Статья «Музей одного образа -одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Мы считаем, что успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и детского сада, при соблюдении принципа единства воспитательных воздействий.
Наша творческая группа поставила перед собой цель заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья», сделать так, чтобы они стали непосредственными участниками педагогического процесса, творчески развивались вместе с детьми, убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Свою работу по привлечению родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и с СПДС мы начали с выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ними. Опросив родителей, выяснили, что традиционные формы работы уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата, тогда мы стали использовать инновационное методы и формы взаимодействия с семьями. И это дало свои результаты: родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками и помощниками, возникла атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания.
Большой популярностью среди родителей и воспитанников нашего детского сада пользуется «Музей одного образа». Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны.
Это направление заинтересовало всех, так как у детей села нет возможности посещать настоящие музеи. Создание «Музея одного образа» в детском саду расширяло возможности не только воспитательно-образовательной работы с детьми, но и всей работы с родителями и педагогами. Это и стало одним из направлений нашей работы. Педагогический коллектив с большим интересом включился в работу: обсуждалась методика деятельности, влияние интегрированных занятий на развитие детей, а также циклы этих занятий по каждой возрастной группе, разрабатывались конспекты мероприятий, досугов, тематических праздников по разным направлениям.
Выделили задачи осуществления деятельности в рамках работы музея:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
-формировать устойчивую потребность и навыки общения;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие; - создать условия для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Это дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Музей одного образа занимает небольшое пространство. В нашем случае - это часть комнаты, которая находится в постоянном доступе. Как педагоги, так и дети, и их родители имеют возможность обратиться к материалам музея. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Длительность экспозиции каждого образа составляет 3 месяца. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини-музее» не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять, дополнять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, даже некоторые из них можно взять на время домой. В обычном музее ребенок - лишь созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа и мама, дедушка и бабушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Принимая участие в работе мини-музея дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Работу мы выстроили в несколько этапов.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея»
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели, родители) определили тему (образ), название, разработали его модель, содержание экспозиций, выбрали дизайн оформления и место для размещения.
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
Взрослые и дети, следуя своей модели, создавали мини-музей. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые совместно с детьми изготавливали экспонаты, помогали в оформлении экспозиций. В ходе работы весь материал постоянно систематизировали и дополняли. Педагоги разрабатывали формы работы с экспозициями, применяя исследовательскую, продуктивную деятельность, экскурсии, экскурсии для родителей, развлечения. Причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музеи. Желающие становились экскурсоводами.
3. Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».
В музее постоянно проводятся развлечения, многочисленные мероприятия . Праздники в нашем музее особенные, они сопровождаются интересными событиями.
Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших воспитанников, знакомят с экспонатами музея, которыми являются детские работы, работы выполненные совместно со взрослыми на мастер- классах и дома, предметы старины и другие семейные реликвии. Экспонатом нашего мини- музея предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго. Тематика наших музеев самая разнообразная:«Русская изба»; «Чудо-дерево» и др.
Первым героем нашего мини-музея был Хлеб. В нашем музее участвовали как дети, так и их родители. Они лепили из теста куличи и сушки. Любой желающий мог получить интересную информацию об истории хлеба. Папа-механизатор с увлечением рассказал какую работу нужно выполнить для того, чтобы хлеб попал к нам на стол. Очень интересно проходили опыты и эксперименты по проращиванию зерна «Вершок и корешок», опыт с дрожжами – «Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее прошел проект «Береги хлеб». Дети собрали весь хлеб, который остался после обеда и взвесили его, результат поразил детей. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу. В рамках работы музея дети узнали о разных видах хлеба у разных народов, о правильной сервировке и о правильном употреблении некоторых видов продуктов, о значении пословиц и поговорок о хлебе у разных народов, и многое другое.
Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности.
Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая продукцию из муки – макаронные изделия – мы создали целые картины и поделки. Вместе с детьми изготовили макеты хлебного поля. В нашем музее собраны картины художников, посвященных хлебу, воспевающих труд хлеборобов.
К новогодним праздникам пришла идея создать «Музей Ёлочки». Какой только материал не использовался родителями для изготовления ёлок! Каждая инициатива подхватывалась и получала своё неожиданное развитие. Дети научились изготавливать ели из бумаги, используя различные способы - оригами, конструирование, аппликацию. Самой интересной оказалась елочка, сделанная из лоскутков ткани.
Следующая экспозиция была посвящена куклам. Дети приносили кукол своих бабушек и мам, участвовали сами в изготовлении различных кукол. Научились складывать и вырезать кукол из бумаги. Познакомились с материалами и закрепили их свойства.
Дети получили знания о куклах, изготовленных из разных материалов - глины, стекла, фарфора, ткани, пластмассы, бумаги и даже камня. Бабушки поделились воспоминаниями о куклах своего детства и опытом изготовления обрядовых тряпичных кукол. Так как в нашем селе живут люди разных национальностей, в экспозиции музея поселились куклы в национальных костюмах.
Тему для мини-музея может подсказать календарь, например, к 23 февраля можно сделать музей «Наши защитники», к 8 марта - «Музей цветов», к 1 мая - «Музей солнца» и тд.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. Она способствует взаимосвязи с различными видами деятельности в каждой образовательной области. Коммуникация: словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, знакомство с фольклором, с народной сказкой. Познание: с знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т. д. Музыка: знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения. Художественное творчество: Развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Здоровье: дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах, расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.
У родителей расширились теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизировались и обогатились воспитательные умения, возникла уверенность в собственных педагогических возможностях.
У педагогов установились партнёрские отношения с семьями воспитанников, создалась атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей. Эта система помогла привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и детским садом. Внедряя «Музей одного образа» как одну из форм работы с родителями, была достигнута главная цель: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, наладились партнерские отношения, потому как только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии детского сада и семьи создаются условия для полноценного развития личности ребёнка.
Полухина Лариса Петровна
Фролова Марина Геннадьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна