Методическая разработка экологического праздника «День леса»

1
0
Материал опубликован 13 March 2018


 

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»


 


 


 


 


 


Методическая разработка экологического праздника

«День леса»


 

 

Автор - составитель:

Прудникова Татьяна Николаевна,

методист



 

Смоленск

2017


 

Пояснительная записка

Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).

Для человека, живущего на земле актуальны вопросы, касающиеся экологического состояния огромных лесных массивов. Поэтому сохранение лесов - это одна из главнейших задач, стоящих перед обществом. В связи с этим очень важно в школьном возрасте уделять внимание вопросам экологического краеведения и ответственности за сохранение природы своей малой Родины.

Лес – наше богатство – источник экологической, экономической и социальной ценности. Смоленские леса – богаты деревьями мягколиственных пород – береза, осина, ольха; хвойных пород – ель, сосна; животными, ягодами, грибами.

Экологический праздник «День леса» способствует формированию у школьников экологического мышления, осознанного отношения к уникальности своего края, ответственного отношения к природе, к окружающей среде в целом и своим поступкам в общении с ней

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее путем формирования экологической культуры, сознания и мышления; закрепление знаний о правилах поведения в лесу.

Задачи:

- создание условий для экологического образования;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и в обществе;

- воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы

Оборудование: выставка рисунков и плакатов на тему «Природа нашего края»; плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе (например, плакат со словами Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину»); картинки с изображениями деревьев, лекарственных растений, животных, птиц, грибов; конкурсные работы учащихся – поделки, фотографии с видами природы по сезонам года; презентация; музыкальное сопровождение.

Учащиеся делятся на команды (по 5-6 человек в каждой) и мероприятие проходит в форме конкурсов (соревнование между командами). Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов (жетонов). Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Мероприятие может быть использовано учителями начальных классов для организации тематических классных часов, уроков окружающего мира, внеурочной деятельности; педагогами дополнительного образования и педагогами- организаторами образовательных организаций естественнонаучной направленности.


 

Ход мероприятия

Под музыку Дж. Лайта «Одинокий пастух» выходит ведущая.

Вед.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Вед. Здравствуйте, дорогие друзья! Поздравляю вас с началом учебного года и надеемся, что во время летних каникул вы не забыли изучать природу, и, конечно, любить и защищать её. А сегодня я предлагаю вам совершить удивительное путешествие... Куда? спросите вы. Попробуйте догадаться сами.


Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем!

Ну что, ребята, догадались, о каком доме идет речь? Ну, конечно же, о лесе. Вот в лес мы и отправимся!

Скажите мне, ребята, а какое значение имеет лес для человека?

(Ответы детей).

Лес - источник древесины, источник кислорода, естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоёмов; место отдыха и туризма, источник здоровья. Лес – легкие нашей планеты.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир леса, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия. Но прежде, чем отправится в путешествие, нам с вами нужно вспомнить правила поведения в лесу.

(Правила напечатаны и вывешены на доске или выведены на экран через проектор).

1-й знак. «Нельзя ломать деревья»

- Деревья - это кислород, это необходимые для человека вещи и предметы (бумага, мебель, посуда). Деревья служат пищей, укрытием и домом для обитателей леса.

2-й знак. «Нельзя рвать цветы»

- Цветы, травы в лесу и в поле нельзя рвать с корнем. Нельзя рвать их много. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать. Лесные и полевые травы и цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Да и человеку они приносят пользу. Поэтому брать их у природы надо в разумных пределах.

3-й знак. «Нельзя жечь костёр»

- В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает всё живое. Несколько десятилетий необходимо, чтобы природа восстановилась, стала прежней. Огонь испугает зверей, они убегут с лесной опушки.

4-й знак. «Нельзя разорять гнёзда»

- Если заметил гнездо: нельзя брать и трогать. Мама птица улетит и может не вернуться к своим птенцам, без неё они погибнут. Не шуми, не кричи – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.

5-й знак. «Осторожно – муравей, осторожно – мухомор»

- Нельзя разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают насекомых-вредителей, гусениц, тлю. Если на тропинке, под кустиком увидели мухомор, не рвите его, не топчите. Мухомор – это домик для мелких животных, еда для насекомых. Они украшают лес.

6-й знак. «Осторожно животные»

Мультфильм «Лес – наш дом»

Вед:  Я приглашаю вас на экскурсию в лес. А поедем мы на волшебном поезде.

(одна команда кричит: «Ту-ту», а другая - «Чух-чух»).

Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Лес – это многоэтажное здание. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет? Сейчас мы это и проверим

Наша первая остановка называется «Лесные деревья, травы и кустарники».

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк.
(Одуванчик)

Пробивался сквозь снежок, 
Удивительный росток. 
Самый первый, самый нежный, 
Самый бархатный цветок!

(Подснежник)

То фиолетовый, то голубой, 
Он на опушке встречался с тобой. 
Названье ему очень звонкое дали, 
Но только звенеть он сумеет едва ли.

(Колокольчик) 

Сделаем среди болота

Замечательное фото:

Живописная картинка -

Распустилась здесь... (кувшинка)

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки - из... (ромашек)

Мы грибы несли в корзине

И ещё цветочек синий.

Этот полевой цветок -

Тонкий нежный... (василек)

Замечательный цветок,

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Распускается... (тюльпан)

Вот колючие кусты,

Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы

Затаил в шипах угрозу.

Хоть не кактус, не терновник,

Но колюч в саду... (шиповник)

Приходи ко мне в лесок!

Я раскидист и высок.

У меня среди ветвей

Много крепких желудей (Дуб)

Вот любимица Руси -

Всех и каждого спроси.

Белоствольная краса

Украшает нам леса. (Береза)

Вся в иголочках и в шишках,

Я хвоинками шуршу,

А к девчонкам и мальчишкам

В Новый год я прихожу (Елка)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Над её густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

Эту травку ты не тронь:
Жжется больно, как огонь
(Крапива)

Полевой цветок народный,
Для гадания пригодный
(Ромашка)

Вед. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Звучит песня «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца).

Вед: Следующая остановка «Лесные жители»

Вы знаете, что все животные и птицы делятся на диких и домашних. Проведем игру. Я буду читать стихи о животных и птицах. А вы должны хлопать в ладоши, если речь идет о домашних животных, топать ногами, если о диких.

Игра:

1. За березовым пеньком зайка спит под лопухом. (ноги)

2. Выбегай поскорей посмотреть на снегирей. (ноги)

3. На базаре спозаранок накупил баран баранок. (ладоши)

4. На этой неделе грачи прилетели. ( ноги)

5. Из-за белой Руси летели гуси. (ноги, ладоши)

6. Ежик ежится у елки, укололся об иголки. (ноги)

7. По полю, дорожка бежит, по дорожке лошадка бежит. (ладоши)

8. Стоит волк под горой, подпершись кочергой. (ноги)

9. На елке зеленой, на троне, как царь, сидит неподвижно красавец - глухарь. (ноги)

10. Сидит котик на крылечке, ловит котик рыбку. (ладоши, ноги)

Видеоролик «Лесные жители»

Вед: Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды. Цветы, разговор которых мы подслушали, тоже внесены в Красную книгу нашей области.

Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед. (Сорока).

Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать — просто врушка

Эта пестрая... (кукушка).

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Хвост веслом! Пловец отменный!
Да и мех имеет ценный,
Строит «хатки» и плотины
Из ветвей, камней и тины.

(Бобр)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

Что случается с пчелой когда она ужалит? (Погибает)

Кого называют листопадничками?

(Зайцев)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла... (бурундук).

Не птица, а летает,

не слон, а с хоботом

Никто не приручает,

А на нос садится

(Муха)

Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза)

У кого уши на ногах? (У кузнечика)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек

Бегать все равно не может

(Гусеница)

Слеп бедняга, но зато
Чует каждый он росток.
Под землёю червяка
«Видит» он издалека.

(Крот)

На суку сидит копна.
У неё горят глаза.
«Берегитесь мыши ночью!» - 
Гулко ухает она.

(Сова)

Кокон свила, как яичко.
И летает, хоть не птичка.
Пьёт нектар она с цветка,
Опасается сачка.

(Бабочка)

Бывает он серый и белый бывает;
Следы оставляет, умело петляет.
Боится лисы, и боится он волка.
Его же боится капуста и только.

(Заяц)

Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный.

(Дикий кабан)

Конкурс: «Кто больше»

Во многих сказках героями являются звери, например, «Три медведя». Назовите другие сказки, где звери главные действующие лица. (Теремок, Зимовье зверей, Машенька, Волк и семеро козлят, По щучьему велению, Петушок и др.)

Для конкурса необходимо 6 участников. За каждый правильный ответ участник получит жетон. Победит тот, кто наберет больше всех жетонов.


 

Вед: Следующая наша остановка «Грибная полянка»

У меня нарядный вид, 
Но я очень ядовит.
Я сигналю всем в округе –
Брать не надо меня в руки.
Яркий, будто светофор,
Называюсь
...(Мухомор).

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички 
Золотистые ...
(Лисички).

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик).

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка).

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка).

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята).

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь).

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка).


Видеоролик «Правила поведения в лесу»


 

Правила поведения в лесу.


1. Не шуми в лесу. Ты можешь напугать лесных обитателей.
2. Гуляя по лесу, старайся ходить по тропинке, чтобы не повредить лесную подстилку.
3. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви лесные цветы.
4. Не разоряй птичьи гнезда, гнезда шмелей, муравейники.
5. Не приноси домой диких животных, помни, что их дом - лес.
6. Не оставляй в лесу мусор.
7. Не оставляй в лесу горящий костер.
8. Съедобные ягоды и орехи собирай так, чтобы не повредить ветки. Грибы срезай ножичком, чтобы не повредить грибницу.
9. Из лекарственных растений собирай только те, которых в твоей местности много.
10. Не лови бабочек, шмелей и др. насекомых. Не сбивай паутину в лесу, не губи пауков.


 

Ребята, каждый из вас был в лесу. Давайте сейчас вспомним, какие правила мы должны с вами соблюдать, попадая в лес.

Выходят дети, поочередно называют правила.

Не руби в лесу деревья, не ломай сучья и кусты. Помни, что воздух в лесу содержит в 300 раз меньше бактерий, чем в городе.

Не рви лесные и полевые цветы. Помни: ландыш зацветает на 6-й год, а венерин башмачок — на 18-м году.

Не разоряй муравейники. Знай, что 3—4 муравейника надежно охраняют 1 га леса от вредителей.

Будь осторожен с огнем в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.

Не включай громко в лесу радиоприемники, магнитофоны, так как это тревожит птиц и зверей.

Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниет через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен — несколько десятилетий.

Не оставляй надписей на деревьях и камнях. Они вызовут лишь досаду и сожаление у тех, кто придет после тебя.

Вед:  И снова мы отправляемся в путь. Наша остановка «Игры в лесу»

Проворный уж

Паук, плетущий паутину

Запасливая белка

Вед. Забота о сохранении и умножении богатств природы — долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность — беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса — это также дом для многих животных, не будет леса — погибнут и они. Каждый час на планете уничтожают 24 км2 тропических лесов. Это может привести к необратимым изменениям в климате планеты, в распределении осадков и температур. Вот как важно, ребята, беречь и охранять наши леса!

Литература

1. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего, М., 2011

2. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты, 2008

3.Гынинова А.Б. Азбука природы Приамурья, Хабаровск,2004

4.Граубин Г. Страна моя – Сибирь, М., 2008

5.Голубева Е.А. Занимательное естествознание, Тригон Санкт- Петербург, 2008

6. Измоденов А.П. Лесная самобранка. Хабаровск, 2009

7. Опыт экологической работы со школьниками. Занятия, экологические игры, викторины, экскурсии/авт. сост. В.М. Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009

8. Учим любить родную природу. Сборник метод. материалов, Хабаровск, 2011

9. Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока, Хабаровск: Изд. Дом «Приамурские ведомости», 2009

10. Усенко Н.В. Дары уссурийской тайги. Хаб. кн. изд., 1999

11. Шлотгауэр С.Д. Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы, Хабаровск: Изд. Дом «Приамурские ведомости», 2012

Интернет ресурсы:

ekosha.gvarono.ru/news/2013/03/29mar/o6.pdf‎

kenozero.ru/.../stsenarii-ekologicheskogo-prazdnika-beregite-nashu-zeml...‎

www.calend.ru/holidays/0/0/3056/‎

www.un.org/ru/events/forestsday/‎

wildlife.bynode/22636

Приложение 1

Маршрутный лист

Название команды__________________________________________


 

Станция «Лесные деревья, травы и кустарники»

Количество баллов:


 

Станция «Лесные жители»

Количество баллов:


 

Станция «Грибная поляна»


 

 

Количество баллов:

 

Общее количество баллов :


 


 

Приложение 2


 

Медали для награждения


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.