Методическая разработка по обществознанию «Сила оружия в современном мире» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 1 November 2023 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Центр Образования №47 города Иркутска, кафедра общественных наук.













Методическая разработка по обществознанию, 11класс

Тема «Сила оружия в современном мире».










Составитель: учитель высшей квалификационной категории по

истории и обществознанию Цвирчак Светлана Михайловна.



Иркутск, 2023























Методическая разработка. Обществознание, 11класс

Тема «Сила оружия в современном мире».

Технологическая карта урока

Тема урока

Сила оружия в современном мире

Тип урока

Урок изучения нового материала на основе проблемно-диалогического обучения с элементами практической работы с использованием задания в контексте кейс-стадии метода по теме «Кому нужна война?»

Дата урока


Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Обществознание.11класАкадемический школьный учебник : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Бого­любова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2021.

Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Бо­голюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2021.

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018.

Практическое задание по теме урока в рамках кейс-стадии метода (Кейс – пакет)

План урока

Война и судьбы людей.

Виды оружия.

Ядерное оружие - как «щит цивилизации».

Гонка вооружений в контексте глобального доминирования.

5. Кому нужны войны? Решение проблемной ситуации в рамках реализации кейс-стадии метода.

Цель урока

Обучающая: сформировать представление об особенностях имперской политики ее ключевой черте – гонке вооружений; проанализировать основные виды оружия, существующие в современном мире, акцент в изучении сделать на характеристику ядерного оружия.

Развивающая: развить практические компетенции учащихся в работе с проблемными заданиями используя кейс-стадии метод через комбинирование и варьирование обществоведческой ситуации в работе с документами; умение выделять ключевые аспекты проблемы, устанавливать причинно-следственные связи , ставить и разрешать проблемную ситуацию в новых условиях.

Воспитательная: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности, а также ответственности каждого за причастность к мировым проблемам в контексте угроз современному обществу.

Формы и методы обучения

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, эвристический, кейс-стадии метод;

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Педагогические технологии

Проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного диалога в контексте не урока –объяснения, а урока открытия новых знаний

Основные понятия и термины

Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете.

Геноцид - истребление групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным признакам, а также полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

ДНЯО – Договор о нераспространении ядерного оружия.

Резолюция - итоговое решение, принимаемое по важным вопросам

Имперская политика - стремление распространить свою политику на весь мир.

Конфликт цивилизаций - столкновение различных устойчивых типов общественно-политических устройств.

Оружие – устройство и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами являются:

Заинтересованность не только в личном успехе, но и успехе группы, выполняющей общее задание по кейс-пакету.

Метапредметные результаты:

Развитие способности к рефлексии, через оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей.

Поиск и извлечение нужной информации по заданным кейсам в адаптированных источниках различного типа.

Определение сущности характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

Предметными результатами являются:

Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности в кейс-заданиях.

Умение находить нужную социальную информацию в кейс-заданиях, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемым заданием (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями. Научится: определять виды оружия, анализировать черты имперской политики современных государств, раскрывать пути решения региональных и мировых конфликтов, предвидеть последствия имперской политики для человеческой цивилизации

Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации.

Формирование базовых компетенций

Аналитические компетенции-умение соотносить факты и общие явления, выделять причинно-следственные связи, объяснять мотивы, цели, результаты деятельности людей, сравнивать и обобщать общественные явления и процессы; практические компетенции применение полученных знаний в новой ситуации, решение познавательных и практических задач отражающих общественные явления; познавательные компетенции - целостное представление об обществе и человеке. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах поиск нужной информации в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма), передача содержания заданий адекватно поставленной цели; информационная компетентность – ученическая любознательность, умение пользоваться различными информационными технологиями, использование различных баз данных в образовательном процессе пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями, презентации результатов познавательной деятельности; коммуникативная компетентность - умение обмениваться мнениями в группе, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество.


Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока. Запись темы урока. Постановка проблемного задания.

Можно ли нам в будущем избежать военных конфликтов? (учащиеся должны дать ответ в конце урока).

Двое учащихся заранее получили задание подготовить выступление на тему «Война и судьбы людей» и сообщение по теме «Классификация видов оружия». Данное задание направлено на развитие информационной компетентности – ученической любознательности, умением пользоваться различными информационными технологиями, использованием различных баз данных в образовательном процессе, пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями, презентации результатов познавательной деятельности.

Цитаты на доске

«Когда гремит оружие – законы молчат» (Цицерон).

«В природе человека три основных причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы» (Гоббс).

Учитель: Как характеризуют войну авторы высказываний, которые записаны на доске? Учащиеся анализируют высказывания, а затем записывают их в тетрадь. Война-это Голиаф пожирающий все и всех Задание направлено на развитие аналитических компетенций - через умение выделять причинно- следственные связи, объяснять мотивы, цели, результаты деятельности людей.

Война-это огромная боль, это смерть людей, это гибель всего живого. Религиозная заповедь «Не убий» не действует во время войны, Люди перешагивают через все табу и запреты. Война-это попытка установить власть кровью, добиться решения всех проблем силой оружия. Это попытка править другими народами и государствами с помощью силы .Человечество так и не смогло избавиться от войн как способа решения конфликтов .А ведь именно война калечит и гробит судьбы людей, сводит ценность человеческой жизни на нет.

Выступление учащегося на тему «Афганистан болит в моей душе» Учащийся рассказывает о судьбе своего отца, прошедшего Афганистан, выполнявшего интернациональный долг в ОКСВ в 1986-1988годах. Учащийся завершает свой рассказ исполнением под гитару песни, посвященной Афганской войне - «Черный тюльпан» Творческий блок по данной тематике, подготовленный учащимся способствует формированию ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви к родине, и уважении истории своего Отечества и осознанию своей ответственности за страну.

Изучение 2 вопроса по плану «Виды оружия».

Актуализация знаний учащихся

Вопрос к учащимся. Что такое оружие? Какие виды оружия вам известны? Формирование познавательных компетенций - целостного представления о классификации видов оружия. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах передача содержания заданий адекватно поставленной цели Учащиеся дают неполные ответы, называют из видов оружия: холодное, огнестрельное, химическое. Для приращения знаний учащихся по данному вопросу, выступает ученик, подготовивший сообщение о классификациях видов оружия.

Виды оружия

Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда

Холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;

Метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;

Пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;

Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ

Рассмотрим классификацию видов оружия (Рис.1)







t1698818722aa.png


















Рис.1 Классификация видов оружия.

Рассматриваем вопрос №3 ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ (устаревшее - атомное оружие) - оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, которая выделяется при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер-изотопов водорода - дейтерия и трития в более тяжелые, например ядра изотопов гелия.



t1698818722ab.gif

Рис.2 Ядерное оружие.

Рассказ учителя. Актуализация знаний учащихся Ядерное оружие как самое чудовищное средство массового поражения появилось? учащимся когда? В ходе 2 мировой войны в 1945 г и было сброшено на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945года. Сегодня обладание ядерным оружием считается надежным средством защиты своих интересов. Этим ядерным щитом можно основательно защитить себя от всех опасностей. Так ли это на самом деле? Карибский кризис 1962г показал, насколько близко мир стоял на грани третьей мировой войны, и если бы война началась, что было бы с человечеством? Вопрос учащимся. Причины и суть Карибского кризиса? Учащиеся вспоминают материал из курса истории 20 века и дают ответ. Смысл создания ядерного оружия в его бессмысленности, так как в ядерной войне не может быть победителей и побежденных. В этой войне может погибнуть все человечество. Работа с текстом учебника. Формирование познавательных компетенций - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах поиск нужной информации в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма), передача содержания заданий адекватно поставленной цели. Ученики выписывают в тетрадь термин ДНЯО и отвечают на вопрос «Какие попытки предпринимаются мировым сообществом, чтоб приостановить распространение ядерного оружия? Почему эти попытки не достаточно эффективны и не снимают угрозу использования ядерного оружия государствами-обладателями ядерного оружия? Дают следующий ответ: В ДНЯО вступили ЮАР, Индия были уничтожены ядерные заряды ЮАР. Но сейчас уже известно, что Пакистан, КНДР, Израиль, возможно Иран обладают ядерным оружием, но тем не менее в ДНЯО они не вступили. Кроме того США – участник ДНЯО говорит о создании ПРО, тем самым снимая с себя ответственность за распространение ядерного оружия.

Переходим к изучению 4 вопроса «Гонка вооружений в контексте глобального доминирования»

Записывают в тетради понятие имперская политика и конфликт цивилизаций. Развитие аналитических компетенций: анализ объектов, выделение главных факторов в изучаемой проблеме.

Вопросы к учащимся:

Почему мир вооружается?

В чем причина огромных расходов на ВПК?

Почему гонка вооружений преследует человечество на протяжении 20 и 21 века?

Назовите ключевые причины, которые заставляют государства участвовать в гонке вооружений в современном мире? По ходу комментариев учащихся, один из них обобщает ответы и делает выводы и фиксирует их на доске в виде схемы на данном этапе урока идет формирование практических компетенций применение полученных знаний в новой ситуации, решение познавательных и практических задач отражающих общественные явления.




               Причины гонки вооружений.

Этап первичного осмысления изученного материала. Личностное отношение к аспектам проблемы учащихся. Вопрос учащимся: Кому нужны войны? Как их остановить? Ответы учащихся: Войны нужны правителям, диктаторам, группам с шовинистскими взглядами, партиям с агрессивными планами, униженным нациям и народам в контексте доминирования над другими, гегемонии и превосходства, а также с целью приобретения собственной независимости и суверенитета. Остановить их можно или с помощью силы или цивилизованными методами: через переговоры и компромисс в решениях. Главным механизмом урегулирования конфликтов должен стать ООН - международная организация по поддержанию мира и безопасности. Но в настоящее время мы видим неэффективность деятельности ООН, что свидетельствует о глубоком кризисе, в котором прибывает эта организация. Ни один региональный конфликт в современном мире ООН не смог решить: ни межэтнический конфликт в Руанде в 1994г, ни конфликт в Югославии 1996-1999г, ни приостановить события, связанные с вторжением США в Ирак, спровоцировавший в этой стране гражданскую войну, ни события в Сербии и Косово, которые происходят сегодня. В конце 20 века появился новый международный арбитр – США, самостоятельно принимающий решения о восстановлении или установлении демократии по-американски и в связи с этим США могут позволить себе вмешиваться во внутренние дела других государств, нарушая тем самым суверенитет этих стран, а мировое сообщество безмолвствует и никак не реагирует на данные выпады США

5 вопрос. Кейс-задание по теме «Кому нужна война?»

Цель: - развитие практических компетенции учащихся в работе с проблемными заданиями используя кейс-стадии метод через комбинирование и варьирование обществоведческой ситуации в работе с документами;

-формирование умение, направленных на выявление ключевых аспектов в проблеме и определение причинно-следственных связей в процессе, явлении;

- формирование умений ставить и разрешать проблемную ситуацию в новых условиях.

Алгоритм работы с заданием кейса.

1.Внимательно прочитайте текст

2.Соотнести предложенный текст с изученным курсом, с какой содержательной линией он связан.

3.Выделите проблему в источнике

4.Анализ аспектов в представленной проблемной ситуации и выявление разных точек зрения на поставленную проблему.

5.Простраивание гипотезы-предположения путей решения проблемы.

6.Решение проблемы через синтез и обобщение суждений с целью выделения нового умозаключения

Проблемное задание.

1. В чем состоит сущность войны для человечества? Согласны ли вы с авторской точкой зрения?

2. Как связана война с установлением определенного типа политического режима? Какие примеры могли бы подтвердить или опровергнуть мне­ние автора?

3. Сформулируйте свои вопросы по данным документам и составьте логические задания по предложенным историческим источникам.

Кейс-задание по теме: Из Манифеста Рас­села—Эйнштейна, 1955 г.,

Пагуошское движение «...Тот вопрос, который мы ставим перед вами, — вопрос суро­вый, ужасный и неизбежный: должны ли мы уничтожить человечес­кий род, или человечество должно отказаться от войны? Люди не хотят столкнуться с этой альтернативой, так как очень трудно иско­ренить войну. Искоренение войны потребует мер по ограничению на­ционального суверенитета, которые будут ненавистны чувству нацио­нальной гордости. Однако больше, чем что бы то ни было, мешает оценке обстановки понятие «человечество», которое кажется туман­ным и абстрактным. Люди едва ли представляют себе, что опаснос­ти подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие «человечество». Они не могут заставить се­бя осознать то, что им самим и их близким грозит неминуемая опас­ность погибнуть мучительной смертью. И поэтому люди полагают, что войны, вероятно, могут продолжаться при условии, что будет за­прещено современное оружие. Это иллюзорная надежда. Какие бы со­глашения по запрещению использования водородных бомб ни были достигнуты в мирное время, их будут считать необязательными в во­енное время. И обе стороны немедленно приступят к изготовлению водородных бомб, как только разразится война, потому что, если од­на сторона начнет изготовлять водородные бомбы, а другая нет, то та сторона, которая обладает водородными бомбами, неизбежно окажет­ся победительницей.

Мы призываем этот конгресс, а через него ученых всего мира и мировую общественность подписаться под следующей резолюцией:

«В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непремен­но использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожа­ет существованию человечества, мы настаиваем, чтобы правитель­ства всех стран поняли и публично признали, что споры между государствами не могут быть разрешены посредством развязывания мировой войны, и мы требуем поэтому, чтобы они находили мир­ные средства решения всех спорных вопросов».


«Сущность войны - уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда. Война - это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым, в конечном счете, сделать его разумнее. Даже когда оружие не уничтожается на поле боя, производство его - удоб­ный способ истратить человеческий труд и не произвести ничего для потребления... Теоретически военные усилия всегда плани­руются так, чтобы поглотить все излишки, которые могли бы остаться после того, как будут удовлетворены минимальные нуж­ды населения. Практически нужды населения всегда недооцени­ваются, и в результате - хроническая нехватка предметов первой необходимости, но она считается полезной. Это - обду­манная политика: держать даже привилегированные слои на гра­ни лишений, ибо общая скудость повышает значение мелких привилегий и тем увеличивает различия между одной группой и другой... Это - социальная атмосфера осажденного города, где разница между богатством и нищетой заключается в обладании куском конины. Одновременно благодаря ощущению войны, а следовательно, опасности, передача всей власти маленькой вер­хушке представляется естественным, необходимым условием выживания».

Ответы учащихся по заданным проблемным заданиям

1. Сущность войны - уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда. Война - это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым, в конечном счете, сделать его разумнее. Благодаря ощущению войны, а следовательно, опасности, передача всей власти маленькой вер­хушке представляется естественным, необходимым условием выживания»

2. Это - обду­манная политика: держать даже привилегированные слои на гра­ни лишений, ибо общая скудость повышает значение мелких привилегий и тем увеличивает различия между одной группой и другой...2. Люди едва ли представляют себе, что опаснос­ти подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие «человечество». Они не могут заставить се­бя осознать то, что им самим и их близким грозит неминуемая опас­ность погибнуть мучительной смертью. И поэтому люди полагают, что войны, вероятно, могут продолжаться при условии, что будет за­прещено современное оружие.

Использование дидактических заданий методов получения обратной связи активации познавательной деятельности учащихся через интерактивные, диалогичные методы управления усвоения изученного материала. Уровень совершенствования знаний – систематизация и актуализация знаний

Составление проблемных вопросов и логических заданий к документу учащимися.

1.Опредилите уровень соотношения военного производства с мирной жизнью граждан?

2.Должно ли человечество отказаться от войн? Реально ли это вопло­тить на практике?

3.Какие меры ограничения национального суверенитета может потре­бовать искоренение войн?

4.Насколько актуальны вопросы рассматриваемые в данных документах в современном мире?

5.Каким образом может быть использована властями угроза войны?

6.Могут ли быть победители в 3 мировой войне? Ответ аргументировать.

Логические задания, составленные учащимися.

Убрать лишнее понятие, не соответствующее проблеме - войны в современном мире. Свой ответ аргументировать.

1.Резолюция, конгресс, Пагуошское движение, конформизм, война.

2.Скептицизм, конценсус, компромисс, сотрудничество, интеграция.

3.Угроза, вызов, эскалация, ядерная война, перцепция.

4.Ядерная зима, ДНЯО ,Экстремизм, ВТО, водородная бомба.

Подводятся итоги по уроку.

Можно ли нам в будущем избежать военных конфликтов? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Ваши аргументы за и против Данный вопрос направлен на развитие коммуникативных компетентностей- умение обмениваться мнениями в группе, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Большинство учащихся, считают, что сегодня многие государства не заинтересованы в том, чтобы оружие прекратило играть роль инструмента решения споров. Война выгодна тем, кто стремиться доминировать за счет других, в первую очередь тех, кто обладает природными ресурсами и недостаточно силен, чтоб противостоять «сильным мира сего». Пока в обществе будет преобладать милитаризированное сознание, базирующееся на превосходстве одних государств над другими, пока общество не откажется от деструктивных методов решения конфликтных ситуаций между народами, до тех пор военные конфликты будут создавать угрозу человечеству.

Развитие способности к рефлексии. Рефлексия - анализ, оценка и самооценка школьников собственного состояния, переживания, мыслей относительно своей деятельности и деятельности других. Результатом развития рефлексии является способность ученика дать оптимальную оценку себе и другим.

Домашнее задание

Представьте себе, что вы журналист, вам поручено написать статью в журнале по теме «Когда гремит оружие – законы молчат». Напишите статью по данному высказыванию. Составить свои презентации, которые проиллюстрировали бы вашу статью, посвященную данной теме.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации