12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Люция Нурисламовна18
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола
2

Статья «Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися»

ЭКСКУРСИЯ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
 

Григорьева Л.Н.

 

ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат»

 

В статье рассматриваются понятие, особенности и влияние экскурсии на профессиональный выбор учащихся. Проведен анализ видов и форм экскурсий, а также их функций и этапов. Представлен анализ и диагностика профориентационной работы на основе экскурсий в биологохимическом классе. 

 

    Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфический организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.

 

   Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий. Обзорные организуются с целью общего знакомства с предприятием. Она сопровождается короткой беседой и рассказом об условиях для подготовки кадров.

    В профессиографических экскурсиях раскрывается содержание той или иной профессии. На предприятии ребят знакомят с содержанием деятельности специалиста и степенью механизации труда, потребностью в кадрах и как оплачивается труд. Так же узнают о требованиях, которые предъявляются профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями. Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во первых проведение экскурсий не требует со сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во вторых, экскурсии являются наиболее традиционной формой сотрудничества, в третьих, эта форма профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения.

   Профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции: содержательную, которая формирует у учащихся образ профессионального окружения и экологического мышления в целом и инфраструктурную, обеспечивающую формирование межсистемных связей между образованием и рынком труда.

    Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20-25 человек, но опыт показывает, что это достаточно большая группа. Эффективность снижается, ребятам очень часто не слышно экскурсовода, нет возможности ближе рассмотреть объект. Мы когда идем на экскурсию на предприятие стараемся договориться заранее с экскурсоводом о делении ребят на подгруппы по 10- 12 человек. Обычно ребят сопровождают на экскурсию 2 человека (классный руководитель и преподаватель или представитель родительского комитета)

   Экскурсии строятся по определенному плану, где отражаются следующие ее этапы ее проведения: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный включает в себя: первое это письмо в организацию с просьбой разрешения проведения экскурсии, составления списков обучающихся с паспортными данными (если этого требует организация) и беседы с учениками о предстоящей экскурсии, проведении инструктажа о правилах поведения на дорогах, в транспорте, на предприятии. Далее вместе с организатором экскурсии и непосредственно с человеком, который будет проводить экскурсию, разрабатывается план и содержание экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа.

 

   В основном этапе в ходе экскурсии освещаются следующие темы: история возникновения и перспективы развития, условия работы. Особое значение отводится наблюдению непосредственно за работой.

 

      На заключительном этапе обсуждаются, систематизируются полученные знания.

 

  Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути.

    Профориентационная работа в лицее начинается с восьмого предпрофильного класса, где ребята определяются с выбором профиля обучения. Это биолгохимический, социально экономический и физикоматематический класс.

   Я работаю в профильном естественнонаучном классе. Во вновь набранном 9 классе только часть обучающихся из 8 предпрофильного класса. Это ребята, которые осознанно сделали выбор профиля. Остальные ребята приезжают из сельских школ или из общеобразовательных школ города. Эти дети знают о профиле очень мало, поверхностно. По результатам анкетирования в 9 классе, только 20% ребят определились с выбором профессии, знают, кем они хотят стать и где будут учиться,а в дальнейшем работать. Это в основном те, кто идет по стопам родителей (врачи, фармацевты). Остальные 80% детей еще не определились. Анкетирование показывает, что они заинтересованы в том, чтобы узнать больше и конкретнее о профессиях, о ВУЗах в которых готовят специалистов, о востребованности на рынке труда, чтобы сделать правильный выбор.

   Из опыта работы могу сказать, что в первые годы, когда я только начинала работать, профориентационная работа велась только на классных часах (это беседы, деловые игры, встречи с представителями профессий). Но, как показал опыт, этого не достаточно. Из бесед с выпускниками лицея, которые учатся на данный момент в ВУЗах, выяснилось, что не все, кто поступил в определенный ВУЗ заканчивают его, или, окончив его, работают по специальности. Особенно, это происходит, когда они начинают углубляться в профессию. ( Одна из выпускниц ушла из медицинского ВУЗа в нефтегазовый институт, другая, учась уже на 5 курсе сожалеет, что пошла в медицину (стоматологию) и не уверенна, что будет работать по специальности. Все это говорит о том, что надо как можно шире и глубже знакомить детей с профессиями. И именно экскурсии являются одной из эффективных форм профориентационной работы.

    Для биологохимического класса мы организовали и провели экскурсии в ООО «Геникс», где ребята увидели процесс производства моющих средств, увидели работу химиков, лаборантов, в чем она заключается. Ребята задавали интересующие их вопросы по химическим составам моющих средств, сравнивали их с известными брендами (амвей).

   Очень интересная экскурсия на Марбиофарм, где ребята увидели сам процесс производства лекарственных средств. Экскурсия на водоканал, где ребята смогли своими глазами увидеть, как работают городские водопроводные станции и канализационные очистные сооружения; как вода превращается в питьевую, а сточные воды избавляются от грязи.

   Узнали, для чего и как питьевую воду обеззараживают, почувствовали разницу между тем, как выглядят сточные воды, приходящие на канализационные очистные сооружения – и какой становится вода после очистки.

   Также неоднократно ходили на экскурсии в ботанический сад МарГТУ, где познакомились с работой лаборатории тропических и субтропических растений, генетики и селекции.

   К сожалению, мы не можем на данный момент организовать экскурсии непосредственно в медицинские клиники, стационары. Что очень важно для нашего профиля. Но на данный момент проводится работа по налаживанию связей с клиниками и стационарами для организации экскурсий. Очень надеемся, что в дальнейшем мы сможем познакомить ребят с работой медицинских работников глубже.

   И в заключение хотелось бы сказать, что наша задача, задача педагогов школы, чтобы ребенок, общаясь в социуме, смог сделать свой выбор, чтобы личность не потерялась в обществе, а нашла свое место.

 

Список литературы

 
  1. Статья // «Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения подростков» // Методист. -2009 — № 3 — с. 53–55;
  2. Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Учебное пособие // «Профориентация» // Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Издательский центр «Академия», М. — 2013 — с 11;
  3. И. А. Балашова // Справочник руководителя образовательного учреждения // «Профориентационная деятельность образовательных учреждений» // И. А. Балашова — 2008 — № 2 — с. 48–65.
  4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Высшая школа, 1982. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.
  5. Ефимова Е. Н. Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 858-863.

Опубликовано


Комментарии (1)

Овчинникова Ольга Николаевна, 18.09.18 в 18:42 0Ответить Пожаловаться
Да, профориентационная работа очень важна для учащихся старших классов
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.