12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапутина Ирина Викторовна217
2

Урок «История души человеческой…»



Тема: «История души человеческой…»

Цель: Анализ предисловия к «Журналу Печорина» с целью выявления у учащихся читательской позиции. Значение личного дневника в жизни героя.

Задачи: 1. Содействовать развитию коммуникативных свойств речи, навыков монологической речи; создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, сравнивать, отстаивать свои взгляды.

2.Совершенствовать умения, навыки в процессе анализа художественного

текста.

1. Организационный момент.

- На предыдущих уроках знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся понять смысл предисловия к «Журналу Печорина»

Блиц - опрос. Создание мотивации.

- Давайте вспомним события и героев произведения.

- Какие главы мы прочитали?

- Угадайте хозяина описанных ниже предметов:

Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре.


 

Хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро.


 

Он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь.


 

Введение нового понятия

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

Анализ предисловия

- Обратимся к «Журналу Печорина»

- С чего начинается «Журнал Печорина»? (с предисловия)

- Что, по –вашему, значит название «Журнал Печорина»? (это личный дневник Печорина, история его жизни)

- От какого лица будет идти повествование? (От первого лица, от лица Печорина)

- Как личные тетради Печорина оказались у повествователя? (Тетради отдал повествователю Максим Максимыч)

- Почему повествователь решается напечатать историю жизни Печорина? (Потому что Печорин умер)

- Чем, по мнению повествователя, интересен этот дневник? Что в нем спрятано?

«Теперь я должен несколько объяснить причины, побудившие меня предать публике сердечные тайны человека, которого я никогда не знал.»

- Почему, по-вашему, Печорин вел дневник? Почему он не рассказал о своих переживаниях друзьям или знакомым? (Печорин был одинок)

- зачем он писал этот дневник? (Он пытался анализировать собственные слабости и пороки)

«Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал ее своим друзьям.»

Диспут: Виновен или нет?

- Как вы понимаете фразу: «Мы почти всегда извиняем то, что понимаем» (Если мы понимаем человеческий поступок, значит мы можем его простить)

- Как вы относитесь к Печорину? Он вам нравится? Вы считаете его виновным в несчастиях других людей?

(Да, он виновен в смерти Бэлы, в равнодушном отношении к Максим Максимычу. Мне не нравится Печорин, потому что он эгоист)

- Вы понимаете поступки Печорина? (Нет)

- Вернемся к фразе «Мы почти всегда извиняем то, что понимаем»

- Вы можете простить Печорина? (Нет, потому что я не понимаю его поступков)

- Виновен ли он в том, что вы не можете его понять? У вас есть право обвинять его?

(Нет, мы не можем утверждать, что он виновен).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.