Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, планируемыми образовательными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программой по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом авторской программы А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы».
Учебная программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «ОБЖ» предназначен для:
Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Структура предмета при модульном построении содержания образования в 7 классе включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел Ӏ. Основы комплексной безопасности
Раздел ӀӀ. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Раздел ӀӀӀ. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел ӀV. Основы здорового образа жизни
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч.) |
||
Раздел Ӏ. Основы комплексной безопасности (20 ч.) |
||
1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (4 ч.) |
1.1.Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища 1.2. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. 1.3. Безопасность пешехода, пассажира и водителя. 1.4. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых условиях |
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользования электрических приборов. Различают предметы бытовой химии. Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. |
2. Опасные ситуации в природных условиях (2 ч.) |
2.1. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях 3.3. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. |
Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания обучающихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита. |
4. Подготовка к активному отдыху на природе (4 ч.) |
4.1. Природа и человек. Подготовка к выходу на природу. 4.2. Автономное существование человека в природной среде 4.3. Определение своего местонахождения и направления на местности. Ориентирование. 4.4. Бивак и организация бивачных работ. |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде. Формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Начинают вести дневник безопасности, в котором описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях. |
5. Активный отдых на природе и безопасность (3 ч.) |
5.1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе 5.2. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности, лыжных походов. 5.3. Водные и велосипедные походы. Безопасность туристов |
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовке к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов. |
6. Дальний и выездной туризм. Меры безопасности (2 ч.) |
6.1. Безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация в различных климатических условиях 6.2. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта |
Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судом. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования. |
7.Чрезвычайные ситуации и их характеристика (1 ч.) |
7.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их характеристика |
Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации. |
8. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения (4 ч.) |
8.1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Причины возникновения и возможные последствия 8.2. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения 8.3. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 8.4. Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения |
Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания обучающихся. Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Объясняют и характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания обучающихся. Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого- социального происхождения, характерных для региона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого- социального происхождения |
Раздел ӀӀ. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (4 ч.) |
||
9. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч.) |
9.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины возникновения 9.2.Видыэкстремистской и террористической деятельности 9.3. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности 9.4. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. |
Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч.) |
||
Раздел ӀV. Основы здорового образа жизни (5 ч.) |
||
10. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (5 ч.) |
10.1. Основные понятия здоровья и здорового образа жизни 10.2. Двигательная активность, закаливание организма и рациональное питание – элементы здорового образа жизни 10.3. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (практическое занятие) 10.4. Факторы, влияющие на здоровье человека 10.5. Значение здорового образа жизни для гармоничного развития человека. |
Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания. Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье обучающегося, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению наркотиков. Характеризуют влияние компьютера, неблагоприятной окружающей среды и социальной среды на развитие и здоровье человека. Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. |
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи (5 ч.) |
||
11. Первая помощь и правила ее оказания (5 ч.) |
11.1. Общие правила оказания первой помощи. Правила транспортировки пострадавшего. 11.2. Оказание первой помощи при травмах (практическое занятие) 11.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении, ожоге, укусах змей и насекомых (практическое занятие) 11.4. Оказание первой помощи при наружном кровотечении (практическое занятие) 11.5. Оказание первой помощи при ушибах и переломах (практическое занятие) |
Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Отрабатывают приемы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. Отрабатывают правила транспортировки пострадавшего. Вырабатывают навыки в оказании первой помощи: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом. |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно – методическая литература
- Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7кл.: учеб. для обшеобразоват. учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.
- Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6кл.: учеб. для обшеобразоват. учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.
- Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5кл.: учеб. для обшеобразоват. учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2014.
- Смирнов А Т. Учебно – методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов М.: Просвещение, 2015.
Нормативно -правовые документы (в последней редакции)
- Конституция Российской Федерации
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Закон «Об образовании»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Стенды, плакаты
Стенды
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Безопасность на улицах и дорогах
Криминогенные ситуации
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
Правила поведения при землетрясениях
Пожары, взрывы
Наводнения и затопления
Правила оказания первой помощи
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
Дорожные знаки
Пожарная безопасность
Безопасность в быту
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Активный отдых на природе
Опасные ситуации в природных условиях
Безопасность на воде
Средства индивидуальной защиты
Ватно-марлевые повязки
Противопылевые тканевые маски
Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
Противогазы
Медицинские средства
Медицинское имущество
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-И и т. п.)
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
Вата медицинская компрессная
Косынка медицинская (перевязочная)
Повязка медицинская большая стерильная
Повязка медицинская малая стерильная
Булавка безопасная
Шина проволочная (лестничная) для ног
Шина проволочная (лестничная) для рук
Шина фанерная ДЛИНОЙ 1 м
Жгут кровоостанавливающий эластичный
Манекен для реанимационных мероприятии
Носилки санитарные
Знак нарукавного Красною Креста
Лямка медицинская носилочная
Флаг Красного Креста
Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
Действия учащихся по сигналам ГО
Средства индивидуальной зашиты
Средства коллективной зашиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия»
Интернет - ресурсы
- http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
- http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
- http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
- http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
- http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
- http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности
- http://www.uroki.net/
- http://www.obzh.ru/
- http://www.school-obz.org/
- http://www.metodichka.net/
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение учебного предмета направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Обучающийся 7 класса научится:
узнавать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь;
основным правила безопасного поведения на дороге;
правилам поведения при угрозе террористического акта;
вести здоровый образ жизни;
узнавать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
выявлять факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
находить вредные привычки и способы их профилактики;
правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;
способам безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах;
пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Обучающийся в 7 классе получит возможность научиться:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
распознания экстремизма и терроризма, как опасности для общества и государства;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.