12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

Формирование речевого дыхания посредством тренажеров и игр.


Речевое дыхание имеет огромное значение в развитии речи ребенка. В коррекции речевых нарушений очень важна регулярность и систематичность дыхательных упражнений, а также разнообразие и проведения ее в игровой форме.

Правильное речевое дыхание дает:

- интонационную выразительность;

- громкость и плавность;

- соблюдение пауз в речи.

Для развития речевого дыхания я использую пособия- тренажеры 

Их цельформировать навыки правильного речевого дыхания

Задачи:

укрепить мышцы лица и грудной клетки;

способствовать увеличению объёма дыхания;

развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;

способствовать профилактики болезней верхних дыхательных путей;

способствовать нормализации звукопроизношения и просодических  компонентов речи;

стимулировать интерес к логопедическим занятиям.

Тренажеры для занятий дыхательной гимнастикой

в игровой форме

«Деревце дыхания»

Для дыхательных упражнений в игровой форме я использую сухие борщевики. Мы с детьми назвали такое дерево – «деревцем дыхания».

Сухой борщевик устанавливается в цветочный горшок, закрепляется камнями, пенопластом, сверху (в горшке) кладется мох, украшается в соответствии с временем года. Зимой, сухое растение красится в белый цвет, украшается дождем, снежинками на леске, которые свисают на разном расстоянии, что соответствует росту детей. Дети дуют на снежинки и дождик:

«Мы – снежинки, балеринки, покружиться мы не прочь,

Мы – снежинки, балеринки, мы танцуем день и ночь…»

Осенью борщевик покрашен в желтый или оранжевый цвет, украшен осенними листьями:

«Мы – листочки, мы – листочки, мы – осенние листочки,

Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели…»

Весной и летом растение красится в зеленый цвет и украшается разноцветными лентами разной высоты и ширины, цветами и бабочками:

«Солнышко, небо и ветерок…
Бабочка села на нежный цветок.
Прикосновения ножек легки,
Крылья расправила, как лепестки…»

Таким образом, дети с удовольствием занимаются дыхательной гимнастикой и закрепляют названия времен года. Можно устроить соревнования: «Кто выше дунет?» или «Чья снежинка будет лучше танцевать ?» и т. д..


t1632310363aa.png

«Деревце дыхания» осенью

t1632310363ab.png

«Деревце дыхания» зимой



t1632310363ac.png

«Деревце дыхания» весной и летом


t1632310363ad.png











Радуга- дуга» 

На плотный картон клеиться радуга, предварительно нарисованная и заламинированная скотчем, с радуги спускаются капельки – дождинки, вырезанные из ватных дисков. Над радугой располагаем солнышко. Внизу картона - травка, ее можно нарисовать или наклеить из цветной бумаги.

А теперь играем, дуем на дождинки.

«С неба слезки капают -

Кап-кап-кап.

Никого не радуют -

Кап-кап-кап.

Тучки солнце спрятали -

Кап-кап-кап.

Дождиком заплакали -

Кап-кап-кап.

Посмотри вот радуга -

Улыбнись!

(Огурцова Л.)

Солнышко играя,

В лучиках дождя,
Радугой сверкает,
Красками маня.
Кто связал вдруг вместе?
Речки берега,
Мостик поднебесный –
Радуга-дуга!


(Л. Громова)







t1632310363ae.png

t1632310363af.png





Также я использую мыльные пузыри, тренажеры для дыхания «Три шарика» (индивидуальные), разнообразные свистульки (индивидуальные), вертушки «Ветерок», трубочки для коктейля и др.

t1632310363ag.png

Тренажеры для дыхания «Три шарика»

t1632310363ah.png

Вертушка «Ветерок»

t1632310363ai.png

Игры с водой

Игра «Путешествие»

Оборудование: таз большой с теплой водой; кораблики на каждого ребенка.

Ход игры:

Логопед:

Ребята, вы готовы отправиться в путь по реке? Какие средства передвижения мы с вами выберем?

Дети:

Можно взять лодочки, которые мы недавно сделали.

Логопед:

Спустить парусники на воду! Мы поплывем с вами по великой реке Волге. (Каждый ребенок спускает свою лодку в таз с водой). В добрый путь!

Подул легкий ветерок, и наши парусники легко заскользили по речной глади. (Дети дуют каждый на свой парус, пытаясь, чтобы его кораблик плыл быстрее.)

«Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони —
по Волге - реке!


(Т. Киселева)

Игра «Буль- буль»

Оборудование: стакан с водой; трубочки для коктейля. 

Ход игры: 

Показать ребенку, как подуть трубочкой в стакан.

В стакан, наполовину наполненный водой, опустить коктейльную трубочку и подуть в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дать трубочку ребенку и предложите подуть.

Логопед:

Давай поиграем и сделаем веселый буль- буль! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

«Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!»

(С.Маршак)

Чтобы заинтересовать ребенка, к каждому упражнению подбирается веселое название и обязательно стихотворение или считалка и тогда дыхательная гимнастика превратится в веселую увлекательную игру!













Информационные источники:

Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н, Шинкова Т.Г., Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи, М.; 2004

Лебедева Н.В., Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи, М.; 2000

Молькова, Н.  "Деревце дыхания" [Текст] : пособие для развития речевого дыхания / Н. Молькова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 98-99

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ispolzovanie-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-rechevogo-dihaniya-s-detmi-mladshego-doshkolnogo-vozra-2654999.html


https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-radugu.htm










Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 22.09.21 в 20:26 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.