Методическая разработка на тему «Опыт духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах»

6
0
Материал опубликован 11 April 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья  школа" 

с. Знаменка, Нерчинский район Забайкальский край

 

Методическая разработка на тему:

«Опыт духовно-нравственного воспитания

в разных возрастных группах»

Учитель Музыки и Искусства

Трушина Светлана Юрьевна


 

Аннотация.


 

          1. Данная разработка посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся в различных возрастных группах общеобразовательной школы на основе преподавания предметов ОРКС – модуль - «Основы мировых религиозных культур», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Музыка», внеклассной и внеурочной работы.

Духовный аспект - это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности. Неудовлетворенность состоянием воспитанности учащихся со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила повышение интереса к духовно-нравственной тематике. Вместе с тем, согласно данным Минобразования России, только 30% школ, охваченных инновационной деятельностью, ведут поиск новых подходов к содержанию воспитания, которое, как нам представляется, должно быть непосредственно связано с содержанием образования, их ценностным потенциалом.

Духовность и нравственность в сочетании составляют основу личности: духовность направляет её движение (самовоспитание, самообразование, саморазвитие) и является основой нравственности.

Поэтому не вызывает сомнений, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, так как духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.

В нашей школе музыку я преподаю уже 32-й год, последние 6 лет- предмет МХК, (в этом учебном году предмет- «Искусство»). Также с этого учебного года мне предложили вести ОРКС в 4 классе и ОДНКНР – 5 кл., важные, на мой взгляд, предметы, которые позволяют учащимся усвоить базовые этические нормы и содержат в себе опыт мировой и отечественной – традиционной религии.

И поскольку наша школа с 2012 г имеет статус казачьей - актуальным представляется включение   изучения истории  и традиционной культуры казачества России  в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков. Образование на основе культурно-исторических традиций казачества – это усвоение систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в основном в гуманитарной сфере обучения, целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых качеств и патриотического духа.

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)

Начальные классы.

4 кл- курс: «Основы мировых религиозных культур».

Данный курс преподается в выпускном классе начальной школы, и все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Данный курс интегрирует знания из разных областей: истории Отечества, филологии, географии  и др. Он проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент культуры, воспитывающий, формирующий духовность, и что самое важное в воспитательном процессе сформировать достойного гражданина РФ, соблюдающего конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному диалогу.

2.Музыка

На уроках музыки учащиеся посредством песни узнают, что каждый народ имеет своих героев, память о которых хранится традициями многих поколений. Имена героев остаются в веках, и их нравственный облик имеет существенное значение для воспитания последующих поколений. Многие отечественные национальные герои имеют заслуженное почитание в религиозной традиции.

Приведу примеры  тем уроков музыки,   содержание   которых  позволяет реализовать их воспитательную  функцию в формировании и становлении личности, являющейся носителем великой культуры народов России, следовательно, отражает духовно-нравственное воспитание.:
«Дела давно минувших дней...», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»«
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...», «Рождество Твое, Христе Боже наш...». Музыка  Православной церкви как часть художест­венной культуры России.
«Колокольные звоны на Руси»,  «Что такое патриотизм», «Цвет и звук:
«Музыка вит­ража», «
Россия - любимая наша страна», «Музыка, воспевающая Россию».

В нашей школе в связи с изменением статуса школы,    помимо НРК (национально-регионального компонента) в программы   также  включено   использование краеведческого материала,  в частности,   и казачья тематика.

Включение национально-регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» способствует общему музыкально-этническому развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению школьников к истории национальной культуры. Использование НРК на уроках музыки в  общеобразовательной школе помогает решать следующие задачи:
•  социальные - национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные  духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве;
• психологические - национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;
• эстетические - высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом;
Приведу примеры некоторых тем по программе:  «Музыка» с использованием НРК и краеведческого материала. 

класс 

  Темы  по программе -
        "Музыка"                                                         

Использование НРК и краеведческого материала

     1

Что ты рано в гости, осень к нам пришла.

Характерные  особенности и  отличия  осенней  природы на  просторах  центральной  части  России  от  природы  Забайкалья. Просмотр фото и репродукций  

     1

Ноги сами в пляс пустились.

Казачьи пляски. Особенности казачьих плясок.

     1

Зимние игры.
 

Зимние игры  в Забайкалье и   особенности
казачьих игр.

     1

Природа просыпается.

Природа Забайкалья. Фото, иллюстрации. 

     

Озорные частушки

Частушки Забайкалья.  Казачьи частушки

     2

Зима: поэт-художник -композитор

Фото зимней природы Забайкалья.
 

     2

Тембры -краски

Секреты изготовления старинных казачьих инструментов 

     3

Там русский дух… там Русью пахнет

Самобытной казачьей культуры в Забайкальском крае
 

     3

Рождество  Твое, Христе Боже наш...

«Приглашаем  посмотреть на Рождество в Забайкалье»  - видео

     3

Колокольные звоны на Руси

Колокола в Храме Казанской иконы Божьей Матери в г. Чите  (фото, видео)

     3

Что  такое пат­риотизм

Строевые казачьи песни

     3

Прощай, Масленица

Фото проведения праздника Масленицы в с. Знаменка в разные годы

     

Вечная память героям. День Победы

Встречи с  ветеранами  ВОВ с .Знаменка

     4

Россия – любимая наша страна…

Слушание гимна Забайкальского казачества

     4

Москва! Как много в этом звуке…

Песни о Москве в исполнении   фольклорных ансамблей  Забайкалья

     4

Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна

Песни о России и Родине в исполнении   фольклорных ансамблей  Забайкалья

3. Музыка- (средние классы (5-7))

Тематика уроков интересна и разнообразна. Темы- «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.»,  «Мир образов полифонической музыки», «Мир русской песни», «Тема богатырей в музыке», «Эпические образы в музыке» , «Образ Вели­кой Отечест­венной войны в «Ленинград­ской» симфо­нии Д. Шостаковича ,  «Диалог искусств», «Слово о полку Игореве»  и опера «Князь Игорь»,  «Сила патриотической песни».

Учащиеся проявляют большой интерес к истории своей Родины, которая предстает их воображению в живых музыкальных образах. Основной линией воспитания на уроках музыки созвучны с курсом духовно-нравственного воспитания. Прежде всего, это семья и любовь к ближнему, верность к отечеству и забота о нуждающихся. Также подчеркивается значимость таких нравственных качеств как терпение к окружающим и уважение к родителям. Символом материнской любви в традиционной отечественной культуре является Богородица, который неразрывно связан с образом русских святых, в чем проявляет себя патриотическая воспитательная линия. При этом традиционные религии дают представление о понятиях веры, духовности, толерантности, что формирует целостную картину о духовном мире человека.

В полной мере это относится к святым Русской Земли Сергею Радонежскому и Александру Невскому. Музыкальное произведение С.С. Прокофьева «Александр Невский», повествует о силе духа русского народа, и о его любви к своей родной земле. Образ былинного героя Ильи Муромца освещает отечественную традицию стремления к справедливости, а также показывает связь религиозного и светского образов. Музыкальное произведение М.И.Глинки, воспевающее самозабвенный подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими интервентами в эпоху «смутного времени», воспитывает у учеников чувство гордости за отечественную историю и верность к ее традициям.

Примеры некоторых тем с использованием НРК и краеведческого материала. 

5кл.

Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме. 

Видео – Песнопения в храмах Забайкалья 

    6кл.

Искусство -  память человечества

Оркестры в Забайкалье  

    6кл.

Диалог метра и ритма

Метр и ритм в казачьих строевых песнях

    7кл.

Лирические  образы в му­зыке

Лирические народные и казачьи песни

    7кл.

Такие разные танцы  и марши

Танцы казаков (слушание ,видео). Строевые казачьи  песни.

4 .Мировая Художественная Культура и «Искусство».

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание происходит в рамках таких ключевых тем, как : «Стили архитектуры», «Храмовая архитектура», «Храм как символ христианского православия»,  «Древнерусская иконопись»,  «Понятие об обряде», «Религиозные праздники и обряды»,  «Крещение Руси», «Музыка в храме». «Священный лик Богоматери», «Героический эпос». Учебные программы курсов «МХК» и «Искусство» позволяют учащимся знакомиться с мировой и отечественной историей при помощи изучения подлинных классических шедевров художественной культуры и искусства. Благодаря наглядным красочным образам учащиеся постигают материальную зарубежную и отечественную культуру.

 Класс

Темы  по программе-
"
Мировая   художественная                                  культура"

 Использование НРК и краеведческого материала

    8

Особенности храмового зодчества. Храмовая архитектура

Кафедральный собор Казанской Иконы Божьей Матери в  г. Чите.   Свято-Воскресенский собор. в  г. Нерчинске

    8

Древнерусская иконопись.

 Иконы  в  храмах    г. Читы и г. Нерчинска 

    8

Всякая душа празднику рада.

Старинные и современные  праздники села Знаменка

    8

  Музыка в храме.

Видео – Песнопения в храмах Забайкалья

    9

Понятие об архитектурных  стилях

Архитектурные  стили в  Забайкальском крае

    9

 Виды архитектуры

Архитектурные строения  г. Нерчинска.

    9

Декоративно-прикладное искусство

Использование материалов школьного музея

5. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Для реализации курса применяются методы обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. Пятиклассники работают с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг».

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

6..Факультатив «Духовная культура казаков».

В 2013 году мною разработана программа факультатива «Духовная культура  казаков». Цель факультатива: Формирование духовно богатой личности через знакомство с историей, традициями и культурой казаков, в том числе Забайкальского казачества.

Факультатив направлен на формирование духовно богатой и развитой личности посредством знакомства с  историей,  традициями и культурой казаков, на основе традиций Забайкальского казачества и его культуры. Учебная программа «Духовная культура казаков» включает в себя:

1. Исторические сведения о возникновении и развитии казачества как культурно-этнической общности, на основе исторических документов. Определение роли казачества в становлении, укреплении и защите Российского Государства. Знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства. Изучения народного художественного и песенного творчества Забайкальского казачества. 2.Духовно-нравственное воспитание факультативной программы  предполагает, знакомство с моралью и этикой  казаков, которые заставляет задуматься учащихся над фундаментальными вопросами бытия. Таким образом, данный факультатив  не только  информирует учащихся об этнических элементах отечественной культуры, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю последующую жизнь учащихся.

В рамках дополнительного образования учащиеся приобщаются к народному творчеству через выступления, участия в школьных и районных мероприятиях, праздниках народного и казачьего календаря.

Заключение. Таким образом, обучающие дисциплины «Основы мировых религиозных культур», «Основы духовно – нравственной культуры народов России», «Мировая Художественная Культура», «Искусство» и «Музыка» органично дополняют друг друга в рамках образовательного – воспитательного процесса,. Богатый опыт непосредственного восприятия учебного материала посредством уроков музыки и искусства имеет более качественное усвоение учащимися, и в тематической совокупности с другими дисциплинами позволяет глубже и качественнее осваивать учебный материал. Преподавание подобным образом не только исполняет образовательную функцию, но и способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся, и их патриотической ориентации.

Источники:

1.Ворохова З.  Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, 2000. № 6

          1. 2. .Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 кл. : уч. пособие для общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.- 96 с. 4. Трушина С.Ю  "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках музыки и МХК"- http://uchportfolio.ru/articles/read/1564
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации