Статья «Творческая мастерская как форма взаимодействия с семьями воспитанников»

0
0
Материал опубликован 12 November 2021

«Творческая мастерская как форма взаимодействия с семьями воспитанников»

 

Воспитатель МБДОУ «Теремок»

г. Бородино Красноярского края

Ушкалова Виктория Анатольевна

Громова Татьяна Владимировна

 

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", Законе "Об образовании в Российской Федерации", «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования».

Согласно ФГОС ДО для реализации образовательной программы дошкольном учреждении должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Сегодня воспитатель и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве.

В 2015-2016 учебном году мы набрали группу детей младшего возраста. В процессе выстраивания взаимодействия с семьями воспитанников столкнулись с проблемой: 66% родителей в течение учебного года являлись просто наблюдателями, 21% были исполнителями и лишь 13 % являлись активистами.

Проанализировав свою деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо менять формы взаимодействия с родителями, искать такие, которые помогут более эффективно вовлечь родителей в образовательный процесс. При анализе мы обратили внимание на то, что родители с удовольствием принимают участие в мероприятиях проводимых совместно с их детьми. Именно на таких мероприятиях мы решили построить взаимодействие в новом учебном году, взяв за основу такую форму работы, как творческая мастерская с участием педагогов, детей и их родителей.

Основная цель – установление эмоционального контакта, доверительных, партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями через организацию совместной творческой деятельности.

В процессе мы, планировали решать следующие задачи:

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Познакомить детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для изготовления сувениров, подарков, оформления помещений.

Обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения в процессе совместной творческой деятельности.

Повысить педагогическую культуру родителей.

Выявить таланты родителей, чтобы в дальнейшем распространить лучший опыт семейного воспитания.

Для начала мы составили план проведения творческих мастерских. Всего их было запланировано пять. Темы и сроки проведения определили исходя из календарно-тематического планирования ДОУ.

 

Тема недели

Тема творческой мастерской

Срок проведения

1

Зимушка-зима

«Сказка зимнего участка»

1 неделя декабря

2

Подготовка к Новому году

«Волшебство своими руками»

4 неделя декабря

3

Наша армия. День Защитника Отечества

«Подарок папе»

3 неделя февраля

4

Весна шагает по планете. Мамин день

«Мамочка любимая, это для тебя!»

1 неделя марта

5

Неделя театра

«Такие разные театры»

3 неделя апреля

Все встречи в творческих мастерских были организованы в течение тематических недель и являлись этапом совместной подготовки к итоговым мероприятиям (которые проводились в пятницу). Встреча длилась от 30 до 45 минут. О теме очередной творческой мастерской родители узнавали из пригласительных билетов. Все встречи проходили в атмосфере дружеского общения, под тихую спокойную музыку. В самом начале дети под нашим руководством приветствовали родителей и в стихах рассказывали о предстоящей работе, затем присоединялись к родителям, а мы знакомили всех с имеющимися материалами (подготовленными нами заранее) и техникой выполнения предстоящей работы, затем шел процесс изготовления и в завершении совместная выставка работ и фото на память. Последняя творческая мастерская была организована немного по-другому: мы, воспитатели задали тематику «Такие разные театры» и предложили родителям принести разнообразный материал, из которого они смогли бы смастерить театр сами. Родители проявили фантазию и в результате смастерили разнообразные театры.

Краткое содержание творческих мастерских:

«Сказка зимнего участка» Дружно мастерили снежные фигуры, горку, туннели и лабиринты

"Волшебство своими руками" Изготавливали украшения для оформления группы к Новому году.

«Подарок папе» Вместе с мамами и бабушками готовили подарки папам ко Дню защитника Отечества

«Мамочка любимая, это для тебя!" С папами, братьями, дедушками и бабушками мастерили подарки мамочкам к 8 марта.

«Такие разные театры" Проявили творчество, фантазию при изготовлении кукол для театра из подручного материала.

В ходе совместного творчества дети и родители:

Познакомились с такими техниками декоративно-прикладного искусства: модульное оригами, аппликация, декорирование, лепка, моделирование.

Совершенствовали моторные навыки.

Развивали воображение.

Учились договариваться, сотрудничать, радоваться успехам других.

Раскрывали творческий потенциал.

Продукты полученные, в результате совместной деятельности детей и взрослых мы использовали для:

оформление РППС группы;

в качестве подарков.

Главным преимуществом данной формы работы перед всеми остальными мы видим в том, что рядом с ребенком творит его надежный друг и помощник – мама или папа. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера, только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Родители, в свою очередь, видя, как ребенок ждет и радуется их приходу в детский сад для совместной деятельности, стали стремится к этому, несмотря на свою занятость.

В процессе совместного творчества мы выявили таланты у наших родителей: мама Марка, Ирина Геннадьевна - умеет делать различные прически девочкам, мама Андрея, Марина Геннадьевна - вяжет крючком и делает аппликации из ватных палочек, папа Саши, Александр Викторович - мастерит мебель из полипропиленовых труб, бабушка, Даши Галина Николаевна - делает замечательные заколки и резинки для волос, и сегодня уже они готовы научить нас – педагогов, детей и других родителей. Поэтому в следующем учебном году мы планируем использовать данную форму работы и предоставить возможность родителям поделиться своим опытом.

Применение данной формы работы помогло нам на сегодняшний день добиться следующих результатов, в группе на 20% увеличилось число родителей – активистов; на 46% выросло количество родителей – исполнителей, а наблюдателей – не осталось вовсе.

Список литературы:

Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик — современный учитель — современный урок: сб. метод. ст. и разработок. СПб., 2009. № 100.

Шишкина В. "CD. «Педагогическая мозаика — 2013». Творческая мастерская специалиста дошкольной образовательной организации"

Зверева О.Л., Кротова Т.В «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» Издательство Сфера, 2005 год
Королева Н.Н., Савинова О.Н., Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ// Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 9.

Свирская Л. В «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ» Издательство Линка-Пресс, 2007 г

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2012, С. 114

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2009, С. 89.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.

 


 

5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #402199 был удален 13 February 2022


Похожие публикации