12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Наталья130
учитель-логопед высшей категории КГКОУ ШИ 10 г.Бикина Хабаровского края
Россия, Хабаровский край, Бикин Хабаровского края
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
2

Методическая разработка по теме: "Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения"

Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения

На сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является особенно актуальной.

Ведь у таких детей процесс социализации существенно затруднен, но при этом их будущее напрямую зависит от умения общаться, трудиться, выстраивать отношения с окружающими.

Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченном общении со сверстниками, взрослыми и природой.. Они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи. Их коммуникативные навыки тоже находятся на низком уровне

Развитие речи – одна из главных задач нашей коррекционной работы в школе. Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения, которая необходима для выхода в социум.

Работа на развитие речи ведется в разных направлениях: это и обогащение словаря школьников, и формирование лексико-грамматичекого строя речи и коррекция нарушенных звуков.

Добиваться положительных результатов в своей работе мне помогает не только разнообразие приемов и форм логопедического воздействия , но и использование нетрадиционных техник , о которых сегодня я вам и хотела рассказать.

Первая техника это – литотерапия - воздействие на организм человека с помощью камней.. Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка и способствуют снятию у него эмоциональных проблем. Игры с использованием литотерапии  стимулируют речевое развитие, развивают мелкую моторику, познавательные процессы. Эту технику я применяю на своих занятиях при формировании лексико-грамматического строя речи, а так же автоматизации и дифференциация звуков,

В своей коррекционной практике с детьми  я использую как натуральные камни, так и искусственные с помощью которых я предлагаю детям разные задания. Более подробно остановлюсь на одном из них, например: составить предложение по картинке, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни - это слова, а маленькие – предлоги. Камушки можно трогать руками или просто нажимать на них пальчиком. Либо наоборот, предлагаю ребенку уже готовое предложение, мы его читаем, а потом он должен сам составить( выложить из камней) схему. В зависимости от уровня развития детей, задачу усложняю и соединяю цвет камня с какой либо частью речи.

Например, предлагаю составить предложение по схеме, где зеленый камень это - сущ, красный - глагол, синий – прилагательное.

Здесь идет развитие не только грамматического строя речи, но и активизируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление.

Так же я использую бусы и браслет из натуральный камней. Например, при автоматизации звука в скороговорках если я вижу, что у ребенка что- то не получается, он нервничает, запинается. Я предлагаю ему «волшебный браслет из бирюзы». И ребенок,  перебирая браслет в руках, эмоционально расслабляется, успокаивается и проговаривает скороговорку уже более отчетливо, не торопясь

Следущая уже всем известная техника это - сказкотерапия, но с использованием киндер-игрушек.

Я собрала более 20 серий киндер-игрушек по разным сказкам и мультфильмам. Распечатала иллюстрации к ним. Придумала игру, которая называется «Мультипультия». Ребенку предлагается найти и назвать героев того или иного мультфильма, расставив их в соответствии с картинкой. Такое задание развивает память, мышление и связную речь детей. По иллюстрации мы составляем предложения, вспоминаем и пересказываем сюжет того или иного мультфильма. Обыгрываем по ролям сказки, описываем героев мультфильма.

Еще одна нетрадиционная технология, которую я активно применяю в своей логопедической практике это  песочная терапия. Игры с песком весьма эффективны для развития и коррекции речи детей с нарушениями. Они повышают мотивацию и интерес ребенка к занятиям, снимают внутреннюю и мышечную напряженность, развивают мелкую моторику.

Часто на занятиях я объединяю несколько техник. Например, сказко и пескотерапию. Задания могут быть самыми разнообразными и зависят от и цели и этапа занятий.

 Назову еще несколько игр с применением киндер- сюрпризов в лексико-грамматических упражнениях, способствующих развитию речи.

Игра: “Назови ласково”. Игра: «Один много?», «Кто, где живет?» «Кто что есть?»

На этапе обогащения словаря и развития речи предлагаю детям Найти в песке игрушки и распределить их на группы. Лексические темы могут быть такие: «животные севера и жарких стран», «дикие и домашние животные», «виды транспорта» В ходе этого задания мы составляем словосочетания с этой игрушкой, подбираем признак или действие, записываем предложение.

Могу предложить детям вспомнить скороговорку или чистоговорку в которой встречается название данной игрушки. Например, вытащил ребенок ёжика, скороговорка (У ежа и елки колючие иголки).

Таким образом, работа ведется в нескольких направлениях, автоматизируется нужный звук, обогащается словарный запас, идет развитие грамматического строя и связной речи детей. А так же развивается воображение, мышление и память



И следущее направление работы, от которого зависит развитие речи школьников - это обогащения и формирование их словарного запаса, который тоже у таких детей (ОВЗ) находится на низком уровне. Хочу показать вам свою лексическую папку, в которой находится материал практически по всем темам, которые мы проходим в школе.

Задания детям предлагаются тоже разные, в зависимости от целей занятия и возможностей обучающихся. Работа ведется или у доски или за партой. Задания в папке как правило применяю на этапе закрепления, повторения материала или проверки знаний.

Так же провожу разнообразные лексико-грамматические упражнения и игры по этим лексическим темам. (Слайд с играми)

На своих занятиях также создаю ситуации, способствующие развитию не только связной речи но и коммуникативных навыков, что в свою очередь влияет на процесс формирования социализации наших детей.

Например обыгрываю с ними разные жизненные ситуации: на приеме у врача, поход в магазин, ….вызов скорой помощи . (видеоролики)

Так же использую игровые ситуации на этапе автоматизации звуков с помощью чистоговорок. ( ролик в больнице)







Следующая игра о которой я хотела бы вам рассказать авторская, называется она: «Звуковое кафе». Я часто ее использую на своих занятиях, она очень нравится детям и развивает не только мелкую моторику, но и способствует формированию звукового восприятия, помогает в игровой форме дифференцировать нужные звуки.

Сначала детям предлагается собрать из цветных крышек и прищепок, цветные столики, а потом рассадить животных или героев мультфильмов, в названии которых есть нужный звук. Например, за желтый столик сядут герои со звуком Ж (жираф, жаба, ), за зеленый со звуков З (зебра, заяц) и т.д.


Развитие речи на логопедических занятияхPPTX / 34.13 Мб






Развитие речи на логопедических занятияхPPTX / 34.13 Мб
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.