Статья «Образовательные конструкторы как эффективный метод взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО»

9
4
Материал опубликован 15 January 2018 в группе

Образовательные конструкторы   как эффективный метод  взаимодействия  с семьями  воспитанников  в ДОО.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО  одним из важных условий создания социальной ситуации развития ребенка является взаимодействие с родителями  путем непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Коллектив «Ныробского детского сада» с 2015 г. реализует инновационный долгосрочный образовательный проект «Я – строю. Я – создаю». Новизна  проекта  состоит в том, что педагоги используют современные образовательные лего-технологии и привлекают к этой деятельности не только детей, но и родителей  воспитанников.

В рамках проекта творческой группой разработана парциальная программа по лего – конструированию «Построй свою историю» на базе  комплектов образовательных конструкторов LEGO Education. Данная программа реализуется по всем направлениям развития детей и является составной частью ООП детского сада.

Одним из мероприятий проекта стала организация работы  детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя». Субъектами сообщества являются дети, родители и педагоги. Сообщество работает под девизом: «От цели к результату».

В основе создания сообщества заложен один из главных принципов ФГОС ДО: взаимодействие  ДОО с родителями воспитанников путем непосредственного их вовлечения в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов с учетом интересов и потребностей семей.

Цель сообщества -  создание единого социально – образовательного пространства, включающего детский сад и семью, направленного на формирование начал научно-технического мышления и творчества посредством  образовательных конструкторов.

Чтобы достичь данной цели, мы решаем следующие  задачи:

- обеспечение возможности развития и самовыражения в лего-конструировании и техническом творчестве детско-родительской и педагогической общественности;

- формирование сообщества детей, родителей и педагогов, занимающихся инновационной деятельностью;

-  расширение сетевого взаимодействия между  ДОО и родителями;

- организация современной РППС для  игровой и познавательной активности  дошкольников.

Деятельность сообщества построена на   принципах:

1. Добровольность.

2.Возможность включиться  в работу сообщества на любом этапе.

3.Возможность принять участие в разных формах работы сообщества (фестивали, проекты, семинары, мастерские, тренинги, круглые столы и др.).

4.Уважать личность ребенка и признавать его полноценным участником образовательных отношений.

5.Быть участником  единого образовательного пространства «Детский сад – семья».

Взаимодействие с родителями по развитию конструктивных способностей детей  мы выстроили по трем направлениям.

Проведенное в октябре 2015 года анкетирование родителей «Использование конструкторов в совместных играх с детьми» помогло нам системно включить родителей в работу сообщества.

На   этапе обучения педагоги детского сада знакомили родителей и детей с комплектами образовательных конструкторов, приобретенными  в рамках ФСП. Участники сообщества изучали современные  лего-технологии и апробировали их на практике. Обучение проводилось в разных формах: мастер-классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы.

Для родителей педагогами были  выпущены буклеты и памятки по использованию разных видов конструкторов в совместной игровой деятельности с детьми.

Всю необходимую информацию о планируемых мероприятиях сообщества родители получали на сайте детского сада и в газете «Наш любимый детский сад».

На следующем этапе родители активно включились в образовательную деятельность. Совместно с детьми родители создавали разнообразные продукты технического творчества.  Принимали участие в организации непосредственно образовательной и совместной деятельности.

Семейные команды создавали  тематические проекты и представляли их на краевом этапе Всероссийского робототехнического Форума ДОО «ИкаРенок» в 2016г. (специальный приз) и 2017 г. (3 место  в номинации «Инновационный опыт»).

Родители   предлагали креативные идеи использования конструкторов в работе с детьми в форме легооткрыток, развивающих игр, семейных технологических карт, легопазлов, семейных легоальбомов, которые использовались в образовательной деятельности.

В рамках Всероссийского года экологии в Ныробском детском саду был реализован детско-взрослый творческий проект «Целым миром, целым светом мы спасем планету эту!» Цель проекта состояла в том, чтобы сформировать у наших воспитанников первоначальные экологические представления и привлечь к этой деятельности родителей воспитанников. План мероприятий проекта в рамках детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя» был оформлен в виде экологического лего-календаря на 2017 год, каждый месяц которого предполагал  творческое задание для  совместного выполнения детьми и родителями и дальнейшей презентации продукта совместной деятельности на итоговых  мероприятиях.

Одним из продуктов проекта стала «Красная книга Пермского края», которую педагоги дополнили авторской разработкой – технологическими картами представителей животного и растительного мира нашего региона. В августе 2017 года Министерством образования и науки Пермского края и ГАУ ДПО «ИРО Пермского края» выпущен «Сборник познавательных задач технической направленности для дошкольников», в который и вошли  данные  технологические  карты.

 Дети и родители   приняли участие в межрегиональных акциях и конкурсах «Покормите птиц зимой», «Птица года», «Вода России».  Они вместе делали кормушки и скворечники и укрепляли их на участках  детского сада.

В рамках проекта участники сообщества создавали  разнообразные компоненты развивающей среды (игры, стихи, сказки, загадки, книжки-малышки, лэпбук). Авторская игра  «Экологическая тропа» воспитателя Шляпиной М.В. стала призером краевого конкурса Министерства образования и науки Пермского края «Экоигротека».

В детском саду были организованы  тематические выставки и конкурсы. Так, конкурс «Край родной» позволил детям выразить  любовь к родному краю  через свои творческие работы. Воспитанники детского сада принимали участие в краевом Фестивале-конкурсе «Дарованья Прикамья». Макет Никольской церкви семьи Петуховой Ани участвовал  в очном туре фестиваля в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

Одним из ярких мероприятий проекта стал II Межмуниципальный лего-турнир для ДОО Верхнекамья, который прошел под девизом «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!» Семейные команды участвовали в увлекательном экологическом квесте, создавая знаки по охране окружающей среды из бросового материала и конструируя модели животных и растений Красной книги Пермского края.

Вместе с родителями наши воспитанники  отмечали  народные праздники, совершали  тематические экскурсии в Чердынский краеведческий музей и Дом – музей Романовых. Дети с неподдельным интересом разглядывали экспонаты музея, приложили руки к цепям Романова и с восхищением смотрели на «стражников» в старинных костюмах.

Участие  в краевом конкурсе  ГАУ  ДПО «ИРО Пермского края» «Этнокультурное образование: традиции и современные технологии» по теме «Природа и человек» для образовательных учреждений Пермского края завершилось победой в номинации «Природа Пермского края». На краевой конкурс воспитателем Шляпиной М.В. был представлен сценарий совместной деятельности с использованием лего-технологии «Принцип 4С» «По страницам Красной книги Пермского края». Итоги реализации проекта  были представлены педагогом в рамках краевого Круглого стола по теме «Природа родного края и современное этнокультурное и краеведческое содержание образования», проходившего 12 декабря в ГАУ ДПО «ИРО Пермского края».

С завершением Всероссийского года экологии работа педагогического коллектива в данном направлении будет иметь продолжение. На 2018 год педагогическим коллективом составлен семейный эколого-краеведческий календарь «Чудес и таинств Чердынских земля, откуда Пермь Великая пошла…» Календарь наряду с описанием исторических и культурных мест Чердынского района содержит и методические рекомендации для детей дошкольного возраста и их родителей в виде технологических карт с описанием возможных видов совместной деятельности.

Надеемся, что планомерная работа с детьми дошкольного возраста с привлечением родителей будет способствовать формированию стойких навыков по охране окружающей среды в ближайшем окружении.

Мы с удовольствием поддерживали и продолжаем поддерживать инициативы родителей. Так в 2015 г. по инициативе родителей организован Фестиваль детско-родительских проектов «Лего-мир». А в течение 2016 года в нашем детском саду работала Родительская мастерская «Лего-сад».

В 2017 году в Единый родительский день  родители устроили для детей настоящую LEGO-сказку. Участники сообщества «Развиваемся, играя» конструировали права сказочных героев и с увлечением рассказывали  о них в доступной детям форме. Все завершилось  флэшмобом и социальной акцией «МЫ – ВМЕСТЕ!»

Одной из форм взаимодействия с родителями  стал лего - календарь, в котором обозначены основные мероприятия сообщества и даны творческие задания для совместной работы родителей и детей. Такая форма очень удобна в использовании и понравилась всем участникам сообщества.

Презентация Календаря прошла на групповых родительских собраниях. Для всех возрастных групп  был выпущен отрывной календарь в черно-белом варианте и размещался в раздевальных комнатах. Родители, изъявившие желание выполнить предложенные задания, могли использовать электронный вариант, выложенный на сайте детского сада. Родителям, не имеющим доступ к сайту, материалы предлагались в бумажном варианте.

В течение месяца родители с детьми выполняли задания. На заключительном итоговом мероприятии, которое могло быть как групповым, так и общим детсадовским, все желающие представляли свои  лего-задания.

В работу с лего - календарем можно было включиться на любом этапе, в любом месяце. Задания можно было выполнять как дома, с имеющимися конструкторами, так и в лего-классе детского сада. Педагоги оказывали методическую помощь родителям. При составлении календаря  учитывались мероприятия в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы детского сада.

Методические материалы  сообщества по использованию комплектов образовательных конструкторов  стали призерами краевого конкурса «Ребенок в объективе ФГОС ДО» в номинации «Родители реализуют ФГОС», что подтверждает эффективность деятельности сообщества.

Анализ результатов работы сообщества позволил нам сделать вывод о том, что между его участниками установились  партнерские отношения, в результате которых в детском саду создается  единое образовательное пространство.

Результатами деятельности детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя» в 2015-2017 г.г. стало то, что:

- дети самостоятельно выбирают формы и содержание практической деятельности технической направленности;

- дети самостоятельно создают и публично представляют свои авторские продукты – проекты, игры, карты, открытки, мультфильмы;

- у детей формируются предполылки инженерного мышления и, таким образом, просходит ранняя профориентация дошкольников;

- у детей формируется нестандартный подход к решению широкого круга различных практических  жизненных задач (успешная социализация дошкольников);

- у родителей повысилась инициативность и активность, а также компетентность в вопросах современного образования;

- у родителей формируется положительное отношение к ДОО;

- родители являются полноправными участниками образовательного пространства;

- педагогами разработан комплект методических материалов во внедрению ФГОС ДО с использованием государственно-общественного управления;

- педагоги активно используют современные  лего-технологии и транслируют инновационный опыт в рамках пилотной площадки Пермского края.

Программа Развития Ныробского детского сада  предусматривает продолжение дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников через уже апробированные формы, доказавшие свою эффективность, так и новые формы взаимодействия.

Библиография

 

1.              Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273 – ФЗ.

2.              Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.              Венгер Л.А. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте, М.: Новая школа,1980.

4.              Максаева Ю.А, Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов,  Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.

5.              Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «Lego в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO Education), М.: ОП ЗАО «ЭЛТИ – КУДИЦ», 2015.

6.              Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития, М.: ИДОСВ РАО, АНО "Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» , 2000.

7.              Машталь О. Программа развития способностей ребенка, С-Пб., 2007

8.              Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», М.: Карапуз, 1999.

9.              Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1994.

10.          Развитие (Основные положения): образовательная программа/ коллектив авторов под руководством Л.А.Венгера-М: Новая школа, 1994г

11.          Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.

12.          Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей», Санкт-Петербург «Наука», 2010.

13.          Интернет – ресурсы:

http://int-edu.ru

http://7robots.com/

http://www.spfam.ru/contacts.html

http://robocraft.ru/

http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69

http://www.robo-sport.ru/

http://www.railab.ru/

http://www.tetrixrobotics.com/.

 

Комментарии

Как приятно встретить на 100% оригинальную работу! Спасибо, Марина Владимировна!

1 March 2018

Cпасибо, Вера Сергеевна! Это просто описание собственного опыта. С 8 Марта!

9 March 2018

Прекрасный материал)

8 March 2018

Оксана Владимировна, спасибо!

9 March 2018

Похожие публикации