МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОДБОРКА ТРЕНАЖЕРОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ «ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО, ГОВОРИМ КРАСИВО.»

0
0
Материал опубликован 22 September

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 145

(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)

664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93

E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПОДБОРКА ТРЕНАЖЕРОВ И УПРЖНЕНИЙ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО, ГОВОРИМ КРАСИВО.»
















Разработана педагогами

МБДОУ города Иркутск детского сада №145

Биленко О.А. воспитатель

t1758526767aa.gif

Иркутск. 2025 год





Аннотация

Вниманию педагогов: воспитателей, учителей - логопедов детских дошкольных образовательных учреждений и родителей предлагается методическая разработка, которая не только поможет в работе по преодолению трудностей речевого развития, но и поспособствует укреплению здоровья всей дыхательной системы.

В веселой игровой форме ребенок активизирует речевые центры, способствующие развитию речевого дыхания, что в будущем поможет ему говорить красиво и правильно.

Методическая разработка сочетает в себе пользу и удовольствие, она окажет продуктивную помощь и родителям, так как создания речевых тренажеров легко, для этого не требуются сложные, дорогостоящие материалы. Приятным бонусом для ребенка окажется ещё и веселая игра, доставившая массу положительных эмоций.



























Введение

В клинической картине нарушения речи неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном всплеске.


Речевое дыхание – это плотно заложенный фундамент звучащей речи, источник образования голосовых звуков, представляющий собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Своевременно поставленное дыхание, чёткое произношение звуков обеспечивает ясную дикцию в разговорной речи.


В наше время число детей с нарушением речи становятся всё больше. И на самом раннем этапе встревоженные родители стараются отдать детей к специалистам, для предотвращения проблемы на корню. И возможно это правильно, но эту проблему можно и нужно пробовать преодолевать самим.

Предлагаемые материалы соответствуют требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта, в связи переходом на Федеральную Образовательную Программу дошкольного образования перед педагогами стоит задача научить дошкольников воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, взаимодействия с другими воспитанниками, а также мотивировать детей на получения новых навыков и знаний.

В методологическую основу данного материала были приняты культурно-историческая теория Л.С. Выготского. а также методика парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В основу предлагаемого комплекса заложены авторские тексты и наработки из опыта педагогов детского сада № 145 МБДОУ г. Иркутска Биленко О.А.

В данной методической разработке представлена подборка тренажеров для развития речевого дыхания, описание способов создания этих тренажеров и вариации их использования.

Данный материал обладает практической значимостью, так как может применяться не только учителями-логопедами, но и воспитателями, а также и родителями воспитанников, включая бабушек и дедушек.

Применить данный материал очень просто, как для индивидуальной работы, так и для групповых занятий, позволяя развивать творческие навыки, развивать не только дыхание, но и мелкую моторику рук, интересно будет взрослым и детям.



Одной из важных образовательных областей является «Речевое развитие»

Согласно требованиям ФГОС содержание такой образовательной области, как Речевое развитие, ориентируется на овладение речью, как средством общения, активизацию словаря, развитие связной диалогической и монологической речи.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что при завершении дошкольного образования, ребенок может свободно формулировать свои высказывания, владеет речью, выделяет звуки в словах, уже сформированы предпосылки к грамотности.

Речь является средством для решения всех задач общения, встающих перед ребенком. Умение пользоваться правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно, является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.

Образовательные задачи:

Учить нормализации звукопроизношения и просодических компонентов речи;

Учить методам связной речи;

Формировать правильное дыхание;

Развивающие задачи:

Формировать правильную воздушною струю.

Увеличить количество слов, которые ребенок может произнести на одном выдохе

Сформировать плавную и четкую речь, без пауз и запинок;

Скоординировать речь, дыхание и движения.

Воспитательные задачи:

Научить малыша правильной интонации;

Продолжать воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг другу, соблюдать нравственные нормы и взаимоотношений.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Физическое развитие:

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

Формировать осознанное отношение к правильному дыханию и потребности к здоровому образу жизни.

Познавательное развитие:

Мотивировать детей на расширение знаний о природе звука, предметном и природном окружении, причинно-следственных отношений.

Расширить кругозор и дать возможность использовать предметы в разнообразных функциях;

Развивать навыки анализа и взаимозависимости при сравнении объектов.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать творческие способности, желание самовыразиться.

Научить работать с разным материалам используя нетрадиционные техники.

Со временем правильное дыхание, ровно как и артикуляция будет доведены до автоматизм, как это происходит и у взрослых.



















Основная часть



Техника выполнения упражнений:


- Воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.


Последовательность работы над формированием речевого дыхания.


Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.


Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.


Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.


Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.


Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов)


Подборка дыхательных упражнений на увеличения объема вдоха и плавного выдоха.

«Пузырики»
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. 
«Насосик»
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Нюхаем цветы»

Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.


«Полет струинки»

Вдохнуть левой ноздрей воздух, прикрывая правую пальцем, выдохнуть правой ноздрей, прикрывая левую пальцем. Затем поменять стороны.

«Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ход игры: Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.


«Подуй на одуванчик»

Цель: тренированнее силы вдоха и выдоха.

Ход игры: ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков! Прекрасное упражнение для занятий на свежем воздухе.


«Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ход игры: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.


«Воздушный шарик»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

Ход игры: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.


«Вдыхай»

Цель: развитие длительного вдоха.

узкая коробка из-под рулета красочно оформленная, фигурки из материала легкой текстуры, привязанные на нити.

Ход игры: - Наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, запорхали бабочки, листочки. Закачались звездочки на небе, цветочки от легкого ветерка. Покажи, как? Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.


«Змейкин забег.»

Цель: развитие длительного выдоха.

Описание: Полоски вырезаем из цветной бумаги см 15, загибаем уголочки делаем мордашку, и складываем гармошкой. Прорисовываем старт, финиш и полосы движений.

Ход игры: Нужно прерывистым выдохом и глубоким вдохом довести змейку от Старта до Финиша, важно, удерживать змейку по ровной дорожке.


«Олимпийские мишки».

Цель: развитие длительного выдоха.

Описание: На две деревянных палочек от мороженного приклеиваем нарисованного или распечатанного медвежонка, с голубой или красной шапочкой или шарфом. Прорисовываем старт, финиш и полосы движений.

Ход игры: Нужно прерывистым выдохом и глубоким вдохом довести медведя от Старта до Финиша, важно, удерживать траекторию движения по ровной дорожке.


«Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Ход игры: Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.


«Занавески»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Оборудование: Из картона цветного делаем домик с крышей и окном, на окна вешаем фольгированные полосочки по 0,5 см

Ход игры: Предложить ребенку подуть как летний ветерок на зановесочки, чтобы они как можно больше раскрылись (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).


«Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Оборудование: Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.

Ход игры: Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).


«Футбол не касаясь мяча»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта или обклеенная коробка с условной разметкой футбольного поля, коктейльные трубочки.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто точнее попадет мячом в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик. Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.


«Лабиринт»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи; активизация губных мышц.

Описание: С помощью трубочки нужно провести шар по лабиринту избегая вылета шарика за стены лабиринта использую глубокий вдох и длительный медленный выдох.


«Собери стаканчики.»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

Описание: В данной игре необходимо собрать все стаканчики в один, не касаясь руками с помощью шарика.

Ход игры: Сегодня мы с вами будем помогать нашей няни, но помогать не обычным способом, не руками, не ногами, а помогать будем дыханием. Задача наша заключается в быстром сборе стаканчиков с помощью воздушного шара.


«Разбудить пятиглазку»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи; активизация губных мышц.

Ход игры: Нужно надуть перчатку, выдувая через трубочку воздух и удерживать её на посту определенное количество секунд, время каждый раз увеличивается.


«Дракончик»

Описание: С помощью глубокого вдоха и сильного и плавного выдоха нужно раздувать пламя. Усложнять можно по времени или в виде соревновательного момента между двумя, тремя или более детьми.


«Аэробол»

Цель: Делая глубокий вдох и плавный выдох в трубку, контролируя поток воздуха раздуваем шарики внутри аэробола.

Описание: С помощью пластиковой сферы с крышкой, разноцветных пенопластовых шариков, трубочки и иллюстрации, создаем аэробол.

Ход игры: В городе Н сегодня спокойно, жители загрустили, давайте повеселим жителей веселым ветерком. Нужно подуть в трубочку с разной силой выдыха.



«Бабочки порхают»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: тубусы из-под туалетной бумаги, нитки, яркие фантики из-под конфет, клей, скотч. Тубусы можно украсить.

Ход игры: - На лесной полянке проснулись красивые бабочки, но летать пока не хотят, давай им поможем, подуем на них, носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочек, как ветерок, стараясь не надувать щеки. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.


«Укутай ёлочку снежком»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи; активизация губных мышц.

Оборудование: пластиковый контейнер любой формы, картонная ёлочка, маленькие комочки бумаги, помпоны или шарики от пенопласта, пластиковая трубочка.

Ходи игры: - Бедная ёлочка замёрзла в лесу зимой. Морозко забыл укутать её в снежную шубку. Помоги Морозке согреть ёлочку. Для этого нужно набрать побольше воздуха, подуть в трубочку и снежок укутает маленькую ёлочку.


«Разноцветные шарики»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха. Оборудование: разноцветный кружок.

Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас кружок!
Наш кружок прекрасный,
Ярко-ярко красный.

Шарик сделанный из цветной бумаги, закрепленный ниткой с двух сторон в виде фонарика. Ребенок берет двумя руками за нитки и дует на шарик, на расстоянии 10-15 см. При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки», устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

«Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.


«Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.


«Надуй шарик»

Цель: тренированнее силы вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Гуси летят»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

Медленная ходьба. На вдох - руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

«Жук»

Цель: тренирование силы вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».


«Петушок»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».


 «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность - до 30 секунд.


«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Часики»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.


«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

«Бегемотик»

Цель: тренирование силы вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).


«Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья - вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.


«В лесу»

Цель: формирование правильного речевого дыхания.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


«Волна»

Цель: тренирование силы вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.



Заключение

Эти упражнения и тренажеры очень интересные и увлекательные. Они помогают решить ряд речевых проблем, стимулируют работу речевого аппарата и благотворно влияют на иммунитет. А ещё они доставляют радость и удовольствие, могут применяться и во время семейного отдыха, и в саду на занятиях.

В итоге, методическая разработка подборка тренажеров и упражнений для речевого дыхания «Дышим правильно, говорим красиво» представляет собой комплексный и эффективный подход к развитию речевых навыков у детей.

Участие родителей в мастер-классе дополняет процесс, создавая плодотворное взаимодействие между детьми и их близкими. Когда в создания таких тренажеров вовлечены все участники образовательного процесса, результат не заставит себя ждать.

Таким образом, методическая разработка представляет собой не только учебный инструмент, но и занимательный и творческий процесс, способствующий всестороннему развитию ребенка.





Список рекомендуемой литературы

Литература:

1. О. Асташенко. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Издательство: вектор. 2006

1. Л.И. Белякова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. ООО Издательство «Книголюб», 2004

2. Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. Мышление речь. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р, Лурия – М Издательство АПНРСФСР, 1956

3. А.А.Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет М.: ТЦ Сфера, 2011

4. А.Г.Ипполитова. Открытая ринолалия - М.: Просвещение 1983

5. А.Р. Лурия. Язык и сознание М.: Издательство МГУ, 1979.

6. А.И. Максакова Развитие речевого голоса у дошкольников. Дошкольное воспитание.- 1988

7. М. Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Серия:Посоветуйте , доктор. 2007





15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.