Методическая разработка «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения — церковно-приходской школы г. Горнозаводска»

1
0
Материал опубликован 10 August 2020




i1597071308.jpg
1
q1597071324.jpg
2




МРО « Православный Приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Горнозаводска Пермского края Соликамской Епархии». Церковно-Приходская воскресная школа.


Васина Ольга Викторовна





Методическая разработка:

«Организация духовно - нравственного

воспитания в рамках

образовательного учреждения –

церковно – приходской школы

г. Горнозаводска»




Краткая аннотация работы


В данной разработке идет речь об особенностях духовно-ценностного воспитания ребенка в воскресной школе.

Воскресная школа - это организация, которая занимается дополнительным религиозным образованием детей, включающая в себя в равной мере образовательный и воспитательный процессы.

Чтобы выявить задачи, которые должна выполнять воскресная школа в своей деятельности, необходимо рассмотреть основные понятия педагогики: воспитание, виды воспитания, образование и просвещение с точки зрения христианства.

Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей,  приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде - все это создает условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности,  общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание детей.

В данной работе я описываю свой (а также моих коллег) опыт работы в воскресной школе за период 2018- 2019 учебного года. В прошлом учебном году я работала завучем школы и учителем декоративно-прикладного творчества. До этого времени 19,5 лет я проработала в дополнительном образовании – Горнозаводском Доме творчества, 2 года в основном – средней общеобразовательной школе № 3, в дошкольном образовании и 1 год – в Управлении образования г. Горнозаводска.

В своей работе я хочу поделиться небольшим опытом работы в воскресной школе, рассказать об учебных предметах, занятиях, массовых мероприятиях , традициях в нашей воскресной школе.




Содержание.

Воспитание, виды воспитания в педагогике и православии. 3-6 стр.

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие». 6-10 стр.

Духовно-нравственное воспитание в учебной и внеурочной деятельности в воскресной школе. 10-12 стр.

Учебные предметы в воскресной школе. 11-16 стр.

Мероприятия и праздники в воскресной школе. 16-18 стр.

Вывод. 18 стр.

Библиография. 18-20 стр.


Воспитание, виды воспитания в педагогике и православии.

В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание можно толковать: как воспитательную работу, цель которой - формирование системы определенных взглядов и убеждений; и как решение воспитательных задач.

Виды воспитания:

Нравственное воспитание –

 - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

 -целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

 - формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

 Основой нравственного воспитания является мораль.

 Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

 С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

 Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым, умственным, патриотическим, экологическим и другими видами воспитания.

Иначе, нравственное воспитание объединяет все другие виды воспитания.

Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.

Этическое воспитание является теоретической основой нравственного воспитания. Этика (от греческого слова ethos обычай) - это область знаний, объектом которой является мораль (от латинских слов: mores нравы; moralis нравственный). Ее цели преобразования мира выражаются в идеях о должном, о добре и зле, в идеалах, моральных принципах и нормах поведения, а также в учении о назначении человека и смысле его жизни. Этика анализирует общие законы развития моральных отношений, формы морального сознания и моральную деятельность людей.

Умственное воспитание  ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Под умственным воспитанием понимается целенаправленное взаимодействие педагога с детьми, способствующее формированию системы знаний, способов умственной деятельности, развитию познавательных интересов и потребностей, умственных (сенсорных, познавательных, математических, речевых) способностей, т.е. познавательно-речевому развитию ребенка.

Цель умственного воспитания — формирование познавательного отношения ребенка к окружающей действительности (к объектам и явлениям природы, предметам рукотворного мира, социальным процессам, к другим людям, самому себе), которое обеспечивается единством сознания, чувств и поведения. Цель является системообразующим компонентом умственного воспитания. Умственное воспитание является важнейшим фактором познавательного и речевого развития.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное. Эстетическое воспитание (от греческого слова: aisthetikos чувствующий, чувственный) формирование эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства, которое выражается в виде переживаний и чувств, вызываемых чем-либо прекрасным или возвышенным. Эстетическое воспитание школьников направлено на развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, тесно связано с эмоциональным воспитанием.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

В православном понимании семья - это не просто ячейка общества – а живой организм. Есть незримая духовная связь между детьми и родителями. Однако, и то, что порой не православная, и не какая-либо духовная культура, а банальное бескультурье, либо псевдокультура общества потребления определяют выбор родителей, если он вообще был сделан осознанно.

 Православная культура и традиция воспитания существует много веков. Живёт она и в современном обществе, невзирая на все его соблазны и несёт неизменно свои идеалы, несмотря на все изменения в духовной жизни общества, потому что в основе её – вечные истины, данные Богом. Следовательно, взаимодействие Церкви и светских образовательных учреждений при правильном подходе и организации даёт прочную основу духовно-нравственного воспитания.


Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает: социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности ( охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы). Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Уроки и массовые мероприятия в воскресной школе в значительной мере содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине, православной вере, земле, на которой они родились и выросли; стремлению сберечь, украсить и защитить ее.




Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие».

Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.

Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Духовно-нравственное воспитание — это процесс формирования:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

нравственной позиции (способность различения добра и зла, появлению самоотверженной любви, готовности преодоления жизненных испытаний);

нравственного поведения (готовности служить людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности).

Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от современного его значения. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет помимо других значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию, и этот образ присутствует в каждом человеке и неуничтожим, какую бы порочную жизнь тот ни вел. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе этот образ Божий. Осуществляется такая задача собственными усилиями человека. В чинах святых есть преподобные, то есть те святые, которые достигли высокого подобия Бога. В этом и есть цель воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), достигнуть высоты подобия. Задача воспитателя — создать условия для роста души, то есть дать необходимые знания в духовно-нравственной области, ознакомить с практическими навыками духовного делания, по возможности оградить от негативных влияний.




Духовное и нравственное воспитание: в чём различие?

Нравственность определяется качеством поведения человека, а духовность — качеством помыслов. При этом существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание — это воспитание помыслов, а нравственное — поступков. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы воспитанник не делал дурного (и наоборот делал только доброе), но и в том, чтобы ему это не приходило в голову. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически — духовное определяет нравственное.

Именно любовь к Богу и ближнему лежит в основе воспитания любви к своему Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа, способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои поступки с нравственными ценностями – личностных характеристик, формированию которых современная школа придает большое значение. Тогда необходимо признать, что одним из важнейших показателей деятельности школы и, тем более, школы православной является не количество медалистов и победителей олимпиад, уровень или качество сдачи ЕГЭ, а уровень и качество отношений между всеми участниками образовательного процесса – администрацией, учащими, учащимися и их родителями. Или, проще говоря, любовь, без которой, по слову Апостола, все превращается в ничто

( 1 Коринфянам 13:2 – углубленное изучение Библии, анализ текста. 1-е послание Коринфянам 13 стих 2. )




Вот, что по этому поводу говорит Алексей Ильич Осиповпрофессор Московской Духовной Академии (фрагменты лекции «Искажения христианства»):

 


«Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные – нравственность и духовность. Они взаимосвязаны между собой, да, конечно, и они часто определяют друг друга, но это просто разные вещи. 
В чем же различие между ними? Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе. 
Нравственность связана с определенными действиями человека».


«Мы оцениваем деятельность, поведение, творчество человека с точки зрения тех норм, которые очевидны. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и, в зависимости от этого, называем человека нравственным или безнравственным…. То есть оценка его нравственности основывается на том, чем он интересуется. Это то, что относится к нравственности. 
Но вы уже поняли, что это не относится к духовности». 
«Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому духовные ценности, каковы? В Евангелии их называют, например: любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так что всем это будет, очевидно. Напротив, чем бо́льшие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает. 
Вы обратите внимание на поразительный факт, совокупность фактов, которые мы находим в Евангелии. Вы замечали когда-нибудь, что Христос, когда совершает чудо, часто приказывает никому об этом не рассказывать? Это же поразительная вещь! В чем дело? Это, думаете, идет от ума? Или еще от чего-нибудь? Да нет, духовная ценность – она всегда целомудренна, целомудренна! Не «ущербномудренна», а именно «целостномудренна». Мы знаем, что такое целомудрие. Мы знаем, оно прячется, оно скрывает себя. Истинная добродетель, истинная духовная ценность всегда себя скрывает. Неслучайно Христос сказал: «Если хочешь помолиться – затворись, затворись».

« И когда я говорю: «бездуховный», это значит, что нравственность сама по себе не определяет духовное содержание. Нравственность тогда начинает определять, положительно определять духовность, когда она находится в определенном ключе, т.е. когда человек стремится к исполнению Евангелия в своей жизни. Вот тогда его нравственные поступки могут иметь эту положительную направленность и постепенно приводить человека к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит».

«..величие христианской нравственности в том, что она дает соответствующий ключ, в котором эта нравственность порождает истинную духовность, нет этого ключа  – что такая  нравственность порождает? Безумство, гордыню, лжеправедность, которые затем ненавидят Христа и распинают Его. 


Я скажу вам золотые слова, которые могут быть ключом для нашего с вами понимания, а потом и для объяснения им. И мы поймем, что такое духовность. В отличие от нравственности. Золотые слова, которые нужно всем знать и без которых мы вообще не поймем, что такое духовная жизнь. Цитирую точно: «Святые оплакивали свои добродетели, как грехи». Всем понятно? Что такое духовность и что такое нравственность? 
Этого совершенно не знают мирские люди. Они совершенно этого не знают. Ладно бы мирские, этого, увы, к величайшему сожалению, не знает западный христианский мир. Католицизм, он весь построен на чем? Заслуги, заслуги…

Все нацелено и все существует в ключе именно духовности. Сами нравственные принципы подчинены духовности, более того, христианство впервые в истории религии совершило акт не знающего аналогов кощунств…


Знаете, что оно сделало, кто вошел в рай первым? Разбойник, негодяй, попросту говоря. За что? За какие нравственные поступки? За какие заслуги? Никаких, вот вам и нравственность и духовность. Вы подумайте, это же акт потрясающий, найдите, какая религия может святым считать негодяя, только за то, что он сказал: «Ах, верно, правильно меня осудили». Но этим самым христианство показало, в чем существо всей религиозной проблемы. В исправлении духа, духа человеческого, в приобретении правильной духовности, слышите, не правильной нравственности, а правильной духовности! Чем же является нравственность в таком случае? Нравственность является одним из необходимых, но не достаточных условий. Одним из средств.  Даже слово «необходимых» в случае с разбойником для духовного совершенства человека не подходит. И здесь я был бы даже еще более скромным: даже не нравственность, потому что это что-то поверхностное. Исполнение заповеди, вот что является средством приобретения правильного духа, святого духа в человеке. 
Вот только при каком условии человек приобретает истинное состояние духа, которое делает его способным к восприятию Бога. Не Бог нас принимает или не принимает, а мы становимся способными к принятию Бога. Пока мы поступаем, как говорится, греховно, мы не способны принять Бога. Запомните, Бог есть Любовь. И Он готов в каждый момент нашей жизни дать нам все, что только может дать. Почему же не дает? Нельзя, нельзя…


Этим ключом, которым мы можем открыть дверь Богу, является вот то состояние, на которое Господь указал в Евангелии, – состояние разбойника, сказавшего: «Достойное по делам нашим приняли». Состояние того мытаря, о котором Господь сказал, что он вышел «более оправданным», чем фарисей. 
Очень многие не видят различия между нравственностью и духовностью, многие сводят все порядочность человека и святость его, к одной морали. Увы, это беда, совсем не о морали говорит христианство, оно говорит о духовности. И мы должны об этом говорить. Не стесняйтесь, если вас будут поносить: вот мол, грешные такие, еще смеете говорить о духовности. Не стесняйтесь, по одной простой причине: у кого что болит, тот о том и говорит

Поэтому, когда человек чувствует себя больным, он будет говорить о духовности, а что такое духовность? Это здравость. Тому, кто не чувствует себя больным, духовность, конечно, не нужна».



Духовно-нравственное воспитание в учебной и внеурочной деятельности в воскресной школе.


Цели:

-приобщение воспитанников к литургической жизни церкви, формирование умений и навыков, необходимых для православно - христианского образа жизни.

-гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. 

Задачи:

- вырастить человека: духовно здорового; творческого; компетентного; инициативного; трудолюбивого; ответственного; самостоятельного; способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе; патриота; высоконравственного; в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Отец Мирослав (протоирей, настоятель Храма) ведёт просветительскую работу среди населения, совершает с прихожанами паломничества в святые места; является директором и педагогом детской воскресной школы, в которой проводится много и внеклассных мероприятий, много путешествует с учениками, занимается духовно-нравственным воспитанием учеников: приобщает детей к спорту, церковной литературе, музыке. Ведёт строительство Нового Храма.

С 2008 г. при Храме функционирует православная библиотека для населения.

Фонд библиотеки насчитывает около 500 экземпляров, среди которых есть ценные издания, а так же детская христианская литература.


Цель создания библиотеки:

духовно-нравственное развитие детей через использование произведений христианской литературы.


О значении библиотек. Петр Гурьянов, священник:



«Библиотеки — это возможность к Самообразованию и к Саморазвитию. Очень много людей закончили свои университеты и получили высшее образование в библиотеках и стали выдающимися людьми: писателями, учёными, крупными руководителями, политическими деятелями».



«Книги — это возможность учиться и перенимать жизненный опыт и знания многих великих людей, живших столетия назад, тех, кого больше нет с нами. Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость, а это означает, что вы ограниченный человек».

«Литература – это удивительный мир знаний. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой – это история, от которой они не могут оторваться». 
«Только личности видят и понимают несовершенство этого мира и стремятся сделать его лучше! 


И книги помогают людям стать Личностями!»

В церковно-приходской школе преподаются следующие предметы:

а) Введение в Закон Божий: учебник – своего рода христианская энциклопедия, где доступно и лаконично изложены все необходимые православному христианину сведения и понятия. Закон Божий», как его преподают в воскресных школах, это предмет, который все-таки связан с духовным руководством молодежи со стороны преимущественно священника, который твердо строит жизнь свою на учении Церкви, таинствах и т.д. 

Предмет «Закон Божий» в церковно-приходской школе должен подвести ребенка к самому важному – к причастию и ко всему, что связано с этим: к исповеди, к церковно-духовной жизни и таинствам. Это – главное.


б) Устройство православного Храма. Задача курса - не просто сообщение знаний о Боге и Церкви, но, прежде всего, введение ребёнка в храм, в жизнь Церкви как одной большой семьи.
В начале курса дети знакомятся с основными понятиями о Боге и о молитве. В разделе "Церковный год" даётся краткое объяснение сути празднуемого события и доступные для понимания в этом возрасте особенности праздничного богослужения. Изучая двунадесятые праздники, дети повторяют Евангельскую историю, а это в свою очередь позволяет объяснить символику храма и богослужебных предметов. В завершении курса юные христиане узнают об основных моментах Всенощного бдения и Литургии, церковных Таинств.
Предмет позволяет дать учащимся знания о русской православной культуре и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа. Так же предмет дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры.

в) Основы хорового и церковного пения учебная дисциплина, которая предполагает приобретение учащимися начальных навыков исполнения и слушания духовных песнопений, а так же включает подготовку к богослужению и участие в нём. Занятия ведутся со всеми детьми, независимо от их музыкальных способностей. В основном преобладают практические формы занятий. Задачи: разучить несложные попевки и песнопения, ознакомить с тропарными гласами, выработать чистоту интонации, выстраивать идеальное унисонное звучание для пения молебна в храме;

разучить тропари святым покровителям и тропари двунадесятым праздникам. План работы включены: Рождественская Ёлка и Пасхальный концерт, подводящий итоги работы за 1 и 2 полугодия учебного года.

г) Изо. Значение предмета заключается в овладении элементарными навыками художественного письма, получении знаний о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, а также изображению на православную тематику, что способствует не только художественно-эстетическому образованию, но и духовно-нравственному развитию.

д) Житие святых. Новозаветная цель каждого человека, а именно спасение для вечной жизни, полностью достигается святыми угодниками Божиими. Читая их жития, мы не только узнаём для себя что-то новое и интересное, но и, прежде всего, видим яркие примеры исполнения заповедей Христовых, которым мы призваны стремиться подражать.

Цель уроков познакомить детей, на доступном для них уровне, с жизнью людей, которые Православной Церковью были причислены к лику святых, начиная с первых веков христианской эры и до наших дней.

Знакомство с Житиями святых поможет ребенку лучше понять смысл основных христианских добродетелей и облегчит в дальнейшем изучение таких предметов, как Общая Церковная история и История Русской Церкви, опираясь на полученные знания, детям будет легче понять, как проходило становления Православной Церкви.

В качестве наглядных пособий используются картины художников, фотографии, иллюстрации, репродукции икон.

е) Церковно-славянский язык. На уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами древнерусской письменности. Они учатся читать и понимать славянские рукописи. Изящный шрифт, красочные миниатюры и витиеватые буквицы усиливают восприятие архаичных текстов. В нашей церковной библиотеке имеются ценные старинные издания. Их немного, но это собрание старопечатных книг в библиотеке позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой древнерусской книжности. Все тексты, которые поются или читаются в нашем богослужении, можно в упрощенном виде разделить на две группы: библейские фрагменты и гимнография.

Занятия церковным языком позволяют достичь важной цели - способности воспринимать на слух и правильно воспроизводить сложную поэтическую пластику православной богослужебной гимнографии. В понятие «гимнография» (греческое слово ὑμνογραφία – песнетворчество, от ὕμνος – гимн, песнь и γράφω – писать) входят небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (по Уставу – певческим способом, на практике нередко пение заменяется чтением) в определенные моменты христианского богослужения. Это — тропари, стихиры, кондаки, каноны, седальны и светильны. (О трудностях в восприятии Церковной гимнографии: не только услышать, но и понять.)

ж) Истоки – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого научить ребёнка почувствовать и осознать свои корни, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации. Дети младшего школьного возраста приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий: Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

з) Основы православной культуры. Основы православной культуры — это предмет просветительский, и по своему содержанию намного шире, чем Закон Божий, потому что рассказывает об основах и особенностях православного образа жизни, о том, что такое молитва и почему русские люди молились, зачем они ходили и ходят в храмы, как изменяется внутренне человек, становясь православным, что происходит в его душе, как созидательный дух, поселяясь в душе православного человека, начинает изменять его жизнь?


«Закон Божий» и «Православная культура» – это совершенно разные учебные предметы, разные и по направленности, и по содержанию, и по правовым основаниям.
Учебный предмет «Закон Божий» – это обучение религии, обязательно предполагающее и включающее в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику – отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, т.е. не светский учебный предмет.
Тогда как учебный предмет «Православная культура» это светский культурологический учебный предмет, связанный не только с преподаванием знаний об основах православной христианской религии, но и представляющий более широкий комплекс знаний о культуре.

и) Декоративно-прикладное творчество (педагог Васина О. В.)

Большое внимание уделяется декоративно-прикладному творчеству. На занятиях дети изучают элементы рисунка, живописи, скульптуры, бумажной пластики, учатся флористике, лепке из соленого теста. Цель занятий - видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, используя прикладное творчество, познакомить детей с церковными праздниками, раскрыть красоту Божьего мира.




Цель программы: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, в. том числе на тему библейских сюжетов.

Задачи:

Образовательные:

- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические умения и навыки.

Развивающие:

- реализовать духовные. Эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

Воспитывающие:

- воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Формы учебной работы:

урок (занятие), экскурсия (выставки), домашняя работа, иллюстрирование тетрадей.

Урок – основная форма организации текущей учебной работы, типы:

- уроки изучения нового учебного материала;

- уроки формирования и совершенствования умений и навыков;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

Комбинированные (смешанные) уроки.


Формой подведения итогов являются:

- выставки, конкурсы;

- интеллектуальные игры, викторины (по темам).

Чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо:

— дать учащимся необходимый уровень богословских знаний;

— помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном самоопределении;

— актуализировать полученные учащимися знания.


Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств:


Группа художественных средств, способствующие эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Книги, фильмы, которые читает , смотрит ребёнок, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает, неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство детей: те природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность, каждый вид которой имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Особое место в этой группе средств отводится общению, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, она может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Нравственное воспитание детей осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. В православном понимании семья - это не просто ячейка общества – а живой организм. Есть незримая духовная связь между детьми и родителями. Печально и то, что порой не православная, и не какая-либо духовная культура, а банальное бескультурье, либо « псевдокультура» общества потребления определяют выбор родителей, если он вообще был сделан осознанно. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

 Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В детских учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям,

этикета.

Мероприятия и праздники в воскресной школе.

-Экскурсии, поездки, путешествия

-Субботники по уборке территории храма.

-Праздники: День Знаний, Рождественская Ёлка, Пасхальный концерт.

День православной книги. Мероприятия, посвященные Дню памяти первоучителей славянского народа – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Познавательная игра « Что? Где? Когда?», конкурс чтецов.

Спортивные праздники. Эстафета.

Чаепития. День Ангела.

День Победы. Литературный марафон. Участие в акции «Бессмертный полк».

Тематические выставки творческих работ учащихся воскресной школы.


Формирование нравственных качеств младших школьников происходит посредством народной педагогики. Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх много поучительного, если взять библейские сюжеты, былины, сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. 

В воскресной школе используются и другие формы учебной работы. Экскурсии обогащают чувственное восприятие и наглядное представление обучающихся. Проводится коллективный поход (выезд) на выставки в музеи, храмы, учреждения культуры, задачами которых являются : широкое знакомство с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, памятниками культурной и исторической ценности; формирование творческих способностей и художественного вкуса; воспитывает у детей стремление к художественному и духовному образованию, самостоятельной творческой активности, организации своего досуга.

Экскурсия - не только источник пополнения знаний. Она способствует формированию у ребенка личностного отношения к историко-культурному объекту, так как дает возможность непосредственно соприкоснуться с объектом, прочувствовать его. Любая хорошая экскурсия, например, по теме

« Храмы. Монастыри», знакомит детей не только со святынями, но неизбежно предполагает повышение общего уровня христианского образования, знания христианской культуры. Массовые туристско-краеведческие мероприятия стали основой взаимодействия детей и взрослых в семейном туризме. Именно экскурсии по родному краю, по мнению И.Д.Зверева, могут помочь увидеть ученику красоту природы, ее ранимость, раскрыть взаимосвязи природных явлений, объектов, человека и в итоге подвести учащихся к «интегрированному выводу о необходимости всегда учитывать природные взаимосвязи, не разрушать, а поддерживать и развивать их».

Отец Мирослав, а так же прихожане и ученики Воскресной школы, побывали: в Израиле, на Кипре, в Украине, С. Петербурге, Москве, путешествовали по Золотому Кольцу, Уралу, Сибири и др. местам.

При изучении курса программы проводятся тематические выставки работ обучающихся, а так же итоговая выставка и концерт. Проведение мероприятий (выставки, конкурсы, викторины, игры) обращает на себя внимание учащихся и повышает интерес к предмету, выявляет и развивает более способных и одаренных учащихся.

Домашние задания представляют собой необходимый элемент обучения. Основными задачами являются: изучение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление опыта самостоятельной работы. Домашняя работа может носить творческий характер: выполнение рисунка, составление рассказа, подготовка сообщения, разучивание стихов, может быть завершением незаконченной на уроке (занятии) работы.

Большое внимание уделяется спортивным мероприятиям, так как важно развивать детей не только духовно, но и физически. Но это не просто спортивные занятия, а спортивно-патриотические, на которых учат не только совершенствовать себя, но и помогать товарищам, подставлять плечо помощи.

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

В этот же день,  ежегодно 7 апреля, отмечается Всемирный день здоровья. Праздник отмечают для того, чтобы общество задумалось, насколько этот вопрос важен, а также о том, что нужно заботиться не только о своем здоровье, но и окружающих. Цель проведения Всемирного дня здоровья: повышение ответственности каждого гражданина за сохранение и укрепление своего здоровья от рождения и до пожилого возраста, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, которые способствуют повышению качества жизни и долголетию. Команда воскресной школы участвовала в эстафете, приуроченной к этим праздникам, занимала первые места в беге.

В воскресной школе проводятся беседы с родителями - родители нуждаются в поддержке и помощи, зачастую они сами не знают много о воспитании в православии, о нормах христианской жизни.

Совместное участие в церковной жизни - это и участие в службах, помощь в уборке, украшении, любая деятельность, которая объединяет и взрослых и детей. Это субботники по уборке территории храма перед началом учебного года и в каникулы, уборка в храме перед церковными праздниками, подготовка к Рождеству - украшение ёлки, в Пасху – оформление праздничных столов с куличами и корзинами яиц для освящения.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность воскресной школы весьма разнообразна. Именно комплексный подход во многом позволяет решить все поставленные задачи. Воспитание поколения, соблюдающего нравственные нормы, приобретение духовно-нравственных ценностей, все это становится возможным при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.





Библиография.


Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.- М.: Просвещение,-1998- 479с.

Казакова Е. Г. Программа по предмету :Устройство православного храма и богослужение (начальная ступень: дети 7-11 лет). Г. Оса, 2014-2015 уч г.

Косолапова Татьяна Витальевна, кандидат педагогических наук.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе -тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01. https://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchashchikhsya-v-tserkovno-prikhodskoi-voskresnoi-shkole

Куриляк Мирослав – настоятель религиозной организации православного прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы. Положение о деятельности воскресной школы (для детей) религиозной организации православного прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Остапенко Андрей Александрович , доктор пед. наук, профессор Кубанского государственного  университета Екатеринодарской духовной академии, Высших богословских курсов при Московской духовной академии. Духовное и нравственное воспитание: в чём различие? http://vsim.org/2012/aooiaiia-e-idhaanoaaiiia-ainieoaiea-a-i-dhaceeea/

- Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средне-специальных учебных заведений. – М : Изательский центр «Академия». 2000.

Суходеев В.О. Основные понятия по обществоведению: краткий словарь. – М.: Политиздат, 1969.

Франко Анна Александровна. Программа курса «Азбука истоков» (начальная ступень : 5-7 лет). Православная воскресная школа храма «рождества Пресвятой Богородицы» г. Горнозаводска, 2015-2016 гг.

Васина О. В. Дополнительные образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству. Горнозаводский районный Дом творчества детей, 2001- 2012

Файрушина А.М. (студентка 2 Б курса ОЗО, Руководитель: к.п.н., доцент Шайдуллина Г.Ф..) Формирование нравственных качеств младших школьников посредством народной педагогики.- Бирск – 2012. https://mydocx.ru/2-114203.html

Воскресная школа как институт духовно-нравственного воспитания детей и подростков https://vuzlit.ru/423385/voskresnaya_shkola_institut_duhovno_nravstvennogo_vospitaniya_detey_podrostkov

Трудовое, эстетическое, этническое, патриотическое и гражданское воспитание.  Воспитание в процессе преподавания биологии.https://studwood.ru/1339960/pedagogika/trudovoe_esteticheskoe_etnicheskoe_patrioticheskoe_grazhdanskoe_vospitanie

Гурьянов П. Почему будущее детей зависит от чтения? ЗА СЕМЬЮ, ПРАВОСЛАВИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ. ВК. https://vk.com/club128592097


Виды воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и др. Файловый архив студентов. StudFiles

Осипов Алексей Ильич, профессор Московской Духовной Академии. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции «Искажения христианства»  https://azbyka.ru/nravstvennost-i-duxovnost

Studme.org.Учебные материалы для студентов. Педагогика. Основы методики умственного воспитания детей дошкольного возраста https://studme.org/234654/pedagogika/osnovy_metodiki_umstvennogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta

Аннотация к книге: Лариса Захарова "Богослужение и устройство православного храма. Методическое пособие" : https://www.labirint.ru/books/678794/

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии.

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Русская Православная Церковь Московского Патриархата .Церковная гимнография: не только услышать, но и понять https://eparhia-saratov.ru/Articles/cerkovnaya-gimnografiya-ne-tolko-uslyshat-no-i-ponyat

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ «ЗАКОН БОЖИЙ» И «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»: ЦЕЛЬ ОДНА, НО ЗАДАЧИ РАЗНЫЕ Беседа с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом) https://pravoslavie.ru/33955.html

МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ. Гвоздева Л.А. ЖИТИЯ СВЯТЫХ. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАhttp://blagoslovenie.su/index.php?id=1373&Itemid=299&option=com_content&task=view



Ксения Каверина. О предмете Основы православной культуры в школах https://www.proza.ru/2011/08/30/458

Доклад на тему «Роль воскресной школы  в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/01/05/rol-voskresnoy-shkoly-v-formirovanii-dukhovno-nravstvennykh

Жития святых в изложении для детей. Азбука воспитания. https://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyaty-h-v-izlozhenii-dlya-detej






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации