Формирование речевого дыхания посредством тренажеров и игр
Формирование речевого дыхания посредством тренажеров и игр.
Речевое дыхание имеет огромное значение в развитии речи ребенка. В коррекции речевых нарушений очень важна регулярность и систематичность дыхательных упражнений, а также разнообразие и проведения ее в игровой форме.
Правильное речевое дыхание дает:
- интонационную выразительность;
- громкость и плавность;
- соблюдение пауз в речи.
Для развития речевого дыхания я использую пособия- тренажеры
Их цель: формировать навыки правильного речевого дыхания
Задачи:
укрепить мышцы лица и грудной клетки;
способствовать увеличению объёма дыхания;
развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;
способствовать профилактики болезней верхних дыхательных путей;
способствовать нормализации звукопроизношения и просодических компонентов речи;
стимулировать интерес к логопедическим занятиям.
Тренажеры для занятий дыхательной гимнастикой
в игровой форме
«Деревце дыхания»
Для дыхательных упражнений в игровой форме я использую сухие борщевики. Мы с детьми назвали такое дерево – «деревцем дыхания».
Сухой борщевик устанавливается в цветочный горшок, закрепляется камнями, пенопластом, сверху (в горшке) кладется мох, украшается в соответствии с временем года. Зимой, сухое растение красится в белый цвет, украшается дождем, снежинками на леске, которые свисают на разном расстоянии, что соответствует росту детей. Дети дуют на снежинки и дождик:
«Мы – снежинки, балеринки, покружиться мы не прочь,
Мы – снежинки, балеринки, мы танцуем день и ночь…»
Осенью борщевик покрашен в желтый или оранжевый цвет, украшен осенними листьями:
«Мы – листочки, мы – листочки, мы – осенние листочки,
Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели…»
Весной и летом растение красится в зеленый цвет и украшается разноцветными лентами разной высоты и ширины, цветами и бабочками:
«Солнышко, небо и ветерок…
Бабочка села на нежный цветок.
Прикосновения ножек легки,
Крылья расправила, как лепестки…»
Таким образом, дети с удовольствием занимаются дыхательной гимнастикой и закрепляют названия времен года. Можно устроить соревнования: «Кто выше дунет?» или «Чья снежинка будет лучше танцевать ?» и т. д..
«Деревце дыхания» осенью
«Деревце дыхания» зимой
«Деревце дыхания» весной и летом
Радуга- дуга»
На плотный картон клеиться радуга, предварительно нарисованная и заламинированная скотчем, с радуги спускаются капельки – дождинки, вырезанные из ватных дисков. Над радугой располагаем солнышко. Внизу картона - травка, ее можно нарисовать или наклеить из цветной бумаги.
А теперь играем, дуем на дождинки.
«С неба слезки капают -
Кап-кап-кап.
Никого не радуют -
Кап-кап-кап.
Тучки солнце спрятали -
Кап-кап-кап.
Дождиком заплакали -
Кап-кап-кап.
Посмотри вот радуга -
Улыбнись!
(Огурцова Л.)
Солнышко играя,
В лучиках дождя,
Радугой сверкает,
Красками маня.
Кто связал вдруг вместе?
Речки берега,
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!
(Л. Громова)
Также я использую мыльные пузыри, тренажеры для дыхания «Три шарика» (индивидуальные), разнообразные свистульки (индивидуальные), вертушки «Ветерок», трубочки для коктейля и др.
Тренажеры для дыхания «Три шарика»
Вертушка «Ветерок»
Игры с водой
Игра «Путешествие»
Оборудование: таз большой с теплой водой; кораблики на каждого ребенка.
Ход игры:
Логопед:
Ребята, вы готовы отправиться в путь по реке? Какие средства передвижения мы с вами выберем?
Дети:
Можно взять лодочки, которые мы недавно сделали.
Логопед:
Спустить парусники на воду! Мы поплывем с вами по великой реке Волге. (Каждый ребенок спускает свою лодку в таз с водой). В добрый путь!
Подул легкий ветерок, и наши парусники легко заскользили по речной глади. (Дети дуют каждый на свой парус, пытаясь, чтобы его кораблик плыл быстрее.)
«Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони —
по Волге - реке!
(Т. Киселева)
Игра «Буль- буль»
Оборудование: стакан с водой; трубочки для коктейля.
Ход игры:
Показать ребенку, как подуть трубочкой в стакан.
В стакан, наполовину наполненный водой, опустить коктейльную трубочку и подуть в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дать трубочку ребенку и предложите подуть.
Логопед:
Давай поиграем и сделаем веселый буль- буль! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
«Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!»
(С.Маршак)
Чтобы заинтересовать ребенка, к каждому упражнению подбирается веселое название и обязательно стихотворение или считалка и тогда дыхательная гимнастика превратится в веселую увлекательную игру!
Информационные источники:
Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н, Шинкова Т.Г., Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи, М.; 2004
Лебедева Н.В., Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи, М.; 2000
Молькова, Н. "Деревце дыхания" [Текст] : пособие для развития речевого дыхания / Н. Молькова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 98-99
: https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-radugu.htm
Потамошнева Наталья Алексеевна