Методическая разработка по теме: «Челлендж– как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу здоровьесбережения»
Методическая разработка по теме:
«Челлендж– как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу здоровьесбережения»
Инструктор по физической культуре,
Фролова Ольга Алексеевна
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для организации челенджей с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по теме «Челлендж – как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу здоровьесбережения».
Методическая разработка содержит описание опыта работы по проведению челенджей.
Методическая разработка может быть полезна педагогам и воспитателям ДОУ, а также родителям.
Методическая разработка направлена на формирование основ здорового образа жизни воспитанников, создании системы взаимосотрудничества семьи и образовательного учреждения, повышению эффективности работы по оздоровлению детей.
Введение
Одной из приоритетных задач работы ДОУ является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Образовательное учреждение создает условия для формирования основ здорового образа жизни воспитанников. Реализация поставленной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Помочь вырасти детям здоровыми, физически крепкими, всесторонне развитыми возможно только при тесном взаимодействии родителей и педагогов.
Методическая разработка предназначена для освещения современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Содержит описание опыта работы по проведению челленджей.
Цель методической разработки: активизация взаимосотрудничества семьи и образовательного учреждения в вопросах здоровьесбережения.
Задачи:
Повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с семьями воспитанников в онлайн-формате.
Формирование потребности в здоровом образе жизни в семье посредством проведения челенджей.
Создание позитивного настроя от совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Методическая разработка может быть полезна педагогам образовательных учреждений.
Актуальность
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем (возрасте) детстве. Амосов Н. М. писал: «Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в детском саду…».
Именно в этот период закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Важно уже в дошкольном возрасте формировать знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного возраста. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества.
Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в направлена на охрану жизни, сохранение здоровья детей, своевременное формирование основ здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью.
Оздоровительная работа в ДОУ может дать полноценный результат, только если она ведется в содружестве с семьей. Необходимо активно вовлекать семьи воспитанников в процесс формирования основ здоровьесбережения. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, а детям получить личный пример родителей.
В реальной жизни педагогам приходится сталкиваться с пассивностью и недоверием родителей, нежеланием вести совместную работу, направленную на формирование здорового образа жизни. Зачастую родители не знают, как правильно организовать совместную деятельность с детьми дома. Задача педагога помочь родителям осознать важность единых требований семьи и детского сада в вопросах здоровьесбережения.
В условиях пандемии сотрудники детского сада столкнулись с определенными проблемами в работе с родителями. Ограничительные меры сделали недоступными многие формы организации сотрудничества с семьями. Стало невозможным организация совместных праздников, походов, встреч. Вопрос объединения усилий педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни в новых условиях встал очень остро.
Поиск путей решения возникшей проблемы послужил толчком к развитию работы педагогов с родителями в новом для нас онлайн формате. Успешное освоение цифровых технологий, программ, интернет-платформ расширило возможности нового формата взаимодействия педагогов и родителей.
Одной из эффективных инновационных форм сотрудничества по здоровьебережению стало проведение челленджей. Челлендж можно использовать как средство мотивации и активизации сотрудничества между детским садом и семьей.
Что такое образовательный челлендж
Челлендж – жанр интернет-роликов, в которых участник выполняет задание на видеокамеру, а затем предлагает следующему повторить или продолжить задание. Само слово челлендж обычно переводится как «вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов». Другие значения — «соревнование», «спор», «сложное препятствие» или «задание, требующее выполнения».
Челлендж – своеобразное движение, объединяющее между собой людей. Он пользуется популярностью и является доступной формой для большинства пользователей интернета. Для проведения челленджа много не нужно, достаточно обладать желанием, творческим потенциалом и телефоном с видеокамерой.
Виды челленджей
Виды челленджей:
- игровые;
- спортивные;
- направленные на оздоровление;
- творческие или артчелленджи (литературные, рисование);
- личный челлендж.
Игровой челлендж может проходить в форме квеста, задача ставится перед игроком или группой и происходит в игровой форме. Участники не только стремятся добраться до финала, у них появляется задания, которые также увлекают, пробуждают соревновательный дух. Более распространенными являются коллективные челленджи, о которых договариваются.
Спортивный челлендж -это вызов, который способствует повышению личных спортивных достижений и укреплению здоровья.
Литературный челлендж -это вызов, который способствует пропаганде чтения и повышения статуса книги.
Личный челлендж – это вызов самому себе и на большую аудиторию, участник обязуется следовать своим предписаниям и выполнять задания. Такой челлендж мотивирует других: «Он смог, и я смогу!».
Челленджи, направленные на оздоровление могут быть коллективными, в виде онлайн-флешмоба. Нацелены они на формирование у детей и взрослых представлений о здоровом образе жизни, ответственного отношения к здоровью, включение в творческую, исследовательскую, пропагандистскую деятельность. Личный пример родителей, их активность дает хороший воспитательный и эмоциональный эффект в развитии ребёнка. Творческий процесс сближает не только всех членов семьи, укрепляя детско-родительские отношения, но и всех участников образовательных отношений.
Методика проведения челленджа
Целью проведения челленджа может служить любая возникшая проблемная ситуация. При проведении челленджа «Мы за ЗОЖ» нашей целью являлось мотивировать родителей к соблюдению режима дня в выходные дни.
Были поставлены следующие задачи:
– раскрыть значение соблюдения режима дня для здоровья детей;
-организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса, направленную на достижение общего результата;
-повысить уровень педагогической компетенции родителей;
- создать условия для организации совместной деятельности родителей и детей в выходные дни.
Для каждого конкретного челленджа задачи могут быть разными. Они ставятся в зависимости от поставленной цели.
Практическая значимость и внедряемость челленджа:
1.Знакомит с техникой проведения челленджа.
2.Способствует формированию основ здорового образа жизни через погружение в выполнение задания по здоровьесбережению.
3.Способствует совершенствованию детско-родительских отношений.
5.Не требует материальных затрат.
Этапы проведения образовательного челленджа:
1. Подготовительный этап.
1. 1.Выявление актуальных проблем.
1.2. Создание творческой группы.
1.3. Постановка цели и задач.
1.4. Определение целевых групп, участников мероприятия.
1.5. Разработка содержания челенджа, последовательности действий.
1.6. Анализ ресурсных возможностей участников, наличие атрибутов и их взаимозаменяемость.
1.7. Распределение ролей, с описанием четких инструкций или творческих задач для каждого участника.
1.8. Определение формата видеосъемки.
2. Основной этап.
2.1. Вовлечение семей воспитанников в мероприятие путем съемки определенного режимного момента.
2.2.Сбор материала и монтирование видеоролика.
3. Заключительный этап.
3.1. Анализ проделанной работы.
3.2. Использование материала в образовательно-пропагандистской деятельности.
Содержание ролика может носить просветительскую или мотивационную направленность. Например, как у нас, начать заниматься спортом, мотивировать участников к ведению здорового образа жизни.
Челлендж можно использовать как современную, доступную и интересную форма работы с родителями и детьми. Участниками процесса создания видеоролика становятся педагоги, родители и дети.
При проведении челленджа «Мы за ЗОЖ» мы наблюдали искренний интерес всех участников процесса. Достоинство этой формы работы –активное взаимодействие участников, без личного контакта. А также получение видимого результата - создание маленького видеофильма, где в главной роли дети. Сюжет ролика раскрывает значение режима дня, правильного питания, прогулок на свежем воздухе и ведения активного образа жизни. В дальнейшем этот ролик мы продемонстрировали на родительском собрании, разослали всем участникам.
После проведения мероприятий целесообразно проанализировать проделанную работу, провести опрос родителей, беседы с детьми, наблюдения, учет активности родителей. Все это позволит оценить результативность проводимой работы в каждом конкретном случае.
Результатом освоения данной разработки стали:
- повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в вопросах развития и оздоровления детей (проведено два челленджа различной тематики);
- вовлечение большего числа родительского сообщества в совместную деятельность по формированию основ здорового образа жизни (начиная работу по проведению первого экологического челленджа, мы рассчитывали привлечь около 40% семей группы, на практике откликнулись почти 80% родителей);
- повысился уровень доверия между педагогами, родителями и детьми.
Опыт проведения челленджей показал педагогическую эффективность, в том числе по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах здоровьсбережения детей.
Список литературы
1.Ануфриева И.В. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - №8.
2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ Н.И. Крылова – Волгоград: Учитель, 2009.
4.Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях/ М.Н. Кузнецова – М: «Аркти», 2002.
5.Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании/ Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007.