12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина37

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОКУЧАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»





Цикловая комиссия гуманитарных и социально-экономических дисциплин







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

Методика проведения лекционного занятия с использованием групповых форм и интерактивных методов обучения

по дисциплине ОДБ. 02 «Литература»

на тему: «Жизненный и творческий путь Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль»







Автор: Мозговенко М.Д.















2018

Подготовила Мозговенко М.Д. – преподаватель квалификационной категории «специалист» ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ




Рецензент:

Григорьева И.Л. – преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ

Горбачук Л.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ Докучаевский горный техникум



Методическая разработка открытого занятия представляют собой методические указания, раскрывающие формы, средства, методы и элементы современных педагогических технологий применительно к теме: «Жизненный и творческий путь Максима Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» дисциплины ОДБ. 02 Литература. В ней содержатся материалы по организации и проведению лекционного занятия с использованием групповых форм и интерактивных методов обучения, которые иллюстрируют описываемую методику на практике. Подробно описан ход занятия, что позволяет всем желающим познакомиться с основными принципами использования групповой формы работы в образовательной деятельности с целью создания эффективного процесса обучения и формирования критического мышления обучающихся.

Методическая разработка может быть использована преподавателями, работающими в системе профессионального образования.


Рассмотрено и утверждено

на заседании цикловой комиссии

гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ

Председатель комиссии____________М.Д. Мозговенко

Протокол № __ от ___________




Одобрено на заседании методического совета

ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ

Председатель совета __________Т.И. Маслова

Протокол № __ от ___________




Содержание

Стр.


Введение…………………………………………………………………..4

1. План и организационная структура занятия………………………….6

1.1. Цели занятия………………………………………………………….6

1.2. Междисциплинарные связи………………………………………….6

1.3. Обеспечение…………………………………………………………..7

1.4. Подготовительный этап………………………………………………7

1.4.1.Организационно-вступительная часть занятия……………………8

1.4.2. Актуализация и мотивация знаний………………………………..8

1.5. Основной этап……………………………………………………….10

1.5.1. Тезисы лекции……………………………………………………..11

1.5.2. Интерактивное упражнение «Работа в малых группах»………..16

1.5.3. Интерактивное упражнение «Продолжи»………………………16

1.5.4. Интерактивное упражнение «Тест-викторина»…………………17

1.6. Заключительный этап……………………………………………….18

1.6.1. Подведение итогов, оценивание знаний студентов……………..18

1.6.2. Интерактивное упражнение «Яблоня»…………………………...19

1.7. Домашнее задание…………………………………………………...19

1.8. Список основной и дополнительной литературы………………....19
























Введение

Сегодня образовательный процесс в учебных заведениях среднего профессионального образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Это обусловлено тем, что традиционные методы и формы обучения не соответствуют нынешним социально-экономическим условиям развития общества. Основой современного образования должны быть не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности студентов. Задачей любого учебного заведения является не только выпуск специалистов, получающих подготовку высокого уровня, но и включение студентов уже в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий, их адаптация к реальным условиям производственной среды. При этом, в процессе обучения, важно развивать у студентов такие способности, как: критическое мышление, творческая активность, умение оценивать, рационализировать, быстро адаптироваться к изменчивым потребностям рынка. Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью.

Качественное профессиональное образование – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизнедеятельности.

В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Как показывает педагогический опыт, повышение эффективности учебного процесса тесно связано с использованием современных форм, технологий и методов обучения.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Одной из форм организации учебного процесса на занятиях по дисциплине «Литература» является лекция. Результативность ее проведения в первую очередь зависит от рационального использования тех или иных способов ее проведения.

Так, для достижения целей занятия по теме: «Жизненный и творческий путь Максима Горького. Рассказ «Старуха Изергиль», возможно применение групповой формы одновременно с использованием и других интерактивных методов обучения.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на занятии, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы  на занятиях способствуют развитию у студентов критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

Принцип работы в группе состоит в передаче обучающимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых преподавателем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы студентов в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие студентов в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты обучающихся. Преподаватель должен научить обучающихся сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и студентов, и преподавателей. Активные формы и методы групповой работы - умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Актуальность темы методической разработки заключается в том, что лекция в групповой форме учебной работы особенно ярко выступает для активизации слабых студентов, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что обучающиеся с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая работа снимает внутреннее напряжение студентов, скованность, дискомфорт, исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.

Цель методической разработки - усовершенствовать методику проведения лекции с использованием групповых форм и интерактивных методов обучения, направленных на создание эффективного процесса обучения и формирование критического мышления обучающихся.












1. План и организационная структура занятия


Дисциплина: Литература

Тема занятия: «Жизненный и творческий путь Максима Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»

Вид занятия: лекция

Тип занятия: опережающая лекция с использованием интерактивных методов обучения


1.1. Цели занятия

Дидактические:

- обобщить, систематизировать и расширить знания студентов о биографии писателя и его произведениях;

- привить умения и навыки к самостоятельной и коллективной работе;

- развивать культуру речи, память и критическое мышление;

- формировать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать других, задавать вопросы, отвечать на вопросы слушателей;

- развивать умения студентов анализировать прочитанное произведение;

- побуждать к активизации мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом;

- повышать степень мотивации и эмоциональности студентов;

- формировать познавательную активность студентов.

Воспитательные:

- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата;

- формировать интерес к обучению;

- формировать умение работать с командой и в команде;

- обучать навыкам успешного общения;

- способствовать воспитанию чувства патриотизма;

- воспитывать чувство взаимоуважения в условиях групповой работы;

- способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.

Методическая:

- усовершенствовать методику проведения лекции с использованием групповых форм и интерактивных методов обучения, направленных на создание эффективного процесса обучения и формирование критического мышления обучающихся.


1.2. Междисциплинарные связи


Дисциплина «Литература» относится к циклу общеобразовательных дисциплин. Для изучения темы: «Жизненный и творческий путь Максима Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» требуются знания по следующим дисциплинам: «Всеобщая История», «Русский язык», «Мировая художественная культура».



1.3. Обеспечение


Методическое обеспечение: рабочая программа учебной дисциплины, перспективно-тематический план, методическая разработка, план занятия, карточки с заданиями, опорные конспекты, мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, программное обеспечение Microsoft Power Рoint, фотоаппарат.


1.4. Подготовительный этап



Эффективность лекции зависит от подготовленности преподавателя к занятию, а также от методов ее проведения.

С целью успешного проведения занятия, заблаговременно определяется тема, цель и задачи. Планируется его проведение. Формулируются основные и дополнительные вопросы по теме. Подбирается основная и дополнительная литература. Создаются конспекты-схемы, слайды для обеспечения визуализации учебного процесса.

Основные принципы групповой работы:

группа студентов разбивается на несколько микрогрупп от 3 до 6 человек;

каждая микрогруппа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

внутри каждой микрогруппы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

процесс выполнения задания в микрогруппе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

выработанные в микрогруппе решения обсуждаются всей группой студентов.

Одним из интерактивных методов обучения на данном занятии выступает игра. Соревновательный дух прослеживается с первого этапа. Поэтому подготовка преподавателя к занятию должна включать в себя ряд дополнительных мероприятий:

- подготовка игровых конкурсов, которые должны раскрывать все знания темы. Они могут быть для команд одинаковыми или разными;

- подготовка интерактивных упражнений, атрибутов.

На лекции применяются следующие активные и интерактивные методы обучения: «Брейн-ринг», «Работа в малой группе», визуализация, «Продолжи», «Тест-викторина», «Яблоня».

С целью организации эффективного и качественного процесса обучения, снятия психологического напряжения, можно проводить «рекламные паузы» в виде коротких сообщений от преподавателя об интересных фактах о писателе. Также это способствуют получению студентами дополнительных знаний.



1.4.1. Организационно-вступительная часть занятия


Данный этап занятия заключается в том, чтобы организовать и эмоционально настроить студентов, активизировать их внимание и создать рабочую атмосферу.

Преподаватель проверяет готовность студентов и аудитории к занятию, отмечает в журнале отсутствующих, проводит инструктаж по технике безопасности.

Важным моментом является эмоциональный настрой студентов. Преподаватель отмечает, что сегодня на занятии студенты должны быть очень внимательными и активными.


1.4.2. Актуализация и мотивация знаний


Перед проведением актуализации и мотивации студентам необходимо сообщить о форме проведения занятия и объединить в три команды не более чем по 3-6 человек.

Для более интересных методов формирования малых групп требуется предварительная подготовка. Преподаватель разделил студентов на 3 команды – Реализм, Сатира, Фельетон.

При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет зависеть эффективность взаимодействия обучающихся и качество образовательного процесса.

Участникам команд необходимо сообщить относительно предстоящей работы в группах, что их совместная работа будет оцениваться баллами, а результаты будут фиксироваться письменно в таблице, которая будет изображена на доске. Целью группы на занятии будет обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, выполнение групповых заданий и др.

Кроме того, преподавателю нужно четко формулировать инструкции по выполнению задания и предоставлять группе достаточное количество времени для его выполнения.

Актуализацию опорных знаний на данном занятии целесообразно провести путем конкурс «Брейн-ринг».

Преподавателю необходимо заранее подготовить вопросы, в соответствии со знаниями которые обучающиеся получили на предыдущей лекции.

Порядок проведения конкурс «Брейн-ринг»:

1) каждой команде выдается карточка с определенным цветом (красный, зеленый и синий);

2) каждой команде задается вопрос по изученной теме;

3) участники обсуждают вопросы и формулируют ответы очень быстро. Время на обсуждение вопроса ограничено – 30 сек.;

4) один из участников команды отвечает на вопрос после того, как команда подняла карточку определенного цвета. Если на вопрос дан правильный ответ, то данная команда получает 1 балл, а если нет, то право ответит переходит другой команде. Не полный ответ может быть оценен в 0,5 балла.

5) конкурс «Брейн-ринг» продолжается до тех пор, пока команды не дадут ответы на все вопросы.


Вопросы:

Литературная биография А. И. Куприна начинается с …?

1889 года

Как назывался первый опубликованный рассказ А. И. Куприна?

«Последний дебют»

Какая ведущая тема произведений А. И. Куприна?

Тема любви

Назовите главного героя произведения А. И. Куприна «Олеся»?

Иван Тимофеевич

Что больше всего любила Мануйлиха и от чего смогла бы немного успокоиться?

Деньги, чай, сахар

Кто рассказал Ивану Тимофеевичу о полесских ведьмах?

Слуга Ярмола.

7. Для чего Олеся пошла в церковь?

Ради любимого человека

К какому титулу принадлежала главная героиня произведения «Гранатовый браслет» Вера Николаевна Шеина?

Княгиня

Сколько лет «безнадежной и вежливой любовью» любил Веру Николаевну Г.С. Желтков?

7 лет

Какую должность занимал Г.С. Желтков?

Чиновник контрольной палаты

Какой жанр произведение Куприна «Гранатовый браслет»?

Рассказ

Назовите рассказ А.И. Куприна 1900-х годов, который был написан под влиянием М.Горького?

«Поединок»

Мотивация знаний – это этап, который включает сообщение темы занятия, четкое осознание его цели – конечного запланированного результата совместной деятельности преподавателя и студентов.

Мотивация проводится путем раскрытия значения темы и ее взаимосвязи с другими дисциплинами. На данном этапе преподаватель сообщает студентам:

- тему занятия: «Жизненный и творческий путь Максима Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»;

- план занятия:

1. Жизненный и творческий путь Максима Горького.

2.Анализ рассказа «Старуха Изергиль».

3. Характеристика образов рассказа.

- эпиграф занятия: «Человека создает его сопротивление окружающей среде» (М. Горький)

Преподаватель обращает внимание на то, что литература занимает особое место в системе общего образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов, она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Кроме того, знания, полученные при изучении данной темы, необходимы для дальнейшего изучения данной дисциплины.


1.5. Основной этап


После проведения актуализации и мотивации студентов преподаватель переходит к раскрытию основных вопросов лекции. Под руководством преподавателя студенты конспектируют основные даты из жизни и произведение писателя.

Поэтому на занятии для раскрытия основных вопросов темы и для систематизации материала используются мультимедийные технологии, в частности презентация на тему: «Жизненный и творческий путь Максима Горького. Рассказ «Старуха Изергиль» разработанная с помощью программного обеспечение Microsoft Power Рoint, а также опорных конспектов – схем.

Применение элементов визуализации связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой – с развитием принципа наглядности. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации ее превращения в знания.

Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов сообщений. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

На лекции целесообразно использовать активные и интерактивные методы обучения: «Брейн-ринг», «Работа в малых группах», «Продолжи», «Тест-викторина» и »Яблоня».


1.5.1. Тезисы лекции

(Курсивом выделены те части лекции, которые студенты готовят по группам, как элемент опережающей лекции)

1. Жизненный и творческий путь Максима Горького.

Ранние годы

Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Савватиевич Пешков, столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику.

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете. Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».

Становления писателя

Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым, под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.

В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе - социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию, приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.

Период эмиграции и последние годы жизни.

В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.


2. Анализ рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», написанный осенью 1984 года, впервые был напечатан в «Самарской газете» спустя год, частями, в 80, 86 и 89 номерах. Он является одним из ранних романтических произведений Горького, в которых впервые стал виден его незаурядный писательский талант.

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Рассказ построен в форме диалога автора и старой женщины, прожившей бурную жизнь и знающей много разных историй. Композиционно рассказ можно разделить на три части: о Ларре, о самой старухе Изергиль и о Данко, это как бы три рассказа внутри одного, посвящённые одной цели: выяснить, в чем же смысл человеческой жизни.

Главная тема произведения – размышление о смысле жизни.

Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.

Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.

Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.

Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.

Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Идея произведения.

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. 

Проблематика.

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?

Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.

Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.

Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.

Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.

Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Композиция «Старухи Изергиль»

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» - человеческой свободы и несвободы.

Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.


3. Характеристика образов рассказа.

Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко.

Характеристика образа Ларра (1 команда)

Первая часть – легенда о Ларре. Главный герой легенда о Ларре — является молодой человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает отверженный. Поначалу Ларре нравится такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но после того как проходит некоторое количество времени главный герой понимает смысл жизни, но уже поздно он несет заслуженное наказание. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая напоминала людям о его существовании.

Ларра – гордец, сын человеческой женщины и орла, незнакомый с понятиями любви и самопожертвования, эгоистичный наглец, не признающий уважения к другим, готовый только получать, ничего не давая взамен. Для него легко убить женщину, отвергнувшую его, но свое одиночество он осознает вопреки своей неуязвимости, смелости и превосходству, которое он ощущает над другими. Это орел может летать в вышине и чувствовать счастье от полёта, не желая делить его ни с кем. Ларра же – наполовину человек. А люди не смогут перенести одиночества, это разбивает их сердца, какими бы каменными они не казались.(Образ Ларры зачитывается из произведения)


Характеристика образа Старухи Изергиль (2 команда)

Вторая часть автобиографичная. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно. Так же как и в легенде о Ларре Горький пытается показать нам то общее, что соединяет эти рассказы. Это смысл жизни. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!». Она осознает смысл жизни, это не скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в какой – нибудь деревушке с мужем и детьми.

Старуха Изергиль в молодости так же считала себя выше других, наделённая красотой, эгоистичная и безрассудная. Она, в отличие от Ларры, вообще не испытывавшего чувств, испытала их, будучи молодой, даже в избытке, получая то, что хотела  и тут же забывая об этом. Пока она была молода, и мужчины влюблялись в нее, она не замечала ценности своей молодости. Они оставались для нее тенями, её полузабытые возлюбленные, для многих из которых её любовь была роковой. Когда же она влюбилась сама, её ждало разочарование – её бросили и посмеялись над ней. Но чувства всегда руководили Изергиль.

Она спасла неблагодарного любовника и отказалась, чтобы её любили в благодарность за спасение. Человеческая гордость заставляет человека балансировать на краю. Это было последнее любовное воспоминание старухи. Дальше она уже просто пыталась существовать. Когда она любила и была любима – она жила. И теперь ей остались одни сказки и истории, которые она рассказывает молодым, желая ещё раз увидеть блеск в глазах и попытаться ощутить те чувства, что всегда руководили её жизнью. (Образ Старухи Изергиль зачитывается из произведения)


Характеристика образа Данко (3 команда)

И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главный герой легенды о Данко выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели то никто даже не вспомнил о умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко, который видел свой смысл жизни в помощи людям.

Данко – третий молодой «гордец», о котором рассказывает Изергиль, он так же, как Изергиль, смел и безрассуден. Вера в то, что именно он спасёт людей, заставляет его вести их через болота, к цели, которой может и не быть. В момент их отчаяния и готовности броситься на него, он рискует собой ради этой веры, разрывая руками грудь и освещая непроглядную тьму своими сердцем. Ему удалось совершить то, чего не смогли Ларра и Изергиль – умереть. Он смог погибнуть не только в расцвете сил, но не бесполезно, во имя будущих человеческих жизней. Старуха Изергиль, безусловно, втайне завидует ему: он смог умереть молодым, и умереть ярко.

Хотя подвиг его продолжает жить в памяти народа, превратившись в сказку, старуха Изергиль говорит о человеческой неблагодарности – неблагодарен был Ларра, принятый в племени матери, красавец-поляк, решивший, в конце концов, сделать одолжение Изергиль: «Теперь я буду тебя любить», а так же «осторожный человек», затушивший сердце Данко, и люди, которые, обретя свободу, тут же забыли о спасителе. (Образ Данко зачитывается из произведения)

Человеческая натура способна на величайшие подвиги и нижайшие преступления. Но не всякий сможет жить одним днём, это выбор избранных. Главное, суметь совершить свой подвиг. Старуха Изергиль, осознав, что постарела и уже не будет тех жарких чувств, которые всегда кипели в ней, совершает свой, маленький, – спасает любимого, даже пойдя ради него на убийство. Она с презрением отказывается от любви Аркадэка, которую он предлагает как оплату за спасение. И пусть её сердце разрывается в этот миг, она гордо смотрит, как он с другими пленниками уходит. Подвиг Данко, как и её самопожертвование, остались без награды. Но она считает, что уж лучше так, и воспоминания – это все, то ей осталось на её веку.

Романтические герои в этом рассказе сильны, храбры, безрассудны – наделены всеми качествами, которые присущи молодости. Чувства обострены, кажется, что впереди много счастливых лет. Но рассказ назван именно «Старуха Изергиль», о Ларре и Данко в названии упоминания нет.

Возможно, Горький хотел сказать названием рассказа, что молодость не вечна, что итог жизни подводится сообразно поступкам? Все, совершенное в молодости, будешь помнить старым. И именно человек выбирает, как он проживёт свою жизнь – будут ли о нем рассказывать сказки, либо его судьба – бродить по свету безвестной тенью, желающей умереть.

У каждого есть право совершить свой подвиг, выбор только за ним.

Романтизм в произведениях Горького занимает центральную позицию. Произведение «старуха Изергиль» является одним из достояний этого направления в литературе конца 19 века. Горький полностью раскрывает свою задумку о смысле жизни. Он показывает три точки зрения, тем самым дает читателю вопрос для размышления «в чем есть смысл жизни?»


1.5.2. Интерактивное упражнение «Работа в малых группах»


Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Упражнение «Работа в малых группах» проводится в ходе изложения материала второго пункта плана лекции «Анализ рассказа «Старуха Изергиль».


В процессе работы в группах происходит обмен мнениями, выявляются противоречия и пути их разрешения. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

Необходимым условием работы в группах является:

- выполнение предварительно оговоренного временного регламента;

- назначение лидера, руководящего ходом группового обсуждения;

- введение алгоритма выработки общего мнения.

Данное упражнение рационально в применении при проведении всех этапов занятия. При этом дабы достичь максимальной эффективности данного упражнения, нужно убедиться, что обучающиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Кроме того нужно четко формулировать инструкции по выполнению задания и предоставлять группе достаточное количество времени для его выполнения.


1.5.3. Интерактивная упражнение «Продолжи»

Упражнение «Продолжи» проводится в ходе изложения материала третьего пункта плана лекции «Характеристика героев рассказа».

Упражнение основано на выполнении различных заданий группой по цепочке.

Суть упражнения состоит в том, что каждая команда должна составить связанный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждая команда составляет по 3 предложения за определенное время. Таким образом, окончательный вариант текста зачитывает последняя команда и оценивает работу двух предыдущих команд. Это стимулирует у обучающихся желание к обучающей деятельности, организует ситуацию успеха

Порядок проведения упражнения «Продолжи»:

1) каждая команда должна составить характеристику образа за 1 минуту (не менее 3 предложений);

2) по сигналу преподавателя, первая команда передает свою характеристику следующей команде, а она в свою очередь 3 команде. Задача этих команд состоит в том, чтобы, продолжить характеристику образа не повторяясь в течении 1 минуты;

4) по сигналу преподавателя, команды заканчивают характеристику и зачитывают работу двух предыдущих команд;

6) преподаватель подводит итоги и анализирует ход упражнения;

5) выставляются баллы командам: 1 правильный ответ – 1 балл.





1.5.4. Интерактивное упражнение «Тест-викторина»



1. Представителем какой литературы является А.М.Горький?

а) английской

б) русской

в) американской

2. Укажите годы жизни М. Горького?

а) 1894-1958

б) 1868-1936

в) 1881-1925

3. Настоящее имя и фамилия М.Горького?

а) Максим Пешков

б) Алексей Пешков

в) Савва Пешков

4. В каком городе родился М.Горький?

а) Великий Новгород

б) Москва

в) Нижний Новгород

5. Как называется третья часть трилогии «Детство», « В людях» и «….»?

а) «Юность»

б) «Зрелость»

в) «Мои университеты»

6. Первые произведения М.Горького.

а) «Макар Чудра»

б) «Челкаш»

в) «Старуха Изергиль»

7. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»?

а) о тяжелой жизни старухи

б) размышление о смысле жизни

в) размышление о любви

8. Какая особенность композиции не относятся к рассказу?

а) всё повествование – это описание чувств героев

б) состоит из трёх частей

в) история о Старухе Изергиль

9. Что общего в судьбах Старухи Изегриль и Ларра?

а) предательство

б) самопожертвование

в) не способны помнить о людях, которые им не интересны или безразличны

10. Что общего в судьбах Старухи Изергиль и Данко?

а) стремились к богатству

б) нашли счастье в любви

в) их жизнь посвящена любви к людям

11. Как был наказан юноша за свою гордость в рассказе «Старуха Изергиль»?

а) был изгнан навсегда

б) вернулся к людям умирать

в) бросился со скал в ущелье

12. Почему люди оказались в лесу из произведения «Старуха Изергиль»?

а) заблудились

б) прогнали племена

в) там было постоянное место жительства

13. Кого люди выбрали в провожатого из главных героев произведения?

а) Изергиль

б) Данко

в) Ларра

14. Что сделал для людей Данко?

а) разорвал грудь и вырвал из неё своё сердце

б) показал свою силу

в)принес себя в жертву

15. Что случилось с сердцем Данко?

а) стало символом свободы

б) исчезло

в) рассыпалось в искры, угасло

Закрепление усвоенных знаний проводится с помощью интерактивного упражнения «Тест-викторина».

Тестирование проводится по теме посредством мультимедийной демонстрации. Каждая команда отвечает на вопрос по очереди, если ответа нет, право ответить и заработать дополнительный балл переходит команде-сопернику.


1.6. Заключительный этап


Преподаватель подводит итоги занятия, анализирует работу студентов в командах. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы.


1.6.1. Подведение итогов, оценивание знаний студентов


На данном этапе следует подвести итоги по достижению поставленных в начале занятия целей. Можно еще раз сообщить, о том, что нового узнали студенты, какими знаниями овладели и оценить работу как работу команд так и отдельных студентов, которые были активными на занятии.





1.6.2. Рефлексия «Яблоня»


С целью осмысления уровня усвоения темы можно применить рефлексию «Яблоня» - на изображение яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии и насколько продуктивным было занятие для студентов.

- если тема студентом усвоена, то он должен выбрать яблоко зеленого цвета;

- если уровень знаний темы недостаточно высок, требует дополнительного осмысления – желтое яблоко;

- если студент ничего не запомнил – красное яблоко.

Выбранное яблоко необходимо прикрепить на изображенное, на презентации дерево.


1.7. Домашнее задание



Это завершающий этап занятия. Он является логическим продолжением занятия и направляется на углубление знаний полученных на занятии и вторичное их осмысления. Преподаватель делает свои рекомендации:

Повторить лекцию «Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия».

Выучить наизусть стихотворения В.Брюсова и К.Бальмонта (по выбору обучающегося).


Список использованных источников


Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007.

Изучение литературы в 10-11 классе. Пособие для учителя.

Под ред. Кузнецова Ф., Русская литература XX века в 2-х частях -М., 1991.

Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.

Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учеб. для общеобразоват. огранизаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Пронина]; под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2016. – 415 с.: ил. - ISBN 978-5-09-037589-4.







Приложение 1

Интерактивное упражнение «Брейн-ринг»

Вопросы:

Литературная биография А. И. Куприна начинается с …?

а

Как назывался первый опубликованный рассказ А. И. Куприна?

«Последний дебют»

Какая ведущая тема произведений А. И. Куприна?

Тема любви

Назовите главного героя произведения «Олеся»?

Иван Тимофеевич

Что больше всего любила Мануйлиха и от чего смогла бы немного успокоиться ?

Деньги, чай, сахар

Кто рассказал Ивану Тимофеевичу о полесских ведьмах?

Слуга Ярмола.

Для чего Олеся пошла в церковь?

Ради любимого человека

К какому титулу принадлежала главная героиня произведения «Гранатовый браслет» Вера Николаевна Шеина?

Княгиня

Сколько лет «безнадежной и вежливой любовью» любил Веру Николаевну Г.С. Желтков?

7 лет

Какую должность занимал Г.С. Желтков?

Чиновник контрольной палаты

Какой жанр произведение Куприна «Гранатовый браслет»?

Рассказ

Назовите рассказ А.И. Куприна 1900-х годов, который был написан под влиянием М.Горького?

«Поединок»















Приложение 2

Интерактивное упражнение «Тест-викторина»



1. Представителем какой литературы является А.М.Горький?

а) английской

б) русской

в) американской

2. Укажите годы жизни М. Горького?

а) 1894-1958

б) 1868-1936

в) 1881-1925

3. Настоящее имя и фамилия М.Горького?

а) Максим Пешков

б) Алексей Пешков

в) Савва Пешков

4. В каком городе родился М.Горький?

а) Великий Новгород

б) Москва

в) Нижний Новгород

5. Как называется третья часть трилогии «Детство», « В людях» и «….»?

а) «Юность»

б) «Зрелость»

в) «Мои университеты»

6. Первое произведение М.Горького.

а) «Макар Чудра»

б) «Челкаш»

в) «Старуха Изергиль»

7. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»?

а) о тяжелой жизни старухи

б) размышление о смысле жизни

в) размышление о любви

8. Какая особенность композиции не относятся к рассказу?

а) всё повествование держится на описании чувств героев

б) состоит из трёх самостоятельных частей

в) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль

9. Что общего в судьбах Старухи Изегриль и Ларры?

а) предательство

б) самопожертвование

в) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными

10. Что общего в судьбах Старухи Изергиль и Данко?

а) стремились к богатству

б) нашли счастье в любви

в) их жизнь посвящена любви к людям

11. Как был наказан юноша за свою гордость в рассказе «Старуха Изергиль»?

а) был изгнал навсегда

б) вернулся к людям умирать

в) бросился со скал в ущелье

12. Почему люди оказались в лесу из произведения «Старуха Изергиль»?

а) заблудились

б) прогнали племена

в) там было постоянное место жительства

13. Кого люди выбрали в провожатого из главных героев произведения?

а) Изергиль

б) Данко

в) Ларра

14. Что сделал для людей Данко?

а) разорвал грудь и вырвал из неё своё сердце

б) разорвал грудь, чтобы показать сою силу

в) разорвал грудь, принося себя в жертву

15. Что случилось с сердцем Данко?

а) стало символом свободы и независимости

б) исчезло

в) рассыпалось в искры, угасло
















t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png

t1600951250aa.png


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 24.09.20 в 17:26 0Ответить Пожаловаться
Ценный ресурс! Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.