЕЦ НЕВЕСТЫ: Да жених хорош, всем пригож.
МАТЬ НЕВЕСТЫ: Да только мала ещё она у нас, молода, рано ей замуж.
МАТЬ ЖЕНИХА: Да ты что кума, да самое пора, без солнышка нельзя быть, без милого нельзя прожить.
СВАХА: Да ведь недаром говорится, за хорошим мужем, как за каменной стеной.
МАТЬ НЕВЕСТЫ: Сокол ясный! Люба ли тебе наша перепёлочка?
ЖЕНИХ: Ох люба.
СВАХА: А тебе ли девица люб ли молодец?
НЕВЕСТА: Я из родительской воли не выхожу.
( жених показывает платок, подаренный девушкой на вечёрках)
СВАХА: Вижу, вижу и тебе молодец люб. Ну что же пора ваш цветочек посадить в наш садочек. Ну, а если согласны, давайте запоручиваться.
( Сваты кланяться друг другу )
( в исполнении ансамбля звучит песня «И да пошли звоны»)
СЦЕНА «Девишник»
Слайд №5
ВЕДУЩИЙ1:
Девишник невесты проводили накануне свадьбы. Она с подругами пела грустные песни где-нибудь на лавке у дома. Подруги заплетали ей косу, вплетая в нее цветы, украшали ее голову венками. Затем коса расплеталась. Коса считалась символом девичества и когда она расплеталась, то это означало, что невеста готова стать женой.
ВЕДУЩИЙ2:
Перед свадьбой невеста шла с подругами в баню, чтобы попрощаться со своей прежней жизнью. Но прежде ей необходимо было одеть венок из цветов, который ей сплетали подружки.
Слайд №6
ВЕДУЩИЙ1:
В бане невесте помогали мыться подружки, ее должны были долго парить березовым веником. Считалось, что та подружка, которая парилась этим веником после невесты, также вскоре выйдет замуж. Девушка же, разлучаясь с девичьею волей, прощаясь с молодостью и родительской заботой должна была голосить и причитать.
ВЕДУЩИЙ2:
В день свадьбы невесту ждал особый обряд — повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый — замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус.
(в исполнении ансамбля звучит хороводная песня «Ой ли ли»)
МАТЬ НЕВЕСТЫ: ( плач невесты) Не плачь, не плачь моя дитятка. Уж я тебя ни в полон отдаю, ни полонить хочу, уж я тебя замуж отдаю за умного, да за разумного, за белого, да за румяного. Ведь я тебя ни одну пущу, подружек пошлю, сваху снаряжу.
НЕВЕСТА: Государыня моя матушка, я сама про то ведаю, когда девушки все разойдутся, одна я останусь младёшенька на чужой на дальней сторонушке, у чужого отца, матери, у чужого роду племени.
( в исполнении ансамбля звучит песня «Речка быстрая»)
НЕВЕСТА: Вы скажите кумушки, расскажите подруженьки, что заприметили вы на чужой сторонушке, каковы там чужи люди и каков там добрый молодец?
ДЕВУШКА 1: Я скажу всю правду истину, ничего та ни утаичи, что они чужи люди то роду честного, да богатого.
ДЕВУШКА 2: Да сами то они люди добрые да смирные.
ДЕВУШКА 3: А жених то какой, уж он всем хорош. Он по горнице проходит словно яблочко катается, сам белён, румянён.
ДЕВУШКА 4: Шлёт тебе свои подарочки: перстенёк с руки золоченный, шёлковый платок со цветиком.
СВАХА: Ну что же пора нашу красавицу к венцу убирать.
( в исполнении ансамбля звучит песня «Затрубили трубушку»)
( наряжают невесту)
СВАХА: Вот и готова наша раскрасавица.
( в исполнении ансамбля звучит песня «Солнышко на закат»)
СЦЕНА «Свадебный поезд»
Слайд №7
ВЕДУЩИЙ1:
Перед началом торжества русские свадебные обычаи требовали, чтобы жених выкупил невесту. Это древний обряд, которому следовали неукоснительно. Жених и несколько его друзей шли в дом невесты. По дороге к своей будущей жене ему всячески преграждали путь. Жених и его друзья должны были перепрыгнуть через мостик, пройти сквозь костер и показать свою храбрость.
ВЕДУЩИЙ2:
Подружки невесты не пускали его в дом, прося у него деньги или требуя отгадать загадку. Молодой человек также должен был откупаться от подружек конфетами, пряниками, деньгами. Существовало поверье, чем больше препятствий у жениха будет на пути к невесте в дом, тем крепче будет их союз. Когда жених все-таки прорывался к своей возлюбленной, он надевал ей кольцо и целовал ее. Их осыпали зерном и хмелем. Считалось, что так брак будет счастливым. Для друзей накрывался стол, но жених и невеста не ели, так как перед венчанием нужно было очиститься от всего земного.
Слайд №8
ВЕДУЩИЙ1:
После испытания жениха молодожены должны были идти в церковь, чтобы повенчаться. Ехали они в разных повозках. Повозки украшались бубенчиками и колокольчиками, дабы возвещать о том, что они направляются в церковь на венчание. Лошади должны были быть хорошо вычищены, сани застелены мягкими подушками и коврами.
Слайд №9
ВЕДУЩИЙ2:
Без благословения родителей молодые не могли пожениться. Они должны были получить согласие родителей на брак. Обряд благословения проводился в церкви, родители невесты держали в руках хлеб, соль с рушником. Считалось, что без этого молодые не могли быть счастливы в браке. На венчании обычно не присутствовали родители, они должны были оставаться дома, чтобы готовить праздничные блюда и накрывать столы.
Слайд №10
ВЕДУЩИЙ1:
Происходящее в церкви венчание — таинственный и необычайно красивый обряд. Перед лицом Бога, стоя под венцом, молодые, клянутся быть верными как в горе, так и в радости.
Слайд №11
ВЕДУЩИЙ2:
И после обряда венчания свадебный поезд направлялся на брачный пир - княжий стол, который проводился в доме родителей жениха.
Жениха и невесту сажали в передний угол дома, около них - ближайших родственников. Столы расставлялись в форме буквы «Г». Жениха величали как князь молодой, а невесту - княгиня молодая.
ВЕДУЩИЙ1:
На свадебный пир могли прийти любые знакомые жениха и невесты. Подавалось множество блюд и напитков, нельзя было подавать нечетное количество блюд на свадебное пиршество. Столы покрывались белыми скатертями. Жених и невеста опять ничего не должны были есть из того, что стоит на праздничном столе. Им подавали ужин в конце свадебного пира в специальном помещении.
ВЕДУЩИЙ2:
После того, как они поели там, начиналась вторая часть под названием « горний стол». В это время было принято дарить подарки. После окончания пиршества молодые уходили под веселые песни гостей, чтобы провести свою первую брачную ночь.
ВЕДУЩИЙ1:
Во двор батюшки
Во двор матушки
Бояре гости вьезжают
Впереди идёт снаибольший дворянин.
А с ним и дружки его,
Дружки хорошие, дружки весёлые.
( в исполнении парней звучат частушки)
ДЕВУШКА: А вы кто такие будете то ?
ПАРНИ: Мы дружки верные служки.
ДЕВУШКА: Это по какой дороге это вы сюда приехали: по верхней ли?
по средней ли?
по нижней ли?
ПАРЕНЬ 1: Да по верхней то птицы летают, а по нижней вода протекает.
ПАРЕНЬ 2: А наш князь молодой по средней приехал.
ДЕВУШКА: А что вам надобно?
ПАРЕНЬ 1: Нам невеста нужна.
ДЕВУШКИ: Она за синими морями,
За тремя замками,
За двенадцатью ключами.
А мы около моря гуляли,
Да ключи потеряли.
Извольте честь заказать. да ключи отыскать.
(В исполнении ансамбля звучит игровая песня «Друженька, хорошенький»)
Уж ты друженька, ты хорошенький
заноси ка нам ты за девушку, за пригоженьку.
ПАРЕНЬ 1: Так наш то князь у него ж не вода, то шёлковые, он же рыбу ловил и ключи отыскал.
(кладёт на поднос ключи)
ДЕВУШКИ: Медные?
ДЕВУШКА: А что нам в меди то, из меди не колокола лить, у нас жеключи не медные.
( игровая песня «Друженька, хорошенький»)
У нас дружка хорош на молодчика похож
Друженька, друженька хорошенький друженька.
Если будешь дарить, то мы будем ловить
Друженька, друженька хорошенький друженька.
А не будешь дарить , то мы будем корить
Друженька, друженька хорошенький друженька.
ПАРЕНЬ 1: Ну ладно серебра даю.
ДЕВУШКА: У нашей княгини в доме пол медный, стены серебрянные, а кровля бумажками крыта. Бумажки давай?
( игровая песня «Друженька, хорошенький»)
Как у дружки на макушке разыгралися избушки
Друженька, друженькахорошенький друженька.
Как на встречу к нему даже сдачу стинул
Друженька, друженька хорошенький друженька.
ДЕВУШКИ: Да мало.
ПАРНИ: Мало? Вот конфет ещё и всё.
ДЕВУШКИ: Мало.( все вместе)
ПАРЕНЬ 1: Да что ж такое то.
(В исполнении ансамбля звучит песня «Вот спасибо всему поезду»)
ДЕВУШКА: Апокажитека нам, что краснее солнышка? Что яснее месяца? Что милее отца, матери?
(обманом вместо жениха показывают дружку)
СВАХА: Вот вам князь молодой!
ДЕВУШКА: Вот другое дело.
ПАРЕНЬ 1: А вы отдайте нам Марью красу,
Поведём мы её к золотому венцу,
Да к честному кресту.
( висполнении ансамбля звучит песня «Вьюн над водой»)
(Выводят невесту)
СВАХА: Сокол Сокольевич, Иван добр молодец принимай лебёдушку Марью красу.
ПАРЕНЬ 2: А хороша ли невеста?
ПАРЕНЬ 1: Невесту покажите? Хороша.
ДЕВУШКИ: Наша лучше всех.
ПАРЕНЬ 2: Да и наш не плох.
( в исполнении ансамбля звучит песня «Виноград расцветает»)
( в исполнении ансамбля звучит величальная песня «Чарочка»)
Заключение
Возрождая, сохраняя народные традиции, праздники мы хотим помочь вспомнить о том, как это было, и взять из прошлого то, что может украсить и наполнить новым содержанием нашу сегодняшнюю жизнь.
Необходимо познакомить как можно больше обучающихся с традиционными народными праздниками и вовлечь в их проведение. Проведение праздников народного календаря способствует сохранению народных традиций и обрядов, сохранению и восстановлению разнообразных видов и форм национальной культуры, ибо культура и искусство в современных условиях сумеют помочь людям, особенно молодому поколению, найти дорогу к истинным духовным ценностям, пробудить чувство национальной гордости и гражданского достоинства, исторической памяти.
Список литературы
1. Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика., М.1992.
2.Балашов Д.М. Марченко Ю.И., Калмыков Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985. – 402 с.
3.Балашов Д.М. Красовская Ю. Русские свадебные песни Торского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1969. – 168 с.
4. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. Уч. пособие для пед. институтов М.: ВШ, 1978. – 215 с.
5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Уч. пособие для институтов М.: ВШ, 1989. – 320 с.
6.Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Академия, 1996. – 136 с.
7 .Пашина О.А. Народное музыкальное творчество., СПб. 2005.
8. Скороходова М.П. Хороведение., Хаб. 2006.
26