12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алишевская Наталья Анатольевна58
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
5

Методическая разработка урока по изобразительному искусству «Театр теней»




Виды театра
PPT / 2.71 Мб

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Новоангарская детская художественная школа

Методическая разработка урока по изобразительному искусству

«ТЕАТР ТЕНЕЙ»

Автор: Алишевская Наталья Анатольевна,

Преподаватель МБУ ДО Новоангарская ДХШ

Новоангарск, 2019

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОАНГАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

Методическая разработка урока по изобразительному искусству

«Театр теней»

(для детей 8-10 лет)

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО Новоангарская ДХШ

_________Шох В.А.

Автор: преподаватель Алишевская Наталья Анатольевна

Цель:

-познакомить обучающихся с театральным искусством – театром теней

-создание учащимися марионеток и демонстрация театрального представления по сказке Сутеева В.Г. «Под грибом»

Задачи:

- ознакомить с различными видами театров и их особенностями;

- ознакомить учащихся с историей возникновения теневого театра;

- закрепление имеющихся знаний у детей о Силуэте;

- развивать умение выделять главные характерные признаки, по которым узнаём персонажа;

- формировать навыки работы с бумажными марионетками, с ширмами и источниками света;

- формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии;

- развивать игровое поведение, артистизм и умение активно строить диалог;

-воспитывать любовь и интерес к искусству

Тип урока: комбинированный;

Вид урока: урок-представление, урок коллективного творчества;

Межпредметные связи: история, МХК, литература;


 

Оборудование:

- ПК, мультимедийный проектор и экран;

- экран-ширма для театрального представления (Приложение 1);

- осветительные приборы для подсветки экрана сзади;

Дидактические материалы:

- презентация к уроку Power Point «Виды театра» (Приложение 2);

- музыкальные файлы: «Китайская народная музыка» для показа легенды о зарождении теневого театра; «Звуки природы – дождь в лесу, шум леса и пение птиц» для музыкального сопровождения театрального представления по сказке Сутеева В.Г. «Под грибом»;

- легенда о зарождении теневого театра (Приложение 3);

- силуэты марионеток императора и императрицы, а также веток сакуры;

- текст сказки Сутеева В.Г. (Приложение 4);

- бумажки, с написанными ролями и названиями декораций для «жеребьёвки»;

Материалы и инструменты для учащихся:

- бумага для эскизов, карандаш, ластик, плотный картон, ножницы, тонкие палочки (шпажки), скотч

Результат урока: Выполнение марионеток персонажей и показ театрального представления.

План урока:

Организационный момент

Раскрытие темы урока

Изучение нового материала

Практическая работа

Рефлексия

Театральное представление

Заключение


 


 


 


 

Ход урока:

Организационный момент

Вступительное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.


 

Раскрытие темы урока

Здравствуйте ребята! Прежде чем начать наш урок, отгадайте загадку, которую я для вас приготовила:

Там по сцене ходят, скачут,

То смеются, а то плачут!

Хоть кого изобразят, -

Мастерством всех удивят!

(театр)

 

Изучение нового материала

(Приложение 2);

Слайд №1


 

Сегодня наш урок посвящён театру.

Слайд №2


 

Какие виды театра вы знаете?

Слайд №3

Кукольный театр. А что это за театр? (дети отвечают) Правильно ребята! Кукольный театр – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой.

Слайд №4

Оперный театр. Что же необычного в этом театре? Правильно, содержание спектакля раскрывается в музыке и пении.

Слайд №5

Театр балета. Вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. В переводе с итальянского языка слово «Балет» означает «танец»

Слайд №6

Театр пантомимы. Кто такой пантомим? Пантомим - актёр, играющий с помощью одних телодвижений. Т.е. Театр пантомимы -  это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Слайд №7

Драматический театр. Хорошо! А чем отличается этот театр от кукольного? (дети отвечают) Молодцы!  Спектакль в драматическом театре основывается на литературном произведении — драме или сценарии. В инсценировке участвуют артисты и основным средством выразительности для них являются не только физические действия, но и речь. При этом драматический театр может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму.


 

Слайд №8

Театр теней – это особый вид театральной игры, она основана на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

Сегодня наше занятие как раз и будет посвящено театру теней! Но прежде, чем мы поговорим о его особенностях, мы с вами отправимся в далёкое путешествие – в прошлое.

Слайд №9

В аудитории гаснет свет, педагог уходит за экран. Включаются осветительные приборы для подсветки экрана, а также начинает играть лёгкая мелодия в китайском стиле. Затем педагог с помощью готовых марионеток императора и императрицы, начинает показывать легенду о том, как и где, зародился театр теней. (Приложение 3)

Ребята, вот вы и посмотрели небольшой спектакль, а именно легенду, о зарождении театра теней. А теперь, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Где же зародился театр теней? Родиной теневого театра считается Китай.

Как вы думаете, из чего делаются фигурки для театра теней?

Фигурки для театра теней могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла.

А как ими можно управлять?

Каждой из таких картинок управляет актёр, а помогают ему в этом нити или палочки. Также можно создать «Живые» тени с помощью рук – театр ручных теней.

А что ещё кроме картонных кукол нужно для того, чтобы зритель мог увидеть театр теней?

Конечно же, сам экран, а также важным моментом для теневого театра является - установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Фигурки должны находиться между источником света и экраном. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше фигурка находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчетливо. Если же фигурку приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчетлива.

А как- бы, одним словом можно было бы назвать тень от фигурки?

Силуэт. Правильно. Силуэт – это одноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.

Так вот мы с вами будем одновременно рисовать, и вырезать силуэты. Каждый из вас сделает свою марионетку и каждый попробует себя в роли актёра театра! Раз вы актёры – то кто я? Конечно, в любом театре есть режиссёр – он управляет процессом создания спектакля.

Есть актёры, есть режиссёр, чего же ещё не хватает? Конечно – сценария! В качестве нашего первого сценария мы возьмем сказку русского писателя Сутеева Владимира Григорьевича «Под грибом».

Роли распределяем методом жеребьёвки (каждый ученик вытягивает бумажки с написанными на них ролями, а также названиями декораций, необходимых для сказки).

Роли:

(начиная с самого маленького персонажа)

Муравей.

Бабочка.

Мышка.

Воробей.

Лягушка.

Заяц.

Лиса.

Декорации:

Гриб – маленький, средний и большой.

Трава (полянка).

Тучки с каплями дождя.

Солнышко.

Режиссёр зачитывает сценарий, актеры внимательно слушают. (Приложение 4)

Практическая работа

1 Этап. Затем начинается процесс создания фигурок для театра теней. Сначала дети рисуют эскиз – где продумывают образы своих персонажей, развивая тем самым умение выделять главные характерные признаки, по которым можем узнать героя.

2 Этап. Когда готовы эскизы, учащиеся переносят готовый контур персонажа на плотный картон, а затем вырезают его. Очень важно, чтобы педагог-режиссёр следил за пропорциональными соотношениями, воробей больше чем бабочка с муравьём, а зайка больше чем воробей и т.д.

3 Этап. К вырезанным силуэтам необходимо приклеить палочки (шпажки) под небольшим углом. (Приложение 5)

Театральное представление - результат урока

Как и в настоящем театре, прежде чем показывать спектакль зрителям, артисты должны распределить и выучить роли, провести репетиции.

Также, необходимо, назначить звукорежиссера, – который будет отвечать за музыкальное сопровождение сказки – смену мелодии дождя в начале сказки - на звуки природы, когда выглянуло солнышко.

После тщательной подготовки ребята приглашают зрителей на представление.Перед началом театрального действа зрителям раздаются жетоны с изображением символики театрального искусства (весёлые и грустные маски). По окончанию представления, зрителям предлагается прикрепить на классную доску тот жетон, эмоции которого передают впечатление от увиденного.

Рефлексия

Ребята, вы молодцы! Какие прекрасные у вас получились марионетки.

Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось в сегодняшнем уроке? В каких моментах вы испытывали затруднения?

Посмотрите на классную доску – сколько весёлых масок оставили в благодарность наши зрители! Желаю вам и дальнейших успехов в творческих началах и чтобы ваши лица всегда светились искренними улыбками.


 

Заключение

Театр теней – искусство, зародившееся много веков назад. Но и по сей день интерес к этому виду театра не угасает, а даже наоборот набирает всё большую популярность. Таинственная и сказочная атмосфера театра теней даёт уникальную возможность комфортного раскрепощения ребёнка, способствуя развитию его воображения, мышления и его творческому росту.

В процессе знакомства, с данным видом театра, обучающиеся получают новую информацию, приобретают навыки работы с ширмой, светом и бумажными марионетками. У детей формируется стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии.



 

Приложение 1

Экран для театрального представления

 

-деревянная рама с примерными размерами 2 м на 1м и натянутой на неё тканью белого цвета.

Приложение 2

Презентация к уроку «Виды театра»

[электронный ресурс]

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/04/03/vidy-teatra

Приложение 3

Легенда о зарождении театра теней

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра – искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву- Ци.

«Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского императора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене. Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами».

 

Приложение 4

Владимир Сутеев

Сказка «Под грибом»

Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее…

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт…

Бежит мимо Мышка:

Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт…

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Тут и места нет.

Подвиньтесь, пожалуйста!

Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

Зайца не видели? — спрашивает.

Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

Не тут ли он спрятался?

Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Эх, вы! Гриб-то…

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Desteni, 07.04.19 в 09:35 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за опыт, материал классный
Алишевская Наталья Анатольевна, 07.04.19 в 16:25 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Надежда Анатольевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.