Методическая разработка по литературе «Театр А. Вампилова» (10–11 классы)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку «Простая теория».
Сидорова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 358 Санкт-Петербурга Московского района
Методическая разработка по литературе: «Театр А. Вампилова».
Цели мероприятия:
активизация интереса к личности и творчеству А.В. Вампилова, писателя, драматурга;
развитие драматургических и творческих способностей учащихся;
эстетическое воспитание учащихся.
Задачи мероприятия:
1. пробудить желание прочитать произведения А.В. Вампилова;
2. показать, что литература очень тесно связана с жизнью, заставляет задуматься о человеческих отношениях;
3. развивать речь и память;
4. воспитывать любовь к слову и творчеству драматурга.
Оборудование: портрет А.В. Вампилова, выставка книг драматурга, мультимедиа проектор, эмблемы команд, театральные афиши, карточки-задания, (пазлы, на которых написаны слова фразы В.Распутина (2 одинаковых набора.)
Данный урок предназначен для старшеклассников, изучающих драматургию Вампилова или для факультативных занятий по Литературе Сибири. Можно провести как итоговое занятие. Литературный квест предполагает проверку внимательности и наблюдательности учащихся во время чтения. Задания построены на знании и понимании текста произведения. Участвуют 2-3 команды по 6-10 человек.
Ход урока.
Он был талантлив вдвойне –
и как человек, и как писатель.
В.Распутин
Слово учителя: В 2017 году в литературе знаменательная дата - 80лет со дня рождения Александра Вампилова. Великий писатель и драматург оставил чудесное литературное наследство.
Его произведения удивительно богаты и многогранны по своему душевному выражению, искренности чувств и живописности образов.
Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.
Команды выходят для приветствия. Организованно показывают эмблемы и произносят девизы.
Представление главных контролёров квеста.
1 Станция «Биография А. Вампилова»
Музыка. П. И. Чайковский «Август».
Ведущий. Все мы родом из детства. И эта истина вдвое верна по отношению к Александру Вампилову.
В 1-ом конкурсе предлагаются вопросы о жизни и творчестве драматурга. Отвечает тот, кто первым поднял руку или сигнальный флажок, та команда и получает пазл за правильный ответ.
1. Назовите годы жизни А.Вампилова? (1937-1972)
2.Почему Вампилову было дано имя Александр? (Мальчика назвали Александром в честь А.С.Пушкина).
3.Назовите фамилию, имя, отчество матери А.Вампилова. ( Анастасия Прокопьевна Копылова).
4. Сколько детей было в семье Вампиловых? (4: старший, Миша, близнецы, Галя и Володя, Саша)
5. Где прошло детство и школьные годы А.Вампилова? ( с. Кутулик)
6. На каких музыкальных инструментах играл Саша? ( На мандолине, домре, гитаре)
7. Какой спортивной игрой увлекался в детстве А.Вампилов? ( Футбол)
8. Почему А.Вампилов не смог поступить в ИГУ в 1954г? (Не сдал экзамен по немецкому языку)
9. В каком году Вампилов все же поступил в ИГУ на историко-филологический факультет? (1955г.)
10. Кто являлся руководителем студенческого литобъединения в 50-ег, в котором участвовал и Вампилов? ( В.П.Трушкин)
11. В 1958г в печати появилось десять рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом. Каким? ( А.Санин, студент госуниверситета)
12. Как называлась первая книга А.Вампилова, появившаяся в 1961г в Иркутске? («Стечение обстоятельств»)
13. В каком году состоялся дебют А.Вампилова-драматурга? ( В 1964г пьеса «Дом окнами в поле»)
14. Где и когда состоялась первая постановка пьесы «Прощание в июне»? (В 1966г в драматическом театре г. Клайпеды)
Команда, набравшая большее количество правильных ответов получает пазл.
2. Станция «Творчество драматурга»
Ведущая. Драматургия Вампилова обозначила собою явление, именуемое «Театром Вампилова», о котором В. Распутин сказал: «Зритель, приходя в театр Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и, которая, долго продолжается после спектакля – в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта…»
Задание. 1. По авторским ремаркам участники должны узнать пьесу, написать ее название на листках и передать жюри.
«... большая опрятная комната - печь, стол, скамья. На столе букет из июньских цветов, термос, на стене ковер с изображением оленей, на другой стене висит большой холст, здесь же несколько цветных фотографий из журнала «Огонёк». («Дом окнами в поле»)
«Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно... На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок.
На переднем плане тахта...У изголовья столик с телефоном...» («Утиная охота»)
«Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином. За домом возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу покрытая елью, выше-сосной и лиственницей. На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой прибита вывеска... Здесь же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев». ( «Прошлым летом в Чулимске»)
2. В этом конкурсе участникам предлагается соотнести потерянные предметы ( можно их нарисовать) и пьесы, в которых они встречаются.
Нож, патронтаж , несколько деревянных птиц | «Старший сын» |
Серебряная табакерка, венок | «Утиная охота» |
Ружьё, сорока, кларнет, гитара | «Дом окнами в поле» |
Клумба с пионами, гладиолусами, галантусом. Ключ от дверей. | «Прощание в июне» |
Команды за правильный ответ получают пазлы.
3 Станция «Афиша».
Ведущий. Давайте представим, что мы находимся в театре, учащиеся 9 класса – актеры, а вы зрители. Они приготовили презентацию (просмотр презентаци). И, конечно, есть произведение, которое будет ставиться на сцене нашего театра.
Какое это произведение, чье, мы узнаем из афиши.
Чтение афиши (презентация спектакля)
Слайд 1. Александр Валентинович Вампилов ( 1937-1972 )
Слайд 2. «В воспоминаниях»
Слайд 3. В кругу товарищей – друзей.
Слайд 4. Афиша
Театр юного зрителя им. А.Вампилова.
Пьеса «Свидание».
Пьеса «Несравненный Наконечников»
Автор – А.В. Вампилов.
Художники - авторы афиш, защищают свои проекты (домашнее задание) и получают пазлы.
4. Станция «Театрализация».
Ведущая. Подготовка инсценировки пьесы (домашнее задание).
Инсценировка пьесы «Свидание».
Действующие лица:
Девушка
Сапожник
Студент
Роли исполняли:
Голос за сценой – Лосюк Дарья
Девушка – Забоева Алина
Студент – Полянский Владислав
Сапожник – Моисеев Кирилл
Ведущий. Хорошие манеры должны быть постоянными, иначе манеры могут покинуть человека в ответственный момент.
«Свидание» заставляет задуматься о многом: как мы относимся к своим родителям, знакомым и незнакомым людям.
Ведущая. Рыцарские времена, может быть, и прошли, но порядочность, совестливость должны быть внутренней сутью человека. Они свидетельства живой души.
Ведущий. Поведение человека – это своего рода нравственное испытание. Это тот выбор, который мы мысленно делаем, ставя себя в ситуацию героев Вампилова. В этом выборе наша оценка и наши представления, и наши убеждения.
Инсценировка «Несравненный Наконечников»
(Действие первое. Картина вторая.)
Действующие лица:
Наконечников – парихмахер
Полина Матвеевна – теща
Капиталина – жена.
Роли исполняли:
Наконечников (парихмахер) - Абдулаев Кирилл
Полина Матвеевна (теща) – Гладышева Александра
Капиталина (жена)-Аутко Алекандра.
Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (зрителя)?
Ответ: Оставаться человеком надо всегда, в любых обстоятельствах.
Команды за выступление получают пазлы.
5. Станция «Кино».
Ведущий. Драматург обращается к материалу острому, сложному, ответственному – к судьбам молодых. «Среда – это мы сами, а значит если каждый из нас станет лучше, лучше станет среда» (Вампилов).
Пьесы А.Вампилова приобретают «второе дыхание» в кино.
-Назовите произведения А. Вампилова, которые были экранизированы.
«Дом окнами в поле»
«Прощание в июне».
«Старший сын»
«Утиная охота»
«Прошлым летом в Чулимске»
«Провинциальные анекдоты»
«Свидание в предместье»
Команды за правильный ответ получают пазлы.
(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Валентина».)
6. Станция «Угадай мелодию».
Ведущая. В юности А. Вампилов зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А.Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»
(Звучит романс- аудиозапись).
Задание. Прослушайте романс и ответьте на поставленные вопросы. (Звучит музыка без слов любимый романс А.В. Вампилова «Гори, гори моя звезда» - аудиозапись, 1 куплет).
Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная.
Ты у меня одна заветная;
Других не будет никогда.
Ответьте на вопросы:
-Назовите название романса.
- Объясните выбор именно этого романса.
Команды за правильный ответ получают пазлы.
7.Станция «Творческая мастерская».
Ведущий. «Человек должен ходить по земле гордо и легко» - таков девиз Вампилова. 17 августа, за два дня до своего тридцатипятилетия, Александр Вампилов погиб на озере Байкал. Жизнь оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого, а Саня поплыл к берегу. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.
Владимир Скиф
Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.
А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.
С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.
Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами —
Великий, бронзовый, живой.
2003г.
Задание. Напишите синквейн о А. Вампилове. (Оценивание - один пазл)
8. Станция конечная.
Подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.
Обучающийся выразительно читает стихотворение.
«Вспоминайте меня весело» П. Реутский (1972)
Из заработанных пазлов сложите и соберите высказывание В. Распутина об А. Вампилове , недостающие фрагменты по смыслу попытайтесь восстановить. Побеждает та команда, которая более точно собрала предложение.
«...Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта - чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же необходимые для нашего существования и для искусства...» (В.Распутин)
Рефлексия. Приём «Газет мнений». На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) всем участникам предлагается выразить свои впечатления от урока.
Например, «Он был талантлив вдвойне – как человек, и как писатель». (В.Распутин)
Используемая литература:
Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996.
Вампилов А.В. Дом окнами в поле: Пьесы, очерки и статьи, фельетоны, рассказы и сцены; Вступ.ст. В.Лакшина. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.
7