Родительское собрание «Особенности организации учебного труда девятиклассника»

1
0
Материал опубликован 12 December 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №21"

Методическая разработка

родительского собрания №2

"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА ДЕВЯТИКЛАССНИКА"

Классный руководитель

9 "а" класса

Поштариков А.А.

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


 

г. Элиста.


 

Родительское собрание №2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ТРУДА ДЕВЯТИКЛАССНИКА

Классный руководитель: Поштариков А.А.

Цель:

- выявить представление родителей об организации учебной работы обучающихся в школе и дома;

- дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;

- познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.

- дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

- дать рекомендации родителям по оказанию помощи в подготовке к экзаменам.

В девятом классе завершается обучение ребенка в основной общеобразовательной школе.
Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен выбрать форму завершения среднего образования: продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержании уже знакомых дисциплин. В конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим оценкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение.

Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?». Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению.
Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему. Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое.
Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам, и никто не звонит ему, редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.
Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование.
Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед этими детьми тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз.
Таким образом, построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее, и важнейший шаг здесь – выбрать форму завершения среднего образования.

Учебно-познавательные интересы в огромной мере заполня­ют жизнь старшеклассников, определяют их положение в семье, кол­лективе сверстников. Они влияют на все другие их духовные запросы и интересы, на их жизненные и профессиональные устремления.

Юношеский возраст - это время жадного накопления знаний, уме­ний, время, когда усваиваются общечеловеческие духовные ценности, вырабатывается свое отношение к ним. Именно в этом возрасте все чаще обнаруживается та или иная способность, ярко выраженный инте­рес к чему-либо. По замечанию К. Д. Ушинского, в юности обобщение знаний и опыта не идет равнодушно, оно сопровождается внутренним волнением; большое значение придается личной оценке тех или иных по­нятий и отношений, с которыми сталкивается и которые усваивает рас­тущий человек.

В юношеском возрасте ярко проявляются индивидуальные раз­личия в интересах и склонностях. Заметно выделяются две группы юношей и девушек; если у одних нет ярко выраженных склоннос­тей и по всем предметам они учатся примерно одинаково, то у других четко обозначены интересы, про них уже известно и учителям, и свер­стникам, что эти ребята усердно занимаются и любят одни предме­ты и равнодушны к другим или просто пренебрегают ими.

Что вызывает интерес к тем или иным учебным предметам? Причин много, но наиболее значимы такие: интересное препо­давание предмета; интерес к самому его содержанию; высокая общественная оценка, престижность данной области знаний; практичес­кая значимость предмета, связанная с жизненными планами; увлека­тельность самого процесса получения знаний, требующего самостоя­тельной, активной деятельности, умственной и практической; успехи в усвоении предмета, соответствие предмета склонностям.

Почти у всех девятиклассников есть и мало интересующие их предметы. В чем тут дело? Ведь для большинства ребят характер­на достаточно высокая заинтересованность в учении. Но, увы, удов­летворение своих познавательных интересов - даже по избранным предметам - испытывают далеко не все. Налицо расхождение меж­ду потребностью учиться, положительным отношением к задаче до­бывать знания и удовлетворением от учения.

Из всего этого ясно, что причины пониженного интереса к тем или иным предметам связаны, главным образом, с тем, что способы преподавания (и способы усвоения) отстают от возросших интеллек­туальных потребностей и возможностей старших школьников. Не лю­бят они механического заучивания. А в повседневной учебной дея­тельности сохраняются два основных способа работы: объяснение учителя и самостоятельные занятия с учебником. Отсюда нередко надоедливое однообразие. Все же другие способы, развивающие твор­ческую мысль, самостоятельность в поиске знаний, познавательную активность, используются недостаточно. Не испытывая удовольствия, радости от учения, не умея самостоятельно, свободно пользоваться различными способами учебной работы, многие ребята начинают тя­готиться учением.

Вот почему так важно старшему школьнику учиться само­стоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отби­рать нужные сведения, прочно их запоминать, связывать с другими, быть на уровне современных достижений. Только так может появиться подлинный интерес к науке, к познанию, только в этом случае он бу­дет стойким, побуждающим к деятельности. И если мы сейчас по­можем юному человеку развить потребность в знаниях, умение при­обретать их, то эти важные качества останутся с ним после оконча­ния школы.

Учение старших школьников нам надо бы чаще рассматри­вать с той точки зрения, насколько в нем сильны элементы подготов­ки к самообразованию. Если в младших классах стояла задача «учить учиться», то теперь эта задача приняла такой вид: «учить учиться самостоятельно», т. е. учить технике самообразования, растить по­требность в знаниях, в постоянном самосовершенствовании.

Но что такое учить учиться самостоятельно? Это, по сути, постараться помочь ребятам найти собственный, индивидуальный стиль работы, который позволил бы как можно полнее раскрыть особенности личности, учитывал бы своеобразие темперамента и характера, эмоций и мыслительной деятельности. К отличитель­ным свойствам стиля можно отнести, например, темп работы (весь­ма различный у разных ребят) или последовательность выполне­ния заданий.

Вместе с тем очень важно, чтобы старшие ребята не упускали из виду, что им надо постоянно совершенствовать свои приемы и спо­собы работы и овладевать наиболее рациональными. К сожалению, пока что от класса к классу растет диспропорция между объемом и сложностью знаний, которые ребята должны усвоить, и теми спосо­бами, которыми они для этого располагают.

Старшеклассников надо специально учить тому, как законспек­тировать статью, записать лекцию, им надо дать навыки самостоя­тельного поиска нужной информации, объяснить, как пользоваться библиографией, справочными материалами, каталогами и т. д.

Качество работы самым очевидным образом зависит от уме­ния организовать ее. Будем поэтому учить ребят планировать свои дела, выбирать наиболее подходящий режим дня, ценить время, ра­зумно распределять его.

Значительная доля перегрузки старшеклассников обусловлена тем, что они не умеют самостоятельно работать с книгой, именно поэтому их домашний труд тяжел, нерационален и малоэффективен. Более того, неумение работать с книгой тормозит умственное и нравственное раз­витие будущего гражданина. Ведь цель учебы, в том числе и домаш­ней, не просто овладение знаниями, но и - повторим еще раз - развитие самостоятельности мышления, воспитание способностей, формирова­ние богатого духовного мира, нравственно здоровой личности.

К сожалению, умения самостоятельно и активно работать с источ­ником знаний - и в первую очередь с учебником - у многих и многих нет. Только 5-6% ребят полноценно воспринимают художественную литера­туру. С учебной литературой дело обстоит еще хуже. Словом, к стар­шим классам сплошь и рядом задача самостоятельной работы с кни­гой оказывается для школьников слишком трудной, если не непосильной.

Но у вас, родители, сейчас есть все возможности для того, чтобы вос­полнить пробелы. Конечно, было бы лучше, если бы нужные умения сложились своевременно, тем не менее, сейчас вы можете опереться на возросшие интеллектуальные силы ваших детей.

Методические рекомендации

Для того чтобы успешно выполнять домашнюю работу, подросткам необходимо придерживаться рекомендаций, разработанных учеными.


 

Правила домашней работы:

Увидеть главное (выделить главную мысль, правило, закон).

Диалог с автором (в ходе чтения ученик как бы беседует с автором, проверяет, совпадают ли его предположения с материалом учебника).

Научиться ставить вопросы (в ходе чтения в сознании учени­ка должны рождаться вопросы к тексту).

Составление плана (набрасываем пункты плана; пункт плана - это короткая, в одно предложение, формулировка основного содержа­ния части текста).


 

Собственно запоминание, самоконтроль (самоконтроль - не­обходимое условие и понимания, и запоминания).

Советы деловому человеку

«Как работать»:

Входить в работу нужно постепенно. Вначале лучше выпол­нить работу средней трудности.

Лучше работать в одно и то же время, при одних и тех же условиях, в привычной последовательности действий.

Работать с напряжением, но без перенапряжения. Нужно чередовать труд и отдых. Через 45 минут переключаться на дру­гие виды деятельности: физкультуру, домашний труд, слушание му­зыки и т. д.

«Запомните правило простое: работаете сидя — отдыхайте стоя!» (В. В. Маяковский).

Всегда доводите дело до конца, при встрече с трудностями не теряйтесь, спокойно проанализируйте положение и преодолейте воз­никшие препятствия.

«Считайте несчастным тот день или тот час, в который вы не
усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию»

(Я. А. Каменский).

Не будьте «хронофагом». Это греческое слово означает чело­
века, напрасно растрачивающего время (буквально — «пожиратель
времени»). Он способен по минутам растратить день, «просеять» часы как песок сквозь пальцы. Будьте суровы с хронофагом, безжалостно остановите его, выпроводите, запретите «съедать» ваше время.

Д. С. Лихачёв говорил:

«Бездельник вечно занят. Бездельнича­нье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону, ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник все­гда занят...»

Памятка «Организуй самого себя»

(по А. Н. Лутошкину)

- Точно определяйте цель своей деятельности,

- Сосредоточьте свои усилия на главном,

- Придумайте себе стимулы,

- Научитесь говорить себе «нет»,

- Используйте время полностью,

- Приступайте к делу сразу же.

- Следите за тем, на что вы тратите свободное время,

- Старайтесь разнообразить занятия,

- Воспитывайте в себе уважение к своему времени.

- Учитесь слушать.

- Приобретите привычку к записной книжке, дневнику.

- Дали слово - держите; дали обязательство - выполните.

 

Подбор материала:

- сборник «Родительские собрания»., автор Лупоядова Л.Ю.,

Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2009 г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.