Методическая разработка по организации и проведению открытого урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

1
0
Материал опубликован 27 May 2020

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


по организации и проведению открытого урока

по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

в рамках изучения общеобразовательных дисциплин в

ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж»


Раздел: Основы обороны государства и воинская обязанность.

Тема: История создания Вооруженных Сил. Танковые войска.















Разработал зам.директора по УПР, преподаватель ОБЖ

Евков А.А.






2020г



Раздел: Основы обороны государства и воинская обязанность.

Тема: История создания Вооруженных Сил. Танковые войска.


Методическая цель: демонстрация организации и результативности самостоятельной работы учащихся по подготовке к уроку.


Актуальность: организация учебной и внеклассной работы патриотической направленности с изучением материалов по тематике «Вооружение РККА и СА СССР периода Второй Мировой войны».


Цели:

Формирование военно-патриотических качеств у будущих защитников Отечества.

Инициация познавательности у обучающихся.

Изучить историю возникновения и развитие танковых войск на начальном этапе.

Знакомство учащихся с БТТ РККА и СА СССР времен ВОВ.


Задачи:

Исторический аспект изучения темы «Вооружение Советской арми периода Второй Мировой войны».

Создание методических условий для патриотического воспитания на уроках ОБЖ и кружковой деятельности.


Платформа проведения: программа мероприятий по проведению Дней науки и техники в ГБОУ СПО ЛНР «Первомайский колледж» под единой темой «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать» в 2019-2020 учебном году.


Методическое обеспечение:

Доклады обучающихся с обязательным текстом и коротким коментарием на основе персонального изучения порученного к докладу обьекта (бронетанковая техника и конструкторы БТТ и артвооружения).

Презентация.


Наглядные пособия:

Демонстрационные фотографии.

Масштабные модели БТТ.


Оптимальное время проведения занятия: 90 минут (2 по 45минут).


Место: Кабинет ОБЖ.


Метод: Комбинированый. (Рассказ преподавателя. Доклады учащихся. Просмотр презентации по ходу докладов. Практическая индивидуальная работа с макетами.).


Учебные вопросы, время на их отработку

Действия преподавателя

Действия обучаемых

1

2

3

Вводная часть

5 минут

Принять доклад командира взвода (учебной группы) о наличии личного состава.

Озвучить тему занятия и методы работы.

Запись темы занятия.

Учебный вопрос

75 минут

Озвучивание ключевых вопросов темы урока.

Доклады по теме урока.

Практическая работа

10 минут

Демонстрация макетов.

Озвучивание названий БТТ демонстрируемых преподавателем.

Заключи - тельная часть

5 минут

Озвучить домашнее задание.


Запись домашнеего задания.


Перед началом урока оговорить с присутствующими тактику поведения с минимальным психологическим влиянием на обучающихся исключающим эффект активного присутствия.

Структура проведения занятия:



Введение


Преподаватель

До октябрьской революции 1917 года Российская империя вовсе не имела бронетанковых войск и сколь либо достаточное количество бронированной техники для использования ее в боевых действиях. Даже собственного выпуска бронеавтомобилей в империи налажено небыло. Создание и расцвет танковых войск в СССР приходится на 30-40е годы прошлого века.

ВОВ началась в исключительно невыгодных и чрезвычайно трудных для Советских Вооруженных Сил условиях. Особенно это касалось танковых войск, которые переживали период реорганизации и перевооружения и поэтому не были еще полностью готовыми к отражению мощных ударов врага.

1942 год для советских танковых войск был годом возрождения и бурного развития. Весной 1942г. начать формирование танковых, а затем и механизированных корпусов. Только к лету 1943г. советские танковые войска накопили большой боевой опыт, имели на вооружении более совершенную боевую технику, значительно улучшили свою организацию и готовы были к нанесению новых сокрушительных ударов по врагу.

Говоря о технике нельзя не вспомнить солдат и командиров, которые управляли боевыми машинами. Свыше 250 тыс. солдат, сержантов, старшин, офицеров и генералов танковых войск были награждены орденами и медалями. Около 200 воинов танковых войск награждены орденами Славы всех трех степеней. 1142 танкиста получили звание Героя Советского Союза, из них 16 - дважды.

Роль танков в Великой Отечественной войне невозможно недооценить. Ни одно сражение на суше не выигрывалось без применения бронетехники.

Перед началом войны советскими инженерами были созданы лёгкие танки Т-40 и Т-50, средний танк Т-34 и тяжелые КВ-1 и КВ-2. Они начали поступать в войска, но большую часть танкового парка составляли машины, созданные в 30-е годы, такие как лёгкие танки Т-26, БТ-5 и БТ-7, а также средние Т-28 и тяжелые Т-35. Ограниченно использовались также лёгкие танки БТ-2, Т-37А, Т-38 и даже танкетки Т-27.

Осенью 1941 года были приняты на вооружение легкие танки Т-60, а затем и Т-70, на основе которых было создано одно из самых массовых самоходно-артиллерийских орудий советской армии — СУ-76.

В 1943 году путём модернизации Т-34 с установкой новой более мощной 85-мм пушки был создан Т-34-85, а в результате модернизации КВ-1 появились тяжелые танки КВ-1с и КВ-85. Кроме того, в 1943-45 годах был налажен выпуск тяжелых танков ИС-1 и ИС-2.

Одновременно для борьбы с немецкими танками и поддержке пехоты на вооружение были приняты средние самоходно-артиллерийские установки СУ-85, СУ-100 и СУ-122, а также тяжелые ИСУ-122, СУ-152 и ИСУ-152.

Широко использовалась трофейная техника. Например, на базе захваченных советской армией немецких танков Pz Kpfw III и САУ StuG III промышленным образом (за счёт замены оригинальной башни с немецкой пушкой рубкой более простой конструкции с пушкой советской) изготавливалась СУ-76и.


Информационный блок обязательного текста:


Танкетки (слайд 2)

Ученик 1

Т-27 — советская танкетка. Выпускалась в 19311933 годах. Большая часть танкеток западных округов оставлена неисправными в местах дислокации и была захвачена противником, но часть участвовала в боях. В 1941 году часть Т-27 брошена в бой и потеряна. Последние встречающиеся упоминания об их боевом применении — бои под Москвой (где Т-27 использовались как танки поддержки пехоты и как тягачи для противотанковых пушек), а так же в Крыму в конце 1941 года. (слайд 3)


Малые и лёгкие танки (слайд 4)

Ученик 2

Т-18 (МС-1 — малый сопровождающий) —лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего выпущено 959 танков этого типа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны. (слайд 5)


Ученик 3

Т-26 —лёгкий танк. Cамый многочисленный танк Красной и финской Армий к началу Великой Отечественной войны и Армии испанской Республики гражданской войны в Испании, второй по количеству выпущенных после Т-34. Создан на основе английского танка Vickers Mk E (также известного как «Виккерс 6-ти тонный»), закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году. (слайд 6)


Ученик 4

БТ-2лёгкий колёсно-гусеничный танк. Аналог американского танка М.1931. Первый серийный танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ (з-д Малышева в Харькове) в 1932—1933 годах. (слайд 7)


Ученик 5

БТ-5 —лёгкий колёсно-гусеничный танк. Серийный танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Выпускался серийно ХПЗ в 1933-1935 годах.

Усовершенствованный вариант танка БТ-2. Серийный выпуск организован на ХПЗ в 1933г. По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости БТ-5 не уступал однотипному с ним по массе советскому танку Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода значительно превосходил этот танк. БТ-5 являлся одним из основных танков РККА довоенного периода. (слайд 8)


Ученик 6


Во время польской кампании, при взятии Вильно один наш БТ попал под обстрел польских противотанковых ружей. Он находился под этим огнем более часа, поддерживая свою пехоту, пока его все-таки не подбили. После боя в нем насчитали 21 пробоину. Из пуль, проделавших их, только последняя попала в двигатель и разбила его, да еще одна вскользь задела ногу командира экипажа. Все остальные попадания никак не повлияли на боеспособность танка.

Ученик 7

БТ-7 —колёсно-гусеничный танк периода 19301940-х годов. Третий танк семейства лёгких. В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. (слайд 9)


Ученик 8



Невероятный прыжок капитана Кульчицкого на танке БТ-7, 1936 год. Прыжок... Пожалуй, это самое сложное из всех упражнений высшего танкового пилотажа. Выполнять их может только искуснейший и бесстрашный водитель. Абсолютный рекорд: 42 м свободного полета.


Ученик 9

Т-37А —малый плавающий танк. В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию производства. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире. По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» являлся основным танком типа «разведывательный танк». Серийно производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменён более совершенным Т-38, массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и Советско-финской войны 1939—1940 годов. Также принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года, а в тыловых частях они применялись вплоть до окончания войны. (слайд 10)


Ученик 10

Т-38 —малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и являлась его улучшенной версией. Серийно производился с 1936 по 1939 год. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, советско-финской войны 1939—1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. (слайд 11)


Ученик 11

Т-40 —лёгкий (малый по классификации своего времени) плавающий танк периода Второй мировой войны. Разработан в первой половине 1939 года на московском заводе № 37 под руководством Астрова, ведущего разработчика всей советской линейки малых и лёгких танков того периода.

Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменён более мощным лёгким танком Т-60. Принял активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. На базе Т-40 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. До настоящего времени сохранилось два подобных танка в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. (слайд 12)


Ученик 12

Т-50 —лёгкий танк. Разработан в 1940 году на заводе № 174 в Ленинграде. В 1941 году Т-50 был принят на вооружение. Однако из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе. (слайд 13)


Ученик 13

Т-60 —лёгкий танк. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён более мощным лёгким танком Т-70. (слайд 14)

Ученик 14

Т-70 —лёгкий танк. Разработан в октябре-ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года. Начиная с лета 1942 года лёгкие танки Т-70 приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. (слайд 15)


Ученик 15

Т-80 —основной лёгкий танк службы обеспечения всех механизированных соединений, средство боевой разведки и боя пехоты. Разработан летом-осенью 1942 года в танковом конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. В декабре 1942 года Т-80 был принят на вооружение и серийно выпускался на Мытищинском заводе № 40. Производство Т-80 продолжалось до сентября 1943 года. (слайд 16)


Средние танки (слайд 17)

Преподаватель (разьяснить обоснованость появления)

Ученик 1


Т-28 — трёхбашенный средний танк межвоенного периода. Разработан в 1930—1932 годах инженерами танко-тракторного конструкторского бюро ВОАО под руководством Гинзбурга. Т-28 является первым в СССР средним танком, запущенным в массовое производство. Т-28 представлял собой трёхбашенный средний танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. На момент своего появления Т-28 являлся сильнейшим средним танком в мире.

Использовались в Польском походе и Зимней войне, где показали весьма высокие боевые качества. Однако бронезащита танков по итогам боёв на Карельском перешейке была признана недостаточной, в результате чего часть танков была подвергнута дополнительной экранировке. К середине 1941 года Т-28 морально устарел, однако всё ещё превосходил практически все образцы танков, имевшиеся в распоряжении вермахта. Т-28 участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны, в большинстве своём были потеряны за первые её месяцы, главным образом из-за технических неисправностей. Последнее боевое применение Т-28 частями РККА зафиксировано в 1944 году. Трофейные Т-28 использовались войсками Финляндии, на вооружении которых эти танки оставались до 1951 года. (слайд 18)


Ученик 2

T-34-76 —средний танк, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85.

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка в проходимости, манёвренности, подвижности. Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке была установлена длинноствольная (30,5 калибров) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34, образца 1941 года, с длиной ствола 41,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м. (слайд 19)


Ученик 3


Александр Михайлович Фадин (10 октября 1924 — 10 ноября 2011) — советский и российский офицер, в годы Великой Отечественной войны — командир танка Т-34 207-го танкового батальона 22-й гвардейской танковой бригады 5-го гвардейского танкового корпуса, гвардии полковник в отставке. Герой Российской Федерации. Кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, научный сотрудник Военной академии бронетанковых войск имени Малиновского, старший научный сотрудник Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации.

Зима 1944 года. Командование поставило Фадину задачу удерживать подступы к деревне от немецкой пехоты. Над дорогой с уничтоженной немецкой техникой был замечен немецкий самолет, он летел низко, прямо над телеграфными столбами. Это был транспортный самолёт итальянского производства фирмы «Капрони». Он летел низко над землёй, скинул на землю какой-то большой ящик (скорее всего с провизией), развернулся и стал заходить на второй круг для следующего сброса. «Капрони» летел прямо над дорогой, строго вдоль телеграфной линии, а расстояние между телеграфными столбами – стандартное, как правило 50 метров. Зная этот интервал, лейтенант Александр Фадин оценил дистанцию, рассчитал скорость самолёта, взял упреждение, выстрелил осколочным… и впервые в истории Второй Мировой Войны сбил самолёт из танкового орудия! (слайд 20)


Ученик 4

Т-34-57 —средний танк. От базового танка Т-34 отличался установкой в качестве главного вооружения противотанкового орудия большой мощности — 57-мм орудия ЗИС-4. В связи с этим, нередко классифицируется как танк-истребитель. Выпускался малой серией, некоторые его экземпляры приняли участие в битве за Москву и также были в резервах войск на Курской дуге. (слайд 21)


Ученик 5

T-34-85 —модификация танка Т-34 с орудием калибра 85-мм. Принят на вооружение 23 января 1944 года. Спроектирован на базе серийного танка Т-34 образца 1942 года. Установка 85-мм пушки и конструктивные доработки значительно повысили боевую эффективность танка. Повышена общая защищённость экипажа, улучшены условия взаимодействия членов экипажа.

С 1944 года Т-34-85 являлся основным танком. Т-34-85 производился в СССР с января 1944 года по 1950 год — до начала массового производства Т-54. По лицензии СССР 3185 танков этого типа произведено в Чехословакии в 1952—1958 годах и 1980 танков — в Польше в 1953—1955 годах. Всего танков Т-34-85 (с учётом произведённых в ЧССР и ПНР) выпущено почти 30,5 тысячи. А с учётом ранее выпущенных Т-34-76 общий выпуск составил чуть более 65,8 тысяч. Это позволяет утверждать, что Т-34 является самым массовым танком в мире. После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялись в государства Европы и Азии, где использовались в вооружённых конфликтах, включая Корейскую, Шестидневную войны и ряд других. По состоянию на 2007 год, Т-34-85 ещё стоял на вооружении ряда стран. (слайд 22)

Ученик 5

Т-44 средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.

Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций; в боевых действиях Великой Отечественной войны танк участия не принимал. (слайд 23)



Преподаватель


В 2008 году Телеканал Military Channel составлял рейтинги лучшего оружия XX века на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов. Одно из исследований было посвящено танкам. Боевые машины оценивались по категориям: огневая мощь, защищенность, подвижность, освоение промышленностью и репутация среди противников (фактор страха).

Лучшим танком всех времен стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищенность, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью.



Ученик 6


Рекорды Т-34:

1)В области военной стратегии - скрытность оснащения армии новым образцом: на начало Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось свыше тысячи танков Т-34 – германское руководство не имело об этом достоверных разведывательных данных не имело.

2) в области тактики - универсальность применения: успешно использовался во всех видах боевых действий; уникальность применения: единственный средний танк, из пушки которого во время войны был сбит летящий самолет противника (Александром Фадиным зима 1944г).

3) в области боевых свойств и технических характеристик - оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности. Самое мощное пушечное вооружение: 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации. Самая рациональная форма противоснарядного броневого корпуса. Самый быстроходный танк: Vmax = 55 км/ч; наибольший запас хода по топливу: 370–420 км. Самый экономичный танк. Наилучшая проходимость благодаря широким гусеницам.

4) В области производства и ремонта - самый массовый танк в мире; приспособленный к серийному производству на различных заводах, в том числе не предназначенных для производства танков. Первый в мире танк, при производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ. Наиболее приспособленный к проведению ремонта в полевых условиях.

5) в области научно-технических знаний - самое большое число изданий, посвященных конкретному образцу танка.

6) в области срока службы - находился в вооруженных силах СССР – России с июня 1940 г. по сентябрь 1997г.

7) в области географии - находился в вооруженных силах 46 государств. Первый средний танк, эксплуатировавшийся от заполярья до южной Африки, во всех часовых поясах.

8) Самый экспонируемый образец вооружения и военной техники в музеях мира. Единственный в мире образец вооружения и военной техники, которому посвящен персональный музейный комплекс.

9) В области культуры (cреди образцов вооружения и военной техники) больше всего представлен в документальных и художественных фильмах, в живопии, прозе, СМИ, интернет-изданиях, в стихотворениях и песенях. Самая массовая из выпускаемых масштабных моделей. Наиболее часто изображаемый на медалях, грамотах, памятных знаках, благодарственных письмах, монетах, значках, открытках, конвертах, почтовых марках, этикетках и т.п.


Тяжёлые танки (слайд 24)

Ученик 7

Т-35 —тяжёлый танк. Разработан в 1931—1932г. Является первым в СССР тяжёлым танком, запущенным в массовое производство  на ХПЗ.

Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, предназначался для поддержки пехоты и усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали. Принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии, однако быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою). Осенью 1941 четыре танка Т-35 принимали участия в боях за Харьков в составе отдельного противотанкового отряда. (слайд 25)


Преподаватель

Медаль за Отвагу (История возникновения. Значимось. Награжденные.) (слайд 26)


Ученик 8

КВ-1 (названный в честь Климента Ворошилова, как и остальные танки серии КВ) —тяжёлый танк. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. (слайд 27)


Ученик 9


Воспоминания бывшего комиссара 104-й танковой дивизии Александра Софроновича Давиденко: «Хочу отметить, что хорошо показали себя в боях наши тяжелые танки «KB», и это наводило на врага ужас. «KB» были неуязвимы, очень жаль, что их у нас было так мало. Вот пример: 30 июня вернулись с поля боя два танка «KB», у которых не было ни одной пробоины, но на одном из них мы насчитали 102 вмятины». Шел 1941-й год. Наш танк КВ-1 остановился из-за неполадки в двигателе на нейтральной полосе. Немцы долго стучали по броне, предлагали экипажу сдаться, но экипаж не соглашался. Тогда немцы подцепили танк двумя своими легкими танками, чтобы оттащить его в свое расположение и там без помех вскрыть. Расчет оказался не совсем верным. Когда начали буксировку, наш танк завелся и утащил немецкие танки в наше расположение! Немецкие танкисты вынуждены были бросить свои танки.

Ученик 10


КНИГА ГИНЕССА: Уникальное событие произошло 20 августа 1941 года под Ленинградом, в районе города Красногвардейска. Танковая рота лейтенанта Колобанова (5 танков КВ-1) должна была перекрыть три дороги к городу, которые шли со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Организовать оборону такого обширного рубежа малыми силами мог только очень талантливый человек, и этим человеком оказался лейтенант Зиновий Колобанов. Он так выстроил оборонительные позиции, что уже через 30 минут после начала скоропалительного боя немцы потеряли 43 танка, и 22 из них лично уничтожили танкисты танка Колобанова. Бой был ожесточенный, об этом говорит тот факт, что танк героев получил более 100 прямых попаданий, но броня КВ-1 выдержала. На этом задача роты не закончилась. Еще три недели они сдерживали наступление немецких сил под Войсковицами и прикрывали отход наших частей к Пушкину.


Ученик 11


КВ-1с —тяжёлый танк. Индекс означает «скороходную» модификацию первой серийной модели.

КВ-85 —тяжёлый танк. Индекс 85 означает калибр основного вооружения. Разработан конструкторским бюро опытного завода № 100 в мае—июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». КВ-85 был принят на вооружение 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1. Применялся в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944—1945 годах. До настоящего времени сохранились только один КВ-85 и один более ранний опытный танк КВ-85Г. (слайд 28, 29)

Ученик 12


Могучий КВ-2. 23-24 июня 1941 один КВ-2 из 2й танковой дивизии запер одну из дорог в южной Литве, у города Расейняй, сдерживая продвижение немцев.

Вот описание этого боя, из послевоенного отчета группы немецких офицеров в американском плену. «Один из КВ сумел перекрыть маршрут снабжения наших войск в районе северного плацдарма. Он блокировал его несколько дней. Сначала он сжег колонну грузовиков с боеприпасами и продовольствием. Подобраться к этому монстру было невозможно — дороги проходили среди болот. Передовые части лишились снабжения. Тяжелораненые не могли эвакуироваться в тыл и умирали. Попытка уничтожить танк 50-мм противотанковой батареей с расстояния 500м окончилась тяжелыми потерями личного состава и орудий. КВ остался невредимым, несмотря, как выяснилось впоследствии, на 14 прямых попаданий — но они оставили лишь синие пятна на его броне. Была подтянута 88-мм зенитка, танк позволил ей встать на позицию в 700м, а затем расстрелял, прежде чем расчет смог произвести хотя бы один выстрел. Ночью были посланы минеры. Они заложили взрывчатку под гусеницы КВ. Однако заряды смогли лишь вырвать несколько кусков из траков. Танк остался мобильным. В первые дни экипаж танка снабжался припасами окруженцами и местными жителями, но потом вокруг него была установлена блокада. Однако изоляция не заставила танкистов покинуть позицию. Победили хитростью. 50 немецких танков обстреливали КВ с трех направлений, чтобы отвлечь его внимание. В это время зенитка была скрытно установлена в тылу КВ. Она 12 раз попала в танк, и три снаряда пробили броню, уничтожив его».


Ученик 13


КВ-2 —тяжёлый штурмовой танк. Первоначально именовался «КВ с большой башней». Эта машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) в январе 1940 года в связи с острой необходимостью в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939-1940 годов. (слайд 30)


Ученик 14

ИС-1 —тяжёлый танк. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 1 соответствует первой серийной модели.

ИС-2 —тяжёлый танк. Индекс 2 соответствует второй серийной модели. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения, являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 находились на вооружении Советской и Российской армий до 1993 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах. (слайд 31, 32)


Ученик 15


В свое время эта машина наводила ужас на экипажи немецких «Тигров». Доходило до того, что фашистское командование отдавало приказы с ИС-2 в открытый бой не вступать.


ИС-3 —тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять участие в боях. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука». (слайд 33)


Ученик 1


7 сентября 1945 г. Берлин. Союзники проводят первый и последний совместный парад в честь окончания второй мировой войны. Парад принимают Главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал. Жуков, командующий 3-й американской армией генерал Паттон, английский генерал Робертсон и французский Кениг. Мимо трибун следуют механизированные части – американские легкие танки М24 и бронеавтомобили М8, бронетранспортеры французской танковой дивизии, английские танки «Комета». Последними, в заключение парада, проходят 52 новейших советских тяжелых танка ИС-3. Это прохождение произвело настоящий фурор. Информации у союзников об этой машине небыло. Не случайно после парада появилась легенда о том, как некий офицер из свиты генерала Паттона буквально вздрогнул, увидев «ИСы» на площади, и американскому военачальнику пришлось приободрить его: «Успокойся, они за нас!».


Огнемётные танки (слайд 34)

Ученик 2

ОТ-34 (ТО-34) — создан на базе Т-34. В отличие от линейного танка, был вооружён автоматическим пороховым поршневым огнемётом АТО-41, расположенным на месте курсового пулемёта, что по сравнению с решением для КВ-8, позволило сохранить 76-мм пушку. Экипаж ОТ-34 был сокращён до трёх человек, за счёт стрелка-радиста. ОТ-34 был разработан в 1941 году, а серийное производство началось в 1942 году и продолжалось до 1944 года. ОТ-34 был наиболее массовым огнеметным танком Второй мировой войны. (слайд 35)

Лёгкие САУ (слайд 36)

Ученик 3

СУ-76 или Самоходная установка с орудием калибра 76,2. Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией. (слайд 37)


Средние ПТ-САУ (слайд 38)

Ученик 4

СУ-122 — средняя по массе самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий. Стимулом для создания СУ-122 стали как необходимость упрощения конструкции танка Т-34 в тяжёлых военных условиях середины 1942 года, так и стремление дать танковым и механизированным частям мощное и высокомобильное средство огневой поддержки. 30 ноября 1942 года на Уралмаше закончилась постройка прототипа СУ-122 и уже в декабре запущена в серийное производство. Выпуск СУ-122 был прекращён в августе 1943 года из-за перехода на производство истребителей танков СУ-85, созданных на базе СУ-122. Применялись до окончания Великой Отечественной войны. До настоящего времени уцелела всего одна СУ-122, которая экспонируется в Бронетанковом музее в Кубинке. (слайд 39)


Ученик 5

СУ-76и — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий на базе захваченных немецких танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Индекс «и» обозначает иностранную базу для самоходки. На вооружение была принята под обозначением «СУ С-1». В послевоенной печати встречается также обозначение «СУ-76 (С-1)». Машины этой марки серийно выпускались на московском заводе № 37 с марта 1943 года. (слайд 40)


Ученик 6

СУ-85 — создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом 1943 года. Машины этой марки выпускались на Уралмаше в Свердловске с августа 1943 по октябрь 1944 года. СУ-85 эффективно боролись с средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях пробивать лобовую броню тяжёлых танков. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой. (слайд 41)


Ученик 7

СУ-100 —противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 в конце 1943 — начале 1944 года. Серийный выпуск СУ-100 был начат в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 19511956 годах её производство по лицензии осуществлялось в Чехословакии. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн. (слайд 42)

Тяжёлые штурмовые самоходные орудия (слайд 43)


Ученик 8

СУ-152 — тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ), построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей. По боевому предназначению СУ-152 являлась тяжёлым штурмовым орудием. Постройка прототипа СУ-152 была закончена на Челябинском Кировском заводе 24 января 1943 года, а со следующего месяца начался серийный её выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены на ИСУ-152. Боевой дебют СУ-152 состоялся летом 1943 года в сражении на Курской дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. Наиболее активно СУ-152 применялись во второй половине 1943 года и начале 1944 годов, позже их число в войсках неуклонно уменьшалось вследствие боевых потерь и износа. До настоящего времени уцелело только несколько САУ этого типа. (слайд 44)


Ученик 9

ИСУ-152 —тяжёлая самоходно-артиллерийская установка. В названии машины буква «И», означает «на базе танка ИС». Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе, продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе войны. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии.

В послевоенный период долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для египетских вооружённых сил и принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Участвовали в Шестидневной войне в виде неподвижных огневых точек. В Египет поставлялись немодернизированные варианты, однако на них была установлена система ПНВ с ИК-прожектором. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской Армии и заменены более современными САУ. Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «консервный нож», т.к. она «вскрывала» любую броню. (слайд 45)


Ученик 10

ИСУ-122 —тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ). В названии машины буква «И» потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-122 на другой танковой базе. Принята на вооружение 12 марта 1944 года. ИСУ-122 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли истребителя танков и штурмового орудия.

В послевоенный период ИСУ-122 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Начиная с середины 1960-х годов ИСУ-122 были сняты с вооружения. Поставлялась также ряду стран, в большинстве из которых она снята с вооружения, но некоторое количество ИСУ-122 всё ещё, по состоянию на 2007 год, использовались армией Вьетнама. (слайд 46)


Ученик 11

ИСУ-122С  — тяжёлая САУ. Буква «С» индицирует отличие от первого серийного образца – ИСУ-122, и возможно означает "скорострельный", т.к. на втором варианте был установлен орудийный досылатель. Эта машина была разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в апреле 1944 года и принята на вооружение в августе 1944 года. В том же месяце началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе, продолжавшееся по сентябрь 1945 года. (слайд 47)



Танки ленд-лиза (слайд 48)

Преподаватель

Первые английские танки (20 машин) были доставлены в Архангельск караваном PQ-1, 11 октября 1941 гола. Направляемые в СССР танки МК II «Матильда» и MK III «Валентайн» в соответствии с британской концепцией относились к классу пехотных и поэтому были тихоходны, но зато хорошо бронированы. Пехотный танк «Матильда» англичане приняли на вооружение накануне Второй Мировой войны. Эта 27- тонная машина была защищена 78-мм броней, которую не пробивала ни одна немецкая танковая или противотанковая пушка (за исключением 88-мм зенитки). Самым массовым зарубежным танком в Красной Армии стал М4 «Шерман» американского производства.


Ученик 12

«Черчилль» (Mk.IV «Churchill»), A22 — пехотный танк армии Великобритании, тяжёлый по массе. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как все «пехотные» танки «Черчилль» отличался невысокой скоростью, однако мощное бронирование (лобовая броня 101 мм, позднее доведена до 152 мм) обеспечивало эффективность боевого применения вплоть до конца войны. К концу 1950-х годов «Черчилль» был снят с вооружения. (слайд 49)


Ученик 13

«Стюарт» (Light tank M3) — американский лёгкий танк. Назван в честь генерала Гражданской войны Джеба Стюарта. Создан в 1938—1941 годах. «Стюарт» серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года. Всего было построено 23 685 танков этого типа, что сделало «Стюарт» самым многочисленным лёгким танком в истории мирового танкостроения. (слайд 50)


Ученик 14

«Ли» (M3 Lee) — американский средний танк. Был назван в честь военачальника периода Гражданской войны в США — генерала Роберта Эдварда Ли. Модифицированная модель с новой башней и усовершенствованной системой радиосвязи получила наименование M3 «Грант» (M3 Grant), в честь другого генерала — Уллиса Гранта. Создан в 1940 году и производился серийно с июня 1941 по август 1942 года. Всего в различных вариантах было выпущено 6258 M3. Около 2/3 выпущенных M3 были переданы другим странам, почти исключительно Великобритании и СССР, по программе ленд-лиза. (слайд 51)


Ученик 15

«Матильда II» (Mk.II «Matilda II»), A12 — средний пехотный танк армии Великобритании. Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию. Единственная модель танка в мировой истории, названная женским именем. (слайд 52)


Ученик 1

«Шерман» (M4 Sherman) — основной американский средний танк. Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. (слайд 53)


Ученик 2

«Валентайн» (Mk.III «Valentine») — британский пехотный лёгкий танк. Спроектирован в 1938 году фирмой Vickers-Armstrongs. Состоял на вооружении Великобритании и ряда стран Британского Содружества, также в значительных количествах поставлялся в СССР. Использовался до 1945 года и признан военными специалистами одним из наиболее удачных танков в своём классе. После войны оставался на вооружении Новой Зеландии до 1955 года. (слайд 54)


Преподаватель

Статистика производства бронетехники в СССР во время Второй мировой войны (Акцентирование внимания на обьемах производства БТТ СССР и поставок по ленд-лизу). (слайд 55-58)


КОНСТРУКТОРЫ БТТ И ВООРУЖЕНИЯ (слайд 59)

Преподаватель

Без их инженерного гения невозможно было бы в короткие сроки создать полностью новые образцы БТТ и наладить их производство в военное время, способные на равных и даже с превосходством противостоять фашистской германии.


Ученик 3

t1590564685aa.jpg Грабин Василий Гаврилович

Родился 28 декабря 1899 (9 января 1900), станица Старонижестеблиевская ныне Краснодарского края, умер 18 апреля 1980, город Калининград Московской области — выдающийся советский конструктор артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1940). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1946, 1950).

Разработанный под руководством Грабина метод скоростного проектирования давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель, от начала работ до образцов для испытаний, а совместная работа конструкторов и технологов, в кратчайшие сроки позволяла ставить пушки на валовое производство, с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Грабин опередил мировой уровень проектно-конструкторских работ на десятилетия, ещё в конце 1930-х годов он привлекал к проектированию врача-физиолога, хотя название науки, обеспечивающей гармоничное взаимодействие системы «человек-машина» — «эргономика», появилось в 50-х годах ХХ века.

Под руководством В. Г. Грабина были созданы:

пехотные пушки: 76-мм пушки образца 1936 года (Ф-22), образца 1939 года (УСВ) и дивизионная пушка образца 1942 года ЗИС-3, 57-мм пушка образца 1941 года (ЗИС-2), 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3).

танковые пушки: 76,2-мм танковые пушки Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для вооружения среднего танка Т-34-76 и тяжёлого танка KB-1, самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2 (ЗИС-4), а также 76,2-мм пушка ЗИС-3, которая устанавливалась на лёгких самоходных установках СУ-76 и СУ-76М. Были разработаны и испытаны опытные образцы танковых пушек: 37-мм пушки ЗИС-19, 76,2-мм пушки С-54, 85-мм пушек С-18, С-31, С-50, С-53, ЗИС-С-53, 100-мм пушки С-34, 107-мм пушки ЗИС-6, 130-мм пушки С-26, 122-мм гаубицы С-41, зенитная С-60, С-23, «триплекс» в составе 180-мм пушки С-23, 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43, «дуплекс» в составе 210-мм пушки С-72 и 305-мм гаубицы С-73, коническое орудие С-40 имевшее начальную скорость снаряда более 1330 м/с, орудие к танку ИС-7 С-70 на базе корабельного 130 мм. (слайд 60)

Ученик 4

t1590564685ab.jpg Кошкин Михаил Ильич

Родился 21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии, ныне Переславского района Ярославской области. Семья жила бедно, земли у семьи было мало и отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 годы работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе был ранен. Лечился в Москве, получил отпуск и в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который перебрасывается на Северный фронт против английских интервентов, принимает участие во взятии Архангельска. По дороге на Польский фронт заболел тифом и был снят с эшелона. Участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

С 1919 по 1920 годы — политработник. С 1921 по 1924 годы учился в Коммунистическом университете имени Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 годы работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 годы — заведующим агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 годы — заведующим Губсовпартшколой, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела Губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению Кирова в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»).

После окончания вуза в 1934 году 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им.Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал в создании танка Т-29.

Харьков. С декабря 1936 года Кошкин возглавляет КБ Танкового отдела «Т2», завода № 183, ХПЗ. На предприятии для работ по новому танку было создано отдельное, независимое от Кошкина КБ. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А.А.Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ).

Второе КБ было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось начальным заданием) и чисто гусеничный. В середине-конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков А-20 и А-32 прошли испытание. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими испытаниями (прошли уже 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы правительству. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Сам Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом.

Похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк), которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти). Могила не восстановлена. (слайд 61)





Ученик 5

t1590564685ac.jpg Горлицкий Лев Израилевич

3.03.1904 - 2.11.2003, родился в в селе Степанцы, недалеко от города Канева (Украина). В семье было шестеро детей, отец работал механиком на сахарном заводе. С семи лет учился сперва в начальной школе, потом в прогимназии города Богуслава. А потом началась война, революция, погромы, гражданская война. Пришли деникинцы, отец лежал в тифозной горячке, они застрелили его и ушли. Тогда мой старший брат Григорий ушел в Красную армию и вскоре погиб в перестрелке с петлюровцами. В 1920 году его семья перебралась в Киев. Стал работать слесарем-сборщиком и учился в вечерней школе, а в 1927 году поступил в Киевский политехнический институт на мехфак. С третьего курса группу студентов перевели в Ленинградский военно-механический институт.

В 1932 Горлицкий был направлен в КБ-3 (артиллерийское) на Ленинградский завод им. Кирова (ЛКЗ, тогда еще «Красный Путиловец»). В конце 1940 Горлицкий получает назначение на должность главного конструктора ЛКЗ по артиллерийскому производству — начальника артиллерийского КБ. В октябре 1941 в составе артиллерийского КБ эвакуируется в Свердловск (Екатеринбург) на Уральский завод тяжелого машиностроения («Уралмашзавод»), где назначается заместителем главного конструктора артиллерийского вооружения. Горлицкий остаётся на Уралмашзаводе начальником Специального конструкторского бюро (СКБ) и возглавляет работу по созданию самоходных артиллерийских установок. 20 ноября 1942 года новая боевая машина под названием САУ-122 была принята на вооружение.

С лета 1943 Горлицкий — главный конструктор Уралмашзавода по самоходной артиллерии. В это время его конструкторская группа разрабатывает знаменитую САУ-85. Следующим детищем стала не менее прославленная САУ-100. Все эти машины были созданы на базе среднего танка Т-34. В качестве шасси для САУ использовались и тяжелые танки выдающегося танкостроителя Котина: на базе КВ-1С была создана СУ-152, а на базе танка ИС — легендарные «зверобои» ИСУ-152 и ИСУ-122.

В 1953 Лев Израилевич вернулся в Ленинград, где до ухода на пенсию в 1976 работал ведущим конструктором на ЛКЗ. Всего Горлицким сконструировано 23 боевых единицы, одиннадцать из них пошло в серийное производство.

Инженер-полковник (1945). Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии I степени (1946) и II степени (1943) за разработку самоходных установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Награждён: двумя орденами Отечественной войны I степени, Кутузова II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта» и медалями. Выдающийся конструктор артиллерийских систем Лев Израилевич Горлицкий ушел из жизни 2 ноября 2003 года в возрасте 97 лет. (слайд 62)


Ученик 6

t1590564685ad.jpg Котин Жозеф Яковлевич

Котин Жозеф (Жорес) Яковлевич 10.03(27.02).1908 - 21.10.1979, родился в городе Павлограде Екатеринославской губернии (Днепропетровской обл.), в семье рабочего. В 1923 году начал трудовую деятельность учеником, подручным слесаря на котельно-механическом заводе «Труд» в Харькове. После окончания в 1927 году вечернего рабочего факультета учился в Харьковском политехническом институте, откуда в 1930 году был направлен в Военно-техническую академию имени Дзержинского. Котин защитил дипломный проект по колесно-гусеничному танку на базе узлов грузового автомобиля АМО-3. После вторичной защиты, уже перед Тухачевским, в проектном секторе научно-исследовательского отдела академии началась конструкторская деятельность Котина. По материалам дипломного проекта было изготовлено несколько танков МС-1. Здесь же, Котину поручают создать пулеметную установку на базе мотоцикла. Установка с пулеметом конструкции Дегтярева демонстрировалась на параде на Красной площади.

С 1932 года Котин проходит службу в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА, являлся начальником проектно-конструкторского сектора, а затем начальником отделения. В сферу его деятельности входила разработка конструкций сверхтяжелых танков, эксперименты по воздушному десантированию и приводнению плавающих танков Т-37 путем сбрасывания их с самолетов с небольшой высоты без применения парашютов. В мае 1937 года Котин назначен на должность главного конструктора СКБ-2 Кировского завода (г.Ленинград).

В феврале 1939 года в СКБ-2 приступили к разработке тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). Первый образец танка KB был изготовлен в сентябре 1939 года и вместе с СМК и рядом других машин отправлен на Карельский перешеек для участия в прорыве линии Маннергейма. KB оказался более подвижным и менее уязвимым, чем танк СМК.

19 декабря 1939 года тяжелый танк KB, как и новый средний танк Т-34, был принят на вооружение Красной Армии. В боях на линии Маннергейма выявилась необходимость применения более мощного орудия. В начале 1940 года была разработана установка 152-мм гаубицы M-10 в башне увеличенного размера. Четыре образца нового танка КВ-2 в начале 1940 года были изготовлены и проверены на завершающем этапе боев.

В 1940-1941 годах в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. В 1940 году 63-тонный КВ-220. Ведутся работы по созданию литых башен. Были развернуты работы и по созданию других тяжелых танков и САУ: 51-тонного танка КВ-3, 100-тонного танка КВ-5, САУ с 152-мм морской пушкой и др. Однако до начала войны эти работы завершить не успели.

С началом Великой Отечественной войны образуется Наркомат танковой промышленности (НКТП) и Котина назначают заместителем наркома и главным конструктором НКТП, а после эвакуации Кировского завода в Челябинск он одновременно возглавил ещё и конструкторский коллектив Челябинского Кировского завода. 9 октября 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков КВ на ЧКЗ Котину вместе с директорм завода Зальцманом М.И.Калинин вручил орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».

За годы войны из ворот Танкограда вышло 18 тысяч танков и самоходных орудий, а также более 50 тысяч двигателей к ним. В серийном производстве было освоены 13 танков и САУ, в том числе тяжелые танки КВ-1C, КВ-85 и ИС-85, ИС-122 и ИС-3, 122-мм САУ СУ-122 и ИСУ-122, 152-мм САУ СУ-152 и ИСУ-152. Было создано множество опытных образоцов. В конце войны создаются тяжелые танки ИС-4 и ИС-5, ИС-7, САУ ИСУ-122-2, ИСУ-152-1, ИСУ-130, ИСУ-122БМ и др.

19 марта 1949 года Котина назначили директором Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения. Под руководством Котина создаются опытные тяжелые танки, танки с ракетным вооружением, 406-мм САУ «Конденсатор» и 420-мм миномета «Ока», последний серийный тяжелый танк T-10, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортер БТР-50П. В конце 1950-х годов были созданы многие опытные и мелкосерийные машины, в том числе САУ, а также шасси для самоходных пусковых установок и других самоходных агрегатов для тактических, оперативно-тактических и баллистических ракет средней дальности «Марс», «Луна», «Филин», «Планер», «Генератор-5», Р-11М, Р-17, РТ-15, РТ-20П, «Темп-2С», бронированных тягачей.

С 1968 по 1972 годы – заместитель министра оборонной промышленности СССР. Работы по применению ГТД, разработка систем стабилизации, управления УРС и ряд других работ.

Котину были присвоены ученые степени и звания доктора технических наук (1943), профессора, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1968), он возглавлял в течение нескольких лет кафедру в Ленинградском политехническом институте. С 1965 года он носил воинское звание генерал-полковника-инженера. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1941), четырежды - Лауреата государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948), кавалер четырех орденов Ленина, орденов Суворова I и II степени, двух орденов Октябрьской Революции, ордена Красного Знамени, трех орденов Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, ордена "Знак Почета" и многих медалей.

Дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-50, 1966-70).

Умер Жозеф Яковлевич в 1979 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петебургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). (слайд 63)


Ученик 7

t1590564685ae.jpg Духов Николай Леонидович 26(13).10.1904 - 5.05.1964

Имя Духова - инженера-конструктора, генерал-лейтенанта инженерно-технической службы, доктора технических наук - известно не только в России, но и за ее пределами.

Родился в селе Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии. Его мать, Мария Михайловна, была дочерью обедневшего помещика, отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером. События революции 1917 года не помешали сыну фельдшера твёрдо усвоить основы наук. Сначала он учился в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, а через год Николай получил диплом об её окончании.

Свою трудовую деятельность Николай Леонидович начал в 14 лет: работал секретарем Вепричского комитета бедноты, с 1921 года - агентом продотряда. Пришлось поработать и заведующим районной избой-читальней, и секретарем райземлеса, заведовать ЗАГСом. В 1925 году Николай поступил на Чупаховский завод резчиком свеклы.

Духову было 22 года когда по решению заводского комсомольского собрания ему вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. Зачислен без испытания на механический факультет Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 год и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.

После окончания института направлен на Кировский машиностроительный завод г.Ленинграда. Главный конструктор СКБ-2 завода Котин поручает Духову создание нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины — тяжёлого танка КВ. В 1939 году Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ. Он первым на заводе предложил проводить занятия по подготовке опытных инструкторов-танкистов.

В 1940 году за разработку (впервые в мировой практике) противоминного трала Духов награжден медалью «За трудовую доблесть», а за успешную работу и проявленную инициативу по укреплению обороноспособности страны – орденом Ленина.

Летом 1941 года отправлен на Челябинский тракторный завод имени Сталина (ЧТЗ), где организовывался выпуск тяжелых танков КВ. Под непосредственным руководством Духова был создан облегченный вариант танка КВ - КВ-1C, за освоение которого в мае 1942 года был награжден орденом Красной Звезды.

Летом 1942 года в 33-дневный срок на Челябинском Кировском заводе было налажено производство танка Т-34. За образцовое выполнение задания правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка Т-34 Духов был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943). В марте 1943 года он удостоен первой Государственной премии за усовершенствование тяжелых танков.

26 июня 1943 - главный конструктор ЧКЗ. В конце октября того же года освоено производство танка ИС-1, а в январе 1944 года новый танк ИС-2 уже участвовал в боевых операциях. Летом 1944 года в СКБ-2 ЧКЗ создан танк ИС-4. Духов является признанным руководителем проекта ИС-3. Параллельно завод наладил выпуск САУ ИСУ-152 и ИСУ-122. За вклад главного конструктора «Танкограда» в дело серийного освоения новой техники, награжден орденом Ленина (1944). В 1945 году Духову присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также звание генерал-майора инженерно-технической службы. Награжден орденом Суворова II степени. 27 июня 1946 года за создание конструкции нового танка (ИС) удостоен второй Государственной премии.

С 1948 года - главный конструктор первой советской атомной бомбы в КБ-11 (Арзамас-16). Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей – баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, целая гамма электромеханических приборов.

Духов, член-корреспондент АН СССР, шесть раз удостаивался Государственной премии (1943, 1946, 1949, 1951, 1953, 1954), а впоследствии стал лауреатом Ленинской премии (1960). На генеральском кителе Духова три звезды Героя Социалистического Труда (1945, 1949, 1954). (слайд 64)


Ученик 8

t1590564685af.jpg Морозов Александр Александрович

Родился в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии (ныне Бежицкий район областного центра Брянска) в семье рабочих. В 1914 семья переехала в Харьков и отец Морозова, Александр Дмитриевич, поступает работать на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ).

После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в марте 1919 года устроился на завод переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с мая 1923 года уже работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре 1926 призывается на службу в Красную Армию. Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье красноармейцем.

В 1928 году возвращается на ХПЗ, и с 18 октября 1928 начинает работу в танковой конструкторской группе. В это время Морозов принимает активное участие в разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от работы, он учится в Московском заочном механическом институте им.Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ. В 1933 году поступает на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка БТ.

29 июля 1936 года Морозов становится начальником сектора нового проектирования. В этой должности произошла его встреча с Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ, которого сделал своим заместителем.

В результате доработки опытного образца А-32 был создан новый танк Т-34. Как техническому руководителю проекта по разработке танка Т-34 10 апреля 1942 года Морозову (вместе с Кошкиным и Кучеренко) была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

С октября 1940, после смерти Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Морозов. В тот момент ему было только 36 лет.

В 1943 году Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

В конце войны в КБ, под руководством Морозова, создается средний танк Т-44, а уже после войны – танк Т-54. За участие в создании каждого из этих танков ему присуждаются Сталинские премии. 13 ноября 1951 года переводится в Харьков, на свой родной завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963 года был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший танкостроение всего мира, и ставший базовой машиной, на основе которой были созданы танки Т-72, Т-80, Т-84 и др.

В 60-е годы А.А. Морозов раскрывается как ученый. Высшая аттестационная комиссия, присваивает ему, не имевшему высшего образования, ученую степень доктора технических наук решением от 5 мая 1972 года.

Морозов удостоен следующих званий и наград: дважды Герой Социалистического труда (1942, 1974); лауреата Ленинской премии (1967); трижды лауреата Государственной премии (1942, 1946 и 1948); заслуженного машиностроителя УССР; и награжден: трижды орденом Ленина; орденом Октябрьской революции; орденом Суворова II степени; орденом Кутузова I степени; трижды орденом Трудового Красного Знамени; орденом Красной Звезды; многими медалями Советского Союза. (слайд 65)



Ученик 9

Кучеренко Николай Алексеевич

t1590564685ag.jpg Советский инженер-конструктор, один из создателей танка Т-34. Лауреат трёх Сталинских премий. Родился 24 декабря 1907 года (по новому стилю: 6 января 1908 года) в городе Лозовая (ныне город, Харьковской области, Украина) в семье машиниста паровоза. В июле 1930 года закончил ХИИТ (он же — Транспортно-тяговый институт Народного комиссариата путей сообщения, с осени 1933 года Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта НКПС, ныне Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта). В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза.

С 1 марта 1931 года Кучеренко работал чертёжником-конструктором на ХПЗ1936 году танковое производство на ХПЗ получило наименование «Завод № 183»). В этом же году перешёл на работу в танковую конструкторскую группу. В 1934-1937 годах — заместитель начальника СКБ, в 1938-1939 годах — начальник КБ-100, в 1939-1940 годах — заместитель начальника КБ-520, в 1940-1947 годах — начальник КБ-520, заместитель главного конструктора завода № 183.

 Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства советского серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938). Совместно с Кошкиным и Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20 и А-32, а также серийного Т-34. В годы Великой Отечественной войны и после неё Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941-1947), участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов.

В 1947-1949 годах — главный конструктор главного управления МТМ СССР. Инженер-полковник (1946). В 1949-1952 годах — главный инженер Уралвагонзавода. В 1952-1967 годах на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР. Председатель государственной экзаменационной комиссии в МВТУ имени Баумана, главный редактор журнала «Вестник танковой промышленности». В 60-х годах под непосредственным руководством Кучеренко сконструирована самоходная тележка, послужившая в дальнейшем для создания «Лунохода». Кучеренко умер 12 сентября 1976 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. (слайд 66)



Заключение:


Преподаватель


Совместно с учащимися проанализировать состояние наличия, качественного и количественного состава БТТ в РККА и СА СССР на начало и конец Великой Отечественной войны, а так же достижения науки и промышленности в проектировании и налаживании производства по выпуску новых образцов техники за данный период.


Проверка знаний:

На демонстрационном столе представлены модели рассмотренной выше БТТ в масштабе 1:72.

Участники занятия должны озвучить их названия и, по возможности, дать короткую тактико-техническую характеристику.


Задание для самостоятельного изучения:

Структура и состав танковых войск современной России и стран СНГ.




Источники информации (рекомендованные для изучения учащимся):


1.Михаил Барятинский. Броня СССР. Все советские танки в цвете. М.Яуза, Экмо 2014, 496 с. 2.Михаил Барятинский. ВСЯ бронетехника Второй Мировой. Окончательная энциклопедия. М.Яуза, Экмо 2013, 512с.

4.Список бронетехники СССР Второй мировой войны. Википедия. Доступ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B


3



Бронетанковая техника СССР времен ВОВ
PPT / 21.33 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации