Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности»
государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Буйская школа - интернат» Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методическая разработка Всероссийского открытого урока
по «Основам безопасности жизнедеятельности»
(1 - 11 классы)
Автор работы: учитель ОБЖ
Смирнова Ирина Анатольевна
г. Буй, 2018 год.
Тема "Основы безопасности жизнедеятельности"
Цель занятия: Пропаганда социальной значимости курса "Основы безопасности жизнедеятельности", поднятие его престижа.
Задачи:
Обучающие:
- пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения;
- отработка навыков безопасного поведения школьниками в различных условиях;
- доведение информации о 25-летии деятельности МЧС России;
- привитие навыков безопасного поведения на дорогах;
- популяризация Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;
- повышение престижа профессий пожарного и спасателя.
Коррекционно-развивающие:
- формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты);
- развитие познавательного интереса школьников в изучении предмета ОБЖ;
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к работникам МЧС;
- воспитание гражданских и патриотических качеств детей;
- воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.
Оборудование:
1.Проектор и компьютер;
2. Экран;
3. Полоски белой бумаги для игры «Зебра»
4. Стулья для игры «Поездка в Сочи»
5. Мультимедиа.
Приложения:
- мультимедийная презентация «Всероссийский урок по ОБЖ»
- Приложение 1 – эпиграф к уроку.
- Приложение 2 - доклад ученика о правилах дорожного движения.
- Приложение 3 – «Памятки для школьников».
- Приложение 4 – доклад ученика «Профессия - спасатель»
- Приложение 5 - доклад ученика «Школа безопасности»
- Приложение 6 – описание игр.
Тип занятия: открытый урок по ОБЖ.
Основные понятия и термины:
ОБЖ, ПДД. МЧС, спасатели, «Школа безопасности»
Эпиграф к уроку:
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
Структура и ход урока
Этап урока |
Содержание урока |
Орг. момент. Постановка целей и задач урока. Повторение изученного. Целеполагание. Повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме. Вид деятельности: 1.Устный опрос, вступление, работа с эпиграфом к уроку. 2. Доклад ученика о правилах дорожного движения. (Приложение 2) 3. Беседа по слайдам презентации об основных правилах дорожного движения.
4. Работа с загадками.
5. Задание: назови дорожные знаки.
6. Коллективная тестовая работа.
7. Памятки для школьников. (Приложение 3) Элемент здоровьесберегающей технологии. (физкультминутка с элементами игры по ПДД) Объяснение нового материала. Вид деятельности: - рассказ учителя; - диалог. Целеполагание: Дать понятие о МЧС. Вид деятельности: Доклад ученика «Профессия - спасатель» (Приложение 4) Вид деятельности: - диалог; -рассказ учителя. Вид деятельности: - работа с текстом, чтение по цепочке слайдов презентации; - беседа по ходу чтения; -повторение единого телефона спасения. Вид деятельности: доклад ученика «Школа безопасности» (Приложение 5) Целеполагание: -знакомство с новым понятием «Школа безопасности». Закрепление нового материала. Вид деятельности: - обобщение и закрепление полученных знаний; - учить делать выводы. Закрепление. Вид деятельности: Игра. Целеполагание: - через игру подвести итоги урока; - В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию Рефлексия. |
-Здравствуйте, ребята. (Слайд 1.) - Сегодня, в общеобразовательных учреждениях всех субъектах Российской Федерации проходят Всероссийские открытые уроки по «Основам безопасности жизнедеятельности» - Как расшифруем ОБЖ? + … - Что значит» Основы безопасности жизнедеятельности"? + … - Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Приложение 1) Прочитаем. Пред бедой не теряйся, будь смелым, Подави страх невольный в душе. Чтобы грамотно браться за дело, Юный друг, изучай ОБЖ! - Это урок, направленный на подготовку детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуациях. - Начнём наш урок с ПДД. (Слайд 2) - Как вы понимаете, что это? + правила дорожного движения. - Современному человеку трудно представить жизнь без автобусов, трамваев, электропоездов, самолётов и других транспортных средств. Они сокращают человеку время на дорогу, создают дополнительный комфорт. Однако транспорт является не только средством передвижения, но и источником повышенной опасности. (Слайд 3) - По данным статистики, ежегодно в мире под колёсами транспортных средств гибнет около четверти миллиона человек, значительную часть из них составляют дети и подростки. Чтобы этого не происходило, мы с вами изучаем предмет ОБЖ и правила дорожного движения. - По слайдам презентации давайте повторим основные правила дорожного движения. (Слайд 4) - Назовите части дороги. + проезжая часть, обочина, середина проезжей части и др. -Наша школа находится за городом. Как мы должны передвигаться по дороге? + … - За городом пешеходы должны передвигаться по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств, а в городе по тротуарам. (Слайд 5) - Как нужно правильно переходить дорогу? + … (Слайд 6) - Отгадайте загадку: (Слайд 7) То круглые они и всё нам запрещают, То треугольные они и нас предупреждают, То нам предписывают, Как себя вести, И что нас ожидает по пути. + дорожные знаки. - Посмотрим на слайд и вспомним дорожные знаки. (Слайд 8) + … - Отгадываем эту загадку: (Слайд 9) На дороге самой сложной Растолкует что и как Друг твой строгий и надежный Верный друг – + дорожный знак. - Проведём небольшую коллективную тестовую работу. Если знаете ответ, поднимайте руку. Как на проезжей части дороги называются белые Проезжая часть дороги предназначена для движения: (Слайд 11) С какого возраста разрешается движение на велосипеде по улицам и дорогам? (Слайд 12) Какой сигнал светофора разрешает движение? Как водители называют руль? (Слайд 14) Как называют человека, который плохо водит машину? (Слайд 15) Как называется этот знак? (Слайд 16) - Молодцы! - Знайте правила движения (Слайд 17) Как таблицу умножения. Надо их не только знать, А непременно соблюдать. (Слайд 18) - Я каждому классу раздаю памятки «Памятки для школьников», прочитаете их с классными руководителями и надеюсь, что будете соблюдать эти правила. (Приложение 3) - Отгадаем загадку: Три разноцветных круга + светофор. - Назовите сигналы светофора. + … - Проведём физкультминутку. (Слайд 19) - Если я показываю зелёный кружок – топаем ногами, Красный кружок – молчим, Жёлтый кружок – хлопаем в ладоши. (Слайд 20) - Если с кем-нибудь беда случилась, нам поможет кто? + … (Слайд 21) - МЧС. А что это? + … (Слайд 22) -МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – организация, которая осуществляет наиболее сложные крупномасштабные гуманитарные операции по спасению людей и оказанию помощи пострадавшим, как на территории России, так и за её пределами. (Слайд 23) - С 17 апреля 1991 года Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлся Сергей Шойгу. (Слайд 24) - с 21 мая 2012г министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Владимир Андреевич Пучков. (Слайд 25) - Министерство имеет флаг и знак-эмблему, утверждённые Указом Президента РФ. - Ребята, а кто работает в МЧС? + спасатели (Слайд 26) Профессия спасателя считается одной из самых ответственных и опасных профессий в мире, однако даже такое положение дел не снижает её привлекательность для миллионов мужчин. В основном работа спасателя направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. С точки зрения социальной значимости, профессия спасателя говорит сама за себя. К счастью, глобальные катастрофы не происходят каждый день, однако спасатель крайне необходим и в обычных бытовых ситуациях, как, например, при попытке открыть дверь квартиры через балкон соседей, при поиске потерявшихся в лесу людей, при спасении жизней любителей горного спорта или морских прогулок на катере, при оказании помощи в случае ДТП. В перечень основных обязанностей спасателя входит спасение людей при проведении аварийно-спасательных работ, умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев, взрывов, отравлении ядовитыми веществами. Ликвидация последствий аварий также ложится на могучие плечи спасателей. Более того, по прибытии на место происшествия спасатели проводят первичную оценку ситуации, составляя план спасения жителей из очага опасности. Обладатель профессии спасателя должен быть не только решительным и сосредоточенным, он также должен быть физически крепким и психологически устойчивым человеком. Профессия спасатель – это тяжелая работа, занимаясь такой работой, можно сталкиваться с очень трудными физическими и психологическими задачами. Спасатели – это ответственные, исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные люди, которые должны уметь действовать в команде. Каждый спасатель в обязательном порядке проходит специальную подготовку в рамках оперативно-спасательной службы. - Профессия «спасатель» требует очень крепкого здоровья, умения моментально ориентироваться в любых чрезвычайных ситуациях. - Главное – это исключительное мужество, собранность, быстрая готовность к действию. -Спасатели трудятся на специализированном транспорте, посмотрим на слайды. (Слайд 27 – 40) (Слайд 41) - Многие спасатели Российской Федерации награждены государственными наградами, в том числе орденом Мужества, медалями "За отвагу", "За спасение погибавших" и др. - Спасателям приходится сталкиваться с разными чрезвычайными ситуациями. Перечислите, какие вы можете назвать. + … (Слайд 42) - Стихийные (природные): землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержения вулканов, снежные обвалы, оползни, засуха, морозы. - Техногенные (рукотворные): взрывы, разрушения, пожары, обвалы на шахтах, рудниках, аварии на авиационном транспорте, в туннелях, выбросы радиоактивных веществ. - Экстремальные: в быту, на воде, ДТП, различные аварии, терроризм и другие. (Слайд 43) - Стихийные бедствия, как правило возникают неожиданно и одновременно на больших территориях – это наводнения, землетрясения, ураганы, смерчи и т.д. (Слайд 44) при наводнении службы МЧС спасают людей, где бы они ни оказались, используя для этого любые средства; в первую очередь вывозят из зоны затопления детей, оказывают срочную помощь людям, очутившимся в воде. (Слайд 45) при землетрясении органы управления ЧС и местные власти в кратчайшие сроки мобилизуют все спасательные силы, направляют гуманитарную помощь пострадавшим. (Слайд 46) при ураганах Гидрометеослужба сообщает о штормовом предупреждении; с поступлением предупреждения, МЧС проводит оперативные защитные мероприятия. (Слайд 47) Техногенные ситуации: - выброс аварийно-химических опасных веществ (АХОВ); - ЧС с взрывом, пожаром и разрушениями (Слайд 48) - При выбросе химических веществ, спасательный отряд МЧС локализует и осаждает вредный аэрозольный выброс в открытом пространстве. (Слайд 49) - при возникновении ЧС с взрывом, пожаром и разрушениями бригада спасателей МЧС помогает тем, кто оказался придавлен обломками и конструкциями; извлекает людей из завалов; (Слайд 50) выводит людей в безопасное место; помогает оказавшимся в горящих и задымленных помещениях. (Слайд 51) Экстремальные ситуации чрезвычайного характера: - терроризм. (Слайд 52) Спасение заложников происходит благодаря действиям специальных подразделений (групп захвата). Во время атаки заложникам лучше лечь на пол подальше от окон или спрятаться (укрыться) до окончания штурма. (Слайд 53 - 54) - спасение на водах Главной задачей МЧС является предотвращение несчастных случаев на воде и предупреждение происшествий с гибелью людей. (Слайд 55) - при различных авариях службы МЧС оказывают помощь пострадавшим, инспекторы привлекают виновных к судебной ответственности. (Слайд 56) - При угрозе или возникновении любых чрезвычайных ситуаций вовремя полученная информация – это успех в действиях служб экстренного реагирования, а также спасённые жизни людей. (Слайд 57) В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ В СЛУЧАЕ БЕДЫ НА ВОДЕ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В СЛУЧАЕ ДТП и т.п. Единый телефон спасения - 112 (Слайд 58 -59) - Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» было создано в 1998 году на базе детско-юношеской ассоциации «Школа безопасности». Движение объединяет филиалы « Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник, координирующие подготовку детей в области защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на воде. Это добровольное массовое объединение граждан на основе общих интересов. Движение имеет печать, штамп, эмблему, значки, флаги, другую символику и реквизиты. Ежегодно проводятся полевые лагеря и соревнования «Школа безопасности», в которых принимают участие около 2 млн. детей. В ходе обучения дети отрабатывают действия по организации поисково-спасательных работ, обучаются на пожарной полосе препятствий, отрабатывают приёмы оказания первой медицинской помощи и многому другому. Опыт показывает, что для большинства детей и подростков «Школа безопасности» является крайне притягательной и интересной, их привлекает профессия спасателя и пожарного. (Слайд 60) - Предотвращение. Спасение. Помощь – девиз службы спасения МЧС России. Спасательная служба МЧС пользуется заслуженным признанием и уважением не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Это наилучшим образом характеризует работу спасателей, пожарных, военнослужащих войск гражданской обороны, пилотов, медиков, руководителей подразделений, всех сотрудников МЧС России. В настоящее время нет сфер нашей жизни, где не требовалось бы присутствие служб, обеспечивающих безопасность граждан. (Слайд 61) - ВЫВОДЫ: 1) ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ; 2) В ТРУДНУЮ МИНУТУ ОБРАЩАТЬСЯ К СПАСАТЕЛЯМ МЧС; 3) РАСТИ СИЛЬНЫМИ, СМЕЛЫМИ, ОТВАЖНЫМИ ЛЮДЬМИ, ПОМОГАТЬ ДРУГИМ, ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ; 4) ПОМНИТЬ: НАША СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ - В НАШИХ РУКАХ. (Слайд 62) Поиграем! Разобьёмся на команды. (Приложение 6) Игра «Зебра» (на время и точность исполнения) - Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их. Игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем» - Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта. Игра «Поездка в Сочи» - Для игры нужны стулья – одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Сочи, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Сочи мы едим автобусом (поездом, самолетом)», и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость», - продолжает водящий и переходит на бег. «Сочи уже совсем близко», объявляет он (бег замедляется). «Внимание, остановка!» - неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте. Игра «Иду по дорожке» - Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов. -Давайте, ребята, вернёмся к эпиграфу урока. Прочитаем. -Что такое ОБЖ? - Зачем изучать ОБЖ? -О чём ещё вы хотели бы узнать? -Спасибо за внимание! (Слайд 63) |