Статья «Образовательные конструкторы как эффективный метод взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО»
Образовательные конструкторы как эффективный метод взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из важных условий создания социальной ситуации развития ребенка является взаимодействие с родителями путем непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Коллектив «Ныробского детского сада» с 2015 г. реализует инновационный долгосрочный образовательный проект «Я – строю. Я – создаю». Новизна проекта состоит в том, что педагоги используют современные образовательные лего-технологии и привлекают к этой деятельности не только детей, но и родителей воспитанников.
В рамках проекта творческой группой разработана парциальная программа по лего – конструированию «Построй свою историю» на базе комплектов образовательных конструкторов LEGO Education. Данная программа реализуется по всем направлениям развития детей и является составной частью ООП детского сада.
Одним из мероприятий проекта стала организация работы детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя». Субъектами сообщества являются дети, родители и педагоги. Сообщество работает под девизом: «От цели к результату».
В основе создания сообщества заложен один из главных принципов ФГОС ДО: взаимодействие ДОО с родителями воспитанников путем непосредственного их вовлечения в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов с учетом интересов и потребностей семей.
Цель сообщества - создание единого социально – образовательного пространства, включающего детский сад и семью, направленного на формирование начал научно-технического мышления и творчества посредством образовательных конструкторов.
Чтобы достичь данной цели, мы решаем следующие задачи:
- обеспечение возможности развития и самовыражения в лего-конструировании и техническом творчестве детско-родительской и педагогической общественности;
- формирование сообщества детей, родителей и педагогов, занимающихся инновационной деятельностью;
- расширение сетевого взаимодействия между ДОО и родителями;
- организация современной РППС для игровой и познавательной активности дошкольников.
Деятельность сообщества построена на принципах:
1. Добровольность.
2.Возможность включиться в работу сообщества на любом этапе.
3.Возможность принять участие в разных формах работы сообщества (фестивали, проекты, семинары, мастерские, тренинги, круглые столы и др.).
4.Уважать личность ребенка и признавать его полноценным участником образовательных отношений.
5.Быть участником единого образовательного пространства «Детский сад – семья».
Взаимодействие с родителями по развитию конструктивных способностей детей мы выстроили по трем направлениям.
Проведенное в октябре 2015 года анкетирование родителей «Использование конструкторов в совместных играх с детьми» помогло нам системно включить родителей в работу сообщества.
На этапе обучения педагоги детского сада знакомили родителей и детей с комплектами образовательных конструкторов, приобретенными в рамках ФСП. Участники сообщества изучали современные лего-технологии и апробировали их на практике. Обучение проводилось в разных формах: мастер-классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы.
Для родителей педагогами были выпущены буклеты и памятки по использованию разных видов конструкторов в совместной игровой деятельности с детьми.
Всю необходимую информацию о планируемых мероприятиях сообщества родители получали на сайте детского сада и в газете «Наш любимый детский сад».
На следующем этапе родители активно включились в образовательную деятельность. Совместно с детьми родители создавали разнообразные продукты технического творчества. Принимали участие в организации непосредственно образовательной и совместной деятельности.
Семейные команды создавали тематические проекты и представляли их на краевом этапе Всероссийского робототехнического Форума ДОО «ИкаРенок» в 2016г. (специальный приз) и 2017 г. (3 место в номинации «Инновационный опыт»).
Родители предлагали креативные идеи использования конструкторов в работе с детьми в форме легооткрыток, развивающих игр, семейных технологических карт, легопазлов, семейных легоальбомов, которые использовались в образовательной деятельности.
В рамках Всероссийского года экологии в Ныробском детском саду был реализован детско-взрослый творческий проект «Целым миром, целым светом мы спасем планету эту!» Цель проекта состояла в том, чтобы сформировать у наших воспитанников первоначальные экологические представления и привлечь к этой деятельности родителей воспитанников. План мероприятий проекта в рамках детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя» был оформлен в виде экологического лего-календаря на 2017 год, каждый месяц которого предполагал творческое задание для совместного выполнения детьми и родителями и дальнейшей презентации продукта совместной деятельности на итоговых мероприятиях.
Одним из продуктов проекта стала «Красная книга Пермского края», которую педагоги дополнили авторской разработкой – технологическими картами представителей животного и растительного мира нашего региона. В августе 2017 года Министерством образования и науки Пермского края и ГАУ ДПО «ИРО Пермского края» выпущен «Сборник познавательных задач технической направленности для дошкольников», в который и вошли данные технологические карты.
Дети и родители приняли участие в межрегиональных акциях и конкурсах «Покормите птиц зимой», «Птица года», «Вода России». Они вместе делали кормушки и скворечники и укрепляли их на участках детского сада.
В рамках проекта участники сообщества создавали разнообразные компоненты развивающей среды (игры, стихи, сказки, загадки, книжки-малышки, лэпбук). Авторская игра «Экологическая тропа» воспитателя Шляпиной М.В. стала призером краевого конкурса Министерства образования и науки Пермского края «Экоигротека».
В детском саду были организованы тематические выставки и конкурсы. Так, конкурс «Край родной» позволил детям выразить любовь к родному краю через свои творческие работы. Воспитанники детского сада принимали участие в краевом Фестивале-конкурсе «Дарованья Прикамья». Макет Никольской церкви семьи Петуховой Ани участвовал в очном туре фестиваля в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
Одним из ярких мероприятий проекта стал II Межмуниципальный лего-турнир для ДОО Верхнекамья, который прошел под девизом «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!» Семейные команды участвовали в увлекательном экологическом квесте, создавая знаки по охране окружающей среды из бросового материала и конструируя модели животных и растений Красной книги Пермского края.
Вместе с родителями наши воспитанники отмечали народные праздники, совершали тематические экскурсии в Чердынский краеведческий музей и Дом – музей Романовых. Дети с неподдельным интересом разглядывали экспонаты музея, приложили руки к цепям Романова и с восхищением смотрели на «стражников» в старинных костюмах.
Участие в краевом конкурсе ГАУ ДПО «ИРО Пермского края» «Этнокультурное образование: традиции и современные технологии» по теме «Природа и человек» для образовательных учреждений Пермского края завершилось победой в номинации «Природа Пермского края». На краевой конкурс воспитателем Шляпиной М.В. был представлен сценарий совместной деятельности с использованием лего-технологии «Принцип 4С» «По страницам Красной книги Пермского края». Итоги реализации проекта были представлены педагогом в рамках краевого Круглого стола по теме «Природа родного края и современное этнокультурное и краеведческое содержание образования», проходившего 12 декабря в ГАУ ДПО «ИРО Пермского края».
С завершением Всероссийского года экологии работа педагогического коллектива в данном направлении будет иметь продолжение. На 2018 год педагогическим коллективом составлен семейный эколого-краеведческий календарь «Чудес и таинств Чердынских земля, откуда Пермь Великая пошла…» Календарь наряду с описанием исторических и культурных мест Чердынского района содержит и методические рекомендации для детей дошкольного возраста и их родителей в виде технологических карт с описанием возможных видов совместной деятельности.
Надеемся, что планомерная работа с детьми дошкольного возраста с привлечением родителей будет способствовать формированию стойких навыков по охране окружающей среды в ближайшем окружении.
Мы с удовольствием поддерживали и продолжаем поддерживать инициативы родителей. Так в 2015 г. по инициативе родителей организован Фестиваль детско-родительских проектов «Лего-мир». А в течение 2016 года в нашем детском саду работала Родительская мастерская «Лего-сад».
В 2017 году в Единый родительский день родители устроили для детей настоящую LEGO-сказку. Участники сообщества «Развиваемся, играя» конструировали права сказочных героев и с увлечением рассказывали о них в доступной детям форме. Все завершилось флэшмобом и социальной акцией «МЫ – ВМЕСТЕ!»
Одной из форм взаимодействия с родителями стал лего - календарь, в котором обозначены основные мероприятия сообщества и даны творческие задания для совместной работы родителей и детей. Такая форма очень удобна в использовании и понравилась всем участникам сообщества.
Презентация Календаря прошла на групповых родительских собраниях. Для всех возрастных групп был выпущен отрывной календарь в черно-белом варианте и размещался в раздевальных комнатах. Родители, изъявившие желание выполнить предложенные задания, могли использовать электронный вариант, выложенный на сайте детского сада. Родителям, не имеющим доступ к сайту, материалы предлагались в бумажном варианте.
В течение месяца родители с детьми выполняли задания. На заключительном итоговом мероприятии, которое могло быть как групповым, так и общим детсадовским, все желающие представляли свои лего-задания.
В работу с лего - календарем можно было включиться на любом этапе, в любом месяце. Задания можно было выполнять как дома, с имеющимися конструкторами, так и в лего-классе детского сада. Педагоги оказывали методическую помощь родителям. При составлении календаря учитывались мероприятия в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы детского сада.
Методические материалы сообщества по использованию комплектов образовательных конструкторов стали призерами краевого конкурса «Ребенок в объективе ФГОС ДО» в номинации «Родители реализуют ФГОС», что подтверждает эффективность деятельности сообщества.
Анализ результатов работы сообщества позволил нам сделать вывод о том, что между его участниками установились партнерские отношения, в результате которых в детском саду создается единое образовательное пространство.
Результатами деятельности детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя» в 2015-2017 г.г. стало то, что:
- дети самостоятельно выбирают формы и содержание практической деятельности технической направленности;
- дети самостоятельно создают и публично представляют свои авторские продукты – проекты, игры, карты, открытки, мультфильмы;
- у детей формируются предполылки инженерного мышления и, таким образом, просходит ранняя профориентация дошкольников;
- у детей формируется нестандартный подход к решению широкого круга различных практических жизненных задач (успешная социализация дошкольников);
- у родителей повысилась инициативность и активность, а также компетентность в вопросах современного образования;
- у родителей формируется положительное отношение к ДОО;
- родители являются полноправными участниками образовательного пространства;
- педагогами разработан комплект методических материалов во внедрению ФГОС ДО с использованием государственно-общественного управления;
- педагоги активно используют современные лего-технологии и транслируют инновационный опыт в рамках пилотной площадки Пермского края.
Программа Развития Ныробского детского сада предусматривает продолжение дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников через уже апробированные формы, доказавшие свою эффективность, так и новые формы взаимодействия.
Библиография
1. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273 – ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Венгер Л.А. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте, М.: Новая школа,1980.
4. Максаева Ю.А, Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов, Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
5. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «Lego в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO Education), М.: ОП ЗАО «ЭЛТИ – КУДИЦ», 2015.
6. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития, М.: ИДОСВ РАО, АНО "Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» , 2000.
7. Машталь О. Программа развития способностей ребенка, С-Пб., 2007
8. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», М.: Карапуз, 1999.
9. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1994.
10. Развитие (Основные положения): образовательная программа/ коллектив авторов под руководством Л.А.Венгера-М: Новая школа, 1994г
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.
12. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей», Санкт-Петербург «Наука», 2010.
13. Интернет – ресурсы:
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.tetrixrobotics.com/.
Легоцкая Вера Сергеевна
Шляпина Марина Владимировна
Гапонова Оксана Владимировна
Шляпина Марина Владимировна